Организация работы по речевому развитию детей в ДОУ
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Уразбаева Гузель Закировна

  Организация работы по речевому развитию детей в ДОУ

 

Целью работы педагога в ДОУ по развитию речи детей является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_raboty_po_rechevomu_razvitiyu_detey_v_dou.docx63.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Организация работы по речевому развитию детей в ДОУ

 

Целью работы педагога в ДОУ по развитию речи детей является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью

-как средством общения и культуры;

-обогащение активного словаря;

-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

-развитие речевого творчества;

-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

-знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Методы и приемы развития речи

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Наглядные методы. Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, педагог применяет метод наблюдения или его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов. Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, педагог знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные средства, показ картин и фотографий, кинофильмов и диафильмов.

Словесные методы в детском саду связаны с художественным словом. Педагог читает детям художественные произведения, предусмотренные программой. Используются и более сложные методы — заучивание наизусть, пересказ. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяют или наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций), или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки — предмета и т.д.).

Практические методы. Цель этих методов-обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер.

Дидактическая игра используется для решения всех задач развития речи. Работу со знакомым литературным текстом можно проводить с помощью игры-драматизации, настольной инсценировки. Эти же методы применимы для обучения рассказыванию. При ознакомлении детей с некоторыми явлениями быта и природы.

К практическим методам следует отнести наглядные игры-занятия, игры-инсценировки этического характера. Основная задача игр-занятий-воспитание культуры поведения детей, которая чрезвычайно важна для развития речи, так как обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи.

 

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Приемы развития речи:

·                     словесные

·                     наглядные

·                     игровые

 

            Наиболее распространены следующие словесные приемы:

Речевой образец-правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность педагога. Образец должен быть доступен для повторения, подражания. Для того чтобы добиться осознанного восприятия детьми образца, увеличить роль детской самостоятельности, полезно сопровождать образец другими приемами—пояснениями, указаниями. Речевой образец преподносится детям подчеркнуто четко, громко, неторопливо.

Повторение-преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.

Объяснение-раскрытие педагогом сущности какого-либо явления или образа действия. Наиболее широко применяется этот прием в словарной работе.

Указания-разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата.

Словесное упражнение-многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей.

Оценка детской речи-развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, характеризующее качество выполнения ревой деятельности.

Вопрос-словесное обращение, требующее ответа, задание ребенку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний. Классификация вопросов: репродуктивные (Что? Какой? Где? Куда? Как? Когда? Сколько? и т. п.); поисковые, (Зачем? Почему? Чем похожи? и др.).

 

Наглядные приемы-показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения), показ положения органов артикуляции при произнесения звуков и др.— также обычно сочетаются со словесными приемами, например образец произношения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого.

 

Средства развития речи:

·         общение взрослых и детей;

·         культурная языковая среда, речь воспитателя;

·         обучение родной речи и языку на занятиях;

·         художественная литература;

·         различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).

Основные направления работы по развитию речи:

·         Развивающая речевая среда;

·         Формирование словаря;

·         Звуковая культура речи;

·         Грамматический строй речи;

·         Связная речь;

·         Подготовка к обучению грамоте (подготовительная группа).

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности и специфики дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, от опыта и творческого подхода педагога.

Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация.

Образовательные ситуации используются:

-в непосредственно образовательной деятельности

-в процессе организации различных видов детской деятельности детей, заданных ФГОС. Они направлены на формирование у детей знаний, умений рассуждать, делать выводы, на развитие умений в разных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественно литературы и фольклора, конструктивной, изобразительной, музыкальной, двигательной);

-в ходе режимных моментов и направлены на закрепление имеющихся знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.

 

Понятие «игровые технологии речевого развития» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных  педагогических игр, которые обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются технологии речевого развития. Для формирования и активизации связной речи дошкольников используются следующие технологии:

http://player.myshared.ru/104/1405549/slides/slide_4.jpg

 

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

В Федеральных требованиях определено, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом.

 

Взаимодействие по развитию речи с родителями детей дошкольного возраста можно реализовать через:

  • информационно-аналитические формы (анкетирование, сбор информации);
  • досуговые формы (развлечения, праздники, досуги);
  • познавательные формы общения с родителями (родительские собрания, конференции, консультации, беседы, индивидуальные поручения);
  • наглядно-информационные формы организации общения (информационные стенды, папки-передвижки).

http://player.myshared.ru/104/1405549/slides/slide_25.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Организация работы по речевому развитию детей в ДОУ»

Сценарий педагогического совета. Будет полезен тем коллективам ДОУ, которые реализуют годовую задачу по развитию речи, а также  всем кто интересуется данным разделом работы с детьми....

Организация работы по речевому развитию детей в ДОУ

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком ...

Организация работы по речевому развитию детей раннего возраста

В работе представлены материалы из личного опыта работы по речевому развитию детей раннего возраста....

«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ»

«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ»    Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонети...

Организация работы по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста.

Речь - это основа человеческого разума, венец творения природы, с самого раннего детства жизнь человека связана с языком.Ребенку еще нет года, а он прислушивается к звукам речи, колыбельной песни...

«Содержание и организация работы по речевому развитию детей дошкольного возраста в ДОО»

Одной из основных задач дошкольного образования - формирование правильной речи ребенка....

Организация работы по речевому развитию детей в ДОУ

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмо...