Педагогический совет «Организация работы по речевому развитию детей в ДОУ»
методическая разработка по развитию речи по теме

Губренко Жанна Анатольевна

Сценарий педагогического совета. Будет полезен тем коллективам ДОУ, которые реализуют годовую задачу по развитию речи, а также  всем кто интересуется данным разделом работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_po_rechevomu_razvitiyu.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет

Тема: «Организация работы по речевому развитию детей в ДОУ»

Ход педагогического совета.

1. Итоги тематической проверки.

2. Вступительное слово. Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания. Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития детей. Комплексный подход к решению задач развития речи и речевого общения в детском саду (взрослого с детьми и детей друг с другом, как на занятиях, так и вне занятий) предусматривает значительное увеличение и обогащение возможностей для участия в речевом общении каждого ребенка.

Обучение языку и развитие речи рассматриваются не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками – фонетическими, грамматическими, лексическими), но и в сфере общения детей друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными умениями). Отсюда важным становится формирование не только культуры речи, но и культуры общения.

Основная задача речевого развития детей дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей

Таким образом, основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развернутого высказывания – решаются на протяжении всего дошкольного детства.  Однако, на каждом возрастном этапе задачи постепенно усложняются, меняются методы обучения.

Сегодня мы рассмотрим характеристику речевого развития детей в разных возрастных группах.

Выступление воспитателей групп.

Вторая часть нашего педсовета пройдет в форме «Творческой гостиной».

Работа в творческих группах:

1.Назовите формы речи (диалогическая, монологическая)

2.Какие умения развиваются у детей в диалоге (выслушивать собеседника, задавать вопрос, отвечать на вопросы).

3.Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий (описание).

4.Как называется текст, в котором развитие сюжета разворачивается во времени (повествование).

5. Какому возрасту соответствует задача: научить детей воспринимать текст, читаемый воспитателем (первая младшая)

6. Какому возрасту соответствует задача: научить пересказывать короткие сказки и рассказы не только хорошо знакомые, но и впервые прочитанные на занятии.

Ведущий. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача – каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

А сейчас предлагаю вам немного поиграть.

Педагоги разбиваются на три команды, каждая группа выбирает свой метод  ознакомления детей с литературой и подобрать к нему приемы. После этого команды рассказывают, как выбранные ими приемы можно использовать в работе с детьми.

Методы и приемы ознакомления детей с литературой

Метод

Приемы

Словесный

Чтение произведений

Вопросы к детям по содержанию произведений

Пересказ произведения

Заучивание наизусть

Выразительное чтение

Беседа по произведению

Прослушивание аудиозаписи

Практический

Элементы инсценировки

Игры- драматизации

Дидактические игры

Театрализованные игры

Использование разных видов театров

Игровая деятельность

Наглядный

Показ иллюстраций, картинок, игрушек

Элементы инсценировки

Движения пальцами, руками

Схемы

Алгоритмы

Просмотр мультфильмов, видеокниг

Оформление книжной выставки

Ведущий. Книжный уголок – необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате ДОУ. Его наличие необходимо в комнатах всех возрастных групп. Книжный уголок должен располагаться так, чтобы даже самый маленький ребенок мог достать любую понравившуюся книгу. В книжном уголке рекомендуется выставлять разные книги: и новые, красивые и зачитанные и аккуратно подклеенные. Количество книг в уголке не регламентировано. Если воспитатель знакомит детей с творчеством одного автора и в его распоряжении имеются 2-3 книги писателя или поэта можно выставить их. Меняя предмет разговора, меняем и книги. Если педагог говорит о жанре сказки можно выставить 5-7 книг сказок. Состав книжного уголка  может не меняться, если его содержание необходимо воспитателю и детям. В книжном уголке можно выставлять портреты писателей и художников – иллюстраторов детской книги.

Примеры тематики книжных уголков:

  1. Творчество автора
  2. Произведения зарубежных авторов
  3. Произведения одинаковые по названию, но принадлежащие разным авторам
  4. Тематический книжный уголок «Птицы», «Животные» и другие
  5. Сказки
  6. Детские журналы
  7. Произведения, положенные в основу мультфильмов
  8. Азбуки

Ведущий. Давайте теперь вместе сформулируем требования к оформлению книжных уголков.

  1. Рациональность размещения в группе
  2. Соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы
  3. Соответствие интересам детей
  4. Сменяемость
  5. Эстетическое оформление
  6. Востребованность материала

А теперь мы с вами попробуем создать книжный уголок в разных возрастных группах.

Педагоги разбиваются на команды, каждая из которых будет соответствовать определенной возрастной группе: младший, средний и старший дошкольный возраст. Из предложенных книг они должны отобрать те, которые подходят для оформления книжного уголка в их группе, и выбрать тематику.

Ведущий. Проанализируйте диалог двух знакомых:

- Привет! Слушай, была счас в магазине «Радуга», там портфели продают. Ты кажись искала.

- Я была в этом магазине, мне там не понравились, в «Юности» красивше. И продавщицы лучше: мне понравился один, она мне другой предложила. Потом зашла на рынок, купила несколько килограмм помидор, яблоков, груш, баклажан.

-Ой, зайдем сюда, выпьем соку. Ты какой будешь?

- Ананасный.

- А я попрошу, пожалуй, черное кофе.

Ведущий. Педагог как участник воспитательно – образовательного процесса в детском саду должен владеть коммуникативно-речевыми умениями, он должен владеть умениями: анализировать речевую ситуацию и прогнозировать речевое общение; ориентироваться в способах диалогического общения с учетом норм речевого этикета проводить самоанализ речевой деятельности, уметь общаться с родителями.

И сегодня мы с вами проведем практические упражнения на развитие коммуникативно-речевых умений.

Упражнение «Достижение цели».

Задание. Выбрать партнера и попросить у него какой-либо предмет (очки, ручку и т.д.)

Задача. Высказать свою просьбу так, чтобы собеседник не смог найти ни одного аргумента, чтобы отказать вам.

Подведение итогов.

Упражнение «Знакомство».

Ситуация. Молодая мама в нерешительности стоит у кабинета заведующего детским садом, рядом ребенок с игрушкой.

Задача. Познакомиться с молодой мамой, выступив инициатором общения в одной из ролей – «руководитель», «воспитатель», «родитель».

Упражнение «Алло, алло!...»

Ситуация.  Вам необходимо получить или передать деловую информацию по телефону.

Задача. Вам необходимо установить контакт по телефону (приветствие, просьба пригласить нужного вам человека и передать информацию); найти оптимальные формы речевого общения, соблюдая этикетные нормы общения по телефону, если ваш собеседник - «руководитель», «коллега», «родитель».

Ситуация. На одной из встреч с родителями воспитатель объяснял нежелательность опоздания детей к утренней гимнастике и к завтраку. Несмотря на это, Миша появился в дверях группы, когда завтрак уже заканчивался.  «Покормите его, пожалуйста», - сказала его мама, поспешно исчезая за дверью.

Спрогнозируйте варианты Вашей речевой реакции на ситуацию, если:

А)  мама обратилась к вам в категоричной форме;

Б)  ребенок признался, что «они с мамой проспали»;

В) ребенок сказал, что мама поругалась с папой;

Г) ребенок рассказал, что по дороге они с мамой увидели выпавшего птенца и искали для него безопасное место.

Как мы уже говорили, развитие связной речи является задача,  аккумулирующая в себе все остальные задачи развития речи детей. А использование в работе схем, сочинение сказочных историй является прекрасным приемом в этой работе.

Сейчас вы при помощи символов должны составить сказку и затем рассказать её.

Педагоги работают со схемой, составляют сказку. Затем все педагоги придумывают её сюжет, после этого команда предлагает свой вариант.

Подведение итогов педсовета. Уважаемые коллеги, сегодня на нашем педсовете мы рассмотрели вопросы речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении, на практике работали с методическими приемами  данного раздела программы, выполняли упражнения направленные на развитие коммуникативных умений и творческие задания.

По результатам педсовета принимаются следующие решения:

Воспитателям:

  1. Принять к исполнению рекомендации по результатам тематической проверки «Организация работы по развитию речи в детском саду».
  2.  Для развития речевой активности детей систематически использовать в работе разнообразные методы и приемы, как в организованной, так и в свободной деятельности воспитателя и детей (в течение года).

 3. Продолжать вести индивидуальную работу с детьми по развитию речи (ежедневно).

Старшему воспитателю:

  1. Подготовить консультацию для воспитателей «Речевой этикет педагога» (октябрь 2010 год)

1.Назовите формы речи

 

2.Какие умения развиваются у детей в диалоге

3.Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий

4.Как называется текст, в котором развитие сюжета разворачивается во времени

5. Какому возрасту соответствует задача: научить детей воспринимать текст, читаемый воспитателем

6. Какому возрасту соответствует задача: научить пересказывать короткие сказки и рассказы не только хорошо знакомые, но и впервые прочитанные на занятии.

Методы и приемы ознакомления детей с литературой

Метод

Приемы

Словесный

Беседа по произведению

Схемы

Алгоритмы

Прослушивание аудиозаписи

Практический

Элементы инсценировки

Игры- драматизации

Дидактические игры

Чтение произведений

Театрализованные игры

Использование разных видов театров

Выразительное чтение

Наглядный

Показ иллюстраций, картинок, игрушек

Элементы инсценировки

Движения пальцами, руками

Пересказ произведения

Заучивание наизусть

Просмотр мультфильмов, видеокниг

Оформление книжной выставки

                                                                                        Игровая деятельность

                                                                                        Вопросы к детям по содержанию произведений

- Привет! Слушай, была счас в магазине «Радуга», там портфели продают. Ты кажись искала.

- Я была в этом магазине, мне там не понравились, в «Юности» красивше. И продавщицы лучше: мне понравился один, она мне другой предложила. Потом зашла на рынок, купила несколько килограмм помидор, яблоков, груш, баклажан.

-Ой, зайдем сюда, выпьем соку. Ты какой будешь?

- Ананасный.

- А я попрошу, пожалуй, черное кофе.

- Привет! Слушай, была счас в магазине «Радуга», там портфели продают. Ты кажись искала.

- Я была в этом магазине, мне там не понравились, в «Юности» красивше. И продавщицы лучше: мне понравился один, она мне другой предложила. Потом зашла на рынок, купила несколько килограмм помидор, яблоков, груш, баклажан.

-Ой, зайдем сюда, выпьем соку. Ты какой будешь?

- Ананасный.

- А я попрошу, пожалуй, черное кофе.

Упражнение «Достижение цели».

Задание. Выбрать партнера и попросить у него какой-либо предмет (очки, ручку и т.д.)

Задача. Высказать свою просьбу так, чтобы собеседник не смог найти ни одного аргумента, чтобы отказать вам.

Подведение итогов.

Упражнение «Знакомство».

Ситуация. Молодая мама в нерешительности стоит у кабинета заведующего детским садом, рядом ребенок с игрушкой.

Задача. Познакомиться с молодой мамой, выступив инициатором общения в одной из ролей – «руководитель», «воспитатель», «родитель».

Упражнение «Алло, алло!...»

Ситуация.  Вам необходимо получить или передать деловую информацию по телефону.

Задача. Вам необходимо установить контакт по телефону (приветствие, просьба пригласить нужного вам человека и передать информацию); найти оптимальные формы речевого общения, соблюдая этикетные нормы общения по телефону, если ваш собеседник - «руководитель», «коллега», «родитель».

Ситуация. На одной из встреч с родителями воспитатель объяснял нежелательность опоздания детей к утренней гимнастике и к завтраку. Несмотря на это, Миша появился в дверях группы, когда завтрак уже заканчивался.  «Покормите его, пожалуйста», - сказала его мама, поспешно исчезая за дверью.

Спрогнозируйте варианты Вашей речевой реакции на ситуацию, если:

А)  мама обратилась к вам в категоричной форме;

Б)  ребенок признался, что «они с мамой проспали»;

В) ребенок сказал, что мама поругалась с папой;

Г) ребенок рассказал, что по дороге они с мамой увидели выпавшего птенца и искали для него безопасное место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Организация совместной работы педагога с родителями»

Форма проведения: деловая игра.Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.План педсовета:Выступление старшего во...

Произведения устного народного творчества в педагогической работе по речевому развитию детей раннего возраста

Устное народное творчество — это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а передаваемого из уст в уста, из поколения в поколение. Устное народное творчество - неоценимое богатств...

Использование произведений устного народного творчества в Педагогической работе по речевому развитию детей раннего возраста

Использование произведений устного народного творчества в Педагогической работе по речевому развитию детей раннего возраста....

Методическая разработка «Использование устного народного творчества в педагогической работе по речевому развитию детей раннего возраста »

Методическая разработка «Использование устного народного творчества в педагогической работе по речевому развитию детей раннего возраста »...

Консультация для педагогов «Система педагогической работы по речевому развитию детей дошкольного возраста».

Речь-это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.Цель работы по развитию речи в дошкольных учреждениях-формирование устной речи и куль...

Презентация к педагогическому совету «Организация и руководство опытно – экспериментальной деятельностью детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия...