Социализация детей с ОВЗ с учетом особенностей восприятия
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Вонда Олеся Александровна

В статье представлен опыт работы по социализации и адаптации детей с ОВЗ с учетом их восприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 города Новосибирска

"Образовательный центр - гимназия № 6 "Горностай"

дошкольное отделение

(Шатурская, 4)

Доклад на тему:

Социализация детей с ОВЗ с учетом особенностей восприятия

Воспитатель:

Вонда О. А.

Новосибирск, 2016

Социализация детей с ОВЗ с учетом особенностей восприятия

В настоящее время в системе образования на первый план выдвигается создание условий для становления личности каждого ребенка с учетом особенностей его психического и физического развития, его образовательных потребностей и возможностей.

 Категория детей с особенностями здоровья нуждается в глубоком всестороннем изучении и в организации специальной педагогической помощи. Одной из важнейших задач обучения и воспитания детей с ОВЗ является психологическое и социальное развитие детей, и в первую очередь формирование у них образцов позитивного социального поведения, ознакомление с культурой поведения в обществе, обучение навыкам повседневной деятельности. Работа по развитию способностей к общению должна осуществляться на протяжении всего дня: в режимные моменты и в специально организованных ситуациях. 

Как показывают многочисленные исследования и собственный опыт работы, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют искаженное восприятие. Наша задача – сделать так, чтобы общение приносило ребенку радость, было приятно ему, вызывало положительные эмоции, педагогу же следует даже самый незначительный успех отмечать похвалой. Для того чтобы организовать комфортную среду по социализации детей с ОВЗ, необходимо провести наблюдение, диагностику, беседу с родителями, по возможности с педагогами, которые занимались с ребенком. Все это поможет воспитателю выявить особенности восприятия каждого ребенка, узнать какие звуки приносят радость; какие ощущения снижают тревожность. Так, учитывая индивидуальные особенности восприятия, педагогу необходимо создать условия для коммуникации, к которой ребенок сам стремился бы.

Как известно, особую сложность при адаптации и включении в группу детского сада составляют дети с аутизмом. Данная категория детей имеет грубые нарушения коммуникативного поведения, что значительно затрудняет процесс социализации. Половина деток нашей группы имеют аутистические расстройства. Эффективным для установления коммуникации с такими детьми оказалось использование жестово-двигательных игр. Эти игры используются с давних времен, с первых дней жизни ребенка, когда он еще не умеет говорить, ходить, общаться. Они способствуют установлению эмоционального контакта, развитию навыков взаимодействия, формированию «Я-позиции», осознанию границ «Я и другой». Такие игры позволяют ребенку ощущать свое движение и тактильные ощущения, осознавать себя в границах собственного тела, границы другого, движение другого. Жестово-двигательные игры представляют собой синтез ритма, движения, слова, голоса, мелодии. Именно это сочетание объясняет их особую эффективность в работе с глубоко аутичными детьми.

Данные игры способствуют развитию навыков подражания. Полагаем, что подражание лежит в основе развития всех видов деятельностей, но данный навык  слабо  развит у детей с аутизмом. На первых этапах ребенок может просто сидеть на руках у взрослого и наблюдать за действиями участников, затем взрослый может проделывать определенные действия на ребенке (стучать по ножке, ритмично гладить по спинке). В дальнейшем педагог переходит к совмещенным действиям, а потом к совместно-разделенным и самостоятельным. Подбирать подпевки стоит так, чтобы дети в игре брались за руки, смотрели друг другу в глаза.

Жестово-двигательные игры способствуют развитию речи. Несколько раз прослушав присказку к понравившейся игре, ребенок начинает тихонько совместно с воспитателем проговаривать слова, а затем самостоятельность в речи увеличивается.

С детьми, имеющими повышенную двигательнаую активность, возбудимость, быстро переключаемое внимание, можно использовать коврик с нашитыми пуговицами. Такой коврик укладывается на колени и работает как физически удерживающий элемент, тормозящий возбуждение, снимающий стресс. Уже в течение года мы успешно используем такой коврик, когда занимаемся изобразительной деятельностью и лепкой.

Развивая тактильное восприятие, предлагаем детям рисование  различными средствами: кистями разной толщины, зубными щетками, губками, собственными пальчиками, ладонями, ватными палочками, зубочистками, салфетками, ватой… Такие способы рисования расширяют представления ребенка об окружающем мире, повышают его познавательный интерес, заставляют его гордиться выполненной работой, развивают исследовательскую деятельность, а также пробуждают интерес к работе других детей (например, если дети рисуют разными средствами). Все это способствует накоплению коммуникативных навыков.

Большой эффективности при снижении стресса, раздражительности, повышенной импульсивности, а также для установления положительного эмоционального контакта можно достичь, используя различные сыпучие материалы. Игра детей мелкими игрушками с погружением их в манную и гречневую крупу, фасоль, бобы, кинетический и обыкновенный песок развивает воображение, мелкую моторику, речь, способствует установлению контакта со взрослым и сверстниками. Успешно проходит занятие с пересыпанием крупы в различные емкости. При этом ребенок учится выполнять инструкции взрослого, выходит на диалогическую речь с ним. Нужно отметить, что работа с сыпучими материалами оказывает влияние не только на тактильное восприятие, но и на обонятельное. Ведь такие крупы, как гречневая, имеют запах, также мы используем зерна кофе и ароматерапию. Запахи таких масел, как мята, мелисса способствуют снятию напряжения, успокаивают и расслабляют не только детей, но и взрослых.

Многие дети с ОВЗ имеют искаженное слуховое восприятие. Чтобы музыкальные занятия проходили продуктивно и комфортно для воспитанников, мы предлагаем детям в группе различные упражнения с простыми музыкальными инструментами: погремушками, колокольчиками, бубнами. Музыкальное сопровождение на занятиях в группе играет большую роль. При организации подвижных игр заводная, ритмичная музыка поднимает настроение, пробуждает желание двигаться. Если же занятие требует усидчивости, внимательности, то продуктивно скажется прослушивание тихой, спокойной классической музыки.

В связи с нарушениями в развитии речи и коммуникации, аутисты, алалики затрудняются в общении с окружающими, и часто общение заменяется проблемным поведением. Применение визуальной поддержки, позволяет "запустить" коммуникацию; уменьшить проблемное поведение, а также способствует развитию внимания и зрительной памяти. Визуальная поддержка – один из видов взаимодействия между детьми, ребенком, который не владеет свободной связной речью и воспитателем. Многим деткам с особенностями в развитии сложно уловить звучащую речь, нужно то, что можно увидеть. Это может быть картинка, схема или фотография. На самом деле, мы все пользуемся визуальными инструментами, например, пишем списки покупок, дел. Плакаты визуальной поддержки с изображением различных зданий, мест, предметов и действий, актуальных для ребенка необходимы для  усвоения детьми новой информации, правил, инструкций, обогащения речи, взаимодействия друг с другом и со взрослыми. А также, мы считаем, что это даст большой толчок в развитии речи, обучению последовательности в действиях так как, используя подобную поддержку, ребенок может, показывая, рассказать о том, где он был, что делал. Гайдушенко Н.Е., учитель-дефектолог, отмечает, что использование визуальной поддержки снижает уровень тревожности и, следовательно, частоту поведенческих проблем.

Таким образом, при регулярном воздействии на восприятие детей с особенностями в развитии достигается установление с ними зрительного, и тактильного контакта. Учет особенностей восприятия при работе с такими детьми способствует созданию эмоционально положительного микроклимата в группе, снятию стресса и тревожности; облегчает адаптацию ребенка в детском коллективе; помогает усвоить нормы социально приемлемого поведения. Все это создает основу успешной социализации детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности Консультация для родителей Тема: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой

Консультация для родителейТема: «Возрастные особенности восприятиялитературных произведений дошкольниками изадачи ознакомления детей с книгой»ПодготовилаВоспитатель гр. №4Прокуратова  Г. А....

Рекомендации для родителей с учетом особенностей темперамента детей.

Советы по воспитанию детей с разными темпераментами....

Социализация детей дошкольного возраста с учетом требований ФГОС ДО

В настоящее время проблема социального развития ребенка особенно актуальна, т.к. одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является со...

Социализация детей дошкольного возраста с учетом требований ФГОС ДО

В презентации выделены основные условия успешной социализации детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО...

Допматериал к консультации для педагогов Особенности восприятия сенсорных эталонов дошкольниками. Методы развития восприятия и памяти у детей 2-7 лет

   Презентация к консультации для педагогов "Особенности восприятия сенсорных эталонов дошкольниками. Методы развития внимания и восприятия детей 2-7 лет"...

Консультация для педагогов Особенности восприятия сенсорных эталонов дошкольниками. Методы развития внимания и восприятия у детей 2-7 лет

   Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления и...