Стендовая консультация "Социализация детей с ОВЗ"
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Вонда Олеся Александровна

Опыт работы по социализации и адаптации детей с ОВЗ с учетом их особенностей восприятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 города Новосибирска

"Образовательный центр - гимназия № 6 "Горностай"

дошкольное отделение

(Шатурская, 4)

Тезисы к стендовой консультации

Воспитатель:

Вонда О. А.

Новосибирск, 2016

Тема работы: 

Социализация детей с ОВЗ с учетом особенностей восприятия

Автор работы: 

Вонда О. А., воспитатель МАОУ ОЦ «Горностай» ДО «Золотой ключик»

Одной из важнейших задач обучения и воспитания детей с ОВЗ является психологическое и социальное развитие детей, и в первую очередь формирование у них образцов позитивного социального поведения, ознакомление с культурой поведения в обществе, обучение навыкам повседневной деятельности.

Как показывают многочисленные исследования и собственный опыт работы, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют искаженное восприятие. Учитывая индивидуальные особенности восприятия, педагогу необходимо создать условия для коммуникации, к которой ребенок сам стремился бы.

Социализация с учетом особенностей тактильного восприятия
         Использование подвижно-жестовых игр способствует:

-развитию непосредственного взаимодействия ребенка и взрослого: развитие зрительного контакта, внимания к действиям взрослого; преодоление страха тактильного взаимодействия;

- развитию представлений о собственном физическом Я, помогают переживать свои действия и движения, осознавать их и придавать им социальное значение; развивают произвольность, самоконтроль, внимание и пространственную ориентировку;

- развитию навыков подражания;

-развитию речи;

-развитию взаимодействия со сверстниками. По мере увеличения самостоятельности ребенка в такие игры можно подключать еще одного-двух сверстников. Подбирать подпевки стоит так, чтобы дети в игре брались за руки, смотрели друг другу в глаза.

Использование физически удерживающего элемента, позволяющего развивать усидчивость, снимать напряжение (коврик с нашитыми пуговицами).

Упражнения и игры с сыпучими материалами (гречневой и манной крупой, бобами, фасолью, песком) снижают стресс, раздражительность,  импульсивность, способствуют  установлению положительного эмоционального контакта. При этом ребенок учится выполнять инструкции взрослого, выходит на диалогическую речь с ним.

Рисование различными средствами (кистями разной толщины, зубными щетками, губками, собственными пальчиками, ладонями, ватными палочками, зубочистками, салфетками, ватой). Такие способы рисования расширяют представления ребенка об окружающем мире, повышают его познавательный интерес, заставляют его гордиться выполненной работой, развивают исследовательскую деятельность, а также пробуждают интерес к работе других детей (например, если дети рисуют разными средствами), что способствует накоплению коммуникативных навыков.

Социализация с учетом особенностей слухового восприятия

Упражнения с простыми музыкальными инструментами: погремушками, колокольчиками, бубнами.

Музыкальное сопровождение занятий в группе. При организации подвижных игр заводная, ритмичная музыка поднимает настроение, пробуждает желание двигаться, взаимодействовать. Если же занятие требует усидчивости, внимательности, то продуктивно скажется прослушивание тихой, спокойной классической музыки.

Исследовательская деятельность. Некоторые дети проявляют страх при звуках льющейся воды. Чтобы избавиться от страха, мы проводим различные опыты с водой.  Ребенок должен контролировать ситуацию, ощущать себя хозяином действия, которое приносит дискомфорт: «Лью воду - слышу неприятный для меня звук; перестаю это делать – не испытываю раздражения, я хозяин ситуации, мне нечего бояться».

Социализация с учетом особенностей визуального восприятия

Визуальная поддержка – один из видов взаимодействия, коммуникации между детьми, ребенком, который не владеет свободной связной речью и воспитателем. Применение визуальной поддержки, позволяет "запустить" коммуникацию, навыки общения; уменьшить проблематичное поведение, а также способствует развитию внимания и зрительной памяти. «Поддержать» ребенка визуально можно схемами, рисунками, наклейками, плакатами, фотографиями.

Социализация с учетом обонятельного восприятия
          Использование ароматерапии

Использование сыпучих материалов с запахами (гречневая крупа, зерна кофе)

Вывод

Таким образом, при регулярном воздействии на восприятие детей с особенностями в развитии достигается установление с ними зрительного, и тактильного контакта. Учет особенностей восприятия при работе с такими детьми способствует созданию эмоционально положительного микроклимата в группе, снятию стресса и тревожности; облегчает адаптацию ребенка в детском коллективе; помогает усвоить нормы социально приемлемого поведения. Все это создает основу успешной социализации детей с ОВЗ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Индивидуальные особенности поведения детей в период адаптации» (стендовая консультация)

Возрастные особенности, возможности детей, показатели, определяющие их развитие, знать необходимо. Но не менее важно знать и индивидуальные особенности детей. В возрасте 2—3 лет ребенок уже имеет свой...

Стендовый доклад "Развивающие пособия как фактор раннего развития детей 1,5 - 3 лет"

Материал из опыта работы с неорганизованными детьми раннего возраста (не посещающими детский сад)...

Стендовая информация "Дети и родители"

Данная информация будет полезна для родителей детей любого возраста. Именно с такими проблемами часто приходят родитлеи на консультации к педагогу-психологу детского сада. Надеюсь, что мои работы укра...

стендовый доклад "Формирование здоровьесберегающего поведения у детей в ходе реализации проекта “Как устроен человек”.

За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось, увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья и хронические заболевания. Поэтому очень важным на сегод...

Стендовая презентация для родителей детей дошкольного возраста «Чудо-пальчики».

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.»В.А. СухомлинскийПальчиковые игры существуют очень давно и сопровождают нас в течении всей жизни. «Сорока, сорока кашу варила», - говорит мама и водит па...

Стендовый доклад "Развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей через поисково-исследовательскую деятельность".

Формирование у детей основ научного мировоззрения ,  целостности мыслительного процесса, через развитие познавательной активности, в ходе которого ребенок последовательно выделяет в доступных ему...