Консультация для воспитателей "Развитие наглядно-образного мышления у дошкольников с нарушениями зрения"
консультация по коррекционной педагогике

В данном материале говорится о развитии наглядно-образного мышления у дошкольников с нарушениями зрения. Работа в данном направлении проходит в три этапа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Наглядно-образное мышление18.62 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Комитет по образованию администрации городского округа

«Город Калининград»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

ДЕТСКИЙ САД № 113

Консультация для воспитателей

«Развитие наглядно-образного мышления у дошкольников с нарушениями зрения»

                                                             Учитель-дефектолог Буздырина О. Б.

 

г. Калининград

Коррекционно-педагогическая работа по развитию наглядно-образного мышления проводится в три этапа:

1 этап – опознание простых предметных изображений;

2 этап – опознание сложных предметных изображений;

3 этап – чтение сюжетных изображений.

В результате проводимых мероприятий решаются следующие задачи:

  1. Превращение внешних перцептивных действий во внутренние.
  2. Закрепление навыков основных информационных признаков изображений.
  3. Формирование механизма объединения признаков и их симмультивного опознания.

Основными приемами работы с наглядно-образными методиками являются:

  1. Поиск и обнаружение изображения.
  2. Различение иформативных признаков.
  3. Целостное и фрагментарное опознание частей изображений.
  4. Целостное опознание на основе объединения признаков и частей.
  5. Составление и сравнение изображений и их частей.

На 1 этапе при изучении простых предметных изображений идет опознание формы, цвета и величины.

1.Опознание предметных изображений по форме.

Сначала ребенок учится воспринимать форму предмета. Основной формообразующей структурой является контур.

Для отработки приемов определения и опознания контура используются различные задания:

  • совмещение силуэтного трафарета с изображением;
  • обведение контура карандашом;
  • опознание контурных изображений по деталям;
  • выделение заданного контура из зашумленного поля;
  • маскировочная сетка, наложение контурных изображений один на другой.

Упражнения даются в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Младшая группа: «Совмещение силуэтного трафарета с изображением», «Обведение контура карандашом», «Найди и назови такую же форму».

Средняя группа: «Найди предмет такой же формы», «Составь целое из частей», «Найди игрушку, похожую на прямоугольник, круг», «Чего не хватает?» и др.

Старшая группа: «На что похоже», «Танграм», «Дорисуй предмет», «Дополни изображение до целого», «Составь целое из частей» и др.

Подготовительная группа: «Чего в предмете не хватает?», «Размести на схеме соответствующие фигуры», «Дорисуй по точкам» и др.

2. Опознание предметных изображений по цвету.

Для того, чтобы ребенок научился узнавать, выделять и называть цвет в окружающем, используются различные задания.

Младшая группа: «найди все красное, «Собери цветы», «Подбери по цвету».

Средняя группа: «Улетающие шары», «Спрячь мышку», «Закончи узор».

Старшая группа: «Подбери по цвету и оттенкам», «Праздничный салют», «Разноцветная дорожка».

Подготовительная группа: «Разложи по оттенку», «Найди такой же подарок (шапку) по цвету среди других цветовых сочетаний», «Подбери по оттенку».

3.Опознание предметных представлений по величине.

Сначала ребенку предлагается воссоздать образ объекта из его признаков, деталей, фрагментов.

Например: « Составь целое из частей». Затем ребенку дается задание на нахождение и дополнение недостающих фрагментов изображения: «найди вторую половину», «Что без чего?», «Дорисуй вторую половинку».

В дальнейшем ребенок выполняет задания на сравнение предметных изображений и нахождение различных признаков: «Найди маленький красный шар среди других», «Найди вот такой домик» и др.

2 этап – опознание сложных предметных изображений.

Данный этап включает в себя следующие мероприятия:

  • описание рисунка и нахождение ориентационных зависимостей между объектами;
  • взаимоположение объектов на рисунке и пространственные взаимоотношения между объектами;
  • изучение законов перспективы, знание о линии горизонта;
  • опознание объектов – перекрытий;
  • частичное наложение одного изображения на другое;
  • определение целого из частей;
  • опознание «зашумленных» объектов.

На втором этапе усложняется иллюстративный материал опознания предметных представлений по темам «Растения» и «Животные». Идет формирование представлений об объектах и закрепление их в памяти. Основной прием обучения: подробное описание и анализ каждого рисунка под руководством педагога.

Особенно важным является работа по обобщению и категоризации изображений по классам и функциональным признакам. Для этого используются логические задания:

  • выделение однородных изображений из серии картинок;
  • выделение четвертого лишнего;
  • нахождение объектов по словесному описанию;
  • сравнение предметов и изображений в разных масштабах и установление изображений в реальной величине.

После того, как ребенок научился правильно определять пространственные соотношения на простом рисунке, начинается работа со сложными предметными изображениями, которые отличаются от простых наличием цветового фона, второго плана и множеством деталей. Например, простой рисунок собаки на белом фоне, а сложный – собака со щенками на фоне травы и цветов.

Проводится работа по умению читать «зашумленные рисунки», так как во многих предметных рисунках присутствует частичное наложение, когда предмет первого плана перекрывает предмет, находящийся за ним, а для этого ребенку научиться домысливать недостающую часть перекрытого предмета.

3 этап предполагает задания по чтению сюжетных изображений.

Ребенка учат устанавливать причинно-следственные связи с пространственно- временными представлениями. Можно использовать серию картин с последовательно развивающимся сюжетом. Например, серия сюжетных картин «Вова и Жучка», «Заяц и снеговик»

Литература: Э.П. Малева «Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеопто-ортоптическому лечению», Москва, «Парадигма», 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие логического мышления у старших дошкольников с нарушением зрения средствами развивающей игры"

В настоящее время в странах всего мира наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих самые разные  нарушения развития. А нарушения зрения в этом перечне "стоят" на одном из перв...

Консультация для родителей "Развитие пространственной ориентировки у дошкольников, имеющих нарушения зрения".

При обучении слабовидящего ребенка ориентировке в пространстве первостепенной задачей является развитие у него целенаправленного зрительного восприятия пространства и расположенных в нем предметов. Ну...

Консультация для воспитателей "Формирование предметных представлений у дошкольников с нарушением зрения"

    Формирование предметных представлений является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики. Осознанное восприятие предметного мира формирует у детей реальные представл...

Статья на тему: "Создание условий для развития алгоритмического мышления у старших дошкольников с нарушениями зрения "

В данной статье из опыта работы представлены различные средства педагогической практики, направленные на развитие алгоритмического мышленя у детей дошкольного возраста"....

Консультация для воспитателей: «Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения через систему дидактических игр» 3-й год обучения

Данный материал содержит дидактические игры на развитие зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения. Игры даны с постепенным усложнением и направлены на развитие восприятия цвета, формы и ...

Консультация для воспитателей: «Методы и приемы обучения дошкольников с нарушениями зрения»

В данном материале рассказывается о метадах и приемах работы с дошкольниками, имеющими нарушения зрения. Указаны как дидактические методы и приемы, так и специальные, направленные на стимуляцию и разв...

Консультация для воспитателей: "Формирование сенсорных эталонов у дошкольников с нарушениями зрения через дидактическую игру"

В данном материале содержатся игры и упражнения по развитию сенсорных эталонов у дошкольников с нарушениями зрения. Материал дан по возрастам. Указаны цели каждой игры....