"Развитие ребёнка в правильной речи"
статья по коррекционной педагогике

Евсеева Антонина Викторовна

       Речь для нас является одной из главных потребностей. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст.   Ранний возраст — это период достаточно бедного словарного запаса, употребление детьми облегченных слов, отсутствие или искажение ими отдельных звуков. Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rebyonka_v_pravilnoy_rechi.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие ребёнка в правильной речи

       Речь для нас является одной из главных потребностей. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст.

       Ранний возраст — это период достаточно бедного словарного запаса, употребление детьми облегченных слов, отсутствие или искажение ими отдельных звуков. Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

       Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

       Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно.

       Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей –явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих.

Почему же проблема развития речи является одной из актуальных?

       В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) и семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

       Чтобы речь у детей была правильной, предлагаю игры и упражнения, которые родители смогут проводить дома.

Игры и упражнения для детей 1,5-2 лет.

       1. Развитие артикуляционной моторики.

·  Упражнение «Лягушки улыбаются»

Квака любит улыбаться Тянуть губы прямо к ушкам

Рот у Кваки до ушей Очень нравится лягушкам

Хоть завязочки пришей. Улыбаются, смеются

А глаза у них, как блюдца.

·       Упражнение «Заборчик»

Зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем

А сейчас раздвинем губы – посчитаем наши зубы.

·       Упражнение «Хобот слоненка»

Подражаю я слону: губы хоботом тяну…

Даже если я устану, их тянуть не перестану.

Буду долго так держать, свои губы укреплять.

·       Упражнение «Трубочка»

Мои губы – трубочка – превратились в дудочку.

Громко я дудеть могу: Ду-ду, ду-ду-ду, ду-ду, ду-ду-ду.

·       Упражнение «Лягушка-слоненок-дудочка»

Свои губы прямо к ушкам мы растянем как лягушки.

А теперь слоненок я, видишь – хобот у меня.

А сейчас мы дудочки, дудочка - погудочки.

·       Упражнение «Язык-силач»

Язычок у нас силач – в зубы упирается,

Сильно напрягается, горкой выгибается.

Силачу пора на отдых, мы его положим спать.

А потом начнем опять.

·  Упражнение «Качели»

На качелях я качаюсь: вверх – вниз, вверх – вниз.

Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.

·       Произнесение по картинкам гласных звуков: качаем куклу(ААА), болит зуб (ООО), гудит поезд(УУУ), летит самолет(ЫЫЫ)

звукосочетаний: рубим дрова (ЭХ), укололи палец (ОЙ), мычит корова (МУ) и т.п.

·       «Обезьянка кривляется» - показать смешные рожицы.

·         «Котёнок лакает молоко» - лакательные движения языком

·         «Кошка рассердилась и шипит» - надуть щеки и с силой выдохнуть воздух.

       2. Игры и упражнения по развитию слухового внимания.

·       «Ручки-ножки» - отгадать и повторить хлопки-притопы ( за ширмой или без ширмы)

·       «Пальчик-пальчик» - стучать пальчиком о другой пальчик, на слово «ай» спрятать ручки за спину.

·       «Умные ножки» - шагать под звуки барабана, менять ритм.

·       «Колыбельная» - мама качает дочку и поет низким голосом А-А-А, дочка качает куклу и поет высоким голосом А-А-А.

·       «Шумовые коробочки» - крупа разных размеров, скрепки, горох, манка и т.п.

·       «Дождик» - повторить ритм постукивания карандашом, ладошкой по полу, металлофона, погремушки и т.п.

·       «Угадай, где звучит» - дети бегут в сторону звучащего предмета.

·       «В лесу о тропинке бежали зверюшки» - передать хлопками ритм движения

·       «Кто идет по дорожке?» - угадать животное по ритму переданному звучанием барабана.

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

       1. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

«Помогаю маме». Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением  ужина. Малыш  крутится  возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам  посильную помощь и потренирует свои пальчики.

«Волшебные палочки». Дайте ребёнку счетные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает  из них простейшие геометрические  фигуры, предметы и узоры. А вырезанные  из бумаги круги, овалы,  трапеции дополнят изображения.

       2. Игры по формированию грамматического строя речи.

«По дороге из детского сада».

«Я заметил». Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим. А еще обязательно укажем,  какие они.

Вот – почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая.

Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

«Волшебные очки». Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным  (синим, зеленым и. т.п.).

Посмотри вокруг в волшебные очки., какого цвета все стало, скажи : красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный забор и т. д.

       3. Игра по формированию слоговой структуры слова.

«Перепутаница». Жили - были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться.

Слова: босака  (собака), ловосы (волосы), лекосо ( колесо), посаги ( сапоги),

и пр.

       4. Игра по обогащению словаря ребенка.

«Доскажи словечко». Вы начинаете  фразу, а ребенок ее заканчивает.

например: ворона каркает, а воробей…( чирикает). Сова летает, а заяц… (прыгает). У коровы теленок, а  у лошади…( жеребенок) и т.п.

Игровое упражнение «Чьё всё это?»

Детям показывается картинка с изображением животного и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза?

- Корова – коровий, коровье, коровья, коровьи.

- Заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи.

- Овца – овечий, овечье, овечья, овечьи.

- Лошадь – лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.

- Кошка – кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.

Игры на развитие связной речи

Игровое упражнение «Если бы…»

Детям предлагают пофантазировать на такие темы, как:

- «Если бы я был волшебником, то …»

- «Если бы я стал невидимым…»

- «Если весна не наступит никогда…»

       Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

       Задача логопеда мотивировать родителей на совместное общение с детьми. Важно заинтересовать и ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Роль семьи в развитие правильной речи у ребёнка»

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка - одна из важнейших задач в системе образования....

Внеклассное занятие по речевому развитию Тема: «Праздник правильной речи»

Внеклассное занятие по речевому развитиюТема: «Праздник правильной речи»...

Консультация для родителей "Сенсорное развитие ребёнка с нарушением речи".

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запа­хе, вкус...

Консультация "Ребёнок и правильная речь"

Словарный запас малыша к полуторагодовалому возрасту вполне может превышать двести слов. Однако слова эти, как правило, ребёнок воспроизводит с некоторыми искажениями, шепелявит и путает местоп...

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА: КАК ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ?

Возраст «почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю и родителям: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?».Ребенок может буквально засы...

Индивидуальный план профессионального развития «Формирование устной правильной речи у дошкольников посредством реализации задач УМК, использование инновационных подходов в условиях реализации ФГОС ДО»

Индивидуальный план профессионального развития «Формирование устной правильной речи у дошкольников посредством реализации задач УМК,  использование инновационных подходов в услови...

Индивидуальный план профессионального развития «Формирование устной правильной речи у дошкольников посредством реализации задач УМК, использование инновационных подходов в условиях реализации ФГОС ДО»

Индивидуальный план профессионального развития «Формирование устной правильной речи у дошкольников посредством реализации задач УМК,  использование инновационных подходов в услови...