Организация коррекционно-педагогической работы по формированию положительного взаимодействия со сверстниками у детей раннего и младшего дошкольного возрастов
методическая разработка по коррекционной педагогике

Коррекционно-педагогическая работа с детьми проводится в несколько этапов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация коррекционно-педагогической работы по формированию положительного взаимодействия со сверстниками у детей раннего и младшего дошкольного возрастов

Коррекционно-педагогическая работа с детьми проводится в несколько этапов. Первый этап – диагностический, включает скрининг диагностику и психолого-педагогическую диагностику развития ребёнка. Скрининг диагностику проводят педагоги центра совместно с психологом на первых адаптационных групповых занятиях. В ходе, которой выявляются дети, испытывающие трудности при включении в групповые занятия. Эти дети совместно с родителями приглашаются  на индивидуальные диагностические занятия с психологом.

Параллельно путём анкетирования, наблюдения и беседы с родителями выясняется уровень педагогической компетентности и потребностей семьи в вопросах воспитания и обучения ребёнка. В результате диагностического этапа определяется индивидуальный образовательный маршрут сопровождения семьи. По окончанию диагностического этапа составляется индивидуальная программа развития и обучения ребёнка.

На втором этапе организовываются индивидуальные занятия с детьми, направленные на формирование  у них потребности к общению с новым взрослым. Содержание занятий направлено на формирование у ребёнка интереса к взрослому, положительных эмоциональных проявлений; инициативных действиях, в процессе общения со взрослым; чувствительности к отношению взрослого; интересе к совместным действиям с взрослым. Большое значение придаётся формированию умений детей использовать элементарные жесты при взаимодействии с новым взрослым.

После того, как дети начинают активно включаться в совместную деятельность с взрослым, проявлять инициативу на занятиях, коррекционно-педагогическая работа  с детьми выстраивается на занятиях в «малых группах» (по два ребенка) – третий этап. В результате коррекционного воздействия решаются следующие задачи: формирование интереса к сверстнику и совместным действиям с ним, в ситуации, организованной взрослым; формирование коммуникативных средств общения (жесты, речь), направленных на нового взрослого и сверстника; формирование навыков социального поведения.

В целях решения задачи по формированию интереса к сверстнику детей обучают ориентировочно - исследовательским действиям: приближаться друг к другу, рассматривать лицо, фигуру, элементы одежды друг друга; учат внимательно относиться к ребёнку, прекращать действия, неприятные для него; побуждают детей проявлять инициативным действиям по отношению друг к другу, демонстрировать свои  умения.

При решении данной задачи наиболее эффективными являются следующие приёмы: опосредованное включение во взаимодействие через близкого взрослого; организация детских игр перед зеркалом: малышей побуждают рассматривать себя и сверстника в зеркало, при этом часто используют одинаковые элементы костюмов (шапочки, юбочки, бусы, платочки и т.д.); организуют работу с семейными альбомами, групповыми фотографиями, детей учат находить себя и  сверстника по фотографиям, побуждают называть по имени другого малыша.

В  целях формирования интереса к совместным действиям со сверстником, дети объединяются в «малую группу» на музыкальных занятиях, занятиях по развитию движений, постепенно включаются в занятия по формированию предметно-игровых действий, по формированию интереса к продуктивным видам деятельности.

Детей последовательно учат: играть рядом, не мешая друг другу; подражать действиям сверстника; совместно выполнять действия для достижения положительного результата; действовать по очереди, уступать и меняться игрушками; обращаться к сверстнику с просьбой и др.

Для решения задачи по формированию интереса к совместным действиям со сверстником наиболее эффективными являются приёмы, используемые последовательно: создание игровых ситуаций, в которых не используются игрушки: групповые пляски, прослушивание музыки, физкультминутки, подвижные игры. В процессе взаимодействия дети имеют возможность включаться в дейятельность, подражая взрослому и сверстнику; организация игровых упражнений, в которых используются одинаковые игрушки: колокольчики, салютики, одинаковые куклы, коляски и т.д.;  использование игр с игрушками, предполагающими взаимодействие двоих детей (качалки, качели, прыгунки), совместное выполнение заданий для достижения положительного результата (перемещение больших по размеру игрушек, постройки из крупных деталей конструктора и т.д.);  в занятия включаются игры и упражнения, в которых нужно уступать или меняться игрушками; задания, предполагающие  очерёдность выполнения действий: катание с горки, групповые поделки, лото, поочерёдные пляски, театр  би-ба-бо и т.д.; создание ситуаций, при которых детям необходимо  обратиться с просьбой к сверстнику, уступить, поделиться. 

В целях решения задачи   формирования коммуникативных средств общения  малышей учат тактильно-эмоциональным средствам выражения своих чувств к сверстнику;  побуждают  оценивать действия другого ребёнка, используя жесты одобрения и порицания  и сопровождать их словами.

В целях решения данной задачи наиболее эффективными являются следующие приёмы: показ мимики взрослого, пантомимических движений взрослого (воспроизведение указательного жеста, жестов  «Дай», «На», «Иди-иди», «Пока» и т.д); голосовые модуляции (разговорный голос, шепотная речь); демонстрация педагогом доброжелательного отношения к детям и мамам: ласковое обращение к ребенку по имени; зрительный контакт «глаза в глаза»; двигательные и тактильные действия (поглаживание ребенка, прижатие к груди, поглаживание руками ребенка глаз, рта, щек мамы, педагога); эмоционально-речевая похвала -  оценка действий ребенка на словах или в виде эмоций радости, удовольствия («молодец», хлопки в ладоши).  В рамках решения задачи  по развитию навыков социального поведения у детей формируют адекватное поведение на групповых занятиях:  не мешать другому ребёнку в ходе занятия,    совместно со сверстником, помогать педагогу готовить материал для занятий  и после занятий помогать педагогу убирать пособия, наводить порядок; самостоятельное выполнение навыков опрятности и гигиены. Наиболее эффективными являются следующие приёмы: создание ситуации,  выполнить определенное действие, которое требовало помощь другого ребёнка (при подметании пола: один ребёнок подметает веником, другой держит савок и др.), сюрпризные моменты, предложение любимого вида деятельности, игры в виде поощрения.

В дальнейшем дети постепенно включаются в групповые формы работы (третий этап)  с целью совершенствования у  них средств и приемов общения, совместных игровых действий, активизации познавательной деятельности.  В конце периода обучения для ребёнка определяется дальнейший образовательный маршрут, определяется тип дошкольного учреждения необходимый ребёнку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование интереса к художественному слову у детей раннего и младшего дошкольного возраста".

В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать детям. В статье говорится о том, как воспитать читателя в ребенке....

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей раннего и младшего дошкольного возраста со сверстниками.

Электронный методический сборник статей, конспектов, игр, консультаций для воспитателей и родителей по развитию социально-коммуникативных навыков у детей раннего и младшего дошкольного возраста со све...

План работы творческой группы педагогов по теме «Формирование познавательно – исследовательской деятельности у детей раннего и младшего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО»

Цель: Создание условий для роста педагогического и методического мастерства воспитателей групп раннего возраста.Задачи:1.      Повысить информационный уровень по вопросам восп...

Тема:«Организация работы по художественно-эстетическому развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО»

Планирование и организация занятий в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»...

Организация работы по профилактике нарушения произносительной стороны речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Организация работы по профилактике нарушения произносительной стороны речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста. 1.Нарушение речи – достаточно распространённое явление среди дете...

Из опыта работы "Дидактические игры и пособия для познавательного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Представляю вашему вниманию  самостоятельно разработанные дидактические игры и пособия для познавательного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста....