Логическое развитие и ребёнок с РАС
консультация по коррекционной педагогике

Данилова Елена Николаевна

  Восприятие и переработка информации у аутичных детей происходят особым образом. Им очень трудно быть гибкими и взаимодействовать с меняющимися обстоятельствами, смотреть на вещи с разных сторон. Вырабатывающиеся навыки жестко связаны для них с ситуацией обучения. Они и воспроизводят его так, как усвоили, и с трудом используют в другой ситуации. Им трудно самим сопоставлять усвоенные знания, связывать их со своим жизненным опытом. Знания и опыт лежат как будто в разных ячейках сознания и не взаимодействуют друг с другом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logicheskoe_myshlenie_i_rebyonok_s_ras.docx17.23 КБ

Предварительный просмотр:

Логическое мышление и ребёнок с РАС

     Мы живем в 21 веке, веке информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений.  
Поэтому важно развивать у ребенка-дошкольника 
умение логически мыслить, анализировать и синтезировать информацию, делать выводы и умозаключения, обобщать и конкретизировать, классифицировать представления и понятия, и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания, но все иначе происходит у детей с РАС.
  Восприятие и переработка информации у аутичных детей происходят особым образом. Им очень трудно быть гибкими и взаимодействовать с меняющимися обстоятельствами, смотреть на вещи с разных сторон. Вырабатывающиеся навыки жестко связаны для них с ситуацией обучения. Они и воспроизводят его так, как усвоили, и с трудом используют в другой ситуации. Им трудно самим сопоставлять усвоенные знания, связывать их со своим жизненным опытом. Знания и опыт лежат как будто в разных ячейках сознания и не взаимодействуют друг с другом. 

  Аутисты сложно воспринимают все новое. Они могут обучаться, но в приемлемом для себя ритме. Если вдалбливать в них знания, ничего не выходит. Аутист возводит вокруг себя «стену» для защиты от негативных ощущений и переживаний, вызванных контактом с внешним миром. Его нельзя оттуда вытаскивать силой — но можно выманивать, создавая ситуацию максимального благоприятствования. Только то, что ребёнок сделает по желанию, а не под давлением, станет его собственным опытом, которым он будет пользоваться в дальнейшем».

  Демонстрируя  особенности логики  аутистов , И. Шпицберг  приводит забавный пример: «если спросить человека с аутизмом, как его зовут, он может подумать: «Кого зовут? Меня не зовут. Кого-то звали вчера. Вчера я был на железнодорожной станции. Там был большой зеленый поезд», — и ответить: «Зеленый поезд».

   Словесно-логическое мышление – это мышление, оперирующее понятиями. Оно представляет собой генетически поздний формирующийся вид мышления.   Во всех видах мышления встречаются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Характеризуя тот или иной вид мышления, всегда имеют в виду, как протекают у человека эти мыслительные операции. У большинства детей с РАС даже к концу обучения отмечается существенное недоразвитие этой высшей формы мыслительной деятельности. Таким образом, мышление у детей с ранним детским аутизмом имеет свои специфические особенности и отличается рядом характерных черт. У таких детей нарушены реакции на слуховые и зрительные раздражители. Обычно затруднено понимание речи. Наблюдается расстройство в социальном использовании устной речи и языка жестов.

  Когда ребенок научится играть  в разной обстановке с другими детьми и педагогом, следующий шаг — научить его логически оперировать идеями.      Когда ребенок научится творчески использовать идеи,  мы должны будем подтолкнуть его к логическому мышлению и осмыслению вещей и явлений, каков бы ни был при этом его возраст (у детей с нормальным развитием эта стадия обычно наступает между тремя и четырьмя годами, но у детей с РАС она может начинаться и позже).  Этот этап основан на том, чем ребенок уже занимается; взрослый помогает ребенку не только порождать идеи, но и понятно их выражать, чтобы адекватно отвечать на то, что говорят и делают другие. Когда дети осваивают ответы на вопросы «почему», это служит признаком того, что они уже способны легко связывать идеи друг с другом. Детям с РАС это порой дается тяжело из-за нарушений обработки слуховой информации. Поэтому педагог или помощник должен их стимулировать и повышать их мотивацию. Они будут заниматься тем же, что и раньше, — от ролевых игр до двигательных упражнений и участия в общих делах, вроде полдника и уборки, но теперь элементом любого занятия будут диалоги, и педагог будет постоянно добиваться от детей, чтобы они логически связывали свои слова с его словами. Их отношения должны строиться не на принципе «Делай, как я говорю» или «Работай тихо»,  а  скорее, «Давай обсудим»; нам нужна активная живая атмосфера со счастливыми детьми, которые постоянно разговаривают, связывая свои идеи с идеями ребёнка, чтобы по-прежнему следовать за ребенком, но побуждать его теперь к развитию и расширению выдуманных сюжетов, и затем — к перебрасыванию мостов между идеями. Способствуйте тому, чтобы ребенок отвечал подробно и логично. Побуждайте его просто больше болтать, активнее использовать воображение и говорить осмысленно.

 Работа с детьми с расстройством аутистического спектра требует терпеливости, вдумчивости, изобретательности, систематичности, нешаблонного решения педагогических проблем. Четкая «пошаговость» обучения, точно проработанная система подкреплений и помощи педагога позволяют делать обучение безошибочным для аутичного ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие «Логическое развитие детей дошкольного возраста»

Задача развития логического мышления детей дошкольного возраста становится все более актуальной. Элементы логики классов уже традиционно входят в программу математического образования дошкольник...

методика иследования словесно-логического развития

для детей начальных классов, у меня детки сильные я использовала для подготовительной группы....

Конспект занятия на тему "Интеллектуально-логическое развитие детей логопедической группы "Заюшкина избушка""

Играя с палочками Кюизенера, дети уточняют состав числа 6, решают мыслительные задачи, помогая зайчику веруться в свою лубяную избушку....

Проект "Логическое развитие детей старшего дошкольного возраста"

В данном проекте показано, как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. В работе с дош...

“Логическое развитие младших дошкольников”

Что такое логические блоки? И зачем они нужны?Во многих странах мира успешно используется дидактический материал "Логические блоки",  разработанный венгерским психологом и математиком Д...

Методическая разработка "Логическое развитие у старших дошкольников"

Данный материал поможет соориентировать педагогов и родителей на основные принципы логического мышления старших дошкольников....