Формирование неречевых процессов в дошкольном возрасте
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Вера Викторовна Пантелеева

Речь играет исключительно важную роль в формировании высших психических функций ребенка. Все психические процессы у ребенка: восприятие, внимание, память, мышление, воображение – взаимосвязаны с ней. Речь формируется под воздействием всех познавательных процессов, но, в свою очередь, и внимание, и память, и мышление развиваются под влиянием речи. Эти связи проявляются как при сохранном, так и при нарушенном онтогенезе. Так, обобщенность восприятия зависит от уровня развития речи, развитие связной речи возможно лишь при сформированности операций сравнения, анализа, синтеза. Дошкольный возраст является сензитивным периодом развития всех познавательных процессов, в этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Дети с общим недоразвитием речи, являясь основным контингентом логопедических групп дошкольных учреждений, составляют сложную, разнообразную группу по тяжести проявления дефекта и по природе её возникновения. 

Очень часто у детей с ОНР имеет место задержка темпа психического развития, что проявляется в незрелости высших психических функций – внимания, восприятия, памяти, мышления и воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnimanie_voobrazhenie_._2_.pptx2.54 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование неречевых процессов в дошкольном возрасте . Выполнила : Пантелеева Вера Викторовна (группа 11.19)

Слайд 2

Речь играет исключительно важную роль в формировании высших психических функций ребенка. Все психические процессы у ребенка: восприятие, внимание, память, мышление, воображение – взаимосвязаны с ней. Речь формируется под воздействием всех познавательных процессов, но, в свою очередь, и внимание, и память, и мышление развиваются под влиянием речи. Эти связи проявляются как при сохранном, так и при нарушенном онтогенезе. Так, обобщенность восприятия зависит от уровня развития речи, развитие связной речи возможно лишь при сформированности операций сравнения, анализа, синтеза. Дошкольный возраст является сензитивным периодом развития всех познавательных процессов, в этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно.

Слайд 3

Дети с общим недоразвитием речи, являясь основным контингентом логопедических групп дошкольных учреждений, составляют сложную, разнообразную группу по тяжести проявления дефекта и по природе её возникновения. Очень часто у детей с ОНР имеет место задержка темпа психического развития, что проявляется в незрелости высших психических функций – внимания, восприятия, памяти, мышления и воображения.

Слайд 4

Внимание.

Слайд 5

Внимание дошкольника начинает привлекаться предметами и объектами, связанными с переживаниями, вызываемыми эмоциями, а также раздражителями, имеющими непосредственную связь с потребностями ребенка. С развитием же произвольного внимания дети в силах направить свое сознание и удерживать его довольно долго на определенных явлениях, объектах, пока есть интерес. В завершении дошкольного периода дети способны к получасовым занятиям. Внимание переходит в произвольное, а от него уже к начальной ступени послепроизвольного , когда дошкольник сам возвращается к заинтересовавшей ранее деятельности, бывшей объектом произвольного сосредоточения

Слайд 6

Формированию сферы внимания способствуют: Организация режима дня с правильно подобранными задачами (умеренная нагрузка, перемена видов деятельности). Подбор материала эмоционально насыщенного, вызывающего интерес. Включение развивающих упражнений.

Слайд 7

Игры на развитие внимания: «Лабиринты» «Исправь ошибки Незнайки» «Да и нет не говорить» «Найди и вычеркни» «Сравни предметы»

Слайд 8

Память.

Слайд 9

Для раннего дошкольного периода характерно механическое запоминание, осуществляемое путем повторений. Ребенок опирается на внешние связи объектов. Старшие дошкольники приобретают навык смыслового запоминания, фундамент которого заложен на содержательных связях частей материала, также материала и прошлого опыта. Образная память долгое время является преимущественной для дошкольника. Познавательные процессы, в особенности восприятие и мышление, влияют на ее развитие. Дети при запоминании выделяют преимущественно яркие признаки у предмета. С развитием интеллектуальной сферы развивается словесная память. Ребенок запоминает существенные связи объектов. Двигательная память дошкольника значительно развивается благодаря сформированному зрительному образу. Роль взрослого в качестве образца по мере усвоения движений уменьшается, и дети сравнивают движения уже со своими личными идеальными представлениями. Это значительно расширяет двигательные возможности детей.

Слайд 10

Игры на развитие памяти: «Что изменилось?, чего не стало?» «Добавь слово» «Воспроизведение текста» «Повтори, не ошибись»

Слайд 11

Восприятие.

Слайд 12

Для развития восприятия объединяются психические процессы и опыт, получаемый из окружающего мира. Активному развитию восприятия способствует разнообразная деятельность: конструирование, рисование, просмотр фильмов, прогулки. Особое значение отдается ролевым играм, где моделируются фрагменты окружающей информации, вызвавшие интерес, и познается воспринятая информация. Сущность восприятия отражается в получении и переработке полученных данных из внешнего мира. Дошкольник узнает, выделяет уникальные свойства объектов, их особенности, назначение. Активно развиваясь, восприятие позволяет детям узнавать интересующие их предметы, выяснять существующие связи. Целесообразно организованные доступные виды деятельности способствуют развитию восприятия. Источник: https://szabotoi.ru/razvitie/poznavatelnye-processy-u-detey#vnimanie .

Слайд 13

Игры на развитие восприятия: «Разрезные картинки» «Чего не хватает? » «Волшебный мешочек» «Узнай на вкус, по запаху» «Какие предметы спрятаны в рисунках?» «Узнай по контору, по тени» «Понимание текста» «Назови, какой формы предмет или его часть» «Лото по лексическим темам» «Топни/хлопни» «Определи предмет по части» «Где что находить?» (пространственные представления)

Слайд 14

Мышление.

Слайд 15

Накопленная за период раннего возраста образная информация и простейшие понятия служат основой развития мышления. За счет оперирования дошкольником образами расширяются границы познания. Усвоение понятий во многом определяет развитие мышления. Особенно трудным для дошкольника является правильное определение понятия. Он объединяет несоединимые по логике признаки предметов.. В пятилетнем возрасте дети понимают причинные связи объектов, переходят от глобальных к точным объяснениям, от внешних признаков к скрытым, внутренним, постигают обобщенную закономерность. Уровень мышления зависит от познавательной активности, формируемой семьей и дошкольным учреждением. Используя продуктивные виды познавательной деятельности, к примеру, дидактические игры, взрослые оказывают непосредственное благотворное влияние на развитие мышления дошкольника. Дошкольный возраст характерен переходом к словесно-логическому, когда ребенок решает поставленные задачи, используя речь. Это подразумевает формирование у детей внутреннего плана действий, присущего логическому мышлению.Источник : https://szabotoi.ru/razvitie/poznavatelnye-processy-u-detey#vnimanie

Слайд 16

Игры на развитие мышления: «Загадки» «четвёртый лишний» «Классификация» «Что перепутал художник?» «На что похож предмет?» «Подскажи словечко» «Последовательность событий» «Кому что дадим? Кому что нужно?» «Бывает не бывает»

Слайд 17

Воображение.

Слайд 18

Развитие воображения влияет на формирование всей познавательной сферы, обуславливая мыслительную деятельность и способствуя расширению словарного запаса. Появление умения создавать замысел, достигать его, отражает рост воображения в дошкольном возрасте. Дошкольник фантазирует произвольно до начала деятельности, обдумывает ее ход, планирует процесс воплощения. Для раннего дошкольного периода характерны фантазии, основанные на небольшом изменении чего-либо существующего. Затем ребенок разрабатывает оригинальные сюжеты и образы. Важной характеристикой воображения считается его реализм, умение отделить возможное от невозможного. Воображение, отличаясь познавательно-интеллектуальной функцией, позволяет ребенку удовлетворить познавательные потребности.Источник : https://szabotoi.ru/razvitie/poznavatelnye-processy-u-detey#vnimanie

Слайд 19

Игры на развитие воображения: «Придумай рассказ, окончание сказки» «Укрась слово» (подбор эпитетов) «Волшебные превращения» «Составление изображений из различных объектов» «Незаконченный рисунок» «Составь загадку»

Слайд 20

Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всесторонние гармоническое развитие. Учитывая единство формирования познавательной и речевой деятельности в процессе онтогенеза, включение в структуру логопедической работы специального содержания, обеспечивающего развитие познавательной деятельности, позволяет повысить эффективность преодоления общего недоразвития речи.

Слайд 21

Приложение.

Слайд 22

Основу игр и упражнений составляют рекомендации, представленные в методических пособиях и книга таких авторов, как: Агранович З.Е., Смирнова Л.Н., Тихомирова Л.Ф., Русланова Н.С., Пожиленко Е.А., Атухова Т.А., Стребелева Е.А., Катаева А.А., Ткаченко Т.А., Филичива Т.Б., Чиркина Г.В., Каше Г.А., Морозова И.А., Граб Л.М. и др.

Слайд 23

З.Е.Агранович Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР Санкт-Петербург «ДЕТСТВОПРЕСС» 2003 Аграиович 3. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.—СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.— 128 с. В сборник включены различные игры и упражнения, направленные на устранение специфических речевых нарушений, входящих в синдром ОНР, у детей дошкольного возраста. В соответствии с предложенным планированием занятий с сентября по май включительно специалисты совместно с родителями смогут эффективно корректировать речевые дефекты у детей. Дидактический материал пособия ориентирован на «красные даты» календаря, на выполнение типовой Программы обучения и воспитания в детском саду, а также методические рекомендации, используемые в работе с дошкольниками с ОНР. Для воспитателей логопедических групп ДОУ компенсирующего вида, воспитателей массовых ДОУ при подготовке к занятиям по развитию речи, родителей

Слайд 24

Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей : Популярное пособие для родителей и педагогов. - Екатеринбург : У-Фактория, 2003 (Екатеринбург : ГИПП Урал. рабочий). - 235 с. - (Психология детства: Практикум).; ISBN 5-94799-205-1; 5-94799-186-1 (в обл.) (Психология детства: Практикум) В книгу включены игры, задания, упражнения, которые позволяют развивать такие познавательные процессы у детей, как воспитание, память, внимание.

Слайд 25

Русланова Н.С. Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет. Данный дидактический материал содержит комплекс упражнений, направленных на развитие лексико-грамматического строя речи, а также развитие связной речи. Пособие предназначается воспитателям старших и подготовительных групп (некоторые задания можно использовать в работе и с детьми младшего дошкольного возраста), учителям начальных классов коррекционных школ, а также дефектологам для подготовки и проведения фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий по разным лексической темам пример : «Одежда. Обувь. Головные уборы».

Слайд 27

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности.

Общение ребёнка с объектами природы придаёт яркую  эмоциональную  окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания других и самопознания, формирует состра...

" Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности"

Докдад на августовской конференции педагогов с представлением опыта работы в детском саду....

Использование коррекционно-развивающих занятий в процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста социальных умений и навыков

       В дошкольном возрасте закладываются основы социальности – умения гармонично взаимодействовать с собой, с людьми, с окружающим миром.      ...

«Проектирование процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к героям ВОВ

Тема "День победы" очень сложная, но очень интересная, нужно суметь  рассказать дошкольникам доступно, понятно и интересно....

презентация Формирование финансовой культуры детей дошкольного возраста посредством внедрения дополнительной образовательной программы «Маленькие финансисты» в воспитательно-образовательный процесс дошкольных групп

laquo;…Мы сегодня присутствуем на важном событии. Мы перешли на следующий наш этап развития отношений с Центральным банком, а именно: мы подписали соглашение, направленное на повышение финансо...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о неживой природе в процессе экспериментирования в процессе реализации ФОП ДО

Ознакомление дошкольников с неживой природой - это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте....