Главные вкладки

    " Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности"
    материал на тему

    Гармоза Ксения Николаевна

    Докдад на августовской конференции педагогов с представлением опыта работы в детском саду.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_na_konferencii.docx25.29 КБ

    Предварительный просмотр:

          МДОУ « Октябрьский детский сад»

    Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности.

    доклад  на конференции

    Воспитатель: Гармоза Ксения

     Николаевна

    с.Октябрьское

    2011г.

                   

    Формирование  творческих  способностей  детей  дошкольного возраста в                 процессе исследовательской деятельности.

                                                                                                                             

                                                 

    Детство - время самых ярких впечатлений, самых глубоких переживаний, самых удивительных первых встреч с этим миром.

    Важность и значимость дошкольного образования обусловлены тем, что только в обществе сверстников, через грамотно организованные специфические виды детской деятельности  у ребенка дошкольного возраста формируются базисные качества личности, которые в начальной школе и на последующих ступенях обучения позволят ему успешно обучаться по любой программе, усваивать любую информацию, быть успешным в школе.

    В  детский сад дети приходят по-разному; одни внимательно рассмотрев всё, что есть в группе, начинают играть; другие делают это с меньшей уверенностью, подолгу оставаясь зрителями, наблюдающими за происходящим; а третьи бояться расстаться с мамой. Поэтому  детский сад должен стать – настоящим домом, с дружеской семейной атмосферой, уютом быта и  общения. Огромное внимание  необходимо уделять оформлению развивающей среды для   воспитанников, которая направлена на развитие познавательно интереса и творческой деятельности,  создать условия, которые обеспечили бы  всю полноту развития деятельности ребенка и личности.

    Этот  год – объявлен годом ребёнка. Думаю для каждого педагога каждый наступающий год это год ребёнка. Кому, как ни детям, посвящаем мы всё своё время, отдаём свои силы? Вкладываем свою душу?

    В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: как сегодня воспитать ребёнка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему в дорогу?    

    Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко изменённого социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

    Вводимые Федеральные Государственные Требования направлены  сегодня  на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одарённости.

     Детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.  

        Поэтому и организовать обучение  нужно по законам проведения научных исследований, построить, как самостоятельный творческий поиск. Приобретаемый  поисковый опыт поможет в дальнейшем успешно развивать творческие способности. Знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, становятся достоянием самого

                                                                                                                                   

    ребёнка, т.к. он воспринимает и применяет их, как свои собственные. Это приносит  ему удовлетворение.

    Экспериментируя, ребёнок способен разрешить ситуацию посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, т.е. самостоятельно овладевает представлением о том или ином явлении.

    Исследовательской работой занимаемся мы давно. Создана лаборатория неживой природы.

      К организации поисковой и творческой деятельности были подключены родители. Они помогли в оборудовании мини- лаборатории, пополнили книжный уголок детскими энциклопедиями.

    Вторым шагом в работе  стала необходимость  в разработке системы игр, направленных на поддержание у воспитанников сообразительности, пытливости, самостоятельности, формирование умения устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими детьми, стимулирующие воображение детей.

    Ведь только игра способствует расширению представлений детей о мире. Через игру можно научить детей проводить исследования, выделять проблему исследования, а затем планировать этапы своих действий. Поэтому  и игры проходят в увлекательной форме: путешествия, встреча с волшебником.

    Проекты,  разработанные по экологическому исследованию, способствуют

     поддержанию непосредственной связи с жизнью, интересными событиями и необычными свойствами обычных предметов. Дают возможность достичь объективно и субъективно  значимого результата. Позволяют использовать широкий спектр видов деятельности.

     Использование проектной деятельности благоприятно сказывается на общем групповом развитии детей. Ребята не просто с удовольствием занимаются, но и приобретают необходимые социальные навыки – внимательнее относятся  друг к другу. Меняется и содержание игровой деятельности   - она становится более разнообразной.

    Участие в проекте помогло каждому ребёнку почувствовать значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствовало усилению позиций « Я сам»,       « Я сделаю», « Я умею».  У каждого появилась возможность внести свою лепту в         общее  дело, проявить индивидуальность.  А система  полученных знаний складывалась в процессе постепенного приращения новых фактов, сведений, впечатлений, наблюдений, как результат своего собственного опыта.

    Немаловажным и значимым становится  активное участие родителей  в эколого-образовательном пространстве.   Родители  просто становятся непосредственными творцами интересной жизни детей и в детском саду и дома. Это и выставки поделок,  участие в конкурсах, праздниках.   Дети просят  родителей  найти, интересные ответы в энциклопедии, прочитать им.

     Наблюдая, обращаясь за помощью к родителям,  готовят мини доклады, сообщения.  

    В результате такой деятельности  формируется  познавательная, творческая, деловая активность, самостоятельность.

    Коллеги поддерживают  позицию важности поискового характера в обучении и уделяют большое внимание экспериментальной деятельности.

                                                                                                                                               

     Познание принесёт ребёнку радость только тогда, когда ребёнок чувствует себя комфортно и в детском саду и дома не только физически, но и душевно, когда он счастлив.  Нужно стараться быть счастливым. Это нужно детям, это нужно и  нам.  Дети любят, когда педагог счастлив и улыбчив: у него всё получается, а значит и у них... Это в наших силах - сделать счастливыми детей.

     Когда обучение- это творческая деятельность, тогда в нём есть всё, чтобы увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                               

       

                                                                                                                                                                               


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности.

    Общение ребёнка с объектами природы придаёт яркую  эмоциональную  окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания других и самопознания, формирует состра...

    Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности

    В докладе даются советы родителям и воспитателям. как развивать способности детей в процессе исследовательской деятельности. На примерах раскрывается поисковая  активность детей....

    Консультация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности"

    Моё педагогическое кредо-слова восточного мудреца: "Ребёнок-это не сосуд. который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь". И я стараюсь придерживаться этих слов.Влияние окружающего мира на разви...

    "Выявление и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности "

    Система работы по выявлению и развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности....

    Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности

    В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: "Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?" Осмысление этого вопроса должно происходит...