Главные вкладки

    Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности.
    статья по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Гармоза Ксения Николаевна

         Общение ребёнка с объектами природы придаёт яркую  эмоциональную  окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания других и самопознания, формирует сострадание к живому существу, желание заботиться о нём, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т.е положительную мотивацию на отношение к природе.

         Особое значение для развития личности ребёнка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстаёт во всём многообразии  и ребёнок приобщается ко всему , чем живёт общество.

          Чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определённые знания о живой и не живой природе.

         Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно всё.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Garmoza_opyt.doc166.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Опыт работы

    Формирование  творческих способностей

    дошкольного возраста в процессе  

     исследовательской деятельности.

    Содержание

    1. Актуальность………………………………………………………3
    2. Теоретическое основание………………………………………. . 5
    3. Содержание опыта……………………………………………….. 9
    4. Результаты опыта ………………………………………………    18
    5. Литература ………………………………………………………   21
    6. Приложения 1...…………………………………………………    22
    7. Приложение 2……………………………………………………   23

                                                                    Без поисков и находок, а следовательно,

                                                       и без напряжения сил не мыслимы

                                            увлечённость, вдохновение.

    В.А. Сухомлинский.

    Актуальность

    Общение ребёнка с объектами природы придаёт яркую  эмоциональную  окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания других и самопознания, формирует сострадание к живому существу, желание заботиться о нём, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т.е положительную мотивацию на отношение к природе.

        Особое значение для развития личности ребёнка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстаёт во всём многообразии  и ребёнок приобщается ко всему , чем живёт общество.

    Чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определённые знания о живой и не живой природе.

        Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно всё.

    Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе, как познавательного, так и общего психического развития детей, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях.

               Нужно сказать, что эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя простое экспериментирование с вещами. В процессе дифференцируется восприятие, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

    Многочисленные  исследования учёных и наблюдения практиков говорят о том, что наиболее интенсивное развитие человека происходит в раннем возрасте. В этот период становления личности важен не только год, но даже месяц и неделя. Самое печальное, что потери в развитии в это время невосполнимы, они не компенсируются в полной мере в последующие периоды жизни человека. А это значит, что потенциальные возможности развития, заложенные природой, останутся нереализованными. Уже известно, что ребёнку мало услышать, увидеть, ему необходимо прочувствовать. Никакое отвлечённое познание не может быть продуктивным в полном отрыве от чувственного.

       Доктор психологических наук, профессор Академии Творческой

    педагогики РАО Н.Н. Поддьяков,1 проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришёл к выводу, что в детском возрасте ведущим видом

    ____________________

    1.Н.Н. Поддьяков «Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до шести лет»

    деятельности является экспериментирование. За использование этого метода выступали такие известные педагоги, как Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, К.Д.Ушинский и многие другие.

    Ребёнок сам по себе исследователь. Они с удовольствием  «превращаются в учёных». В жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремятся узнать о них что-то новое, но это порой бывает опасно. А эксперимент специально организованный безопасен. Он знакомит ребёнка с различными свойствами окружающих предметов, законами природы. Но конечно, случается, что исследование, начатое на занятии, требует продолжение в свободное время. В связи с этим дети приобретают социальную практику за пределами детского сада. Тем самым развивается самостоятельность. Инициативность, ответственность в ребёнке.

               В настоящее время  очень актуальна работа по познавательному развитию детей посредством исследовательской деятельности.    

               Л.И.Божович отмечает, что потребность в новых впечатлениях перерастает, затем в познавательную потребность и в конечном итоге выступает как база для развития других потребностей ребёнка. Потребность ребёнка в  новых впечатлениях  лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской деятельности, которая направлена  на познание окружающего мира.

    Цель деятельности: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста  и   включение его в поисково-исследовательскую деятельность.

    Задачи:

    1. Анализ психолого-педагогической литературы о влиянии исследовательской   деятельности на развитие познавательной активности дошкольников.
    2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, модулей).
    3. Анализ психолого-педагогической литературы о влиянии исследовательской   деятельности на развитие познавательной активности дошкольников.
    4. Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, модулей).
    5. Расширение перспектив развития исследовательской деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
    6. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности и самостоятельности
    7. Разработка системы игр направленных на формирование способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими детьми, стимулирующие воображение детей .
    8. Проанализировать программу «Детство» с целью включения игр в определённые темы занятий

    Проблема: поиск условий, способствующих развитию познавательного и исследовательского опыта дошкольников через мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.

    Противоречие: Между значимостью развития  интеллектуально-творческого потенциала дошкольников  и  недостаточно правильно подобранными формами и методами  в образовательном процессе.

    Теоретическое основание

       Согласно общепризнанной  точке зрения, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте выступает игровая деятельность дошкольников. Вместе с тем, накапливается все больше сомнений в правильности и абсолютности этого предложения. На протяжении  многих лет наука ищет истинно детскую деятельность, которая интенсивно  бы развивалась в дошкольном детстве  без помощи  взрослых и даже вопреки их действиям. Такой  деятельностью идет от самого ребенка с первых месяцев его жизни.

       Задача программы «Детство», по которой работает наш детский сад – способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи2. В качестве основного вида

    исследовательской деятельности, авторы программы «Детство» выделили

    экспериментальную. Так как эксперимент – это «проба», « опыт». Экспериментирование является универсальным типом мыслительной деятельности.

       Федеральные Государственные Требования диктуют нам сегодня  направление на достижение  у дошкольников целей развития  

    познавательных интересов, интеллектуального развития, детской

    одарённости. Сформировать у выпускников детского сада такие ключевые  

    _____________________

    2.« Детство» Программа развития и воспитания детей в детском саду  2008.

    для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний.

       Содержание познавательно-исследовательской деятельности, накопленное в дошкольной педагогике, рассыпано по многочисленным программам, методическим разработкам. И педагогу  надо суметь  подобрать из имеющегося множества  то, что учитывает, с одной стороны, задачи развития, а с другой стороны актуальные интересы детей. Зачастую прагматический и рациональный опыт взрослого сужает границы накопления детьми личного опыта взаимодействия с предметами, явлениями окружающего пространства, а ребенку дошкольного возраста свойственны любознательность, желание самостоятельно искать истину. Это обуславливает настоятельную необходимость анализа реально существующих в практике организационных, технологических, содержательных компонентов исследовательской деятельности в ДОУ,

    выявление факторов, лимитирующих развитие познавательных способностей

    детей и конкретизацию путей их устранения.

       Исследовательское поведение служит одним из действенных инструментов  научения. С.М.Бондаренко, В.С. Ротенберг утверждали, что поисковая активность важна, как фактор регулирования психического и соматического здоровья. А неудовлетворённая потребность в творческом исследовательском поведении может привести к тяжёлым расстройствам нервной системы. К ведущим видам деятельности детей считает Н.Н. Поддьяков можно отнести

    и игру. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем

    больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее

    идёт его развитие. В программе « Детство» мы используем современную методическую литературу: методические рекомендации А.И.Савенкова, Е.В Морудовой, Е.А Мартыновой. Мы не воспитаем одарённое поколение без всестороннего, полноценного развития, в том числе и интеллектуального.

    Важным обстоятельством, является то, что использование исследовательских методов добычи знаний, даже в ситуации открытия « субъективного нового», часто требует от ребёнка незаурядных творческих способностей3.

     В процессе исследовательской деятельности идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость  формулировать  закономерности и делать выводы, стимулирует развитие речи. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится сталкиваться с необходимостью измерять, считать, сравнивать. Важно не дать стремлению угаснуть: чем насыщеннее деятельность, тем она более значима для ребёнка. Тем успешнее развиваются и реализуются первые творческие проявления.

    Приобретаемый опыт поисковый, экспериментальной деятельности в дошкольном возрасте, помогает в дальнейшем успешно развивать творческие  способности.

       Н.Н.Поддьяков доказал, что лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводит к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем.

    В ходе экспериментальной деятельности создаётся ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает

    вывод, умозаключение и самостоятельно овладевает представлениями о том или ином явлении4.

       М.Монтенсори отмечала: « Если понаблюдать за трёхлетним ребёнком, можно увидеть, что играет он всегда с каким-нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в своё сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде. В процессе этого

    труда он делает себя сознательным, он творит из себя Человека.

    Таинственная , могучая сила ведёт ребёнка, и постепенно он сам овладевает ею. С помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным человеком».

    Необходимо обучать детей нетрадиционными методами, которые

    поддерживали бы познавательный интерес и привели бы их к открытиям.

    Экспериментальная деятельность относится к области детской самодеятельности. Основывается на детских интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно- ориентирована на каждого ребёнка.

    Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и применяет их, как собственные.

    В своих рекомендациях Е. Марудова рекомендует следующие принципы деятельности педагога:

    • Опираться на субъектный опыт дошкольников, который используется в качестве одного из источников обучения;
    • Актуализировать результаты обучения, применяя на практике приобретённые знания;

    _______________________

    3 А.И. Савенков « Методика проведения учебных исследований в детском саду».2007.

    4.Н.Н Поддьяков «Психическое развитие и саморазвитие ребёнка от рождения до 6 лет» 2010.

    • Индивидуально и дифференцированно подходить к обучению, предполагая учёт индивидуальных особенностей. Интересов и возможностей группы в целом, групп и каждого ребёнка в отдельности;
    • Придерживаться системности обучения для соблюдения взаимного соответствия целей, содержания. Форм, методов, а также создания целостности знаний об окружающем мире;
    • При организации совместной работы, предполагать планирование, реализацию и оценивание процесса и результата обучения.5

        Проблемная задача должна быть понятной, следовательно, она должна вызывать интерес. Определённые эмоциональные переживания и содержать новизну. Должна быть представлена  в виде проблемной, осмысленной ситуации с опорой на обобщённый или непосредственно жизненный опыт детей. Она должна мотивировать ребёнка на поиск ответа, однако трудность должна быть доступной, преодолимой для ребёнка. Проблемная задача

    должна быть направлена на поиск смысла происходящих изменений:

    означает побуждение ребёнка к эмоциональной познавательной деятельности.

    Организуя познавательную, коммуникативную деятельность детей, по исследованию возникшей проблемной ситуации проводя в форме беседы с

    элементами дискуссии, развиваются соответствующие мыслительные операции, выявляя отношение ребёнка к происходящему. Необходимо побуждать устанавливать связь наблюдаемых изменений при появлении новых жизненных сезонных условий, ассоциации с подобными изменениями у человека и других объектов природы 6.

       Следует обратить особое внимание и на совершенствование природоохранительной деятельности дошкольников.

    И важнейшей задачей является обогащение личного опыта положительного, гуманного взаимодействия ребёнка с природой, расширение экологически ценных контактов с растениями и животными, объектами неживой природы; укрепление познавательного интереса, любви к природе.

    Поэтому одним из основных путей познания окружающего мира является исследовательская практика ребёнка – дошкольника.

       _______________________

    5 Е.А Мартынова, И.М. Сучкова « Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» 2011г.

    Описание опыта

    В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

    Обучение должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный

    творческий поиск. Тогда обучение – творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

         Ведущей идеей опыта моей работы является формирование гармонично –развитой личности дошкольника через использование метода детского

    экспериментирования. Реализацию своей работы я начала с построения развивающей среды в группе, лаборатории неживой природы. Оснащение не потребовало  особых затрат. К организации поисковой и творческой

    деятельности детей мной были подключены родители, выразив, свой интерес к задуманному. Они помогли в оборудовании мини-лаборатории, пополнили книжный уголок детскими энциклопедиями, проявили неподдельный интерес

    к задуманному

       Игра способствует расширению представлений детей о мире. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приёмы. Через игру можно  научить детей проводить исследования ,выделять проблему исследования, а затем, планировать этапы своих действий.

        Ведущей идеей опыта моей работы является формирование гармонично –развитой личности дошкольника через использование метода детского экспериментирования. Реализацию своей работы я начала с построения развивающей среды в группе, лаборатории неживой природы. Оснащение не потребовало  особых затрат. К организации поисковой и творческой деятельности детей мной были подключены родители, выразив, свой интерес к задуманному. Они помогли в оборудовании мини-лаборатории, пополнили книжный уголок детскими энциклопедиями, проявили неподдельный интерес к задуманному.

       Игра способствует расширению представлений детей о мире. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приёмы. Через игру можно  научить детей проводить

    ________________

    6 Е.В.Марудова « Ознакомление дошкольников с окружающим миром» 2010.

    исследования ,выделять проблему исследования, а затем, планировать этапы своих действий.

       Для того, чтобы дети научились видеть проблему,  используются  игры и упражнения с ними.

    1.Дидактическая игра « Эмпатия».

    Цель:

    - развитие умений видеть проблему, активизировать речь детей;

    -формировать представление о взаимосвязи природы с человеком;

    -продолжить развивать логическое мышление и воображение;

    -воспитывать  бережное отношение к природе.

    Ребёнку предлагается представить себя природным или рукотворным объектом в проблемной ситуации.

     Воспитатель: Представьте себя цветком, который стоит на окне,

    «Что ты чувствуешь, видишь, если ты цветок на окне,  в окно светит яркое солнце».

    Дети: - Я чувствую, как мои листочки становятся тёплыми. Они тянутся к солнышку. Мне весело, радостно. Мой цветок начал распускаться. Воспитатель:  Цветочку для роста надо свет и тепло. А теперь представьте себя« ты – злой мальчишка, а ты  - красивая ромашка. Я хочу тебя сорвать. Уговори меня этого не делать».

    Дети: - Пожалуйста, не срывай меня. Я красивая. Если ты меня сорвёшь, то я умру. Лучше полей меня, и я буду улыбаться тебе, радовать тебя.

    Вывод: Ребята, если мы вырвем все цветы на земле будет серо, пусто. Цветы это живые существа,  к ним надо относиться  бережно должны относиться к ним.

    2.Игровое упражнение :«Продолжи рассказ ». 

    Цель:

    -развивать воображение детей;

    -поддерживать стремление к сочинительству.

    - воспитывать сострадание к животным.

     Воспитатель предлагает продолжить рассказ. « За окном был ветер. Он раскачивал деревья, листочки на ветвях беспокойно шелестели о чём то, полил дождь, …» Представьте , что вы маленький котёнок под деревом .

    Дети по очереди дополняют рассказ.

    Дети: - Я маленький котёнок. Я промок и замёрз. Я прижался к дереву, хотел спрятаться от ветра. Но мне становится ещё холоднее. Я стал громко мяукать, может , кто- нибудь  услышит меня и возьмёт домой.

    Вывод: Ребята, нельзя бросать животных в беде.

    Воспитатель: - А теперь представьте, что вы маленький грибок и идет дождь.

    Дети: Я маленький грибок. Как хорошо, что полил дождь. Я очень ждал его. Я начинаю расти, становлюсь всё больше и больше. Я очень красивый.

    Вывод: благодаря дождику растут грибы.

       Эти игровые упражнения развивают воображение ребёнка, его склонность к фантазированию.  Стремление ребёнка к сочинительству историй и придумыванию не существующих событий связано с исследовательской активностью. Важно научить ребёнка смотреть на объект исследования с разных сторон, помочь ему овладеть,  способностью изменять собственную точку зрения.

       Сравнив два рассказала подвести детей к выводу  о том, что дождь нужен для роста, и под дождем можно намокнуть и простыть.

    3.Дидактическая игра «Волшебные превращения».

    Цель игры :развивать у детей умение видеть проблему, самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи.

    Ребёнку предлагается роль огня. Все остальные дети – капельки воды. В холоде капельки замерзают, превращаются в снежинки. Поэтому они двигаются медленно. С приближением огня они двигаются быстрее, испаряются и становятся невидимыми. Дети должны сыграть происходящее, передать ощущения от лица огня и капелек.

    Необходимо  научить детей размышлять, задавать вопросы. И помогают в этом следующие упражнения и дидактические игры:

    1.Игровое упражнение « Размышлялки».

    Цель: Развивать у детей воображение, умение делать гипотезы.

     Воспитатель:  Представьте, что было, если бы бабочки были больше чем птицы.

    2.Дидактическая игра « Найди задуманное».

    Цель: Формировать умение задавать вопросы, размышлять.

    Воспитатель предлагает одному  ребёнку загадать  предмет. Другие дети должны отгадать загаданное, и начинают с вопросов. Что это за предмет? Этот предмет находится в группе? Этот предмет красного  цвета?

     А ребёнок ,загадавший этот предмет  должен отвечать простыми словами  «да» или «нет».

    Через данную дидактическую  игру формируется умение задавать вопросы, развивается логическое мышление.

     3. Дидактическая игра « Хорошо – плохо».

    Цель: Стимулировать способность рассуждать, умение противопоставлять. Развивать логическое мышление, воображение. Активизировать словарь детей.

    Воспитатель называет объект или природное явление. Детям предлагается перечислить его свойства. Сначала те, которые они считают полезными, а затем которые считают вредными.

    Воспитатель: « Мороз – это хорошо. Почему?

    Дети: - Потому ,что снег не тает, можно кататься на санках, коньках.

    Воспитатель: - Мороз – это плохо . Почему?

    Дети: - Потому что руки мёрзнут, нельзя долго гулять.

    Для развития у детей наблюдательности используются

    игровые упражнения «Найди отличия » или «Найди два одинаковых предмета» .

    1. «Найди отличия»

    Цель: Развивать наблюдательность у детей.

     Ребёнок, рассматривая две парные картинки должен найти отличия.

    2. «Найди два одинаковых предмета».

    Цель: Развитие наблюдательности у детей. 

     На карточке изображено несколько предметов,  к примеру,  восемь бабочек, необходимо найти двух одинаковых.

     Игры требуют, что бы играющий отдал максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Они подчас становятся подлинно напряжённым трудом и через усилие ведут к удовольствию.

    Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

    Ставя перед детьми проблему,  сначала  мы обсуждаем с детьми поставленный вопрос и ищем пути исследования. Приступая к исследованию,  мной готовятся заранее карточки-модели со схематическим изображением последовательности опыта. По этим карточкам дети отбирают необходимый материал и оборудование для исследования и начинают работу. В конце опыта зарисовывают результаты и рассказывают о проделанной работе. Рассказывая важно  научить детей выделять главное, поэтапную последовательность.( Что взял сначала? Что делал? Что  получилось?).

    Воспитанники  включаются в обсуждения, делают поправки, если не согласны. Тем самым у детей развивается критическое мышление.

    Как показала практика, дети с желанием и интересом самостоятельно выбирают тему исследования, подбирают методы исследования. Этот интерес обусловлен тем, что простые исследования помогают ребёнку реализовывать себя в активной деятельности. Так же учатся самостоятельно делать гипотезы.

    Экспериментируя , важно  сформировать у детей диалектическое мышление.

    Детям предлагается поиграть с кусочками льда, увидеть происходящее с ним в руках и по рассуждать. Может лёд быть  водой и льдом одновременно? Когда наступает  такой момент? В промежуток времени, когда лёд начинает таять, становится скользким и наоборот, когда вода начинает замерзать. С помощью карточек символов определить цветовое состояние тающего льда. Если лёд мы обозначаем чёрным квадратом, а воду белым, то рассуждая дети приходят к выводу , что тающему льду соответствует серый квадрат.

     Может ли вода и пар быть одновременно? Может,  когда капля воды начинает подниматься в воздух.

    Ставя элементарные опыты с воздухом, водой, магнитом дети узнают их свойства.

    1.Игра-эксперимент «Как достать скрепку из воды, не замочив рук»

    Цель:

    Образовательная  задача: Познакомить со свойствами магнита, помещённого в разную среду;

    -закрепить знания о свойствах магнита;

    Развивающая задача:

    - продолжить развивать логическое мышление и воображение;

    - помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе.

    Воспитательная задача:

    -учить аккуратно обращаться с исследовательским оборудованием;

    -воспитывать интерес к экспериментальной деятельности

    Оборудование: таз, вода,  скрепки, магнит на веревочке, альбом для рисования,  цветные карандашы.

    Ход экспериментирования:

    I.Постановка исследовательской задачи.

    Воспитатель приносит в группу таз с водой для мытья листьев растений и « случайно» роняет в воду скрепки.

    Воспитатель: Как достать скрепки из воды, не замочив при этом рук?

    II. Прогнозирование результата.

    Дети называют способы, с помощью которых можно достать скрепки, не намочив при этом рук.

    Дети: - Достать другим предметом.

    Воспитатель: Да, одним из предметов, которым можно достать скрепки ,является магнит.

    III. Выполнение эксперимента.

    Воспитатель:  Запомните, скрепки нельзя брать в рот.

    С помощью магнита дети под руководством воспитателя достают скрепки.

    Воспитатель: Магниты  и предметы, на которые они действуют, всегда разделены окружающим воздухом. Воздух не меняет характер действия магнита на предметы (сделанные из разных  материалов).

    IV. Фиксирование результатов эксперимента.

    Дети зарисовывают результаты эксперимента.

    Вывод: Вода не мешает действию магнита: магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены  с ним водой.

    2.Игра эксперимент «Парусные гонки»

    Образовательная  задача:

    -уметь видеть возможности преобразования предметов;

    -закрепить знания о свойствах магнита;

    Развивающая задача:

    - продолжить развивать логическое мышление и воображение;

    - Помочь определить, какими свойствам  обладает  магнит.

    Воспитательная задача:

    -учить аккуратно обращаться с исследовательским оборудованием;

    - воспитывать интерес к экспериментальной деятельности

    Оборудование: Корковые пробки, канцелярские скрепки, трубочки для коктейля, цветная бумага, поднос из пластмассы, магниты, скотч.

    Ход экспериментирования.

    I.Постановка исследовательской задачи.

    Задача : определить  свойства пробки.

    Дети рассматривают изображение парусной регаты на иллюстрациях. Воспитатель предлагает детям устроить парусные гонки.

    Воспитатель: А, из какого материала можно сделать парусник?

    Дети: Его можно сделать из дерева, дерево лёгкое.

    Воспитатель: Да, нужен лёгкий материал. Одним из таких материалов может быть корковая пробка.

    II.Уточнение правил безопасности.

    Воспитатель напоминает об осторожном пользовании мелкими предметами.

    III. Прогнозирование результата.

    Возникает проблема – как заставить парусники передвигаться по бумажному морю.

    Дети приходят к выводу, что для этого надо использовать магниты.

    IV.Выполнение эксперимента.

    Воспитатель объясняет, как можно сделать парусник: отогнуть конец скрепки вверх, воткнуть в один бок пробки, а соломинку в другой. Затем вырезать из цветной бумаги треугольный парус и надеть его на соломинку с помощью скотча.

    Каждый ребёнок со своим парусником участвует в регате. Победители награждают медалью.

    Вывод: При помощи магнита можно заставить двигаться предметы, в которые состоят из металла.

    3.Игра – эксперимент « Этот волшебник воздух».

    Обучающая задача:  

    -дать представления о свойствах воздуха при нагревании и охлаждении.

    Развивающая задача:

    -развивать логическое мышление, активизировать словарь.(расширение, сжатие воздуха).

    Воспитательная задача:

    -воспитывать интерес к исследовательской деятельности, любовь к природе.

    Оборудование: емкости с горячей и холодной водой, воздушные шары, пластиковые бутылки, иллюстрация воздушного шара.

    Ход исследования:

    I. Постановка исследовательской задачи.

    Воспитатель  с детьми рассматривают иллюстрацию  воздушного шара,

    предлагает отправиться в путешествие на воздушном шаре и отгадать загадку о помощнике, который нам в этом , поможет.

    Лёгкий и бесцветный газ

    Невидимка он ,но всё же

    Без него прожить не сможем

    Через нос походит в грудь

    И обратно держит путь.     ( воздух).

    Рассматривание иллюстрации изображения воздушного шара.

    Воспитатель: Для чего горелка под воздушным шаром?

    Дети: Нагревает воздух.

    II.Уточнение правил безопасности.

    Во время эксперимента нельзя:

    - толкать соседа;

    -осторожно работать с горячей водой.

    III.Выполнение эксперимента.

    Воспитатель предлагает, надеть воздушные шары на пустую пластиковую бутылку. Опустить бутылку сначала в ёмкость с горячей водой.

    Воспитатель: Что происходит?

    Дети: Шарик надувается.

    Воспитатель: А теперь опустите бутылку в ёмкость с холодной водой. Ч то происходит?

    Дети: Шарик сдувается.

    IV.Формулировка выводов.

    Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

    Свои ответы на вопросы  дети пытаются найти на прогулке, экскурсии . Почему всё падает на землю? Почему комар пищит? Почему у камней в овраге нет острых краёв?  Хорошо предложить детям попросить  родителей  найти, интересные ответы в энциклопедии, прочитать им.

     Наблюдая,  обращаясь за помощью к родителям,  готовят мини доклады, сообщения.  

    Одним из методов моей работы с детьми является проектный метод.

    Он предполагает:

    • поддержание  непосредственной  связи с жизнью, интересными событиями и необычными свойствами обычных предметов;
    •       даёт возможность достичь объективно и субъективно значимого результата;
    • позволяет использовать широкий спектр видов деятельности;
    • даёт возможность проявить познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность.

    В продолжении нашим исследованиям раздела « Камни», мы с детьми закончили работу над проектом « Что такое горы?». 

    Цель проекта –  совершенствование  умений  работать с различными материалами. Формирование элементарных представлений  о неживой природе.

    Проект проходил через все виды деятельности.

    1.Игровую(сюжетно-ролевые игры и т.д)

    2.Учебную:

    • чтение художественной литературы, беседа .
    • Наблюдения за объектами неживой природы.
    • Ручной труд ( изготовление коллективных работ -  моделирование)
    • Мир искусства (передача объектов природы посредством живописи).
    • Специальные игры по экспериментальной деятельности.

    Суть этого проекта: познакомить детей с существованием особых ландшафтов  - гор, показать, что они состоят из камней. Познакомить с полезными ископаемыми горных пород,  ( щебнем, пищевой солью; подземной кладовой – углём, мелом), их добычей. Дать представление об их роли в жизни человека.

    Детям было интересно узнать о животных, птицах, обитающих в горах. Узнали, что в горах растёт цветок под названием эдельвейс. Были посвящены в тайну легенды о прекрасной красавице, которая желала выйти замуж за того, кто подарит ей цветок. А к тому времени, когда это случилось, она была совсем стара, и прекрасный принц отказался на ней жениться.

    Красоту гор дети так же пытались передать, используя объёмную аппликацию.

    Благодаря экспериментированию выясняли и ответили на вопрос « Почему разрушаются горы?»  Вынося на мороз две ёмкости с водой, одну  оставляли открытой подтвердили влияние воды в разрушении камней. Что происходило, фиксировали. Делали выводы.

    Это помогло реализовать представления детей о свойствах воды, о её роли в разрушении камней, роли ветра, животных.

    Очень интересен   был разделы « Пещеры», «Вулканы». С детьми были созданы модели гор и вулкана. Они с восторгом наблюдали за экспериментированием извержения, используя уксус и соду с краской.

    По окончании проекта состоялась выставка рисунков на тему « Лучше гор могут быть только горы» и итоговый  праздник.

    Нужно сказать, что проект способствовал совершенствованию умения работать с различными материалами, проявлять стремление к преобразованию в процессе моделирования. 

    При сборе сведений на определенную тему,  подготовке к мини-сообщениям дети совместно с родителями пользовались  книгами  и энциклопедиями.

    Реализация проекта помогла  заинтересовать каждого ребёнка тематикой, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме; создать атмосферу радостного сотворчества, ориентировать детей на использование собственного опыта, накопленных знаний. Надо отметить, использование проектной деятельности благоприятно сказалось на общем групповом развитии детей. Ребята не просто с удовольствием занимаются, но и приобретают необходимые социальные навыки – внимательнее относятся  друг к другу. Меняется и содержание игровой деятельности – она становится более разнообразной.

     Используя в обучении детей метода проекта, достигается главная цель образования личности ребёнка, как непрерывная перестройка его опыта.

    А система знаний складывается в процессе постепенного приращения новых фактов, сведений, впечатлений, наблюдений, как результат собственного опыта действия.

    Очень важно, чтобы полученные знания дети закрепляли и в домашних условиях. Для  этого я привлекаю родителей к участию  в  выставках поделок из природного материала : « Чудесные превращения», « Удивительное  рядом»,

      конкурсе на лучшую поделку из бросового материала « Отходы в доходы».

     Не отказываются родители и от участия в развлечениях и выпуске газет « Мы  и природа».

    Чтобы поддержать интерес родителей  к экспериментированию детей дома размещаются   рекомендации в уголке для родителей проведения наблюдений с детьми в разное время года, опытов.

    Родители становятся активными участниками родительских собраний на тему «Развитие у детей любознательности через приобщение детей к природе» с использованием  просмотра фрагментов экспериментальной  деятельности детей в детском саду.  Охотно знакомятся  с подготовленной  подборкой литературы экологической тематики и выставкой  игр.

    Благодаря  созданию условий для развития способов и приёмов исследовательской деятельности:

    • У моих воспитанников вырос  уровень  любознательности, наблюдательности;
    • Активизировалась речь  детей, словарный запас пополнился многими понятиями;
    • У детей возникает желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы;
    • Улучшился психологический климат у детей.
    • Изменились отношения « Дети – Родители», « Родители  - Воспитатели»        ( взаимопонимание, уважение, умение видеть в детях любознательную, творческую личность).

    Результативность опыта

      В  ходе наблюдений в начале года выявлена слабая заинтересованность детей к исследовательской деятельности . Дети не умели  вырабатывать гипотезы,  самостоятельно прогнозировать ход эксперимента. Из всех детей один отличался повышенной любознательностью.

    Как родители относятся  к поисково-исследовательской деятельности ребёнка?  Было проведено анкетирование,  результаты  которого показали,  что более 60 % родителей, заинтересованы в исследовательской  активности своих  детей. А  у оставшихся   40%, проявлялось некое равнодушие к участию в исследовательской деятельности.

    Также  хотелось выяснить, на сколько, дети отдают предпочтения экспериментированию. Для этого  использована методика Л.Н.Прохоровой   « Выбор деятельности». Где детям предлагалось по картинкам сделать выбор в пользу той деятельности , в которой бы они хотели оказаться . Картинки подразумевали  разные виды деятельности: 1- игровую; 2-чтение книг; 3-изобразительную; 4-детское экспериментирование; 5-труд в уголке природы; 6- конструирование. Последовательные три выбора  фиксировались баллами. За первый выбор три балла, второй два, за третий один.  Путём сложения  выявлены средние арифметические показатели.

    Фамилия, имя ребенка

                                 Выбор  деятельности

    Игровая

    Чтение книг

    Изобразительная

    Детское экспери

    ментиро-

    вание

    Труд в

    уголке

    природы

    Конструи-

    рование

    1.3

    0.78

    0.84

    1.23

    0.5

    0.6

    Результаты показали, большинство детей делают выбор в первом случае в пользу игровой деятельности, но экспериментальная деятельность их тоже заинтересовала.

       Следующим  шагом была необходимость исследования сферы интересов к предметам  в экспериментальной деятельности в предпочтениях детей. Здесь помощью была  методика А.Е.Чистяковой, Г.П.Тугушевой.

     Предлагалось  ребёнку выбрать те предметы из уголка экспериментирования, которые  больше его заинтересовали:

    1. приборы –помощники( увеличительное стекло, магнит, компас);
    2. сосуды из различных материалов( стекло, пластмасса) разной формы;
    3. природный материал( глина, песок, камни, мох и т.д.);
    4. утилизированный материал ( проволока, кусочки ткани, меха и т.д);
    5. технические материалы( гвозди, шурупы, скрепки и т.д.);
    6. разные виды бумаги;
    7. Красители(гуашь, краски и т.д);
    8. Медицинские материалы( шприцы, пипетки, колбы и т.д.);
    9. Другие материалы( воздушные шары, сахар, соль и т.д).

     Хотелось выяснить предпочтения детей. Что ребёнку больше понравилось, почему и что он планирует с этим делать.

    За каждый выбор так же ребёнок получал баллы. За первый выбор -9 баллов, за второй -8, за третий -7, за четвёртый -6 баллов, пятый -5, за шестой -4, седьмой -3,восьмой -2 и за девятый выбор – 1 балл.

    Результаты  так же были зафиксированы.

    Фамилия,

    имя

    ребенка

                    Оборудование из уголка экспериментирования

    приборы –помощники

    сосуды из различных материалов

    природный материал

    утилизированный материал

    технические материалы

    разные виды бумаги

    Красители

    Медицинские материалы

    Другие материалы

    ???????

    5.26

    3.0

    6.4

    3.2

    5.0

    3.0

    5.8

    6.0

    4.73

    Из результатов выяснено, что наибольший интерес дети проявили к природному материалу: это шишки, камни, песок и т.д. Их заинтересовала работа с красками, увеличительными стёклами. Результаты выбора  различных видов бумаги, сосудов разной формы, меха, кусочков ткани  показали меньшую заинтересованность.  Связано это со не знанием детей  возможной деятельности с этими предметами.

       Поэтому необходимо было  откорректировать  перспективное и календарное планирование, провести подборку игр- экспериментов с разными предметами и включить их в образовательный процесс, разработать диагностические критерии результативности.

    Промежуточные результаты диагностик,  анкетирование родителей позволили выявить положительную динамику формирования интегративных качеств воспитанников.  У детей вырос уровень любознательности, наблюдательности. Дети чаще задают вопросы, стараются самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

    Пройден путь от скромных ответов анкеты родителями до активного участия в эколого - образовательном  пространстве .

    Проделанная работа позволяет сделать следующий вывод: благодаря созданию условий для развития способов и приёмов исследовательской деятельности детей через игру, мыслительные, моделирующие  и преобразующие действия у детей развивается поисково-познавательная деятельность, самостоятельность, формируется диалектическое мышление .

    Приложение 1

                  Методика диагностики  уровня развития способов и приёмов                                                        

                             исследовательской деятельности детей.

       Компоненты диагностики

    Методика диагностики

    Изучение  уровня умения

    делать гипотезы

         « Секрет сосновой шишки»

    Цель: Познакомить с изменением  формы предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность, смекалку, умение делать гипотезы.

    Что станет с шишкой, если её на сутки  опустить в воду?

    Какая шишка? С какого дерева и почему стала такой?

    -Почему чешуйки не сгибаются?

    -Что произойдёт если её опустить в тёплую воду?

     Опустим шишку в тёплую воду.

    -Что происходит?

    -Что  произошло через время?

    -Почему шишка изменила форму?

    -Почему она опустилась на дно?

    Изучение уровня умения

    делать выводы

                                 Опыт

                   « Упрямый воздух»

    Цель: Показать, что воздух при сжатии занимает меньше места, сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.

    Рассмотреть шприц и с помощью педагога демонстрировать действия с ним: отжать поршень вверх, вниз без воды, с закрытым пальцем отверстием.

    Набрать воду в шприц, когда поршень вверху, внизу.

    Объяснить результаты опыта. Сделать вывод.

    Изучение уровня

     заинтересованности

    к исследовательской

     деятельности

                 Индивидуальная беседа

              « Чем бы ты хотел заняться»

    Цель: Выяснить в наибольшей заинтересованности деятельности.

    Ребёнку предлагаются картинки с разным видом деятельности. Он  должен выбрать ту, которая его больше заинтересовала.

    Наличие и характер представлений об

    объектах природы

    Викторина

    « Природа наш друг».

    Цель: выявить характер представлений об объектах окружающей природы.

    Игра проводится в парах. Дети отвечают на вопросы по очереди, дополняют ответ своего « соперника», исправляют или соглашаются. За правильный ответ участнику даётся фишка.

    - На какие две условные части подразделяется окружающая нас природа?

    -Что относится к неживой природе? К живой природе?

    - Почему растения относят к живой природе?

    -Назови деревья , кустарники, цветы нашего участка.

    Как они появились здесь?

    -Что мы делаем для того, чтобы растения чувствовали себя хорошо?

    Какие птицы живут и прилетают на территорию участка детского сада?

    Что было бы, если бы живая природа исчезла?

    Гармоза  Ксения Николаевна

    МДОУ «Октябрьский детский сад»

    Горьковский район

    Омской области


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    " Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности"

    Докдад на августовской конференции педагогов с представлением опыта работы в детском саду....

    Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности

    В докладе даются советы родителям и воспитателям. как развивать способности детей в процессе исследовательской деятельности. На примерах раскрывается поисковая  активность детей....

    Консультация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности"

    Моё педагогическое кредо-слова восточного мудреца: "Ребёнок-это не сосуд. который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь". И я стараюсь придерживаться этих слов.Влияние окружающего мира на разви...

    "Выявление и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности "

    Система работы по выявлению и развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности....

    Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности

    В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: "Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?" Осмысление этого вопроса должно происходит...