Носовой сигматизм.
статья по логопедии

Антипина Татьяна Сергеевна

Основные приемы постановки свистящих и шипящих звуков

1.     От [ф] с положением языка между нижней губой и верхними резцами

2.    Произнести [с] при зажатых крыльях носа.

3.    Через межзубное произношение. Произнести [ш] при зажатых крыльях носа. Через межзубное произношение

При устранении носового сигматизма также необходимо предварительно работать над формированием правильного выдоха воздушной струи через середину ротовой полости. С этой целью требуется проводить такие упражнения, как задувание свечи, спички, поддувание ватки, дутье на бумажку и пр. Упражнения должны проводиться при межгубном, а затем межзубном положении переднего края языка. Достигнув шепелявого произношения звука С, логопед может дать  упражнения на этот звук в слогах, словах и фразах. Таким образом, будет закрепляться навык произнесения звука С на правильном выдохе — воздушную струю он может ощущать на кончике своего языка, просунутого между зубами.

Когда язык окончательно укрепится в этом положении, можно постепенно переводить его кончик за нижние резцы, и временное шепелявое произношение заменится правильно артикулируемым с.

Применяемый некоторыми логопедами прием — зажим крыльев носа в процессе исправления носового сигматизма — чаще всего не дает необходимого-эффекта.

Так как все перечисленные выше недостатки произношения звука С почти всегда распространяются на произношение звуков З К Ц, к исправлению этих звуков следует приступать только после постановки звука С.

Если ребёнок  не озвончает звук З, логопед может использовать прием осязания вибрации гортани, а в дальнейшем, с появлением правильного звучания З, следует больше внимания уделять устным и письменным упражнениям на дифференциацию звонкого З и глухого С.

Кроме того, проводятся устные и письменные упражнения на дифференциацию звуков Щ, С и Ш.

Как уже было сказано ранее, при исправлении различных видов сигматизма особое внимание необходимо уделять дифференциации свистящих и шипящих звуков.

Дифференциацию свистящих и шипящих звуков рекомендуется проводить примерно в такой последовательности: с-з, с-ц, с-з-ц, ш-ж, с-ш, з-ж, с-ч, ц-ч, с-щ.

Постановка свистящих С-СЬ-З-ЗЬ-Ц

Правильная артикуляция:

кончик языка упирается в нижние зубы, посередине языка канавка, по которому идет струя холодного воздуха; при произношении звука З артикуляция такая же, только включается голос; звук Ц - это сочетание Т+С.

«С»  губы слегка растянуты в улыбку. Мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки.  Голосовые складки разомкнуты. Язык широко распластан. Кончик языка находится у нижних резцов. Спинка языка приподнята по отношению к твердому нёбу, вдоль языка образуется желобок, через который проходит холодная воздушная струя. «З» губы слегка растянуты в улыбку. Мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки.  Голосовые складки сомкнуты. Язык широко распластан. Кончик языка находится у нижних резцов. Спинка языка приподнята по отношению к твердому нёбу, вдоль языка образуется желобок, через который проходит холодная воздушная струя. «С,», «З,» — при артикуляции кончик языка упирается в нижние резцы, а передняя и средняя часть спинки приподнимается к твердому нёбу.

«Ц» — губы слегка растянуты, зубы разомкнуты. Мягкое нёбо прижато к задней стенке глотки. Голосовые складки разомкнуты. Язык широко распластан, кончик находится у нижних резцов (но может подниматься и к верхним). Передняя часть спинки языка смыкается с твердым нёбом у верхних резцов, а затем смычка не резко размыкается.

ц с-з

Носовой сигматизм. На подготовительном этапе коррекционной работы следует уделить внимание формированию правильного речевого выдоха, умению удерживать губы в улыбке с обнажением передних зубов, а язык - широким и плоским в положениях на нижней губе и за нижними зубами.

Пассивные движения органов артикуляции способствуют включению в процесс артикуляционных мышц, до этого бездействующих. Это создаёт условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Вовлечение в работу разных групп мышц (продольных, поперечных, косых) способствует гармонизации общей моторики языка, коррекции всех звуков.

Изотонические упражнения (с элементами сопротивления) очень эффективны в работе над преодолением межзубного и губно - зубного сигматизма, поскольку заставляют работать и напрягаться мышцы языка.

Массаж языка широко используется при коррекции межзубного, призубного и губно – зубного сигматизма. Растирание, разминание, поколачивание, плотное нажатие, точечный массаж, - эти активные виды логопедического массажа особенно эффективны.

Существуют следующие виды логопедического массажа:

• Классический массаж – нужный результат достигается путем использования таких массажных приемов, как поглаживания, растирания, разминания и вибрации. Все довольно просто: чтобы добиться расслабления мышц, применяют легкое поглаживание. Если необходимо активизировать и укрепить мышечный тонус, используют энергичные и быстрые движения.

• Точечный массаж — представляет собой воздействие на биологически активные точки (как известно, это те участки, на которых скопление сосудов и нервных окончаний велико).

• Аппаратный массаж — проводится с использованием вакуумных или вибрационных приборов.

• Зондовый массаж – это особый вид массажа с помощью зондов.

• Самомассаж – название говорит само за себя. Это тот вид массажа, который ребенок выполняет сам. Зачастую самомассаж представляет собой определенные упражнения, которые предусматривают массаж лица руками и массаж языка с помощью зубов (например, «Причешем язычок», когда ребенок с силой проталкивает язык сквозь сомкнутые зубы).

• Нетрадиционные методы и приемы массажа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nosovoy_sigmatizm.docx29.28 КБ

Предварительный просмотр:

Носовой сигматизм

Основные приемы постановки свистящих и шипящих звуков

  1. От [ф] с положением языка между нижней губой и верхними резцами
  2. Произнести [с] при зажатых крыльях носа.
  3. Через межзубное произношение. Произнести [ш] при зажатых крыльях носа. Через межзубное произношение

При устранении носового сигматизма также необходимо предварительно работать над формированием правильного выдоха воздушной струи через середину ротовой полости. С этой целью требуется проводить такие упражнения, как задувание свечи, спички, поддувание ватки, дутье на бумажку и пр. Упражнения должны проводиться при межгубном, а затем межзубном положении переднего края языка. Достигнув шепелявого произношения звука С, логопед может дать  упражнения на этот звук в слогах, словах и фразах. Таким образом, будет закрепляться навык произнесения звука С на правильном выдохе — воздушную струю он может ощущать на кончике своего языка, просунутого между зубами.

Когда язык окончательно укрепится в этом положении, можно постепенно переводить его кончик за нижние резцы, и временное шепелявое произношение заменится правильно артикулируемым с.

Применяемый некоторыми логопедами прием — зажим крыльев носа в процессе исправления носового сигматизма — чаще всего не дает необходимого-эффекта.

Так как все перечисленные выше недостатки произношения звука С почти всегда распространяются на произношение звуков З К Ц, к исправлению этих звуков следует приступать только после постановки звука С.

Если ребёнок  не озвончает звук З, логопед может использовать прием осязания вибрации гортани, а в дальнейшем, с появлением правильного звучания З, следует больше внимания уделять устным и письменным упражнениям на дифференциацию звонкого З и глухого С.

Кроме того, проводятся устные и письменные упражнения на дифференциацию звуков Щ, С и Ш.

Как уже было сказано ранее, при исправлении различных видов сигматизма особое внимание необходимо уделять дифференциации свистящих и шипящих звуков.

Дифференциацию свистящих и шипящих звуков рекомендуется проводить примерно в такой последовательности: с-з, с-ц, с-з-ц, ш-ж, с-ш, з-ж, с-ч, ц-ч, с-щ.

Постановка свистящих С-СЬ-З-ЗЬ-Ц

Правильная артикуляция:

кончик языка упирается в нижние зубы, посередине языка канавка, по которому идет струя холодного воздуха; при произношении звука З артикуляция такая же, только включается голос; звук Ц - это сочетание Т+С.

«С»  губы слегка растянуты в улыбку. Мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки.  Голосовые складки разомкнуты. Язык широко распластан. Кончик языка находится у нижних резцов. Спинка языка приподнята по отношению к твердому нёбу, вдоль языка образуется желобок, через который проходит холодная воздушная струя. «З» губы слегка растянуты в улыбку. Мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки.  Голосовые складки сомкнуты. Язык широко распластан. Кончик языка находится у нижних резцов. Спинка языка приподнята по отношению к твердому нёбу, вдоль языка образуется желобок, через который проходит холодная воздушная струя. «С,», «З,» — при артикуляции кончик языка упирается в нижние резцы, а передняя и средняя часть спинки приподнимается к твердому нёбу.

«Ц» — губы слегка растянуты, зубы разомкнуты. Мягкое нёбо прижато к задней стенке глотки. Голосовые складки разомкнуты. Язык широко распластан, кончик находится у нижних резцов (но может подниматься и к верхним). Передняя часть спинки языка смыкается с твердым нёбом у верхних резцов, а затем смычка не резко размыкается.

цhttps://studfile.net/html/2706/679/html_lpNIbDS3_u.fyFh/img-Isbm1s.pngс-зhttps://studfile.net/html/2706/679/html_lpNIbDS3_u.fyFh/img-QQgB6w.png

Носовой сигматизм. На подготовительном этапе коррекционной работы следует уделить внимание формированию правильного речевого выдоха, умению удерживать губы в улыбке с обнажением передних зубов, а язык - широким и плоским в положениях на нижней губе и за нижними зубами.

Пассивные движения органов артикуляции способствуют включению в процесс артикуляционных мышц, до этого бездействующих. Это создаёт условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Вовлечение в работу разных групп мышц (продольных, поперечных, косых) способствует гармонизации общей моторики языка, коррекции всех звуков.

Изотонические упражнения (с элементами сопротивления) очень эффективны в работе над преодолением межзубного и губно - зубного сигматизма, поскольку заставляют работать и напрягаться мышцы языка.

Массаж языка широко используется при коррекции межзубного, призубного и губно – зубного сигматизма. Растирание, разминание, поколачивание, плотное нажатие, точечный массаж, - эти активные виды логопедического массажа особенно эффективны.

Существуют следующие виды логопедического массажа:

• Классический массаж – нужный результат достигается путем использования таких массажных приемов, как поглаживания, растирания, разминания и вибрации. Все довольно просто: чтобы добиться расслабления мышц, применяют легкое поглаживание. Если необходимо активизировать и укрепить мышечный тонус, используют энергичные и быстрые движения.

• Точечный массаж — представляет собой воздействие на биологически активные точки (как известно, это те участки, на которых скопление сосудов и нервных окончаний велико).

• Аппаратный массаж — проводится с использованием вакуумных или вибрационных приборов.

• Зондовый массаж – это особый вид массажа с помощью зондов.

• Самомассаж – название говорит само за себя. Это тот вид массажа, который ребенок выполняет сам. Зачастую самомассаж представляет собой определенные упражнения, которые предусматривают массаж лица руками и массаж языка с помощью зубов (например, «Причешем язычок», когда ребенок с силой проталкивает язык сквозь сомкнутые зубы).

• Нетрадиционные методы и приемы массажа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые особенности коррекции боковых сигматизмов

Некоторые особенности коррекции боковых сигматизмов...

план работы по преодалению сигматизма- звук С

Этот материал я использую на индивидуальном занятии по логопедии...

план работы по преодалению сигматизма- звук СЬ

этот материал я использую на индивидуальном занятии по логопедии...

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ИСПРАВЛЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ПРИ СИГМАТИЗМЕ СВИСТЯЩИХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИСЛАЛИЕЙ

Содержание Введение…………………………………………………………………………....3 - 5Глава 1.Теоритические основы коррекции нарушенного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста……………...............................

Методы диагностики сигматизма у детей с дизартрией.

В данном материале описаны методы диагностики и симптомы проявления сигматизма у детей с дизартрией....

Межзубный сигматизм: виды сигматизма и коррекция

Межзубный сигматизм: виды сигматизма и коррекция...