Некоторые особенности коррекции боковых сигматизмов
статья по логопедии по теме

Перегудова Татьяна Сергеевна

Некоторые особенности коррекции боковых сигматизмов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Некоторые особенности коррекции боковых сигматизмов у детей дошкольного возраста.

При полиморфной недостаточности звукопроизношения у детей боковые сигматизмы требуют наиболее кропотливой и скрупулёзной работы.

     Классические методики предлагают начинать работу по коррекции звукопроизношения с постановки свистящих звуков, что, безусловно, соответствует последовательности появлению звуков в онтогенезе. У детей с дефектами звукопроизношения наблюдается снижение артикуляторных кинестезий, т.е., ребёнок не ощущает положение органов артикуляции и направление воздушной струи при произнесении звуков. Работу по формированию правильного произношения свистящих  при боковых сигматизмах  часто рекомендуют начинать с постановки межзубного произнесения звука «С». Этот приём, в конечном итоге, приводит к положительному результату, т.к. даёт возможность проконтролировать прохождение струи воздуха по центру языка, а сформированная таким образом межзубность неустойчива, и язык достаточно легко переводится за нижние зубы.

      Если у ребёнка с боковым произнесением свистящих и шипящих присутствует ротацизм, то можно начать работу с постановки звука «Р», т.к. при длительном утрированном произнесении звука «Р» прохождение воздушной струи по центру языка ощущается сильнее, и сам язык боковыми краями прикасается к коренным зубам, что даёт возможность использовать эту позицию и при коррекции боковых сигматизмов свистящих и шипящих.

      Положение органов артикуляции при произнесении звука «Р» является хорошей основой для постановки звуков «Ш» и «Ж», но при упорной утечке воздуха через боковые края языка  результат достигается быстрее, если работу над шипящими начать со звука «Ч». Короткий, но активный толчок воздуха хорошо ощущается на  ладони ребёнка, поднесённой ко рту логопеда, затем и самого ребёнка. Автоматизацию поставленного звука следует начинать с позиции удобной для ребёнка, предварительно попросив произнести несколько слогов и даже слов, чтобы услышать, в какой из них звучание максимально приближено к норме.

     На начальном этапе любой вновь сформированный звук произносится утрированно, это даёт возможность сформировать устойчивые кинестезии. Иногда автоматизация звука  бывает результативнее в позиции в словах  со стечением согласных, особенно если их артикуляции близки. Например, если после звука «Ш» следует звук «Т» ( штапель, штатив, штрих, штырь и т.д.). То же можно отнести и к звуку «С» (стан, стая, ставни, станок, стакан и т.д.)

      Применение этих приёмов, естественно, не исключают, а предваряют выполнение  упражнений артикуляционной гимнастики, дающей возможность создания правильного артикуляционного уклада для овладения чистым звукопроизношением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Некоторые особенности детского рисунка и приёмы оказания помощи в его совершенствовании ".

Когда маленький ребенок впервые начинает рисовать? О чем обычно он рисует? В каком случае рисунок считается интересным, талантливым? Почему ребенок может без конца изображать одно и то же? Нужно...

Некоторые направления коррекции слоговой структуры слова у детей с ОНР.

В работе раскрывается коррекционная работа над слоговой структурой  слова....

Использование миофункциональных трейнеров для коррекции межзубного сигматизма у детей

Одним из распространённых нарушений, встречающихся у детей дошкольного возраста, является межзубный сигматизм.Практика показывает, что применение традиционного комплекса артикуляционной гимнастики и р...

Комплекс на коррекцию боковых искривлений позвоночника у дошкольников

Материал содержит комплекс упражнений на коррекцию боковых искривлений позвоночника...

Коррекция щечного сигматизма.

Статья  будет полезна как для педагогов и логопедов , так и для родителей ....

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЛОВАРЯ. ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ

Для обогащения словаря успешно применяется задание на усвоение значений слов путем подбора ряда текстов, в которых предполагается последовательное сужение значения изучаемого слова. При составлении та...