Использование миофункциональных трейнеров для коррекции межзубного сигматизма у детей
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Романова Елена Валерьевна

Одним из распространённых нарушений, встречающихся у детей дошкольного возраста, является межзубный сигматизм.

Практика показывает, что применение традиционного комплекса артикуляционной гимнастики и речевых упражнений, используемых для коррекции межзубного сигматизма, позволяет выработать артикуляционный уклад свистящих звуков в изолированной позиции; автоматизировать в обратных слогах и словах со стечением согласных. А вот автоматизация в прямых слогах очень затруднена из-за тяжести симптомокомплекса, который сопровождает этот вид сигматизма. А именно: парезов лицевого, тройничного, подъязычного нервов (V, VII, XII пары черепно – мозговых нервов) и аномалий прикуса, характерных для этого вида сигматизма. Тем более сложно, а в некоторых случаях почти невозможно добиться полной автоматизации правильного произношения звуков в спонтанной речи. Традиционные методы автоматизации при межзубном сигматизме малоэффективны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл miofunktsionalnye_treynery.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Использование миофункциональных трейнеров для коррекции межзубного сигматизма у детей

Одним из распространённых нарушений, встречающихся у детей дошкольного возраста, является межзубный сигматизм.

Практика показывает, что применение традиционного комплекса артикуляционной гимнастики и речевых упражнений, используемых для коррекции межзубного сигматизма, позволяет выработать артикуляционный уклад свистящих звуков в изолированной позиции; автоматизировать в обратных слогах и словах со стечением согласных. А вот автоматизация в прямых слогах очень затруднена из-за тяжести симптомокомплекса, который сопровождает этот вид сигматизма. А именно: парезов лицевого, тройничного, подъязычного нервов (V, VII, XII пары черепно – мозговых нервов) и аномалий прикуса, характерных для этого вида сигматизма. Тем более сложно, а в некоторых случаях почти невозможно добиться полной автоматизации правильного произношения звуков в спонтанной речи. Традиционные методы автоматизации при межзубном сигматизме малоэффективны.

Поэтому у логопедов возникла необходимость искать новые средства коррекции сигматизмов совместно с ортодонтами. Таким инновационным средством является миофункциональный трейнер. Это эластичный тренажёр, выполненный из гипоаллергенного силикона – обеспечивает комфорт и простоту адаптации ребёнка. Изначально трейнер был разработан ортодонтами для коррекции дизокклюзий у детей 6 – 9 лет в сменном прикусе (т.е. для стимуляции равномерного роста челюстей, исправления прикуса и выравнивания прорезывающихся зубов).

Но постепенно стало понятно, что трейнеры могут эффективно использоваться для коррекции звукопроизношения, пассивной тренировки комплекса лицевых и артикуляционных мышц.

Трейнер выпускается в нескольких размерах. Для работы с детьми 6 – 9 лет оптимальна модель Т4К, просчитанная с помощью 3D моделирования таким образом, что подходит практически всем детям данной возрастной группы. Для малышей от 3 до 5 лет рекомендуется модель Infant, имеющая некоторые конструктивные отличия.


Проанализировав речевые карты детей с межзубным сигматизмом, я выделила следующие сходные симптомы:

  • полуоткрытый рот в состоянии покоя, губы постоянно в движении;
  • язык находится в межзубном положении на нижней губе;
  • ротовой тип дыхания (либо комбинация носового и ротового типа дыхания);
  • инфантильное глотание;
  • вялость артикуляционной мускулатуры в одних мышцах и повышение тонуса в других;
  • асимметрия языка, гиперкинезы языка, синкинезии, движения языка неточные, неплавные (иногда с гиперметрией), язык слабо удерживает заданную позу;
  • часто встречается готическое нёбо и короткая уздечка языка;
  • аномалии прикуса:
  • прямой прикус
  • глубокий прикус
  • передний открытый прикус (некоторые дети даже в подготовительной группе сосут палец во сне)
  • скученность зубов
  • со стороны  лор – органов наблюдаются аденоидные разрастания, большие миндалины;
  • речь смазанная, невнятная: межзубное произношение свистящих, шипящих звуков, иногда аффрикат и звуков (Т, Д), неправильное произношение соноров;

Анализ симптомов позволяет сделать вывод, что межзубный сигматизм – это комплексная проблема, которая требует участия нескольких специалистов: логопеда, ортодонта и лор – врача.

Миофункциональные трейнеры идеально подходят для комплексной коррекции аномалий прикуса и речевых нарушений.


Все модели трейнера имеют следующую конструкцию:

  1. Каналы для зубов.
  2. Позиционер для челюстей – устраняет дистальное положение нижней челюсти и привычку держать рот открытым.
  3. Лабильный выступ в виде дуги оказывает небольшое давление на неровные передние зубы в процессе их прорезывания, удерживает их правильную позицию.
  4. Маркерный язычок:
  • Вырабатывает правильную позицию языка с упором в переднюю треть твёрдого нёба т.е. помогает автоматизировать нёбное положение языка и выработать у ребёнка правильный соматический тип глотания. Соматическое глотание происходит только при правильном положении языка за счёт язычка трейнера и специальной защитки. Соматическое глотание формируется через 6 месяцев регулярного ношения трейнера.
  • Язычок стимулирует ребёнка поднимать язык вверх и касаться его. Благодаря этому создаётся база для групп шипящих и сонорных звуков и обеспечиваются условия для растягивания подъязычной связки и улучшения подвижности языка.
  • Дополнительное касание выпуклой стороны маркерного язычка, рассматривается как массажное воздействие, нормализирующее чувствительность и тонус мышц языка.
  1. Ограничитель языка предотвращает прокладывание языка между зубными рядами, тем самым вырабатывается стойкое зазубное положение языка при артикуляции и глотании. Правильное положение языка задаёт и поддерживает форму верхнего зубного ряда. Уже через 2 – 3 месяца регулярного ношения трейнера стабилизируется правильное положение языка в полости рта.
  2. Губные бамперы и специальные шипики оказывают расслабляющее действие, устраняя излишнее напряжение подбородочной мышцы, возникающее при неправильном глотании и способствуют укреплению жевательной и круговой мышцы рта. Уже через 1 месяц ношения трейнера улучшается тонус круговой мышцы рта и в состоянии покоя дети держат рот сомкнутым.
  3. Трейнер корректирует высокое готическое нёбо, способствует нормализации его конфигурации и высоты.
  4. Трейнер вырабатывает стойкую привычку дышать через нос, восстанавливает правильный носовой тип дыхания. Уже через 2 – 3 месяца постоянного ношения происходит смена типа дыхания с ротового на носовой. Это благотворно влияет на развитие всего организма, стимулирует горизонтальный рост лицевого скелета, нормализует функцию дыхательной системы. Особенно это касается детей после аденэктомии: применение трейнера позволяет нормализовать вентиляцию носовых ходов и предотвратить повторные аденоидные разрастания.
  5. Постоянное ношение трейнера устраняет межзубное произношение звуков при соответствующих артикуляционных и речевых упражнениях в более короткие сроки. Спустя 2 месяца стабилизируется положение языка в полости рта, исчезает прокладывание языка между зубами. Через 6 месяцев автоматизируются свистящие и шипящие звуки в разговорной речи. Упрощается формирование артикуляционных укладов и других дефектных звуков: аффрикат и соноров.

Носить трейнер необходимо 6 – 9 месяцев, ежедневно в течение часа, а также ночью во время сна.

В итоге мы получаем следующие результаты:

  1. Соматическое глотание формируется через 6 месяцев.
  2. Прокладывание языка между зубами исчезает через 2 – 3 месяца.
  3. Сомкнутый рот в состоянии покоя – через 1 месяц.
  4. Носовое дыхание восстанавливается через 2 – 3 месяца.
  5. Изолированное произношение свистящих и шипящих звуков формируется через 1,5 – 2 месяца.
  6. Автоматизация свистящих и шипящих звуков – через 6 месяцев.

Словарь:

Соматическое глотание.

В норме в акте глотания участвуют 22 мышцы челюстно – лицевой области, подъязычной области и глотки: спинка языка при этом поднимается к твёрдому и мягкому нёбу и продвигает пищу в гортань, а кончик языка упирается в переднюю треть твёрдого нёба.

Инфантильное глотание.

В момент глотания язык прокладывается между зубами, что способствует формированию открытого прикуса, либо язык упирается в нижнюю челюсть.  В акте глотания участвуют околоротовые мышцы (напрягается круговая мышца рта, подбородочная мышца и мышцы шеи). При инфантильном глотании язык ребёнка привыкает только к простейшим движениям, поэтому язычная мышца развивается слабо.

Неправильное глотание часто сочетания с ротовым или смешанным типом дыхания.

Ротовое дыхание – рот постоянно полуоткрыт, лицо неправильной формы  с недоразвитыми скулами. Нижняя челюсть сужена, губы в постоянном движении, язык находится между зубами, что формирует прямой или открытый прикус. Нарушается развитие зубочелюстного скелета.

Окклюзия – контакт зубов. Взаимоотношение зубов, жевательной мускулатуры и суставов ВНЧС.

Дизокклюзия – разобщение смыкающихся между собой окклюзионных поверхностей зубов.

Список литературы:

  1. Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта. Под ред. Я.В. Костиной, В.М. Чапала, М. ТЦ «Сфера», 2008
  2. Роль миофункционального трейнера «Infant» в коррекции и профилактики речевых нарушений у детей 3 – 4 лет. Архипова Е.В.
  3. Использование миофункциональных трейнеров для коррекции межзубного и бокового сигматизма у детей 6 – 9 лет. Барсенева М.К.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...

Статья "Использование тактильного коврика в коррекции нарушений речи у детей с ОНР и ЗПР"

В статье раскрыты возможности использования авторского дидактического пособия "Тактильный коврик по временам года" для коррекции нарушений речи у детей с диагнозами ОНР и ЗПР.  Статья опубл...

"Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста"

"Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста",  ДОЛГОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Здоро...

Долгосрочный логопедический проект «Здоровые говоруны» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей подготовительной логопедической группы.

Долгосрочный логопедический проект «Здоровые говоруны» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей подготовительной логопедической группы....

Проект «Здоровые дети» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста

Стандартные, вариативные игры и упражнения с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий помогают более эффективно преодолеть речевые нарушения. Улучшается соматическое состояние детей...

Комплекс упражнений для коррекции межзубного сигматизма

Межзубное произношение (когда язык просовывается между зубами при звуках С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ) – распространённая проблема у дошкольников. Чтобы исправить этот дефект, необходима систематическая работа...

Использование миофункциональных трейнеров для коррекции межзубного и бокового сигматизма у детей.

Одними из самых распространённых и трудно устранимых дефектов речи являются межзубный и боковой сигматизмы. Обычно эти нарушения возникают при стёртой дизартрии или в результате длительного сосания пу...