Использование миофункциональных трейнеров для коррекции межзубного сигматизма у детей
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Романова Елена Валерьевна

Одним из распространённых нарушений, встречающихся у детей дошкольного возраста, является межзубный сигматизм.

Практика показывает, что применение традиционного комплекса артикуляционной гимнастики и речевых упражнений, используемых для коррекции межзубного сигматизма, позволяет выработать артикуляционный уклад свистящих звуков в изолированной позиции; автоматизировать в обратных слогах и словах со стечением согласных. А вот автоматизация в прямых слогах очень затруднена из-за тяжести симптомокомплекса, который сопровождает этот вид сигматизма. А именно: парезов лицевого, тройничного, подъязычного нервов (V, VII, XII пары черепно – мозговых нервов) и аномалий прикуса, характерных для этого вида сигматизма. Тем более сложно, а в некоторых случаях почти невозможно добиться полной автоматизации правильного произношения звуков в спонтанной речи. Традиционные методы автоматизации при межзубном сигматизме малоэффективны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл miofunktsionalnye_treynery.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Использование миофункциональных трейнеров для коррекции межзубного сигматизма у детей

Одним из распространённых нарушений, встречающихся у детей дошкольного возраста, является межзубный сигматизм.

Практика показывает, что применение традиционного комплекса артикуляционной гимнастики и речевых упражнений, используемых для коррекции межзубного сигматизма, позволяет выработать артикуляционный уклад свистящих звуков в изолированной позиции; автоматизировать в обратных слогах и словах со стечением согласных. А вот автоматизация в прямых слогах очень затруднена из-за тяжести симптомокомплекса, который сопровождает этот вид сигматизма. А именно: парезов лицевого, тройничного, подъязычного нервов (V, VII, XII пары черепно – мозговых нервов) и аномалий прикуса, характерных для этого вида сигматизма. Тем более сложно, а в некоторых случаях почти невозможно добиться полной автоматизации правильного произношения звуков в спонтанной речи. Традиционные методы автоматизации при межзубном сигматизме малоэффективны.

Поэтому у логопедов возникла необходимость искать новые средства коррекции сигматизмов совместно с ортодонтами. Таким инновационным средством является миофункциональный трейнер. Это эластичный тренажёр, выполненный из гипоаллергенного силикона – обеспечивает комфорт и простоту адаптации ребёнка. Изначально трейнер был разработан ортодонтами для коррекции дизокклюзий у детей 6 – 9 лет в сменном прикусе (т.е. для стимуляции равномерного роста челюстей, исправления прикуса и выравнивания прорезывающихся зубов).

Но постепенно стало понятно, что трейнеры могут эффективно использоваться для коррекции звукопроизношения, пассивной тренировки комплекса лицевых и артикуляционных мышц.

Трейнер выпускается в нескольких размерах. Для работы с детьми 6 – 9 лет оптимальна модель Т4К, просчитанная с помощью 3D моделирования таким образом, что подходит практически всем детям данной возрастной группы. Для малышей от 3 до 5 лет рекомендуется модель Infant, имеющая некоторые конструктивные отличия.


Проанализировав речевые карты детей с межзубным сигматизмом, я выделила следующие сходные симптомы:

  • полуоткрытый рот в состоянии покоя, губы постоянно в движении;
  • язык находится в межзубном положении на нижней губе;
  • ротовой тип дыхания (либо комбинация носового и ротового типа дыхания);
  • инфантильное глотание;
  • вялость артикуляционной мускулатуры в одних мышцах и повышение тонуса в других;
  • асимметрия языка, гиперкинезы языка, синкинезии, движения языка неточные, неплавные (иногда с гиперметрией), язык слабо удерживает заданную позу;
  • часто встречается готическое нёбо и короткая уздечка языка;
  • аномалии прикуса:
  • прямой прикус
  • глубокий прикус
  • передний открытый прикус (некоторые дети даже в подготовительной группе сосут палец во сне)
  • скученность зубов
  • со стороны  лор – органов наблюдаются аденоидные разрастания, большие миндалины;
  • речь смазанная, невнятная: межзубное произношение свистящих, шипящих звуков, иногда аффрикат и звуков (Т, Д), неправильное произношение соноров;

Анализ симптомов позволяет сделать вывод, что межзубный сигматизм – это комплексная проблема, которая требует участия нескольких специалистов: логопеда, ортодонта и лор – врача.

Миофункциональные трейнеры идеально подходят для комплексной коррекции аномалий прикуса и речевых нарушений.


Все модели трейнера имеют следующую конструкцию:

  1. Каналы для зубов.
  2. Позиционер для челюстей – устраняет дистальное положение нижней челюсти и привычку держать рот открытым.
  3. Лабильный выступ в виде дуги оказывает небольшое давление на неровные передние зубы в процессе их прорезывания, удерживает их правильную позицию.
  4. Маркерный язычок:
  • Вырабатывает правильную позицию языка с упором в переднюю треть твёрдого нёба т.е. помогает автоматизировать нёбное положение языка и выработать у ребёнка правильный соматический тип глотания. Соматическое глотание происходит только при правильном положении языка за счёт язычка трейнера и специальной защитки. Соматическое глотание формируется через 6 месяцев регулярного ношения трейнера.
  • Язычок стимулирует ребёнка поднимать язык вверх и касаться его. Благодаря этому создаётся база для групп шипящих и сонорных звуков и обеспечиваются условия для растягивания подъязычной связки и улучшения подвижности языка.
  • Дополнительное касание выпуклой стороны маркерного язычка, рассматривается как массажное воздействие, нормализирующее чувствительность и тонус мышц языка.
  1. Ограничитель языка предотвращает прокладывание языка между зубными рядами, тем самым вырабатывается стойкое зазубное положение языка при артикуляции и глотании. Правильное положение языка задаёт и поддерживает форму верхнего зубного ряда. Уже через 2 – 3 месяца регулярного ношения трейнера стабилизируется правильное положение языка в полости рта.
  2. Губные бамперы и специальные шипики оказывают расслабляющее действие, устраняя излишнее напряжение подбородочной мышцы, возникающее при неправильном глотании и способствуют укреплению жевательной и круговой мышцы рта. Уже через 1 месяц ношения трейнера улучшается тонус круговой мышцы рта и в состоянии покоя дети держат рот сомкнутым.
  3. Трейнер корректирует высокое готическое нёбо, способствует нормализации его конфигурации и высоты.
  4. Трейнер вырабатывает стойкую привычку дышать через нос, восстанавливает правильный носовой тип дыхания. Уже через 2 – 3 месяца постоянного ношения происходит смена типа дыхания с ротового на носовой. Это благотворно влияет на развитие всего организма, стимулирует горизонтальный рост лицевого скелета, нормализует функцию дыхательной системы. Особенно это касается детей после аденэктомии: применение трейнера позволяет нормализовать вентиляцию носовых ходов и предотвратить повторные аденоидные разрастания.
  5. Постоянное ношение трейнера устраняет межзубное произношение звуков при соответствующих артикуляционных и речевых упражнениях в более короткие сроки. Спустя 2 месяца стабилизируется положение языка в полости рта, исчезает прокладывание языка между зубами. Через 6 месяцев автоматизируются свистящие и шипящие звуки в разговорной речи. Упрощается формирование артикуляционных укладов и других дефектных звуков: аффрикат и соноров.

Носить трейнер необходимо 6 – 9 месяцев, ежедневно в течение часа, а также ночью во время сна.

В итоге мы получаем следующие результаты:

  1. Соматическое глотание формируется через 6 месяцев.
  2. Прокладывание языка между зубами исчезает через 2 – 3 месяца.
  3. Сомкнутый рот в состоянии покоя – через 1 месяц.
  4. Носовое дыхание восстанавливается через 2 – 3 месяца.
  5. Изолированное произношение свистящих и шипящих звуков формируется через 1,5 – 2 месяца.
  6. Автоматизация свистящих и шипящих звуков – через 6 месяцев.

Словарь:

Соматическое глотание.

В норме в акте глотания участвуют 22 мышцы челюстно – лицевой области, подъязычной области и глотки: спинка языка при этом поднимается к твёрдому и мягкому нёбу и продвигает пищу в гортань, а кончик языка упирается в переднюю треть твёрдого нёба.

Инфантильное глотание.

В момент глотания язык прокладывается между зубами, что способствует формированию открытого прикуса, либо язык упирается в нижнюю челюсть.  В акте глотания участвуют околоротовые мышцы (напрягается круговая мышца рта, подбородочная мышца и мышцы шеи). При инфантильном глотании язык ребёнка привыкает только к простейшим движениям, поэтому язычная мышца развивается слабо.

Неправильное глотание часто сочетания с ротовым или смешанным типом дыхания.

Ротовое дыхание – рот постоянно полуоткрыт, лицо неправильной формы  с недоразвитыми скулами. Нижняя челюсть сужена, губы в постоянном движении, язык находится между зубами, что формирует прямой или открытый прикус. Нарушается развитие зубочелюстного скелета.

Окклюзия – контакт зубов. Взаимоотношение зубов, жевательной мускулатуры и суставов ВНЧС.

Дизокклюзия – разобщение смыкающихся между собой окклюзионных поверхностей зубов.

Список литературы:

  1. Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта. Под ред. Я.В. Костиной, В.М. Чапала, М. ТЦ «Сфера», 2008
  2. Роль миофункционального трейнера «Infant» в коррекции и профилактики речевых нарушений у детей 3 – 4 лет. Архипова Е.В.
  3. Использование миофункциональных трейнеров для коррекции межзубного и бокового сигматизма у детей 6 – 9 лет. Барсенева М.К.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...

Статья "Использование тактильного коврика в коррекции нарушений речи у детей с ОНР и ЗПР"

В статье раскрыты возможности использования авторского дидактического пособия "Тактильный коврик по временам года" для коррекции нарушений речи у детей с диагнозами ОНР и ЗПР.  Статья опубл...

"Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста"

"Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста",  ДОЛГОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Здоро...

Долгосрочный логопедический проект «Здоровые говоруны» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей подготовительной логопедической группы.

Долгосрочный логопедический проект «Здоровые говоруны» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей подготовительной логопедической группы....

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста

Развлечение с использованием здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста, посещающих логопункт «Путешествие за здоровьем»(из цикла «Растим здоровье»)...

Проект «Здоровые дети» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста

Стандартные, вариативные игры и упражнения с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий помогают более эффективно преодолеть речевые нарушения. Улучшается соматическое состояние детей...