Формирование универсальных навыков необходимых для взаимодействия со взрослым в рамках коррекционно – развивающей деятельности у детей с ТМНР
материал по коррекционной педагогике

Варава Анастасия Сергеевна

Дети с ТМНР занимают особое место среди детей с ОВЗ. Они представляют собой разнородную группу. Как правило, это учащиеся с выраженными нарушениями интеллектуального развития: умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью. Сложность работы с такими детьми заключается, как правило, в том, что у них отсутствует речь, крупная и мелкая моторика плохо развиты, снижена концентрация и продолжительность внимания, наблюдаются вторичные нарушения развития.

Из-за имеющихся интеллектуальных и сопутствующих нарушений дети не могут спонтанно по подражанию овладевать различными навыками. У некоторых из них наблюдается полезависимое поведение, целенаправленные действия с окружающими предметами отсутствуют.

Коррекционно-развивающая работа с такими детьми строится индивидуально с учётом особенностей развития каждого ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_tmnr.docx24.66 КБ
Файл tmnr_22-23.pptx157.03 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование универсальных навыков необходимых для взаимодействия со взрослым в рамках коррекционно – развивающей деятельности у детей с ТМНР.

Дети с ТМНР занимают особое место среди детей с ОВЗ. Они представляют собой разнородную группу. Как правило, это учащиеся с выраженными нарушениями интеллектуального развития: умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью. Сложность работы с такими детьми заключается, как правило, в том, что у них отсутствует речь, крупная и мелкая моторика плохо развиты, снижена концентрация и продолжительность внимания, наблюдаются вторичные нарушения развития.

Из-за имеющихся интеллектуальных и сопутствующих нарушений дети не могут спонтанно по подражанию овладевать различными навыками. У некоторых из них наблюдается полезависимое поведение, целенаправленные действия с окружающими предметами отсутствуют.

Коррекционно-развивающая работа с такими детьми строится индивидуально с учётом особенностей развития каждого ребёнка.

Основной целью коррекционной работы с детьми ТМНР является создание условий для социализации и адаптации детей в коллективе, обучение навыкам гигиены, самообслуживания, коммуникации и развитие компенсаторных возможностей организма.

Эффективность педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. 

Я хотела бы осветить часть своей работы, которая касается детей с выраженными нарушениями развития. Портрет такого ребенка будет выглядеть следующим образом: ребенок от 2 до 8 лет, не владеющий навыками коммуникации (речевыми или невербальными), имеющий полезависимое поведение, концентрация внимания значительно снижена, игра отсутствует или заменяется на простое манипулирование с предметами. Понимает и выполняет только простые речевые инструкции подкрепленные жестом или в контексте хорошо знакомой бытовой ситуации. Подражательная деятельность отсутствует или на низком уровне. У ребенка есть предпочтения в еде, возможно есть эхолалии.

При составлении индивидуального коррекционно - развивающего плана для такого ребенка необходимо собрать и изучить анамнез, провести обследование. Обследование я провожу в несколько этапов, обязательной частью его является продолжительное наблюдение за ребенком в режимных моментах (во время занятия, приема пищи, игры и т.д.). В ходе наблюдения я заостряю внимание на том какими средствами коммуникации пользуется ребенок (он может привлекать внимание криком, жестом или может взять руку взрослого и попытаться ей манипулировать для того чтобы получить желаемое), на том как долго ребенок может посвятить себя какой-то одной деятельности и как именно проходит эта деятельность (например: он может собирать одно и тоже лото, не подпуская никого к себе несколько раз подряд, крутить колесо крупного грузовика долгое время или просто брать в руки предметы и после пары секунд рассматривания бросать их и переходить к следующим). Данные наблюдения очень важны для того чтобы сделать выводы об актуальном уровне развития ребенка и составить коррекционно - развивающий маршрут подходящий для данного ребенка.

Составляя маршрут для ребенка, мы прописываем очень конкретные небольшие задачи.

Для того чтобы педагог (будь то учитель – логопед, дефектолог или психолог) смог полноценно реализовывать свои задачи ему необходимо сформировать у ребенка универсальные навыки необходимые для взаимодействия со взрослым в рамках коррекционно – развивающей деятельности. Именно этот  можно сказать нулевой этап является наиболее важным и значимым для всей дальнейшей работы с ребенком. И то насколько качественно он будет отработан, повлияет на всю работу в дальнейшем.

На этом этапе мы обращаем свое внимание на:

  • сенсорно – перцептивное развитие;
  • навыки подражательной деятельности;
  • сенсорно – двигательные действия;
  • навыки невербальной и вербальной коммуникации;
  • социальные навыки;
  • навыки крупной и мелкой моторики, графомоторные навыки (если ребенок старше 6 лет).

Если какой-то из этих навыков дефицитарен то его необходимо подтянуть. Разберем каждый из пунктов по отдельности.

Под сенсорно – перцептивным развитием я понимаю умение концентрировать взгляд на объекте; переводить взгляд с одного объекта на другой; сопровождать взглядом движущейся объект.

Под навыками подражательной деятельности подразумевается умение ребенка подражать простым (одно или двух этапным) действиям крупной, мелкой и артикуляционной моторики. Например, ребенок может хлопнуть  в ладоши, а потом присесть; прыгнуть на месте и дотронуться до носа; может сложить из пальцев «козу», а потом «зайчика»; может сложить губы «трубочкой», а потом показать язык.

К сенсорно – двигательным действиям относятся умения перемещать предметы; переворачивать плоские предметы, дифференцировать формы по размерам.

К навыкам невербальной и вербальной коммуникации относится установление визуального контакта с собеседником; интонирование и эмоционирование, использование жестов «да» и «нет», указательного жеста.

Социальные навыки в данном случае это полное или частичное понимание ситуации взаимодействия с другими детьми или взрослыми; умение отзываться на свое имя; понимать простую инструкцию (идем кушать; три, два один игра закончилась, идем заниматься); умение следовать за взрослым до кабинета или помещения по улице или внутри здания и не пытаться убежать; умение сдерживать свои минутные порывы, желание взять какой-то предмет, встать и уйти; выполнять простые инструкции и входить в диалог используя доступные средства коммуникации (жесты, мимику, интонационно окрашенные вокализмы и т.д.).

К последнему пункту я отношу умения ходить без поддержки, манипулировать простыми предметами (частями разрезной картинки или  пирамидки), умение держать карандаш, в кулаке или щепотью целенаправленно оставляя на листе бумаги следы; контролировать силу нажима на карандаш).

Главными помощниками в формировании этих важных навыков может стать система поощрения и отсутствия поощрения. Важно подобрать то поощрение, которое будет максимально мотивировать ребенка. Поощрение не должно быть доступно для ребенка в его повседневной жизни, ребенок должен получать его только выполнив задание взрослого. Поощрение должно периодически меняться для того чтобы у ребенка не пропал к нему интерес. Выбирая поощрение для ребенка, важно понаблюдать за ним какое-то время и обратить внимание есть ли у него какие-то предпочтения (например, склонность к сенсорным стимулам, однотипным игрушкам или еде). Приведу пример из личной практики:

  1. Ребенок 7 лет. Речью не пользуется, есть небольшое количество односложных эхолалий. Игра сводится к простому выстраиванию предметов в ряд, рассматриванию книг. Ребенок часто издает вокализмы и быстро машет кистями рук перед лицом. Ему доступно одевание с помощью взрослого, самостоятельное посещение туалета и прием пищи с использование ложки. Понимает простые, знакомые инструкции (принеси, идем кушать, надо раздеться, снимай обувь и т.д.).

Я обратила внимание на то, что ребенок любит наблюдать за движением своих рук и пальцев перед лицом и стала играть с ним в пальчиковые игры. Спустя время, заходя в группу, ребенок сам подходил ко мне, брал меня за руку, тянул на пол (показывая тем самым, что хочет, чтобы я села с ним на ковер) и клал свои ладони ко мне на колени (показывая желание играть в пальчиковые игры). Для этого ребенка поощрением стали пальчиковые игры совместно с взрослым. В дальнейшем он стал запоминать и повторять или продолжать целые строчки из стишков чего раньше никогда не делал.

Сейчас я продемонстрирую вам несколько отрывков из занятий направленных на формирование выше перечисленных навыков и умений.

В качестве заключения хотелось бы сказать что только после того как у ребенка сформированы универсальные навыки необходимые для взаимодействия со взрослым в рамках коррекционно – развивающей деятельности педагогу стоит переходить к развитию словаря по лексическим темам, обучению цветам, формам и т.д.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Варава Анастасия Сергеевна , учитель-логопед 1 квалификационной категории , дефектолог Коррекционная работа с детьми со сложной структурой дефекта. Из опыта работы. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «БРУСНИЧКА» Г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА 2022 г.

Слайд 2

0 7 Тяжелые и множественные нарушения развития (ТМНР) – это врожденные или приобретенные в раннем возрасте сочетания нарушений различных функций организма . Из-за имеющихся интеллектуальных и сопутствующих нарушений дети не могут спонтанно по подражанию овладевать различными навыками.

Слайд 3

Основной целью коррекционной работы с детьми ТМНР является создание условий для социализации и адаптации детей в коллективе, обучение навыкам гигиены, самообслуживания, коммуникации и развитие компенсаторных возможностей организма . Эффективность педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев.

Слайд 4

Сбор анамнестических данных. Беседы с родителями , анкетирование. Обследование. Общая осведомленность ребенка и социально бытовая ориентировка. Сенсорное восприятие. Особенности развития , мышления. Память , внимание. Математические представления. Развитие моторики (крупной , мелкой , артикуляционной) , глазодвигательной координации. Наблюдение в режимных моментах. Какими средствами коммуникации пользуется ребенок. Как долго ребенок может посвятить себя какой – то деятельности и какого она рода (игровая , манипулятивная ).

Слайд 5

Формирование у ребенка универсальных навыков необходимые для взаимодействия со взрослым в рамках коррекционно – развивающей деятельности. На данном этапе необходимо обратить внимание на: сенсорно – перцептивное развитие ; навыки подражательной деятельности ; сенсорно – двигательные действия ; навыки невербальной и вербальной коммуникации; социальные навыки ; навыки крупной и мелкой моторики. Пропедевтический этап (подготовительный к обучению этап.

Слайд 6

Система поощрения и система отсутствия поощрения. п оощрение должно максимально мотивировать ребенка . п оощрение не должно быть доступно для ребенка в его повседневной жизни , ребенок должен получать его только выполнив задание взрослого. п оощрение должно периодически меняться для того чтобы у ребенка не пропал к нему интерес. в ыбирая поощрение для ребенка, важно понаблюдать за ним какое-то время и обратить внимание есть ли у него какие-то предпочтения (например, склонность к сенсорным стимулам, однотипным игрушкам или еде).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтальной коррекционно-развивающей деятельности для детей подготовительной к школе группы с нарушениями речи «История потерянной буквы»

Тип коррекционно-развивающей деятельности: подготовка детей к обучению грамоте.Вид: занятие-путешествие.Цель:  закрепление навыка произношения и дифференциация  звуков [л] и  [л\']...

Конспект фронтальной коррекционно-развивающей деятельности для детей старшей группы с нарушениями речи «Скоро, скоро Новый год!"

Образовательные области: «Коммуникация», «Познание».Группа: старшая группа для детей с нарушениями речи.Тип коррекционно-развивающей деятельности: подготовка детей к обучению грамоте.Цель:...

Конспект фронтальной коррекционно - развивающей деятельности для детей подготовительной к школе группы с нарушением речи "Профессии детского сада".

конспект фронтальной коррекционно - развивающей деятельности для детей подготовительной к школе группы с нарушением речи "Профессии детского сада"....

Конспект совместной коррекционно-развивающей деятельности для детей 5-6 лет с ОВЗ Тема: «Путешествие в страну Самовара Самоварыча»

Цели: Коррекционно-образовательная:- учить детей звуковому анализу слов.Коррекционно-развивающие:- упражнять детей в образовании имен прилагательных от имен существительных и давать понятие о материал...

Доклад из опыта работы на тему «Реализация работы по формированию основ нравственно – патриотического воспитания у обучающихся с ОВЗ в коррекционно - развивающей деятельности учителя – дефектолога»

Доклад из опыта работы на тему «Реализация работы по формированию основ нравственно – патриотического воспитания у обучающихся с ОВЗ в коррекционно - развивающей деятельности учителя &nda...

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ТМНР

В материале представлен обобщенный опыт по коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми, множественными нарушениями развития. Описан алгоритм применения здоровьесберегающих технологий, формиров...

Выступление на ОМО на тему «Развитие пассивного и активного словарей детей раннего возраста в рамках экспериментальной коррекционно-развивающей деятельности»

Выступление на ОМО в рамках участия в экспериментальной деятельности по развитию речи в 1й младшей группы в соответствии с ФГОС ДО...