Выступление на ОМО на тему «Развитие пассивного и активного словарей детей раннего возраста в рамках экспериментальной коррекционно-развивающей деятельности»
опыты и эксперименты по развитию речи (младшая группа)

Казакова Таисия Александровна

Выступление на ОМО в рамках участия в экспериментальной деятельности по развитию речи в 1й младшей группы в соответствии с ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление22.93 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ ОДИНЦОВСКАЯ СОШ №12 ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №39

Выступление на ОМО на тему

 «Развитие пассивного и активного словарей детей раннего возраста в рамках экспериментальной коррекционно-развивающей деятельности»

Подготовил: учитель-логопед

Казакова Т.А.

Одинцово 2023 г.

      Проблема развития речи детей раннего возраста является одной из актуальных.

Все знают, что разговорная речь это основная коммуникационная деятельность человека.

Чем богаче его язык, тем он легче адаптируется в любой среде.

Не зря человечество, выработало множество приёмов развитие речи с самого раннего детства. Это и песни мам, потешки, подражание звукам животных, считалочки, загадки  и многое другое.  Всё это даёт возможность услышать музыку речи, постановки артикуляции, правильного ударения, чёткое произношение правильной речи. Надо обратить внимание, что развитие речи ребёнка не ограничивается только во время игры, а продолжается в течении всего дня пребывания ребёнка в детском саду. Это и в утренний приём детей, и проведении утренней гимнастики, организации культурно-гигиенических навыков, подготовка приёму пищи, приём пищи, подготовка к прогулке – прогулка, подготовка ко сну, игровая и трудовая деятельность, физ. минутки, на занятиях и в сюжетно-ролевых играх.

Различают словарь активный и пассивный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным - употребление их в речи. Развитие словаря ребёнка тесно связано с одной стороны с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны с развитием всех компонентов речи.

Слово – основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка.

Формирование словаря понимается как длительный процесс: количественное накопление слов, освоение их социально-закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

В развитии словаря детей младшего возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественного развития, т.е. овладение значением слова.

      По мнению Л. С. Выготского развитие значений слова представляет собой развитие понятий.

По данным Д.Б. Эльконина рост словаря находится в зависимости от условий жизни и воспитания.

К 1,5 годам насчитывается около 100 слов.

К 2 годам – 200 – 400 слов.

К 3 годам – 1000 – 1100 слов.

К 4 годам – 1600 слов.

К 5 годам – 2200 слов.

В нашем комплексе осуществлялась экспериментальная коррекционно-развивающая работа с детьми 1 младшей группы по развитию речи в соответствии с ФГОС ДО.

   В начале работы логопедами было проведено обследование детей познавательной, двигательной, коммуникативной и социальной сферы. На основе полученных данных был составлен список детей-риска по речевому развитию.

Коррекционно-развивающая деятельность основывалась на разработанный и утверждённый  календарно-тематический план работы на 2022-23 учебный год, в который вошли такие лексические темы, как:

  • Игрушки
  • Овощи
  • Одежда
  • Зима. Новый год
  • Посуда
  • Домашние и дикие животные
  • Транспорт
  • Птицы
  • Насекомые
  • Цветы

Цель работы экспериментальной коррекционной площадки: развитие речи детей младшего возраста

Задачи:

  • развитие слухового восприятия и внимания
  • развитие силы и длительности выдоха
  • развитие активного и пассивного словаря по каждой теме
  • развитие общей и мелкой моторики
  • развитие познавательных процессов и коммуникативных навыков
  • развитие познавательных навыков
  • развитие фонетико-фонематического восприятия

Сегодня я расскажу о формировании пассивного и активного словарей на экспериментальных коррекционно-развивающих занятиях в 1 младшей группе в рамках .

Занятие с логопедом длилось 15-20 мин. Включало в себя вводную, основную и заключительную части.

В вводной части проводилось приветствие с детьми в стихотворной форме с элементами пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики.

В основной части раскрывалась тема занятия. Обязательно проводилась физкультурная минутка под музыкальное сопровождение.

В заключительной части подводился смысловой итог занятия по данной теме и повторение пройденного.

Во время проведения занятия, в зависимо от задачи, применяются словесные, наглядные и игровые приёмы.

Словесные прём работы:

- объяснение

-указание

- рассказ по определённой теме.

Наглядный приём работы:

- демонстрация реальных предметов, картинок, книг и т.д.

Наглядность должна опираться на все анализаторы: зрение (демонстрация частей животных, обучение цветам и т.д.) , слух (где звенит колокольчик, кто подал голос и т.д.), осязание (мягкое, твёрдое, холодное, горячее), обоняние (запах цветов).

 Игровой приём работы:

-внесение и обыгрывание игрушки, сюрпризный момент.

-показ игрушки или героя в разных действиях.

- элементы драматизации и театрализации.

- показ волшебного предмета.

- создание игровой ситуации и т. д.

Как правило в работе с детьми младшего возраста для наглядности и доступности все методы необходимо сочетать. Например на занятие по теме «Овощи» после приветствия и артикуляционной гимнастики как сюрпризный момент к детям приходил мальчик Ваня (ростовая кукла) с корзиной с овощами. Сначала Ваня всех детей знакомил с названиями овощей, их цветом и формой. Рассказывал что можно приготовить из этих овощей. Играли в 3й лишний (2 овоща и фрукт). Соотносили изображение овоща на картинке с макетом овоща. Для закрепления материала Ваня поиграл с детьми в игру «волшебный мешочек» Ребёнок доставал вслепую из мешочка овощ. Необходимо было сказать что это, какого цвета. В заключение для повторения новых слов задаются вопросы:

- кто приходил в группу.

- что приносил Ваня.

- какие овощи вы знаете.

- какой помидор, огурец и т. д.

Для закрепления лексической темы в течении недели воспитатели еще раз повторяют данный материал. Немаловажным в освоении новой темы является продуктивная деятельность: лепка, рисование, аппликация и т. д. (дети рисовали пальчиками листики моркови, лепили из пластилина круглый помидор и т. д.) Каждодневное проговаривание педагогами новых слов в стихах, потешках, песенках помогают усвоить материал даже тем детям, у которых наблюдается замедленное речевое развитие.

Для обогащения словарного запаса на разные лексические темы нами применялись такие игры, как «Волшебный мешочек», «Оденем куклу», «Обед у Мишки», «Мамы и дети», «Кто в лесу живёт», «Чудесная коробка», «Птичьи разговоры», «Цветочная полянка» и многие другие.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль русского фольклора в развитии активного словаря детей раннего возраста.

Русский фольклор играет существенную роль в активизации словаря детей раннего возраста....

Картотека игр для развития активного словаря детей раннего возраста

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередач...

Развитие активного словаря детей раннего возраста средствами малых форм фольклора

Реализация коммуникативной компетентности в раннем дошкольном возрасте достигается путем развития звуковой культуры речи, обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи. Для...

План самообразования 2019-2020 г.г. Тема: «Развитие конструктивных навыков и умений у детей раннего возраста».

Конструктивная деятельность является идеальной формой работы педагога с воспитанниками, которая позволяет ребёнку самостоятельно конструировать и придумывать свои игрушки в ра...

План по самообразованию Тема: «Развитие пассивной и активной речи детей раннего возраста через русские народные сказки» (2 – 3 года)».

Актуальность: в последнее время все больше детей раннего дошкольного возраста имеют расстройства речевого развития. Родители забывают о том, что речь развивается только в живом общении, сажают детей с...