Главные вкладки

    Картотека игр для развития активного словаря детей раннего возраста
    картотека по развитию речи (младшая группа)

    Сазонова Анастасия Игорьевна, Родионова Елена Юрьевна

    В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.

    Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи. Осуществляя с детьми работу по формированию, обогащению и активизации словаря педагоги в ДОУ широко используют дидактические игры.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад комбинированного вида № 3

    города Данкова Липецкой области

    Картотека игр для развития активного словаря детей раннего возраста

    Разработала

    воспитатель первой квалификационной категории

    Сазонова А. И.

     «Какая это машина?»

    2-3 года

    Цель: Продолжать закреплять в активной речи названия видов транспорта (грузовая машина, легковая машина, автобус, самолет, вертолет, поезд); формирует понятие о способах передвижения разных видов транспорта; употреблять в активной речи глаголы, обозначающие способ передвижения (летает, едет).

    Оборудование: Лото «Транспорт», состоящее из двух карт, на каждой из которых изображено по четыре вида транспорта (два летающих, два едущих по дороге или рельсам, и восемь предметных карточек-картинок с изображением этих же видов транспорта.

    Ход игры: Положите перед собой большую карту. Вторую большую карту положите перед ребенком. Предложите ребенку рассмотреть карту, попросите назвать изображенные на ней виды транспорта. Расскажите ребенку, какие виды транспорта изображены на вашей большой карте. Маленькие карточки-картинки положите на стол (или на пол) вниз изображением. Возьмите маленькую карточку, переверните ее вверх изображением, спросите ребенка: «Что это?», «Есть ли у тебя автобус?» Предложите ребенку попросить у вас картинку: «Дай мне автобус». Обыграйте все картинки.

    Усложнение: Измените правила игры. Собирать виды транспорта по способу их передвижения – летает, едет, плывет; собирать определенные виды транспорта по наличию определенных деталей (с колесами, с крыльями).

    Кукла Маша-растеряша»

    2-3 года

    Цель: Понимать и употреблять в речи слова, обозначающие предметы одежды: «трусики», «майка», «кофта», «юбка»; понимать значение обобщающего слова «одежда»; понимать значение предложных конструкций с предлогами «на», «под», правильно употреблять данные предлоги в активной речи.

    Оборудование: Кукла Маша, кукольная мебель (кроватка с постельными принадлежностями, кукольная одежда.

    Ход игры: Скажите ребенку, что наступило утро, надо посмотреть, проснулась ли его любимая кукла Маша. Прочтите рифмовку:

    Ночь темна, все спят в кроватках.

    Спит и Маша сладко-сладко!

    Но вот солнышко проснулось,

    Щечки лучиком коснулось.

    Наша Маша потянулась,

    Потянулась и проснулась.

    Надо бы одеться ей

    Да позавтракать скорей.

    Попросите ребенка найти кукольную одежду (одежда валяется на полу, под стулом, на кровати). Предложите ребенку ее собрать и рассказать, где лежал каждый предмет одежды. (На полу, на стуле, на кровати.)

    Ребенок должен предложить кукле одеться, назвать каждый предмет одежды и сказать кукле, на какую часть тела она должна его надеть. (Например, «надень кофточку на туловище, колготки — на ножки».)

    Когда кукла будет одета, скажите ей, погрозив пальцем: «Не разбрасывай одежду, Маша-растеряша!

    «Посмотри и угадай»

    2-3 года

    Цель: Активизировать глагольный словарь; подбирать глаголы к действиям (по их демонстрации) — кукла идет, сидит, бежит, топает, танцует, хлопает в ладоши; совершенствует фразовую речь, употребляя распространенные предложения с однородными членами.

    Оборудование: Кукла.

    Ход игры: Появляется кукла и предлагает ребенку поиграть с ней в игру «Угадалки». Она просит ребенка внимательно следить за тем, что она будет делать, и называть это действие. Кукла предупреждает ребенка, что если он сделает ошибку, то они поменяются ролями — действия будет показывать ребенок, а она — их называть. Можно перед началом каждого действия читать короткую рифмовку:

    Мы играем,

    Ай, ай, ай!

    Что я делаю — угадай!

    Усложнение: Покажите цепочку действий (от двух до пяти, ребенок называет выполненную серию действий.

    «Куколка-красавица»

    2-3 года

    Цель: Выделять главные свойства игрушки (куклы). Пересказывать текст, опираясь на детали, изображенные на мнемокарте, в определенной последовательности и составляя при пересказе целостный образ куклы. Активизировать словарь: кукла, глаза, брови, ресницы, губы, руки, ноги, красивая, платье.

    Оборудование: Кукла, Мишка, мнемокарта

    Ход игры: Покажите ребенку куклу. Прочтите рифмовку:

    Куколка-красавица

    Всем ребятам нравится.

    Кукла синеглазая,

    С длинными ресницами,

    Алыми губами

    Полюбуйтесь сами.

    Попросите ребенка рассказать о том, какая кукла приходила в нему в гости. Положите перед ребенком мнемокарту и попросите его рассказать мишке о кукле. Если ребенок затрудняется составить рассказ о кукле, сделайте это сами. Положите перед собой мнемокарту и, указывая на ней на ту часть тела куклы, о которой в данный момент рассказываете, составьте описательный рассказ.

    Рассказ о кукле: Это кукла Маня. У куклы большие синие глаза, черные брови, длинные ресницы. У куклы Мани черные волосы. Ручки у куклы маленькие. Ножки тоже маленькие. На ножках - красивые туфельки. Кукла Маня очень красивая. Я ее люблю.

    «Мишка спрятался в берлоге»

    2-3 года

    Цель: Совершенствовать навыки слухового восприятия; выполнять движения в соответствии с содержанием рифмовки; понимать значение предлогов «в», «из».

    Оборудование: Берлога, выполненная из стула, накрытого старой простыней, или из стола, накрытого одеялом; маска медведя; бочонок с медом.

    Ход игры: До того, как вы начнете проводить игру, необходимо рассказать ребенку о том, что такое берлога, из чего она сделана, кто живет в берлоге (медведь или медведица с медвежатами). Хорошо если вы покажете ребенку иллюстрации, на которых изображена берлога с ее обитателями. Предложите ребенку «стать медведем». Если ребенку сложно войти в образ, можно надеть маску медведя. Предложите ребенку-медведю поселиться в берлоге (ребенок может в ней лежать или сидеть на корточках). Прочтите рифмовку:

    Мишка спрятался в берлоге.

    Он в берлоге лежит,

    Очень громко рычит: - Ы-Ы-Ы!

    Не хочу лежать,

    Лучше я пойду гулять.

    Пойду, мир посмотрю,

    Деткам мед подарю!

    Предложите ребенку выполнять действия в соответствии с содержанием рифмовки. (Медведь лежит в берлоге, вылезает из берлоги, идет к детям.) Когда взрослый произносит: «Охотник!», ребенок должен быстро подбежать к берлоге и влезть в нее.

    Усложнение: Смените место нахождения берлоги.

    «Поваренок»

    Цель: Активизация словаря по теме, обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже.

    Оборудование: Картинки с изображением овощей или натуральные овощи.

    Ход игры: Взрослый просит ребенка «приготовить» для него угощение

    (щи или салат). Ребенок выбирает нужные овощи для блюда, называет их. Затем объясняет, как он будет готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).

    «Что в корзинке?»

    Цель: Познакомить с фруктами, уточнить их названия, цвет, форму, вкусовые качества.

    Оборудование: Корзинка с натуральными фруктами или муляжами.

    Ход игры: Взрослый по одному достает фрукты из корзинки и описывает их: «Яблоко круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Яблоко можно есть». Ребенок помогает взрослому рассказывать о фрукте, затем пробует его на вкус.

    «Загадки Зайца»

    Цель: Научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.

    Оборудование: Игрушка «Заяц», мешочек, натуральные овощи или муляжи.

    Ход игры: Взрослый объясняет ребенку, что зайчик хочет с ним поиграть, загадать за-гадки: «Зайка нащупает какой-нибудь овощ в мешке и расскажет тебе про него, а ты должен догадаться, что это». Зайкины загадки: «Длинная, красная (морковь). Зеленый, длинный (огурец). Круглый, красный (помидор)» и т. п.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека игр с игрушками по развитию активной речи детей раннего возраста

    Картотека игр с игрушками по развитию активной речи детей раннего возраста...

    Роль русского фольклора в развитии активного словаря детей раннего возраста.

    Русский фольклор играет существенную роль в активизации словаря детей раннего возраста....

    Развитие активного словаря детей раннего возраста средствами малых форм фольклора

    Реализация коммуникативной компетентности в раннем дошкольном возрасте достигается путем развития звуковой культуры речи, обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи. Для...

    План работы по самообразованию «Инновационные методики детей раннего возраста». («Развитие активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»)

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 92 общеразвивающего вида»          План работы по самообразов...

    Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста.

    Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.[...