Главные вкладки

    Картотека игр с игрушками по развитию активной речи детей раннего возраста
    картотека по коррекционной педагогике (младшая группа) по теме

    Кузьмина Надежда Игоревна

    Картотека игр с игрушками по развитию активной речи детей раннего возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry_dlya_razvitiya_rechi.docx26.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    Картотека игр с игрушками по развитию активной речи детей раннего возраста

    Название игры

    Используемые игрушки

    Описание хода игры

    «Семья»

    Любая мягкая игрушка (медвежонок, зайка или собачка)

    Игрушка расспрашивает ребенка о его семье: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? У тебя есть мама? Как ее зовут? Как зовут твоего папу? У тебя есть брат или сестра? Как его (ее) зовут?

    «Любимая игрушка»

    5-7 любых игрушек небольшого размера (пирамидка, матрешка, машинка, кукла, мячик, медвежонок, вертолет)

    Все игрушки выставляются на столе. Педагог задает следующие вопросы: «Какая игрушка тебе больше всего нравится?» «Какого цвета игрушка» Ребенок показывает и называет. «А как ты любишь с ней играть?» Ребенок показывает и объясняет: «Катаю машинку», «Разбираю матрешку» и т.д.

    «Непоседливая собачка»

    Игрушечная собачка и картинки-карточки, изображающие действия собачки (спит, ест, гавкает, сидит, дает лапу и т.д)

    Показать малышу картинки, где изображена собака, совершающая разные действия. Спрашивать ребенка, что здесь делает собака и просить повторить это действие ребенком с игрушечной собачкой: «Собака спит», «Собака сидит».

    «Кто что умеет делать»

    Машинка, самолет, птичка, слон, солнышко, карандаш, ножницы, телефон, тучка

    Показывать ребенку различные игрушки и спрашивать, что «умеет делать» каждый из них: самолет (летать), машина (ездить), слон (топать), солнце (светить), дождь (капать), дятел (стучать) и т.д.

    «Кто как поет»

    Кукла и различные животные (петух, кошка, мышка, лягушка, утка и т.д.)

    Рассадить на стулья животных. Если детей много, то животных можно раздать детям – каждому по одному. Возьмите куклу и разыграйте «урок». Скажите за куклу: «Я вот так умею петь: ля-ля-ля». Затем кукла обращается к петушку и говорит: «А ты петушок как поешь?». Ребенок берет петушка и поет: «ку-ка-ре-ку». Затем кукла спрашивает кошку. Ребенок отвечает за кошку: мяу-мяу» и т.д

    «Какой же?»

    Набор животных (слон, жираф, ежик, мышка, жираф, зебра) или набор предметов (лист бумаги, подушка, камень, цветок, машинка) или набор картинок (снег, огонь, солнышко, травка, радуга)

    С помощью соответствующих картинок и наводящих вопросов ребенок подбирает определение, каков предмет, животное или человек: «слон большой, мышка маленькая, ежик колючий, снег холодный, машинка быстрая, подушка мягкая»

    «Прятки с мышкой»

    Игрушка мышки

    Сказать ребенку, что мышка сейчас будет прятаться от него, а он должен говорить, куда она спряталась. Ребенок будет видеть действия. Можно посадить мышку в банку и спросить: «Куда спряталась мышка?». Малыш отвечает: «В банку». Можно посадить мышку на полку и спросить: «А теперь где мышка? (на полке)». В этой игре необходимо побуждать ребенка пользоваться предлогами: в, на, за, под.

    «Угадай картинку»

    Перед ребенком выкладываются 3 предмета, например, карандаш, веник и цветок.

    Коротко описывать одну из картинок: например, чем тут можно рисовать (карандашом), чем можно чистить ковер (веником) и т.д. А ребенок должен показать на соответствующий предмет.

    «Очередь к доктору Айболиту»

    Любые из игрушек: кукла, медведь, зайка, собачка, курочка, слоник и т.п.

    Возьмите игрушки и попросите ребенка их рассадить в очередь к доктору Айболиту. Говорите, кто за кем будет: «Первый – медведь. У него болит зуб. За медведем лисичка – у нее болит лапка» и т.д. В порядке очереди дети подходят с игрушкой к доктору и сообщают, что у игрушки болит. Игру можно закончить лечением зверей.

    «Все спят»

    Стихотворение А.Введенского «Песня машиниста» и следующие игрушки: олень, лисичка, птичка, тюлень, пчелка

    Рассказывать детям, показывая соответствующих животных. А дети пусть повторяют: «спят, спят»

    -Спят ли волки? -Спят. Спят.

    -Спят ли пчелки? -Спят. Спят.

    -Спят синички? -Спят. Спят.

    -Спят лисички? -Спят. Спят.

    -А тюлени? -Спят. Спят.

    -А олени? -Спят. Спят.

    -А все дети? -Спят. Спят.

    -Все на свете! - Спят. Спят.

    «Чудесный мешочек»

    Мешочек яркого цвета и различные мелкие предметы: машинка, матрешка, лягушонок, елочка, ложка, чашка и т.п.

    Вместе с детьми сложить в мешочек все предметы. Дети опускают руку в мешочек, достают игрушку и громко и четко ее называет.

    «Разговор по телефону»

    Игрушечный телефон

    Необходимо имитировать телефонный звонок каждому ребенку по очереди и задать каждому по 1-2 вопроса, а ребенок пусть отвечает. Строить свои вопросы так, чтобы на них нужно было давать развернутые ответы (вместо «Ты дома с мамой?» лучше спросить: «С кем ты дома?»)

    «Магазин»

    Любые игрушки и бумажные деньги

    Разложить на столе все игрушки , раздать детям бумажные деньги. Педагог будет продавцом, а все дети покупателями. Приходя в магазин ребенок должен сказать какую игрушку он хочет купить. Например: «Я хочу купить машину»

    «Новые названия»

    Предметы: лопатка, кисточка, мыло, линейка, молоток

    Возьмите предметы и попробуйте придумать им новые названия. Например, лопата может стать копалкой, молоток – стучалкой, мыло – рукочисткой и т.д.

    «Стучим сказку»

    Деревянные ложки или молоточки

    Нужно рассказывать детям хорошо знакомое им стихотворение или сказку, простукивая последнее слово и побуждая тем самым произнести его. Например: "Жили были дед и …..." (два раза (потому что два слога), стукнуть по столу). Дети должны произнести вслух окончание фразы и тоже простучать ее.

    «Ку-ку!»

    Различные игрушки (петрушка, кукла, собачка, зайка и т.д.) и небольшая ширма

    Педагог садиться за ширму и берет одну их игрушек и говорит: «–Ой! Кто это там прячется? Кто там?», игрушка должна чуть выглядывать, то с одной, то с другой стороны ширмы. Дети должны заметить игрушку, распознать и назвать. Также повторить со всеми игрушками.

    «Забывчивый петрушка»

    Кукла петрушка

    Педагог надевает на руку игрушку, затем начинает игру. Петрушка подходит к детям, кланяется, здоровается с каждым ребенком за ручку, дети тоже здороваются. Затем петрушка говорит: - «Я шел, шел, упал и забыл, что как делается! Помогите мне детки, пожалуйста! Скажите как нужно топать?».

    Дети должны ответить: -«Топ-топ-топ». Петрушка: - «Скажите как нужно хлопать». Дети должны ответить: -«Хлоп-хлоп-хлоп»

    И также далее:

    петь — ля-ля-ля,

    дудеть — ду-ду-ду,

    прыгать - прыг-прыг-прыг,

    цокать- цок-цок-цок,

    качаться на качелях — кач-кач-кач, открывать двери ключом — чик-чик-чик,

    стучаться в двери - тук-тук-тук

    копать лопаткой — коп-коп-коп

    «Платочек с именем»

    Полупрозрачный большой платок

    Удобно расположится всем сидя на ковре

    Сказать слова:

    –«Сейчас кто-то спрячется. Давайте громко скажем имя того, кого спрятал платочек!» Платок накидывается на ребенка. -«Кого спрятал платочек?» Дети хором отвечают имя.

    «Куклы а прогулке»

    Куклы, зайки, мишки, киски, собачки.

    Каждый из детей берет любую из игрушек. Педагог сообщает, что все эти игрушки сейчас пойдут на прогулку и их необходимо тепло одеть. Поочередно обращаясь к каждому из детей спрашиваем, какие предметы одежды он оденет на свою игрушку перед прогулкой. (кофту, колготки, штаны, куртку, шапку)

    «Неугомонный Мяч»

    Мяч

    Педагог задает вопросы, держа в руках мяч, вызывая активную речь детей.

    - «как называется эта игрушка?»

    - «какого цвета мяч?»

    - «какой формы мяч?»

    - «кто еще похож на мяч?»

    -«что сейчас делает мяч?» (катится, скачет, летит, прячется, лежит, крутиться)

    «Кошка с котятами»

    Игрушка кошки с котятами

    Педагог применяет прием совместного рассказывания. Предложения:

    - « Кто это?»

    -«У кошки шерстка ….(пушистая)»

    - «Хвостик у кошки....(длинный)»

    - «На мордочке у кошки есть длинные …(усы)»

    - «Детеныш кошки называется....(котенок)»

    - «Сравним кошку и котят. Кошка большая, а котята… (маленькие); у кошки хвост длинный, а у котенка … (короткий); кошка бегает быстро, а котенок… (медленно), кошка – мама мяукает громко, а котята …(тихо).

    - «Кошка любит пить ...(молоко)»,

    - «Кошка должна уметь ловить …(мышку)»,

    - «Кошка любит играть с ...(клубком)»

    - «Кошка мяукает...(мяу-мяу)»

    - «Кошка мурлыкает...(мур-мур)»

    «Кубик»

    Кубики с изображенными на гранях животными или предметами

    Каждый из детей по очереди бросает кубик и называет картинку, которая выпала на верхней гране.

    «Кто где обитает»

    Наборы:

    -морских животных

    -птиц

    -домашних животных

    - диких животных

    Педагог показывая животных поясняет, что одни из них обитают на земле, другие — на небе, третьи- в воде, четвертые — под землей. Затем спрашивает детей по очереди, кто из зверей где обитает. Потом, наоборот, спрашивает название зверей, обитающих, например, в воде.

    «Пирамидка»

    Разноцветная пирамидка

    Педагог должен разобрать пирамидку и с помощью детей собрать ее правильно, задавая открытые вопросы. - «Какого цвета кольцо будет основой пирамиды?» - «Какое из этих колец больше/меньше» и т.д.

    «Карандаши - строители»

    Цветные или простые карандаши

    Педагог выкладывает из карандашей различные фигуры, дети должны сказать название фигуры или предмета. Например: домик, треугольник, квадрат, крестик, ромб, кораблик, трапеция, забор, звезда, окошко

    «Звериные загадки»

    Небольшие игрушки: волк, заяц, ежик, змея, лиса, петух, медведь, гусь,

    Педагог выставляет всех зверей на столе и называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача детей, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.
    Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа. Например: Серый, злой, зубастый, голодный.(волк)
    Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц)
    Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик)
    Длинная, безногая, ядовитая. (змея)
    Пушистая, рыжая, проворная, хитрая. (лиса)
    Большой, неуклюжий, бурый, косолапый. (медведь)

    «На подворье»

    Домашние птицы: уточка, петух, курочка, голуби, гуси

    Педагог выставляет все игрушки,  читает стихотворение, дети говорят за домашних птиц.

    Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,

    Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,

    Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»

    Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,

    А наш Петя-петушок рано-рано поутру

    Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»

    «Буратино-путешественник»

    Кукла Буратино

    Педагог рассказывает о кукле

    Буратино — путешественнике, который путешествует по многим детским садам. Буратино должен рассказать о своих путешествиях, а дети отгадать, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.

    - Зашел в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.

    - Зевают, отдыхают, спят...

    - Пляшут, поют, кружатся...

    Был Буратино в детском саду, когда дети:

    - приходят, здороваются... (Когда это бывает?)

    - обедают, благодарят...

    - одеваются, прощаются...

    - лепят снежную бабу, катаются на санках

    «Здравствуй, паровозик»

    Паровозик с разноцветными вагонами

    Педагог показывает ребенку паровозик с вагонами и говорит: «Посмотри, кто к нам приехал? (Паровозик) У него много вагончиков, они разноцветные. Этот вагоны красного цвета, а эти синего. Я сейчас расщеплю вагончики. Помоги мне собрать вагоны в таком же порядке Первый вагон какого цвета. (Красный).
    А второй? (Синий) и т.д.
    Загудел паровоз
    И вагончики повез:
    «Чо-чо, ча-ча, чу-чу,
    далеко я укачу!»

    «Волшебная палочка»

    Красочная указка

    Педагог дотрагивается палочкой до предмета, дети должны назвать предмет.  
    Дети называют разные предметы окружающей обстановки, четко произнося слова


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров »

    Ранний возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.  Грамотная, эмоционально насыщенная...

    Развитие активной речи детей раннего возраста средствами дидактических игрушек.

    Несмотря на то, что сегодня организация обучения детей в игровой деятельности значима и актуальна, игры, призваны помочь ребёнку раннего возраста развить и обогатить словарный запас в ненавязчивой фор...

    Перспективный план по самообразованию на тему «Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора»

    Одним из главных новоообразований раннего возраста является речь. Ребенок овладевает речью в общении со взрослым.Педагогическая работа, направленная на развитие у детей речи, предпологает, с одной сто...

    План работы по самообразованию «Инновационные методики детей раннего возраста». («Развитие активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»)

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 92 общеразвивающего вида»          План работы по самообразов...


     

    Комментарии

    Грищенко Ирина Владимировна

    Спасибо, буду использовать в своей работе