«Развитие активного словаря детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр на татарском языке»
статья

Камалова Эльвира Рустэмовна

Выступление на методическом объединении воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_teatr_deyat-t_v_obuch_tat.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект Камаловой Э. Р. по теме:

«Развитие активного словаря детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр на татарском языке»

Добрый день, уважаемые коллеги! Исэнмесез! Меня зовут Эльвира Рустэмовна и я воспитатель старшей группы в детском саду «Ак каен» высокогорского района. Сегодня я бы хотела поделиться с вами своим опытом , как я использую театрализованные игры в обучении детей татарскому языку в режимных моментах.

Халыкка дәрсе гыйбрәттер театр,
Күңелдә йоклаган дәртне уятыр.

Театр — яктылыкка, нурга илтә,
Кире юлга җибәрми, уңга илтә.

Театр- и зрелище и школа для народа,
Будить сердца людей- вот в чем его природа!
На путь неправедный он не дает свернуть,
Он к свету нас ведет, открыв нам правый путь.

Габдулла  Тукай

Хорошее владение двумя государственными языками, как средством общения – веление сегодняшнего дня: оно необходимо для успешной учёбы, интеллектуального и нравственного становления детей дошкольного возраста. Бесспорным является положительное влияние двуязычия на развитие памяти, умение понимать, анализировать и обсуждать явления языка.

Задача воспитателей – создать культурно-игровую среду в детском саду. В увлекательной игровой форме расширяем и закрепляем полученные знания детей.

     С помощью театрализованной деятельности легче научить детей говорить на татарском языке. Она настолько активизирует детей, что у ребенка автоматически включается память, он запоминает все. Ну и к тому же , театр – самый доступный вид искусства для детей –дошкольников и в основе его лежит игра. И именно играя дети лучше всего запоминают новые слова и закрепляют уже пройденный материал.

В своей работе я использую разные виды театрализованных игр, и они помогают мне обогащать словарный запас детей.

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и мы начинаем изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – лепбук.

(1 слайд) И я хотела вам продемонстрировать лепбук «В мире сказок». Большим плюсом данного пособия является то, что оно в с ебе содержит разные виды игр и играть в него могут дети разного возраста.

 Здесь есть и большое количество загадок, пазлы, игра «Расскажи сказку по картинкам», игра «Найди лишнего героя»

(2 слайд) На этом слайде вы видите, как можно использовать настольную игру- ходилку по сказке «Йомры икмэк» для изучения татарских слов -Эби, Бабай, икмэк, куян, телке,бюре,аю и т.д.

(3 слайд) Лепбук-многофункциональное пособие и в данном случае его можно применять, как театральную ширму. Здесь можно использовать «театр перчаточных кукол» и «театр на палочках».

( 4 и 5 слайд) На слайдах мы видим как дети показывают «Театр перчаточных кукол» – «Петух и лиса»(«Телке белэн этэч) и театр на палочках  по сказке «Колобок»(«Йомры икмэк»). Дети в этом случае хорошо раскрепощаются, ведь при игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ребята, озвучивая своих героев, стараются выговаривать все слова правильно, выразительно. Благодаря этому развивается речь.

(6 слайд) Всем хорошо известно, что «пальчиковый театр» развивает  мелкую моторику, память, в процессе перемещения персонажей по сцене развивается пространственное мышление (такие важные понятия как «лево» и «право», вниз и верх, предыдущий и следующий отрабатываются в игровой ненавязчивой форме). Героев много и дети имеют возможность придумывать свои сказки и рассказывать их, используя родную речь. Так же они могут и посчитать фигурки, запоминая цифры на татарском языке. В пальчиковый театр могу играть дети разного дошкольного возраста: от младшей до подготовительной группы.

(8и 9 слайды) Когда ты работаешь с маленькими учениками, то их внимание постоянно нужно удерживать. Любознательные взгляды малышей исследуют всё вдоль и поперёк. Чем бы их внимание захватить? Конечно, игрой, конечно, куклой! Куклой не простой, а бибабо. Детям очень нравятся такие куклы. А это самое главное!  

(10 слайд) В свободное время мы с детьми очень любим посещать музей нашего детского сада. И здесь тоже не обходится без театральной игры. На слай де вы видите , как мы разыгрываем сценку «Эби белэн бабайда кунакта». Здесь уже раздолье для татарской речи и такие слова, как исэнмесез, сау булыгыз, рэхмэт , предметы домашнего быта, посуда, одежда и т.д. запоминаются намного быстрее. И сценарий при каждом приходе в гости можно менять, изучая новые слова и повторяя уже знакомые.

(11 и 12 слайды!)В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно учавствуют в тетрализованных постановках. И им уже по силам игра- драмматизация.Хочу вам продемонстрировать это на примере нашей постановки татарской народной сказки сказки «Өч кыз».

(Просмотр отрывка инсцинировки сказки «Өч кыз)

Таким образом ,театрализованная игра может использоваться педагогом в любых видах деятельности детей, на любых занятиях. И так же она прекрасно помогает нам, воспитателям, в развитии активного словаря не только русского, но и татарского языка. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества татарского народа.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект на тему: «Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Театрализованное занятие с использованием ширмы, кукол, кукол-перчаток. Сначала дети встречаю Мишку и рассказывают ему потешки. Далее  в гости к ребятам по  очереди приходят  кошка, соб...

Обобщение педагогического опыта "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Описание  опыта  работы  воспитателя  по  развитию  театрализованной  деятельности  с  детьми  младшего  дошкольного  возраста....

«Развитие физических качеств детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий»

               Одной из форм развития двигательных умений и навыков у детей являются сюжетно-игровые занятия т.е театрализованная деятельность, которые с...