Опыт работы по теме: " Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста в процессе взаимодействия взрослого с детьми"
рабочая программа по развитию речи ( группа) на тему

Опыт работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_1.docx53.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 21 « Теремок» г. Павлово.

Педагогический опыт по теме:

« Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе совместной деятельности взрослого с детьми»

Обобщила: Воспитатель 1 квалификационной

категории МБОУ д/с №21 « Теремок»: Рыжова Н.Н

г. Павлово,2016г.

Содержание:

1.Актуальность……………………………………………………………………………

2. Теоретическая часть……………………………………………………………………….

1.Анализ психолого-педагогических исследований по развитию мелкой моторики……………………………………………………………………………..

1.1.Анализ программно-методического обеспечения …………………………

3.Практическая часть………………………………………………………………

1.Работа с детьми раннего возраста………………………………………………………

1.1.Определение уровня развития мелкой моторики у детей на начало учебного года……………………………………………………………………………………….

1.2. Система работы с детьми по формированию развития мелкой моторики рук детей 1 младшей группы………………………………………………………………………..

1.3.Предоставление результатов применения данной методической разработки в образовательном процессе………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………………………

№1 Приложение –Перспективное планирование « Пальчиковые игры и упражнения по мелкой моторики рук у детей раннего возраста».

№2 Приложение - Картотека игр и упражнений направленных на формирование тонких движений пальцев.

№3 Приложение-Пальчиковая гимнастика ( с использованием стихов, песенок, потешек, сказок).

№4 Приложение –Картотека самомассажа кистей рук.

№5 Приложение- Конспекты НОД с использованием игровых технологий.

№6 Приложение –Семинар практикум для родителей « Развитие мелкой моторики пальцев рук».

№7 Приложение - Фотовыставка – « Живопись с помощью пальцев рук».

№8 Приложение –Консультация « Взял в руки карандаш».

  1. Актуальность

Актуальность работы определяется тем, что проблема развития мелкой моторики в раннем возрасте в настоящее время стоит очень остро, т. к.ознакомление с величиной, формой и другими пространственными свойствами предметов невозможно без движения руки и глаза ,в известной последовательности обследующих различные участки предмета. С процессом развития мелкой моторики у детей раннего возраста связан процесс развития речи, а также возникновения и формирования у них мышления. Поэтому очень важно во время распознать наличие проблем в развитие мелкой моторики малыша. И самое главное правильно провести   работу, направленную на ее развитие, с целью достижения максимального результата.

Исследованиями по данной проблеме занимались А .В. Запорожец, В .П .Зинченко. А.Г Рузская.

Исходя  из выше сказанного  целью моей работы стало:

  Развитие мелкой моторики рук  детей раннего возраста  в процессе совместной деятельности  взрослого с детьми.

  • Для решения данной цели, были поставлены следующие задачи:

  •  Развивать интерес детей к дидактическим играм.
  • Продолжать  воспитывать чуткость к художественному слову.
  • Углублять представление детей об окружающей действительности.
  • Поощрять посильное участие в театрализованной деятельности.
  • Формирование  умений и навыков по развитию мелкой моторики рук.
  • Создание условий для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
  • Помочь детям познакомиться с величиной ,формой и другими пространственными свойствами предметов.

Теоретическая значимость состоит в том, что были рассмотрены основные вопросы по проблеме  развития  мелкой моторики рук детей раннего возраста с учётом имеющихся данных в современной литературе.

Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты позволили разработать и использовать на практике перспективный план, картотеку игр и упражнений, картотеку самомассажа кистей рук по развитию мелкой моторики .Данные разработки могут быть использованы широким кругом лиц: воспитателями и методистами дошкольных учреждений, родителями детей и т.п.

  1. Теоретическая часть

2.1 Анализ психолого-педагогических исследований по развитию мелкой моторики детей раннего возраста.

Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Один из навыков ,который должен быть сформирован к тому времени, когда ребёнок пойдёт в школу-это развитие общей и мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Уровень развития общей и мелкой моторики- один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению .Ребёнок ,имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь ,графическое письмо .Необходимость развития активных движений пальцев рук получило научное обоснование.

Влияние мануальных ( ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё до нашей эры в Китае .И сейчас в современном Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Регулярные упражнения улучшают память, умственные способности ребёнка, развивают координацию движений, силу и ловкость.

Педагог классик В .А .Сухомлинский писал, что « истоки способностей и дарования детей- на кончиках их пальцев,от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия разума, тем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».

И.М. Сеченов был одним из первых учёных, подвергших критике теорию наследственной предопределённости развития движений ребёнка, как результат созревания определённых нервных структур. Он писал, что « движение руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными ,осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.»

Учёными установлено, что умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, а уже к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти .Необходимо начать работу в этом направлении с детьми в возрасте от 2 до7 лет, так как это самый благоприятный период для развития детей, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребёнка. Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на весь образовательный процесс.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребёнка в школу.

Вместе с тем, на ежегодных совместных совещаниях детских садов и школ по итогам адаптации первоклассников учителями ставится проблема недоразвития общей и мелкой моторики у выпускников ДОУ .Это приводит к возникновению негативного отношения к образовательной деятельности, снижению мотивации к познанию, нарушению общения ,повышению уровня тревожности .Данные выводы подтвердили наличие остроты проблемы в формировании у дошкольников умений общей и мелкой моторики .Указали на то, что уровень развития общей и мелкой моторики отстаёт от требований общества. Изучение собственного опыта и работы детского сада позволило выявить ряд неразрешённых противоречий между:

-научными исследованиями и реальным состоянием практики работы ДОУ;

-требованиями школы и социума к развитию общей и мелкой моторики и отсутствием целенаправленной и систематической работы по данной проблеме в ДОУ;

-возможностями технологий развития крупной и мелкой моторики и узостью их использования;

-повышением требований к роли семьи в разрешении названной проблемы и проявлением низкого уровня самосознания родителей по отношению к ней;

-необходимостью повышения двигательной активности детей и использованием недостаточного количества подвижных игр в течении дня.

Таким образом, названные противоречия определили проблему:

низкий уровень развития общей и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста;

неодходимость организации целенаправленной систематичной работы по развитию мелкой моторики у малышей через разнообразные методы и приёмы;

 отсутствие достаточного количества пособий для мелкой моторики рук

В связи с этим возникла необходимость создания собственной программы по развитию мелкой моторики рук .Программа построена на основе целостного подхода к личности ребёнка .Принципа единства и гормонального развития всех сфер его жизнедеятельности, с учётом естественной динамики развития ребёнка с основным акцентом на развитие его психомоторной функции.

2.2.Анализ программно-методического обеспечения.

Для анализа содержания и задач по развитию мелкой моторики кисти были отобраны следующие программы:

1.Базисная программа « Истоки». Программа подготовлена коллективом авторов- сотрудников центра « Дошкольное детство» им. А .В .Запорожца.

В программе раннее детство разграничено на два периода-младенческий возраст( от рождения до года) и раннего возраста ( от одного года до трёх лет).

В младенчестве формируется двигательная активность и сенсомоторная координация. В связи с этим в разделе « Физическое развитие» определены следующие задачи:

-развивать движения, сенсомоторную активность;

-содействовать формированию действий с предметами.

Содержание и условие педагогической работы, направленной на развитие мелкой моторики заключается в следующем:

-создание ситуации, развивающих зрительные, слуховые, вестибулярно-кинетические реакции ,обогащающие тактильную чувствительность, побуждающие детей к исследовательским действиям;

-широко использовать шарики ,палочки ,игрушки подвески, сюжетные и образные игрушки для захватывания, подвешенные над манежем на расстоянии 10-15 см от согнутых рук ребёнка.

-Рекомендуется помещать игрушки таким образом, чтобы ребёнок мог поворачиваться. Пытаясь дотянуться до них. Ребёнок разъединяет предметы на части, снимает кольца со стержня, раскладывая однородные и неоднородные предметы, выкладывая кубики из коробки.

В разделе « Подготовительное развитие» выделены следующие задачи, касающиеся развития мелкой моторики:

-побуждать ребёнка обследовать предметы игрушки, экспериментировать с ними( стучать, трясти, катать , поворачивать);

-способствовать развитию действий с предметами на основе словесных указаний взрослого(« покажи глазки», « где часы»).

Содержание и условие педагогической работы:

-игрушки вкладывать в руку ребёнка, касаясь ими его ладоней,пальчиков;

-с двух месяцев до года через руки ребёнка должны пройти разнообразные игрушки, чтобы сформировать у него соответствующие действия; ориентировочные, экспериментирования и целенаправленные.

Как известно, в раннем возрасте происходит развитие предметной деятельности. В связи с этим в программе поставлена следующая задача:

-способствовать овладению орудийными способами действий в быту,

-игре ,на занятиях;

-знакомить детей с назначением предметов быта, мебели, одежды, транспортных средств;

-поощрять самостоятельные предметно-опосредованные действия в быту и в игре;

-развивать самостоятельную игру-экспериментирование с различными подходящими для этого предметами и природным материалом.

Содержание и условия педагогической работы:

-важно подготовить развивающую предметную среду: детскую игровую мебель, игровые модули, разнообразные безопасные материалы.

-обращать внимание детей на то, что предметы имеют своё назначение: показать, как пользоваться ими;

-в специально обучающих играх-занятиях ребёнок осваивает систему орудийных действий, например, достает сачком шарик из воды или тянет за верёвочку ,чтобы придвинуть к себе машинку.

В разделе « Физическое развитие» одной из задач является обеспечение развития сенсомоторных координаций и мелкой моторики.

Содержание педагогического процесса составляют физические упражнения, игры для формирования движений и развития двигательных способностей.

Положение  и движение рук: вниз ,вперёд, вверх ,в стороны, за спину ,сгибание и разгибание. Скрещивание перед грудью, разведение в стороны: отведение назад за спину: размахивание вперёд-назад; хлопание в ладоши перед собой, над головой, сжимание и разжимание пальцев. Захватывание пальцами мелких предметов.

Анализ программы « Истоки» позволяет сделать вывод о том, что развитию мелкой моторики отведено незначительное место .В программе не поставлены конкретные задачи по развитию мелкой моторики кисти руки, они представлены в общих чертах и не конкретизированы.

2.Программа « Детство» разработана коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПТУ им. А .И .Герцена.

Развитию мелкой моторики кисти руки не уделено в программе должного внимания.

По программе « Детство» дети должны уметь застёгивать и расстёгивать пуговицы, шнуровать ботинки.

В разделе « Овладение основам двигательной культуры» в задачи воспитания не входят развитие мелкой моторики кисти руки .Однако, проанализировав содержание, можно выделить следующие упражнения, способствующие развитию мелкой моторики кисти руки: прокатывание мяча одной и двумя руками под дугу, друг другу; бросание мяча вперёд снизу, от груди, из-за головы; ловля мяча, брошенного воспитателем; бросание предметов( мяч, мешочки с песком,шишки) в цель одной и двумя руками, вдаль  правой и левой рукой.

Анализ программы «Детство» позволяет сделать вывод о том, что развитию мелкой моторики кисти руки отведено незначительное место, т.к.не поставлены конкретные задачи по развитию мелкой моторики кисти руки ,а пальчиковый театр представлен в общих чертах.

3.» Программа воспитания и обучения в детском саду» Под редакцией М .А. Васильевой.

Программа составлена по возрастным группам .Ранний возраст-от рождения до двух лет ( первая и вторая группы раннего возраста).младший дошкольный возраст- от 2 до 4 лет( первая и вторая младшие группы),средний возраст –от 4 до 5 лет, старший дошкольный возраст-от 5 до 7 лет( старшая и подготовительная к школе группа).

Для раннего возраста авторами программы выделена задача по развитию мелкой моторики кисти руки:

-способствовать современному формированию движений руки.

В содержание на первом году входит развитие мелкой координации рук.

-способствовать формированию умения брать и удерживать игрушку из любого положения ( сбоку ,над головой) Давать гладить , мять предметы из разных материалов.

В разделе « Развитие движений» содержание работы с детьми от 2,5-3 до 5-6 месяцев включает:

-стимулировать развитие кисти руки, захватывание предметов.От5-6 до 9-10 месяцев:

-стимулировать дальнейшее развитие рук, манипуляцию с предметами, самостоятельное ползанье( к 7 месяцам).

Раздел « Развитие действий с предметами».

От рождения до 2,5-3 месяцев:-стимулировать развитие умений захватить и удержать низко висящую игрушку обеими руками.

От2,5-3 до 5-6 месяцев:

-активизировать умение ребёнка захватывать ,ощупывать игрушку, висящую над грудь, манипулировать ею( с 4 месяцев).

-учить брать игрушку из рук взрослого ( 5 месяцев) из разных положений( лёжа на спине, животе,находясь на руках у  взрослого),перекладывая её из одной руки в другую( 6 месяцев). От 5-6 до 9-10 месяцев.

-развивать мелкую моторику рук,предлагая детям расстёгивать кнопки,учить снимать кольца со стержня, открывать коробки;

-развивать движения пальцев,предлагая брать маленькие мячи,перебирать крупные бусы, нанизывать на леску, большие пуговицы.Организовывать игры: «Сорока-белобока», « Пальчик-мальчик» .и др .От 9-10 до 12 месяцев;

-развивать движения пальцев ,предлагая собрать кусочки ваты, бумаги и т .д .катать и передвигать шарики, нанизанные на горизонтально и вертикально расположенные стержни и т. д.Предлагать действия с предметами разного размера.

Работа по развитию мелкой моторики кисти рук продолжается и во втором периоде раннего детства.

Содержание работы по развитию  мелкой моторики от1 до2 лет:

-обучать действиям с предметами: нанизывать на стержень пирамидки 3-4 кольца одинакового размера, собирать с помощью взрослого в определённой последовательности пирамидку на конкурсной основе, состоящую из 2-3 калпачков разных размеров: открывать и закрывать одноместную матрёшку, вкладывать мелкие предметы в большие и вынимать их.

-совершенствовать разнообразные действия с предметами ( открывать-закрывать, нанизывать –снимать, прокатывать ,втыкать, шнуровать, накладывать),ориентируясь на их величину.

-учить действовать с различными дидактическими игрушками( шаробросы ,дидактические коробки, грибки и втулки со столиками к ним )

В период от 2-до 3 лет задача по развитию мелкой моторики в программе не ставится. , анализируя различные разделы, можно сделать вывод, что развитию мелкой моторики уделяется внимание.

В разделе « Игра», содержание работы по развитию мелкой моторики кисти руки отмечается:

-проводить с детьми дидактические игры на развитие мелкой моторики рук( игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровками).

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка.

Дети 2-3 лет отламывают комочки глины от большого куска, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, лепить палочки, колбаски ,соединять концы палочки, плотно прижимая, их друг к другу( колечко ,бараночка, колесо и др.).Учат раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней(  лепёшки, печенье, пряники); делать пальцами углубления в середине сплющенного комочка( миска, блюдце).Учат соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и т.п.

Анализируя программу, можно сделать вывод ,что задачи по развитию мелкой моторики кисти руки ставят только в первом возрастном периоде ( от рождения до 2-х лет).

Таким образом, анализ программ « Истоки». « Детство» , « Программа воспитания и обучения в детском саду», « Программа от рождения до школы» .позволил прийти к выводу: развитие мелкой моторики кисти руки не является приоритетным, оно представлено кратко и в самых общих чертах.

3.Практическая часть

  1. . Изучение уровня развития мелкой моторики детей раннего возраста

При выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т. д. Дети охотно осваивают навыковое содержание (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. Здесь было важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребёнок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.

-Затем проводилось индивидуальное наблюдение за развитием мелкой моторики руки каждого ребёнка и формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр.

Наблюдение за детьми показало ,что 50% детей со средним уровнем развития мелкой моторики, с высоким уровнем развития 20% детей, с низким уровнем развития мелкой моторики 30%.

3.2.Система работы с детьми

Система работы велась по следующим направлениям:

В непосредственно -образовательной деятельности-совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;

В образовательной деятельности в режимных моментах : пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок ,потешек, сказок, самомассаж кистей рук ,игры и упражнения на формирование тонких движений пальцев , пальчиковый театр , игры с крупным конструктором во второй половине дня, дидактические игры  « Покорми поросёнка». «Солнышко, тучка, ёлочка».пособие « Развивающая книга».

Успешность работы с детьми раннего возраста во многом зависит от того ,как организована работа с этой категорией детей в детском саду.

Для работы с детьми использованы следующие методы иприёмы работы:

Словесный   метод.

Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

Наглядно-действенный метод обучения.

Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

Практический метод.

Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.

Игровой метод.

 Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:

- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;

- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;

- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев

Вот несколько разработанных мною пособий.

Игра « Солнышко, тучка, ёлочка ,»

Материал:

Вырежьте из желтого картона круг, из голубого картона тучку, из зелёного картона ёлочку, из красного картона грибочек. Прищепки.

Цель:

Развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения способствует развитию интеллекта и  мышления , а также становлению речи.

Ход игры:

 На небе жило солнышко .И вот однажды оно потеряло лучики. Чтобы развеселить солнышко нужно прищепить лучики. А тучка расстроилась ,ёлочка свесила иголочки ,тоже опечалились из-за солнышка .Давайте их порадуем ,  нарядим в разноцветные прищепки.

Пособие « Развивающая книга»

Материал: 4 картонки, шерстяные нитки , бусины, колечки, ленточки, клей.

Цель:  Развитие тактильных ощущений, развитие пространственного ориентирования ,способствовать усвоению понятий « вверху», « внизу»

Ход игры: Предложить выполнять задания на каждой странице книги.(Заплети косички тучки, посчитай бусинки на ёлочке, повесь яблочки на яблоньку ,расстегни молнию на крыше дома)

Игра « Накорми поросёнка».

Цель: Развитие внимания, глазомера ,усидчивости.

Материал: Бутылка пустая, розовая шерсть, горох, фасоль, две пуговицы.

Ход игры: Поросёнок проголодался нужно его покормить(дети берут горох или фасоль и закладывают в бутылку: кормят поросёнка).

 Для тренировки мелкой моторики рук использовались различные игры и игровые упражнения, такие как « Фигуры играют в прятки», «Строим дом», «Прищепки в корзине», « Грибочки», «Кто как кричит?», « Гимнастика для котика», «Моем руки .Для  скоординированности движений пальцев рук: лепка из глины, застёгивание мелких пуговиц. Кроме того,  по мере необходимости,  включались  игры с пальчиками в непосредственно-образовательную деятельность..В ходе пальчиковых игр дети ,повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. При выполнении каждого упражнения старались вовлекать пальчики, выполнять их как левой , так и правой рукой и обеими вместе.

Скороговорки всегда можно « переложить на пальцы», то есть поначалу мы придумывали не сложные движения для пальчиков, затем эти движения усложнялись в  процессе работы над скороговоркой, менялся темп, интонация, громкость.

Также для  развития мелкой моторики –использовались физкультминутки..Традиционно физкультминутки проводились в сочетании движений с речью детей .

Самомассаж – одно из средств профилактики и коррекции речи детей..Здесь использовался  ряд приёмов: поглаживание, растирание, легкое поглаживание, надавливание, пощипывание, сгибание, разгибание пальцев..В работе использовались конспекты НОД с использованием игровой технологии.

С родителями также велась активная работа. Были организованы специальные родительские консультации и собрания на темы: «Развитие речи  детей раннего возраста», семинар-практикум на тему: « Развитие мелкой моторики пальцев рук».фотовыставка « Живопись с помощью пальцев», где воспитатель знакомил родителей со своими методами работы с детьми, стараясь как можно реже говорить родителям такие слова, как «вы обязаны», «вы должны», заменяя их словами «целесообразно», «желательно», «лучше для вашего ребенка».

Организованы индивидуальные беседы на тему «Взял в руки карандаш.».Родителям была рекомендована специальная литература:

1. Кирий .А « Стихи для развития речи». Санкт-Петербург, 2014г.

2. Цвынтарный В.В «Играем с пальчиками и развиваем речь». - М. 1999г.

3.Бардышева.Т.Ю. « Расскажи стихи руками».Москва,2014г.

4.Венгер. Л.А.Пилюгина Е.Г. « Воспитание  бьсенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей д/с – М. 1987г.

5. Савина .Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».- М 1999г.

6. Ермакова С О «Пальчиковые игры для детей от года до трёх лет».- М .2008.

7.Громова О.Н. Прокопенко Т.А. «Игры - забавы по развитию мелкой моторики у детей».-М.Гном и Д.2001г.

Одной из методических находок стал фоторепортаж «Игры и игровые упражнения по развитию мелкой моторики рук», где родители могли видеть, как дети развивают мелкую моторику рук с помощью нетрадиционных пособий сделанных своими руками.(массаж рук в сухом бассейне( найди мелкую игрушку)спрятанную в яичках из киндер сюрпризов),где дети выполняют задания с развивающей книгой ( заплети косички тучке и. т.д.)как дети играют с прищепками в игре « Солнышко, тучка, ёлочка», как дети  пытаются показывать элементарные движения с куклами пальчикого театра).Родители с интересом рассматривали своих детей на фоторепортаже.

Для педагогического коллектива была создана компьютерная презентация проекта «Развитие мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста в процессе совместной деятельности взрослого с детьми».

3.3.Представление результатов.

  

Личный вклад в образование:

-подбор игр,пособий, способствующих развитию мелкой моторики:

-разработка и создание нетрадиционных пособий по развитию мелкой моторики рук:

-создание картотеки самомассажа кистей рук.

-создание картотеки пальчиковой гимнастики ( с использованием стихов, песенок, потешек, сказок).

-создание картотеки игр и упражнений направленных на формирование тонких движений пальцев

-разработка перспективного плана.

-презентация пособий сделанных своими руками « Накорми поросёнка», « Развивающая книга», « Солнышко, тучка ,ёлочка, »

-консультация для родителей: « Взял в руки карандаш»

-фотовыставка для родителей« Живопись с помощью пальцев».

-Семинар-практикум для родителейна тему: « Развитие мелкой моторики пальцев рук».

-фоторепортаж для родителей « Игры и пособия в работе по развитию мелкой моторики рук детей раннего возраста».

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Родители:

-Укрепилось сотрудничество педагогов и родителей.

-Пополнились  знания родителей в этой области.

-Повысился уровень самосознания родителей по отношению к данной проблеме.

Дети:

-улучшилась координация и точность движений руки и глаза;

-улучшилась общая двигательная активность:

-лучше стало развиваться воображение, логическое мышление. Зрительное и звуковое восприятие;

-в процессе игр на развитие мелкой моторики дети стремятся к общению со

- дети активно откликаются играть в игры на развитие мелкой моторики.

Воспитатели:

-Возможность обмениваться опытом.

-Расширились представления о новых формах работы.

-Повысился уровень профессиональной компетенции педагогов.

-Возможность внедрения наиболее эффективных форм работы с детьми в свою деятельность.

Выводы:

       Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать.

Используя данную систему с целью развития мелкой моторики рук детей  дошкольного возраста, я добилась определенных результатов. В процессе проведения индивидуального наблюдения за детьми  прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей. С высоким уровнем  36%воспитанников, средний уровень у 60%детей,  низкий – у 4%.

 Кисти и пальцы детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. В изобразительной деятельности дети демонстрируют хороший нажим, уверенные линии. Большинство детей достигло высокого уровня освоения продуктивных навыков и навыков самообслуживания.

Из всего вышесказанного делаем вывод, использованная система дала положительный результат в работе по развитию мелкой моторики детей раннего возраста.

 

Использованная литература:

1. Кирий .А « Стихи для развития речи». Санкт-Петербург, 2014г.

2. Цвынтарный В.В «Играем с пальчиками и развиваем речь». - М. 1999г.

3.Бардышева.Т.Ю. « Расскажи стихи руками».Москва,2014г.

4.Венгер. Л.А.Пилюгина Е.Г. « Воспитание  бьсенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей д/с – М. 1987г.

5. Савина .Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».- М 1999г.

6. Ермакова С О «Пальчиковые игры для детей от года до трёх лет».- М .2008.

7.Громова О.Н. Прокопенко Т.А. «Игры - забавы по развитию мелкой моторики у детей».-М.Гном и Д.2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Развитие мелкой моторики рук в процессе ознакомления с бумажной пластикой для успешной социализации детей в школе»

Опыт работы«Развитие мелкой моторики рук в процессе ознакомления с бумажной пластикой для успешной социализации детей в школе»...

Опыт работы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через проектную деятельность»

От того, насколько ловко ребенок научиться управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у...

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста.

В данной статье расскрывается понятие -"Мелкая моторика",даются рекомендации  по её развитию для детей раннего возраста....