Опыт работы по теме: «Развитие мелкой моторики рук в процессе ознакомления с бумажной пластикой для успешной социализации детей в школе»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Королева Анна Сергеевна

 

Опыт работы

«Развитие мелкой моторики рук в процессе ознакомления с бумажной пластикой для успешной социализации детей в школе» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы

«Развитие мелкой моторики рук в процессе ознакомления с бумажной пластикой для успешной социализации детей в школе»

Актуальность

Часто у первоклассников с первых дней появляются проблемы в школе из-за слабой, неокрепшей пальцевой и кистевой моторики рук. У них неуверенные движения, часто дрожат руки, когда они держат карандаш и ручку, отсюда появляются каллиграфические проблемы. У некоторых детей появляется плаксивость, может возникнуть нервный срыв из-за неудач, пропадает желание ходить в школу.  Всё это признаки тяжёлой адаптации к школе. Задача нас – взрослых состоит в том, чтобы помочь ребёнку успешно социализироваться в мире своих сверстников, помочь ему поднять свою самооценку. Я вижу первостепенную задачу в том, чтобы помочь ребёнку укрепить моторику рук и, когда он увидит свои успехи, у него укрепится вера в себя и свои силы.

Давно известно о взаимосвязи развития рук, интеллекта и развитие речи.  Наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – не только выполнение определённых движений, но и развитие практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

В процессе совместной деятельности с детьми выявила, что дети всегда с интересом занимаются продуктивной деятельностью, но при этом у них слабо развита мелкая моторика рук и соответственно нелегко удается достижение желаемого результата. Дети были неуверенными в себе и переживали, что у них ничего не получится. Для решения данной проблемы я использовала разные виды работ по художественному творчеству, но детям особенно нравилось работать как с бумагой, так и с пластилином. Я решила использовать бумагу как лепной материал, так как бумажная пластика объединяет в себе разные виды изобразительной деятельности: лепку, аппликацию, рисование, конструирование из бумаги и коллаж. С лепкой и коллажем бумажную пластику роднит объемность выполняемой работы, пластичность используемого материала; с конструированием из бумаги – видоизменение плоской формы путем сгибания, складывания, разрезания, соединение целого из частей. Работа на плоскости листа с помощью ножниц и клея сходна с работой в аппликации, с рисованием бумажную пластику связывает изображение реального или выдуманного, дорисовка дополнительных деталей. Этот вид работы с бумагой очень понравился детям.

Бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. «Пластика» — от  греч. «лепить». Бумажная пластика – лепить из бумаги. Бумажная пластика – разновидность лепки, опирающаяся на законы скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру.

В процессе кропотливой работы с бумагой формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Также развиваются творческие задатки, мелкая моторика пальцев рук. Ребенок, как личность, самоутверждается, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Тем самым у ребенка изначально закладывается успешность, которая так важна в дальнейшей жизни.

Я сама люблю заниматься художественным творчеством и занятие бумажной пластикой меня увлекло, и я решила передать свое увлечение детям, тем более что оно благоприятно влияет как на эмоциональное развитие ребенка, так и на развитие всех психических процессов.

В работе воспитателя очень важно, чтобы совместная с детьми деятельность приносила детям радость общения и только положительные эмоции.  В дошкольном возрасте необходимо научить ребёнка верить в свои силы, быть раскрепощёнными, так как именно в дошкольном детстве у ребенка изначально закладывается успешность, которая так важна в дальнейшей жизни.

Из всех видов совместной деятельности педагога с детьми дети очень любят продуктивную деятельность, так как именно в процессе продуктивной деятельности они видят результат своего творчества. И этот результат обычно рождает у них чувство гордости за конечный результат своего труда и чувство уверенности в себе. Параллельно у них развивается ручная умелость, укрепляется мелкая моторика рук, а значит, в будущем в школе им будет легче писать.

Обычная продуктивная деятельность детям очень нравятся. Но, чтобы увлечь детей нужен эффект новизны. Я решила объединить все виды продуктивной деятельности и использовать бумагу как лепной материал, познакомив детей с бумажной пластикой. Бумажная пластика объединяет в себе разные виды изобразительной деятельности: лепку, аппликацию, рисование, конструирование из бумаги и коллаж.

Для того чтобы построить работу по формированию мелкой моторики в процессе ознакомления с бумажной пластикой я подобрала и изучила методическую литературу.

Систему работы с бумагой я построила по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует большого терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд.

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).

Кроме того любая работа с бумагой (складывание, вырезание, плетение) не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Так же дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

Таким образом, я определила для себя цель: развить мелкую моторику рук детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с бумажной пластикой».

Для реализации поставленной цели я поставила перед собой следующие задачи:

  1. развивать у детей мелкую моторику рук  используя разнообразные способы и приемы бумажной пластики;
  2. формировать навыки создания художественного образа средствами бумажной пластики;
  3. воспитывать у детей интерес к продуктивной изобразительной деятельности.

Эти задачи я решила реализовать через образовательную область «Художественное творчество» и интеграцию следующих образовательных областей:

  1. «Познание» Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества.
  2. «Коммуникация» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, расширение словаря. Развитие устной речи детей: лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи в процессе продуктивной деятельности
  3.  «Безопасность» Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе продуктивной деятельности. Осторожное обращение с ножницами.
  1. «Здоровье» Закрепление умения сохранять правильную позу во время художественного творчества: не горбиться, не наклоняться низко над столом, сидеть свободно не напрягаясь.
  1. «Музыка» Использование музыкальных произведений для обогащения содержания области «Художественное творчество».
  2. «Труд» Формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в процессе продуктивной деятельности
  3. «Чтение художественной литературы» Использование художественных произведений для обогащения содержания области «Художественное творчество». Загадывание загадок, чтение художественных произведений.

Организация развивающей среды

Для успешной реализации поставленных задач, я организовала «Центр изобразительного искусства», в котором поместила игры и упражнения по развитию мелкой моторики. Данный центр расположился в части групповой комнаты, в котором были представлены: альбомы с  различными работами известных художников, скульпторов. Появился мольберт, краски, бумага разного фона и размера в свободном пользовании. Имеются дымковские игрушки, Городецкая доска, хохломская ложка и др. Деревянные ложки, дощечки, глина, пластилин, тесто, бумага – все это для того чтобы дети почувствовали фактуру материалов. Так же в этом центре я расположила дидактические игры с элементами рисования: Дидактические игры: «На что похоже?», «Преврати кружки в предметы», «Что это такое?», «Поможем художнику», «Придумай образ» и др. В данном центре в свободном доступе также находятся множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики (крупные и мелкие); различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц («Собери цветок», «Укрась коврик», «Одень куклу» и др.); несколько вариантов шнуровки («Зашнуруй сапог», «Собери человечка», «Сделай ёжику иголки», «Укрась солнышко» и др.) Шаблоны (различные лекала) по лексическим темам – для обведения, раскрашивания и штриховки.

В центр физической культуры добавила разнообразные мячики: каучуковые, колючие, рифлёные, мягкие (набитые  пластмассовыми шариками); можжевеловые палочки, металлические массажные кольца, так как они так же очень эффективны для развития руки и пальцев. Для развития мышечной кисти руки дети очень охотно используют кистевые эспандеры; для развития координации движений пальцев рук – бельевые прищепки; для развития дифференцированных движений пальцев рук – клавиатура старого компьютера.

Центр науки и экспериментирования дополнила сухим бассейном, наполненным фасолью и горохом – для самомассажа кистей рук, игрушками из «киндер-сюрпризов» – для игр в сухом бассейне; грецкие орехи для массажа.

Все эти пособия и игры находятся в свободном доступе для детей. Особую роль отвожу различным формам пальчиковой гимнастики, для чего создала картотеку пальчиковых игр по лексическим темам. Все пальчиковые упражнения сопровождаю речевым материалом, таким образом, происходит развитие не только мелкой моторики, но и речи.

«Центр изобразительного искусства» сразу полюбился детям и никогда не пустует.  Каждый ребенок может найти себе занятие по душе.

Перспективное планирование работы с детьми

Для того чтобы построить работу по формированию мелкой моторики в процессе ознакомления с бумажной пластикой я составила перспективное планирование работы с детьми и родителями. В этом планировании я постаралась учесть непосредственно образовательную деятельность, формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности, предполагаемую самостоятельную деятельность детей и взаимодействие с семьями.

Систему работы с бумагой я построила по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует большого терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд.

Данную систему работы предлагаю проводить в второй половине дня, в свободное время.

Примерный перспективный план работы с детьми

 старшей группы детского сада по теме

«Бумажная пластика как средство развития мелкой моторики рук

для успешной социализации детей в школе»

Месяц



НОД

(Программные задачи)

Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности

Предполагаемая самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьями

Сентябрь

«Пирамидка»

Цель: Знакомить со свойствами бумаги: легко мнется, скатывается. Формировать простые формы из бумаги – толстые жгуты разной длины, шары.

Беседа по теме:

Познакомить детей с историей бумаги

Экспериментирование:

«Сминание бумаги»

Дидактические игры:

«Что бывает из бумаги», «Чудо-Юдо», «Ящик ощущений»

Игры для развития мелкой моторики:

пальчиковая гимнастика, «Песочная терапия», лепка «Пирамидка»

«Пирамидки»

(закрепление навыков работы с бумагой при самостоятельном создании образа)

Анкетирование

«Развитие мелкой моторики у дошкольников»

Консультация

«Зачем нужно развивать мелкую моторику у детей»

Памятка для родителей

«Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук»

Октябрь

«Божьи коровки»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами бумаги. Учить скатывать комочки округлой формы разной величины. Использование элемента – дорисовывания

Беседа по теме:

Разные виды бумаги

Экспериментирование:

«Можно ли склеить бумагу водой?»

Дидактические игры:

«Принеси бумажный предмет»

Игры для развития мелкой моторики:

пальчиковая гимнастика, «Бусы из пуговиц», «Лабиринты»

«Божьи коровки»

(закрепление навыков работы с бумагой при самостоятельном создании образа)

Ноябрь

«Угостим петушка горошком»

Цель: учить детей отщипывать маленькие кусочки от салфетки;

упражнять скатывать кусочки в горошины;

развивать замысел, мелкую моторику, аккуратность.

Материал: салфетки жёлтого и зелёного цвета;

блюдце;

игрушка петушка.

Беседа по теме:

Назначение и изготовление бумаги

Экспериментирование:

«Разрывание бумаги»

Дидактические игры:

 «Чудо мешок», «Преврати кружки в предметы»

Игры для развития мелкой моторики:

пальчиковая гимнастика, «Ящик ощущений», «Песочная терапия», «Золушка»

«Бусы для курочки»

(закрепление навыков работы с бумагой при самостоятельном создании образа)

Декабрь

«Бумажные мячики»

Цель: учить детей мять салфетки двумя руками и катать из них шарики-мячики;

развивать мелкую моторику, интерес к игре с бумагой.

Беседа по теме:

О свойствах бумаги

Экспериментирование:

Опыт с водой и бумагой

Дидактические игры: «Покажи и назови бумагу», «Поможем художнику»

Игры для развития мелкой моторики:

пальчиковая гимнастика, «Шнуровки», «Бусы из пуговиц»

«Мячики для Мишутки»

(закрепление навыков работы с бумагой при самостоятельном создании образа)

Январь

«Гусеница»

Цель: Учить делить салфетки на 4 части. Продолжать учить  скатывать шаровидные комочки одинаковые и разные по величине. Составить из частей целое – гусеница на листочке.

Беседа по теме:

Свойства и качества бумаги: размокает, мнется, рвется, режется, плавает, гладкая, толстая, шероховатая, тонкая.

Экспериментирование:

«Такие разные кораблики»

Дидактические игры:

«Бывает – не бывает»

Игры для развития мелкой моторики:

«Пальчиковый бассейн», «Шнуровки», пальчиковая гимнастика, «Песочная терапия», лепка «Гусеница»

«Гусеницы-подружки»

(закрепление навыков работы с бумагой при самостоятельном создании образа)

Февраль

 «Витамины в банке»

Цель: Знакомство с предметами круглой формы. Учить наклеивать готовые формы.


«Снеговик»

Цель: Закреплять умение работать с гофрированной бумагой, изготавливать мелкие детали, используя разнообразные приёмы лепки для создания целостного образа

Беседа по теме:

Умение отличать вещи, сделанные из бумаги от другого материала

Экспериментирование:

«Тонет, не тонет»

Дидактические игры:

«Что бывает из бумаги», «Преврати кружки в предметы»

Игры для развития мелкой моторики:

пальчиковая гимнастика,  «Пальчиковый бассейн», «Шнуровки», пластилинография «Витамины в банке»

«Витаминки для Иринки»

(закрепление навыков работы с бумагой при самостоятельном создании образа)

Март

«Ромашки на лужайке»

Цель: Учить делить салфетку на примерно равные части разрыванием. Развивать умение формировать несложные формы из бумаги – скатывать небольшие шарики и жгуты; располагать работу по всей плоскости листа.

Беседа по теме:

О связи охраны леса с нашей повседневной жизнью.

Экспериментирование:

«Что легче рвётся?»

Дидактические игры:

«Сделай по образцу», «Поможем художнику», «Придумай образ»,

Игры для развития мелкой моторики:

пальчиковая гимнастика,  «Чудо мешок», пальчиковая гимнастика, «Золушка»,«Шнуровки», «Песочная терапия», «Бусы из пуговиц», «Бусы из бисера»

«Красивые ромашки»

(закрепление навыков работы с бумагой при самостоятельном создании образа)

Апрель

«Цып, цып, цыплятки желтые ребятки»

Цель: Совершенствовать навыки в бумажной пластике. Формировать форму шара, маленького конуса. Передача характера образа через выразительные средства изобразительного материала.


«Весёлый клоун»

Цель: Совершенствовать умение детей создавать яркий художественный образ клоуна. Воспитывать умение слушать воспитателя, действовать по образцу, создавать радостное настроение от результата совместного творчества

Беседа по теме:

О необходимости бережного использования бумаги

Экспериментирование:

«Цветные капли»

Дидактические игры:

«Весёлая полянка»

Игры для развития мелкой моторики:

пальчиковая гимнастика,  «Пальчиковый бассейн», «Шнуровки», «Пройди по дорожкам»

«Цыплята»

(закрепление навыков работы с бумагой при самостоятельном создании образа)

Май

« Летняя картинка» (тема рассчитана на 2 занятия) Цель: развивать умение скатывать доскообразные формы из бумаги, скатывание тонких и толстых жгутов. Продолжать учить определять на листе бумаги верхнюю и нижнюю стороны.

Беседа по теме:

«Наша помощница – бумага»

Экспериментирование:

«Цветные капли» на разной бумаге

Дидактические игры:

«Весёлая полянка»,

«Бывает – не бывает», «Поможем художнику», «Придумай образ»

Игры для развития мелкой моторики:

пальчиковая гимнастика, «Песочная терапия», «Выложи по образцу»– выкладывание рисунка по образцу из счётных палочек

«Лето наступает»

(закрепление навыков работы с бумагой при самостоятельном создании образа)

Обмен опытом с педагогами ДОУ:

  1. Мастер-класс для педагогов по теме «Развитие мелкой моторики в процессе ознакомления с бумажной пластикой для успешной социализации детей в школе»
  2. Открытый показ НОД «Снеговик» – февраль

Выступление на ярмарке методических идей МДОУ Иркутского района

по теме: «Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с бумажной пластикой» – апрель

Примерный перспективный план работы с детьми

 подготовительной к школе группы детского сада по теме

«Бумажная пластика как средство развития мелкой моторики рук

для успешной социализации детей в школе»

Месяц



НОД

(Программные задачи)

Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности

Предполагаемая самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьями

Сентябрь

«Мухомор»

Цель: Совершенствовать навыки работу с бумагой, скатывания шаров и маленьких шариков, толстых жгутов. Развивать умения работать ножницами.


«Испечем для мамочки вкусные прянички»

Цель: продолжать учить работать в технике бумажной пластики: скатывать маленькие шарики, жгутики и украшать ими формы пряников. Аккуратно переносить силуэты на цветной картон и вырезать их. Развивать фантазию.

Беседа по теме:

«Я всё могу, я всё сумею!»

Экспериментирование:

«Разные кораблики»

Дидактические игры:

«Сделай сам», «Весёлая полянка», «Поможем художнику», «Придумай образ»

Игры для развития мелкой моторики:

«Выложи по образцу»– выкладывание рисунка по образцу из счётных палочек, «Золушка»  пальчиковая гимнастика, пластилинография «Грибы», «Вкусные пирожные»

 «Мухомор»

(закрепление навыков работы с бумагой при самостоятельном создании образа)






«Кондитерская фабрика»

В центре искусства

«Самостоятельное изготовление пряников и пирожных для сюжетно-ролевой игры  «Кафе» по образцу воспитателя»

Консультация

«Социальная адаптация первоклассников к школе»

Мастер-класс

 «Способы и приёмы бумажной пластики для развития мелкой моторики»

Октябрь

«Весёлый клоун»

Цель: Формирование представления о портрете. Работа в смешанной технике




«Улитка»

Цель: Учить выделять характерное в образе средствами бумажной пластики. Совершенствовать приёмы скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий жгутик, закручивание в жгут. Дополнять деталями изображение.

Беседа по теме:

«Откуда пришла бумага»

Экспериментирование:

«Цветные дорожки» на разной бумаге

Дидактические игры:

«Бывает – не бывает»,

«Чудо мешок», «На что похоже?»

Игры для развития мелкой моторики:

пальчиковая гимнастика,  «Пальчиковый бассейн», «Волшебный горох и рис» –выкладывание рисунка по образцу

«Весёлые человечки»

(закрепление навыков работы с бумагой при самостоятельном создании образа)


 «Подружки-улитки»

(закрепление навыков работы с бумагой при самостоятельном создании образа)

Ноябрь

«Паучок на паутинке»

Цель: совершенствовать навыки в работе с бумагой: разрезать прямоугольники на тонкие полоски, сгибать их пополам; формировать комочки разного размера. Соединять части и целое.


«Подсолнушек»

Цель: учить создавать полуобъемные изображения на плоскости листа. Учить разрезать полоску бумаги на квадраты, складывать из квадратов треугольники. Закреплять навыки работы в смешанной технике.

Беседа по теме:

«Я смогу укрепить свои пальчики!»

Экспериментирование:

«Лёгкий – тяжёлый»

Дидактические игры:

«Четвёртый лишний», «Поможем художнику», «Придумай образ»

Игры для развития мелкой моторики:

пальчиковая гимнастика,  «Волшебный горох и рис» – выкладывание рисунка по образцу

«Паучки на паутинках»

(закрепление навыков работы с бумагой при самостоятельном создании образа)








«Весёлые подсолнухи»

(закрепление навыков работы с бумагой при самостоятельном создании образа)



Декабрь

 «Елочка нарядная в гости к нам пришла»

Цель: учить передавать строение дерева выразительными средствами бумажной пластики, формировать треугольную форму из бумаги. Закреплять приемы лепки из бумаги простых форм.


«Новогодняя открытка»

Цель: Учить композиционному решению цветом, формой. Используя выразительные средства бумажной пластики, аппликации, создавать праздничную открытку.

Беседа по теме:

«Огонь опасен не только для бумаги»

Экспериментирование:

«Опасный огонь»

Дидактические игры:

«Разные ёлочки»

Игры для развития мелкой моторики:

пальчиковая гимнастика,  «Лабиринты», лепка «Украсим ёлочку шарами» – пластилинография

«Мастерская Деда Мороза – ёлочное царство»

(закрепление навыков работы с бумагой при самостоятельном создании образа)





«Новогодние открытки»

(закрепление навыков работы с бумагой при самостоятельном создании образа)




Январь

«Зайцы в зимнем лесу»

Цель: совершенствовать навыки детей в скатывании бумаги для образования различных форм. Закреплять умение выполнять треугольную форму способом «елочка». Учить располагать детали согласно композиционному решению.


«Пингвины на льдине»

Цель: учить передавать особенности строения птиц, используя разные способы и приемы бумажной пластики. Создавать композиции на основе ранее полученных знаний.

Беседа по теме:

«Волшебные превращения бумаги»

Экспериментирование:

«Такая разная бумага»

Дидактические игры:

«Сделай по образцу», «Чудесный мешочек»,

«Поможем художнику»

Игры для развития мелкой моторики:

пальчиковая гимнастика,  «Шнуровка», «Золушка»

«Зайчик под ёлочкой»

(закрепление навыков работы с бумагой при самостоятельном создании образа)










«Семья пингвинов»

(закрепление навыков работы с бумагой при самостоятельном создании образа)

Февраль

«Валентинка»

Цель: учить создавать полуобъемные изображения средствами бумажной пластики – лепки из бумаги, формированию ровных округлых комочков из бумаги, наклеиванию с помощью клея-карандаша. Учить чувствовать специфику материала.


«Снеговик»

Цель: совершенствовать приемы лепки из бумаги: формирование круглых комочков разной величины; скатывание тонкого и остроконечного жгутиков.

Беседа по теме:

«Наши помощники»

Экспериментирование:

«Форма предмета»

Дидактические игры:

«Сделай сам», , «Придумай образ»

Игры для развития мелкой моторики:

пальчиковая гимнастика,  «Волшебный горох и рис» – выкладывание рисунка по образцу, игра со штриховкой «От дома к дому», «Лабиринты»

«Валентинки»

(закрепление навыков работы с бумагой при самостоятельном создании образа)










Коллективная работа «Царство снеговиков»

(закрепление навыков работы с бумагой при самостоятельном создании образа)

Март

«Стрекоза»

Цель: совершенствовать навыки работы с бумагой: складывание, перекручивание, скатывание. Учить передавать образы через выразительные средства изобразительного материала.


«Пчелка»

Цель: учить передавать образы цветом, формой. Формировать дискообразные формы из бумаги. Создавать объемные образы.

Беседа по теме:

«Дружные ребята»

Экспериментирование:

«Летает или нет»

Дидактические игры:

«Волшебные превращения», «Поможем художнику»

Игры для развития мелкой моторики:

пальчиковая гимнастика,  «Пальчиковый бассейн», «Бусы из пуговиц», «Бусы из бисера», «Золушка»

Коллективная работа «На водоёме»

(закрепление навыков работы с бумагой при самостоятельном создании образа)






Коллективная работа «Весёлый улей»

(закрепление навыков работы с бумагой при самостоятельном создании образа)

Апрель

«Рыбки в аквариуме»

Цель: формировать форму капельки из бумаги, создавать образы путем соединения простых геометрических форм. Работать подгруппами.

«Золотая рыбка»

Цель: совершенствовать навыки работы в стиле бумажной пластики. Развивать творчество, фантазию в умении придумывать способы и приемы изготовления деталей из бумаги.

«Разноцветные бабочки»

Цель: развивать мелкую моторику рук при помощи техники бумажная пластика. Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму.

Беседа по теме:

«Мои умелые руки»

Экспериментирование:

«Разные рыбки», «Плавает или тонет»

Дидактические игры:

«Весёлая полянка», «Ящик ощущений»

Игры для развития мелкой моторики:

пальчиковая гимнастика,  «Пальчиковый бассейн», игра со штриховкой «От дома к дому», «Лабиринты», лепка «Рыбки в аквариуме»

Коллективная работа «Аквариум»

(закрепление навыков работы с бумагой при самостоятельном создании образа)

Май

«Птичий двор»

Цель: учить выделять характерные особенности в образе и передавать его. Совершенствовать навыки в работе с бумагой, в соединении частей в целое.

Учить использовать полученные знания, умения для создания образа. Изображать цветом, формой, объемом.


«Бумажные фантазии»

Цель: создавать выразительные оригинальные образы средствами бумажной пластики. Совершенствовать навыки в лепке из бумаги и в передаче цветом, формой характера образа. Развивать воображение в конструировании, путем соединения частей. Развитие желания фантазировать. Работать в смешанной технике.

Беседа по теме:

«Я – сам!»

Экспериментирование:

«Плывут кораблики»

Дидактические игры:

«Ящик ощущений», «Сделай сам», «Придумай образ»

Игры для развития мелкой моторики:

пальчиковая гимнастика,  «Пройди по разным дорожкам», лепка «Цыплята», «Лабиринты», «Золушка»

«Бумажные фантазии»

(закрепление навыков работы с бумагой при самостоятельном создании образа)






Обмен опытом с педагогами:

  1. Консультация «Социальная адаптация первоклассников к школе»
  2. Открытый показ НОД «Разноцветные бабочки» – апрель

Структура совместной продуктивной деятельности воспитателя и детей

        1 этап

Совместная продуктивная деятельность воспитателя и детей начинается с предварительной работы, на которой воспитатель выявляет, какие знания имеются у детей на заданную тему, и дополняет недостающие.

2 этап

Далее идет художественное восприятие изображаемого, посредством зрительного восприятия. Перед непосредственно практической деятельностью необходимо либо пояснение  (если необходим, то и показ способов выполнения работ), либо поэтапный показ. Воспитатель объясняет, как выполнить не все работы, а определенный этап. Дети выполняют. Воспитатель переходит к объяснению следующего этапа и т.д. После объяснения следует приступать к практической работе детей.

3 этап

 Итогом служат совместные действия детей с воспитателем по оформлению готовых работ.

Стимулом работы по изготовлению поделок средствами бумажной пластики может служить возможность продемонстрировать свои достижения другим людям, родителям, педагогам или желание использовать работу для чего-либо: в игре, для украшения помещения, как подарок и т.д.

Результаты

Бумажная пластика является эффективным средством совершенствования мелкой моторики рук. У моих дошколят окрепла пальцевая и кистевая моторика. Я считаю, что смогла помочь детям укрепить моторику рук, у них уже сейчас движения рук стали уверенными, они умеют держать карандаш и ручку, а значит, будет меньше каллиграфических проблем в школе и легче пройдёт школьная адаптация. Мои дети видят свои успехи, у них появилась вера в себя и свои силы.

А также бумажная пластика помогает в развитии художественно-творческих способностей, воображения, конструкторских способностей, пространственного мышления. Работа с бумагой способствовала воспитанию характера: дети стали более усидчивыми, могут планировать свою продуктивную деятельность, научились самостоятельно создавать художественные образы средствами бумажной пластики.

У детей стал ярко проявляться интерес к созданию пластического образа по собственному замыслу  способом бумажной пластики.

 По результатам мониторинга, проведенного в начале и конце учебного года, выявила, что у детей появилась положительная динамика по следующим параметрам: развитие речи детей (с 60% до 92%детей), развитие мелкой моторики рук (с 54% до 96%детей).

Ведь давно установлено, и практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

Так же, дети стали более раскрепощёнными, они видят результат своего творчества, который вызывает у них чувство гордости за конечный результат своего труда и чувство уверенности в себе. Поэтому я уверена, что у моих выпускников не будет проблем с социализацией в школе. Всё это позволяет сделать вывод, что проведенная мною работа была не напрасна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Развитие мелкой моторики детей через художественный труд"

Средства развития мелкой моторики пальцев рук:- массаж пальцев рук, массажёры,- пальчиковая гимнастика,- упражнения с мячами,- рисование,- игры с пуговицами,- игры - шнуровки.- игры с конструктором,- ...

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Опыт работы по теме "Развитие мелкой моторики рук детей посредством игр через разные виды детской деятельности"

Цель опыта: создание условий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр через разные виды детской деятельности....