Опыт работы по теме "Развитие мелкой моторики детей через художественный труд"
материал по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему

Верейская Юлия Геннадьевна

Средства развития мелкой моторики пальцев рук:

- массаж пальцев рук, массажёры,

- пальчиковая гимнастика,

- упражнения с мячами,

- рисование,

- игры с пуговицами,

- игры - шнуровки.

- игры с конструктором,

- игры с пробками,

- игры с прищепками,

-игры с бусами,

- игры с природным материалом.

- игры с крупами,

- песок,

- бумага,

- нитки, тесьма, ткани,

- пластилин, глина,

- карандаши, счётные палочки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе художественной продуктивной деятельности. Воспитатель: Верейская Ю. Г.

Дата

Задачи

Используемая литература

Мероприятия

Сентябрь - октябрь

Подбор и изучение методической литературы.

Укрепление пальцев и всей кисти руки, предоставление ребёнку различных тактильных ощущений.

Развитие

силы рук.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Янушенко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста, метод.

 пособие для воспитателей и родителей, М., 2011г.

Массаж рук:

- Массаж каждого пальчика , производится круговыми движениями большого и указательного пальцев, начиная от их кончиков;

- Массаж кисти с помощью круговых и мнущих движений пальцев;

- Массаж всей руки: осторожно массируем руку ребёнка путём поглаживающих и растирающих движений ладони от кисти к плечу.

Дифференцированный массаж рук (по методике О. Приходько):

- Поглаживание наружной и внутренней поверхности руки ребёнка, движения выполняются по направлению от кисти к локтю (6-8 раз);

- Сгибание и разгибание всех пальцев руки ребёнка одновременно (за исключением большого пальца, 2-4 раза на каждой руке);

- Спиралевидные движения пальца взрослого по раскрытой ладони ребёнка, во время массажа двигаться от середины ладони к основаниям пальцев малыша, затем переходить на внутреннюю сторону большого пальца (2-4 раза по каждой ладони, «рисуем», «мотаем клубочек»;

- Точечные нажатия большим и указательным пальцами на середину каждой фаланги пальцев ребёнка по направлению от их кончиков к основанию, нажатия нужно выполнять в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой (каждый палец массируем 1-2 раза, «мы вот так шагаем – топ-топ-топ»);

- Отведение и приведение большого пальца ребёнка в трёх направлениях: вперёд - назад, в бок - в сторону, по кругу;

- ласковое поглаживание каждой ручки ребёнка по направлению «от периферии к центру» (5-6 раз).

Художественная продуктивная деятельность:

Лепка из пластилина шариков, колбасок.

Ноябрь – декабрь

Делать массаж ладоней ребёнка.

Развивать ловкость движений пальцев и кистей рук.

Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук.

Развивать хватательные движения, осязание.

Учить  пересыпать сыпучие вещества из одной ёмкости в другую.

Развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать навык катания шариков и колбасок.

Развивать силу рук, хватательные и соотносящие движения рук.

Янушенко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста, метод.

 пособие для воспитателей и родителей, М., 2011г.

Игра «Крутись, карандаш»:

Предложить покатать малышам карандаши с ребристой поверхностью по столу – вперёд – назад, (сначала одной рукой, потом – другой).

Игра «Непослушные шарики»:

Раздать малышам шарики и предложить покатать их ладонью по столу (вперёд – назад, в стороны, по кругу). Шарики не должны выкатываться из-под ладоней. Затем попросить детей покатать шарики между ладонями.

Игра «Спрячь в ладошке»:

Раздать малышам небольшие кусочки поролона и предложить спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно.

Игра «Ямки»:

Предложить ребёнку размять пластилин, затем сделать в нём «ямки», надавливая пальцем, а в получившиеся углубления положить фасолины, горошины, камушки.

Игра «Найди игрушку»:

Насыпать в глубокую миску крупу

( например, горох). Затем спрятать в крупе игрушку и предложить детям найти её.

Игра «Пересыпь крупу»:

Предложить детям при помощи ложки, совка или руками пересыпать крупу из одной ёмкости в другую.

Художественная продуктивная деятельность:

Лепка простейших фигур из шариков, колбасок:

- улитка,

- кружечка,

- бусы для мамы,

- снеговик.

Лепка со вдавливанием пальчика в пластилин:

- горшочек,

- вазочка,

- ямка.

Январь - февраль

Делать массаж ладоней ребёнка.

Развивать силу рук.

Развивать хватательные и соотносящие движения рук.

Развивать соотносящие и хватательные движения рук.

Развивать силу рук, а также соотносящие действия рук.

Развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев рук, умение захватывать мелкие предметы двумя пальцами.

Янушенко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста, метод.

 пособие для воспитателей и родителей, М., 2011г.

Игра «Бумажные снежки»:

Раздать детям листы ненужной бумаги, попросить смять их в комки и поиграть в снежки не из холодного снега, а из старой бумаги.

Игра «Погремушка»:

Предложить детям коробочки с различными мелкими предметами и предложить положить эти предметы в бутылки. Далее предложить закрыть бутылки крышками и погреметь.

Игра « Непослушные колечки»:

Разобрать пирамидку, поиграть колечками и собрать её.

Игра «Мастер – ломастер»:

Предложить детям разобрать домик для куклы из конструктора и затем снова собрать его (любую конструкцию).

Игра «Разборные картинки»:

Учить детей складывать простые крупные картинки, потом - по-мельче и картинки из большего количества деталей.

Игра «Мозаика»:

Выложить из мозаики узор. Предложить детям разобрать его и разложить детали в коробочки, группируя их по цветам. Следить, чтобы дети брали детали двумя пальцами (большим и указательным).

Художественная продуктивная деятельность:

Аппликации из крупных и мелких частей, из большого количества деталей.

 

Март –

май

Делать массаж ладоней ребёнка.

Развивать соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Развивать силу рук, хватательные движения (большим и указательным пальцами, знакомить с приёмами лепки (вдавливание).

Развивать соотносящие. Хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

 Развивать движение кистей и пальцев рук.

Развивать тонкие движения пальцев рук, формировать навыки действия с иглой.

Развивать соотносящие движения рук, хватание, формировать навыки действия с иглой.

Развивать тонкие движения пальцев рук, формировать навык расстёгивания и застёгивания различных видов застёжек – липучек, пуговиц, кнопок.

Развивать силу рук, соотносящие движения рук, формировать навык застёгивания и расстёгивания прищепок.

Янушенко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста, метод.

 пособие для воспитателей и родителей, М., 2011г.

Соколова С. В. Оригами для дошкольников, метод. пособие для воспитателей ДОУ, С – Пб.,

 2010 г.

Игра «Пластилиновые узоры»:

Отщипывать от большого куска пластилина маленький кусочек и скатывать из него маленький шарик (диаметром 5-7 мм), затем положить пластилиновый шарик на основу и нажать на него пальчиком –получится круглое пластилиновое пятнышко. А если сначала нажать на шарик, а потом оттянуть палец вниз – получится пластилиновая линия.

Игра «Пластилиновая мозаика»:

Показать детям основу будущей работы и предметы. Которые они будут вдавливать в пластилин. Продемонстрировать малышам, как нужно брать маленькие предметы двумя пальцами и вдавливать в пластилин: в произвольном порядке, рядами, по нарисованному при помощи стеки контуру.

Игра «Длинная дорожка»:

Предложить сделать малышам из счётных палочек дорожку для машины. Дети по очереди выкладывают палочки (сначала по одной палочке, затем по 2-3 штуки).

Игра «Заборчик»:

Аналогично предыдущей игре, дети выкладывают на листе картона забор из палочек.

Игра «Фигурки»:

Выложить из счётных палочек треугольник, квадрат, прямоугольник. А при помощи шнурка или цепочки – круги или овалы.

Игра «Узоры»:

Раздать детям разноцветные фигурки и предложить самостоятельно придумать и выложить узоры.

Игра «Весёлый шнурок»:

Намотать на руку ребёнка шнурок, обмотав каждый пальчик несколько раз. Чтение стихотворения:

«Вверх шнурок, вниз шнурок,

И ещё, ещё разок!

Вот какой у нас узорчик!

Вот какой у нас заборчик!»

Затем предложить малышу размотать шнурок и снять его с руки, а после обмотать руку взрослого.

Игра « Забавные шнурки»:

Объяснить и показать ребёнку , как играть со шнурками. Затем предложить малышу выполнить действия самостоятельно, попросив его зашнуровать «волшебный башмачок», «нарядить ёлочку».

Игра «Бусы для куклы»:

Предложить малышам сделать бусы для куклы. Показать детям, как брать бусины двумя пальцами или щёпотью (в зависимости от размера), как держать шнурок и продевать его в отверстия бусинок (на одном конце шнурка можно сделать узел, чтобы бусины не соскальзывали). При необходимости можно использовать пластмассовую или деревянную иголку.

Игра «Идём в магазин»:

Раздать детям сумки, портфели, кошельки, в кармашках которых много различных мелких предметов. Предложить детям расстегнуть застёжки, кнопки и молнии, заглянуть в кармашки и посмотреть , что там спрятано. А затем – застегнуть кармашки. Поиграть в магазин, пользуясь «денежками» из своих кошельков.

Игра «Прищепки прячутся»:

Перед началом игры прикрепить прищепки в разные места группы – на занавесках, на одежде детей. Предложить детям поиграть: «Прищепки – это маленькие жучки, которые решили поиграть с нами в прятки. Они разбежались по группе и прицепились к разным предметам. Найдите их и сложите в коробочку». Если детям трудно найти все прищепки, можно помочь им, организовав игру «Горячо – холодно».

Художественная продуктивная деятельность:

- Складывание листа бумаги пополам.

- Разрывание бумаги на мелкие кусочки.



Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме: Развитие мелкой моторики рук детей в процессе художественной продуктивной деятельности в средней группе. Воспитатель: Верейская Ю. Г.

Дата

Задачи

Используемая литература

Мероприятия

Сентябрь - октябрь

Подбор и изучение методической литературы.

Укрепление пальцев и всей кисти руки, развивать тактильные ощущения.

Развитие внимания, памяти, тонкой мелкой моторики пальцев рук.

Учить детей сооружать постройки из различных конструкторов. Использовать детали с учётом их свойств, преобразовы-

вать постройки в соответствии с заданием воспитателя. Продолжать учить обыгрывать постройки.

 

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб.,1997г.

Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. М., Просвещение, 1990 г.

Лепка из пластилина геометрических фигур. Опознавание слепленных фигур с закрытыми глазами.

Пальчиковая гимнастика.

«В гости».

(Выставляем вверх большие пальцы.)

В гости к пальчику большому

(Соединяем под углом кончики пальцев.)

Приходили прямо к дому

( Поочерёдно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно.)

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

(Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляем только мизинцы.)

Сам мизинчик - малышок

Постучался на порог.

(Кулачки стучат друг о дружку.)

Вместе пальчики - друзья,

Друг без друга им нельзя.

(Ритмичное сжатие пальцев в кулак на обеих руках.)

«Шарик»

Надувают шарик быстро,

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул,

Воздух вышел,

Стал он тонкий и худой.

Пальчиковая гимнастика.

«Раз, два, три, четыре, пять»

Раз, два, три, четыре, пять.

(Сжимать и разжимать пальцы)

Вышли пальчики гулять.  

  ( Выполнять движение "фонарики").

Раз, два, три, четыре, пять.  

 (Сжимать и разжимать пальцы.

 В домик спрятались опять.

Сжать руки в кулаки.

Художественная продуктивная деятельность:

Строительные игры. Конструктор «Лего».

Изготовление квартиры для кукол, автодороги, железной дороги, замка, города.

Ноябрь - декабрь

Развитие мелкой моторики мышц пальцев рук, памяти, логического мышления.

Учить детей  воспроизводить

точное действие руками при складывании листа бумаги. Развивать логическое мышление, внимание.

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб.,1997г.

Соколова С. В. Оригами для дошкольников. Методическое пособие для воспитателей ДОУ. С – Пб., 2010 г.

    Пальчиковая гимнастика

                «Капуста»

Что за скрип?

Что за хруст? 

(Сжимать и разжимать пальцы.)

Это что еще за куст?

(Соединить основания

ладоней,  пальцы  –  «бутоном", покружить ими.)

Как же быть без хруста?

Если я - капуста!

Сделать  из пальцев «шар».)

 Мы капусту рубим,

(Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз)

Мы морковку трем,

(Пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Тереть кулачки друг об друга).

 Мы капусту солим,

(Движение пальцев имитирующее посыпание солью). Мы капусту жмем.

( Интенсивно сжимать пальцы обеих рук в кулаки).

«Овечка»

Вот кудрявая овечка.

(Играть растопыренными пальцами).

Шерстка мягкая, густая

Шубка у овцы такая!

(Выполнять плавные движения кистями с широко раздвинутыми пальцами, как «кошечка»).

Играть растопыренными пальчиками.

 «Два ежа»

Шли по лесу два ежа,

Шли спокойно, не спеша.

(Поочередно шлепать

ладонями по коленям.)

На спине иголки

Длинные и колкие.

(Резкими движениями

растопыривать пальцы  и

прятать их в кулак.)

(Круговые движения

ладошкой по ладошке.)

«Замок»

На двери весит замок.

(Ритмичные быстрые

соединения пальцев

двух рук в замок.)

Кто его открыть бы мог?

(Пальцы сцеплены в замок,

руки тянутся в разные  

стороны.)

Потянули,

Движение сцепленными

пальцами от себя, к себе.)

Покрутили,

Пальцы сцеплены, основания

ладоней стучат друг  о друга.

Постучали,

Пальцы сцепляются,

ладони разводятся в

стороны.

И открыли!

Поочередно соединять все пальцы с большим в "колечки".

Выполнять плавные движения кистями с широко

раздвинутыми пальцами, как "кошечка".

Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.

         «Снежок»

Белый снег пушистый

(Ритмично, плавно опускать руки вниз.)

В воздухе кружится.

(Выполнять круговые

движения кистями  рук.)

И на землю тихо

(Ритмично, плавно опускать руки вниз.)

Падает, ложится.

(Имитация сгребания снега.)

А потом, а потом

(Выполнять движения "пирожки")

Мы из снега слепи ком.

Ух!

(Бросить снежок вперед.)

 

Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, тереть кулачки друг о друга.

Художественная продуктивная деятельность:

Складывание из бумаги (оригами):

- Сумочка,

- Грибок,

- Лягушонок,

- Овечка,

- Ёжик,

- Рамочка для фотографии.

Движение пальцев, имитирующее посыпание солью.

Интенсивно сжимать пальцы обеих рук в кулаки.

Январь - февраль

Развитие мелкой моторики мышц пальцев рук, памяти, логического мышления.

Способствовать  развитию межполушарных связей.

Развивать навыки обведения по шаблону фигур, вырезывание ножницами по контору, приклеивание деталей на фон или основу. Соблюдать правила техники безопасности с ножницами, клеем.

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. М., 2005 г.

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб.,1997г.

      Пальчиковая гимнастика:

            «Снежок»

Белый снег пушистый

(Ритмично, плавно опускать руки вниз.)

В воздухе кружится.

(Выполнять круговые

движения кистями  рук.)

И на землю тихо

(Ритмично, плавно опускать руки вниз.)

Падает, ложится.

(Имитация сгребания снега.)

А потом, а потом

(Выполнять движения "пирожки")

 

Мы из снега слепи ком.

Ух!

(Бросить снежок вперед.)

Упражнение «Кулак – ребро – ладонь».

У нашего

(выставляют два кулака)

У Гришеньки

(ставят ладони на ребро)

А у Вани

(показывают ладонь)

На плетень

(выставляют кулак)

Зелёненький

(ладонь)

Вьётся хмель

(кулак).

Коленька хороший

(поглаживают кисть левой руки)

Коленька пригожий

(поглаживают кисть правой руки)

Пройди по дороженьке

(указательный и средний пальцы обеих рук шагают)

Топни

(выставляют кулак)

Коля

(ставят ладонь на ребро)

Ноженькой

(показывают ладонь).

Вышла курочка гулять

(шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки)

Свежей травки пощипать

(щиплющие движения всеми пальцами каждой руки),

А за ней ребятки – жёлтые циплятки

(бегут всеми пальцами обеих рук).

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко

(хлопают в ладоши),

Не ходите далеко

(Грозят пальцем ведущей руки),

Лапками гребите

(гребущие движения

каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола),

Зёрнышки ищите»

(дети собирают зёрна поочерёдно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно:  большой – указательный, большой – средний и т. д.).

«Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок       (Лепят снежок)

Кати по снегу свой снежок. (Катят)

Он превратится в толстый ком    (Показывают шар руками)  

 И станет он снеговиком.  (Рисуют руками снеговика)                                                                            

Его улыбка так светла!     (Улыбаются)                                                                                                                                                    

Два глаза, шляпа, нос, метла. (Показ)

 Но солнце припечёт слегка   (Руки вверх, к солнцу) 

Увы – и нет снеговика.   (Пожимают плечами)

    « Снегопад»

Белых хлопьев белый пух         

плавно и спокойно

   (Вращения кистями рук)                    

Над деревьями кружат       

       и над колокольней.                     

 (Руки поднимаем вверх)

Каждый дом и каждый куст       (Показывают) 

Греют, одевают

Снеговая шубка и шапка снеговая.     (Показывают) 

Белых хлопьев белый пух с неба валит валом,    

Укрывая белый свет белым покрывалом.  (Показ) 

Чтобы слева, впереди, позади и справа       (Показ) 

Сладко спали до весны дерева и травы.       (Спят) 

Это сколько ж наметёт            Снега за ночь только!   (Руки у щёк, покачиваем головой) 

Это как же полетят          

 С горки санок столько! (Ладонью проводят сверху вниз по правой руке).                 

Художественная продуктивная деятельность:

Аппликации:

- Снеговик,

- Ёлочка,

- Снежок,

- Снежинки,

- Зайчик.                                                                                                                                      

Март - май

Развитие мелкой моторики мышц пальцев рук, памяти, логического мышления.

Использовать пальчиковую гимнастику с элементами массажа биологически активных зон.

Закрепление обратного счёта.

Развитие мелкой моторики пальцев рук, захват мелких предметов щёпотью, предметов по - больше – двумя пальцами, умение работать с клеем. Соблюдение техники безопасности в работе.

Большакова

 С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения, М., 2005 г.

Оздоровительная работа по программе «Остров здоровья» /авт.-сост. Е. Ю. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2007 г.

Стихотворение

Ю. Чужака – «Покупал баран баранки»

Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. М., Просвещение,

1990 г.

Пальчиковая гимнастика:

            «Чистая водичка»

Чистая водичка

(моющие движения)

Умоет Саше личико

(поглаживающие движения по щёкам),

Анечке – ладошки

(интенсивное растирание ладоней),

А пальчики – Антошке

(массаж поочерёдно каждого пальчика, « снимаем перчатки).

 «Умываемся»

Ай, лады, лады, лады

(хлопают в ладоши),

Не боимся мы воды

(совершают интенсивные моющие

движения обеими ладонями),

Чисто умываемся

(«моют» лицо, растирают уши),

Маме (друг другу)

Улыбаемся (улыбаются).

«Покупал баран баранки»

На базаре

(выставляют кулак)

Спозаранок

(выставляют ладонь на ребро)

Накупил

(показывают ладонь)

Баран (кулак) баранок (ребро).

Для барашков

(пальцы левой руки «играют»),

Для овечек

(пальцы правой руки «играют»)

Десять маковых колечек

(показывают десять пальцев),

Девять сушек, восемь плюшек,

Семь лепёшек, шесть ватрушек,

Пять коржей, четыре пышки,

Три пирожных, две коврижки

И один калач купил

(показывают соответствующее количество пальцев).

Про себя не позабыл

(отрицательное движение головой),

А для жёнушки = подсолнушки

(пальцы обеих рук растопырены, большие пальцы прижаты друг к другу)!

«Жили – были зайчики»

Жили – были зайчики

(три пальца в кулак, указательный и средний – ушки)

На лесной опушке

(хлопают в ладоши).

Жили – были зайчики

(показывают ушки)

В беленькой избушке

(показывают домик).

Мыли свои ушки (трут уши)

Мыли свои лапочки

(моющие движения ладонями рук),

Наряжались зайчики

(движение ладоней сверху вниз по туловищу),

Надевали тапочки (показывают).

«Свинка»

Свинка Ненила

(хлопают в ладоши)

Сыночка хвалила

(поглаживает себя по голове):

- То-то хорошенький!

(поглаживают кисти правой руки.)

«Жил – был зайчик»

Жил – был зайчик

(хлопают в ладоши) –

Длинные ушки

(три пальца в кулак, указательный и средний – ушки).

Отморозил хвостик (гладят копчик)

И поехал греться (крутят руль)

К ребятишкам в гости.

Там тепло и тихо

(разжимают кулаки обеих рук),

Волка нет (хлопают в ладоши),

И дают морковку на обед

(поглаживают живот ладонью ведущей руки по часовой стрелке).

«На улице»

Стучит – бренчит по улице

(Стучат кулачком о кулачок)-

Фома едет на курице

(локоть правой руки опирается на стол, большой и указательный пальцы образуют «клювик», остальные изображают гребешок).

Тимошка – на кошке

(локоть правой руки опирается на стол, указательный и мизинец образуют ушки, средний и безымянный плотно

прижаты к ладони)

По кривой дорожке

(ребром ладони изображают движение по кривой по столу).

Художественная продуктивная деятельность:

Работа с природным и бросовым материалом. Изготовление:

- барашек из скрученной бумаги,

- зайчик из опилок,

- свинка из яичной скорлупы,

- кошка из использованной чайной заварки,

- цветок из семечек,

- ёжик из шишки.




Предварительный просмотр:

 « Развитие мелкой моторики у детей средней группы в процессе художественного труда»

Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

   Речь совершенствуется под влиянием определённых импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики,  логически рассуждает, у него хорошо развиваются память, внимание, связная речь.

   Как часто приходится слышать от учителей: «Интеллект первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем их мире. Вот только рука не развита. Пишут медленно, неуверенно». Родители первоклассников тоже порой приходят в отчаяние: «Чем больше строк пишет сын, тем хуже становится каллиграфия. Строчки не видит, интервалов между буквами не соблюдает, а бесформенные каракули, которые он выводит, даже буквами не назовешь».

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, ребёнку приходится удерживать в руках непослушный карандаш.

Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром!      

    Проведённая мною диагностика уровня развития мелкой моторики, позволила  сделать вывод, что стало выше качество знаний и умений детей. Сначала прошлого года и на начало нынешнего учебного года количество детей, которые справились с заданием увеличилось на 14%, а количество детей, которые не справились с заданием, уменьшилось на 2%.

Развитый мозг и неразвитая рука – вполне обычное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно беспокоить педагогов и родителей: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать!

Я предлагаю  игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.

Задания выполняются в медленном темпе, сначала одной, затем другой  рукой, а в конце - двумя руками вместе. Взрослые должны следить за правильной постановкой кисти руки ребенка и четкостью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными. Каждое задание должно иметь название и выполняться два-три раза в день.

Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш и мучить его большой для него работой. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной и тогда  это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые мною систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость.

Итак, развивая  пальцы рук, мы будем развивать речь и мышление ребенка и тогда отпадут проблемы в обучении не только в первом классе, но и в дальнейшем.

Хотелось бы повторить основное правило - работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект.

   Ручной труд детей представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением простейших инструментов.

Труд становится действенным средством воспитания и развития личности только тогда, когда он  включается в повседневную жизнь детского сада, направлен на удовлетворение детских интересов, посилен для ребенка.

Выполнение коллективных заданий развивает у детей умение договариваться между собой, подчинять свои интересы и желания общей цели, воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности, развивает инициативу, смекалку.

   Художественный ручной труд – это  труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно - эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха.

Показывая детям простейшие приемы работы с бумагой, картоном, глиной, нитками, природным материалом на занятиях лепкой, аппликацией, конструированием я решаю не только художественные, но и общие воспитательно-образовательные задачи (учу сравнивать, анализировать, проявлять в работе самостоятельность и активность,  учу помогать товарищам, доводить работу до конца, следить за порядком на рабочем месте).

Каждый из видов деятельности своеобразен, обладает своими особыми качествами и поэтому оказывает свое, ничем не заменимое влияние на личность ребенка. Особенно важно, чтобы знания, получаемые детьми на занятиях, входили в детский обиход, служили развитию труда, игры, общения.

    На сегодняшний день проблема  развития мелкой моторики  у детей дошкольного возраста очень актуальна. Я считаю: чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности.

   Вот почему инновационной деятельностью моей работы является приобщение детей к разным видам художественной деятельности.

Поэтому целью моей работы стало развитие мелкой моторики детей посредством выполнения поделок из различных материалов.

Перед собой я поставила следующие задачи:                            

1.Формировать у детей положительную мотивацию предстоящей работы;

2.Развивать цветовое восприятие, композиционные навыки.

3.Воспитывать желание участвовать в художественном ручном труде, делать своими руками игрушки, поделки и украшать ими свой быт, дарить.  

       Уже во второй младшей группе я проводила кружковую работу «Послушные пальчики», где укреплялись руки малышей. Сначала мы разминали ручки или проводился массаж ладоней ребёнка, а потом приступали к работе. Детям нравилось делать дорожку из гороха для колобка, украшать крупой  пасхальные яички, выкладывать на пластилине зернышки  (рис, гречка) для петушка, создавать образ пушистой тучки путем отщипывания кусочков бумаги, скатывания её в шарик и прикрепления к фону. Такие упражнения увлекательны для малышей. Они способствуют развитию мелкой моторики, творческой активности, координируют работу глаз и обеих рук.  Я  учила детей анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по величине. Все, что ребёнок делал, осознавая, осмысливая, пропускал через свое сознание. Поэтому, выполняя одно и тоже задание, детские работы получались совершенно разные.

     Когда работа находилась на начальной стадии, все занятия с  воспитанниками проводились в игре.  Детям нравились игры: «Чудесный мешочек», « Логические цепочки из фигур», «Составь узор из крупной мозаики».  Все это способствовало раннему  развитию мелкой моторики пальцев рук.

      В средней группе особенности возраста обуславливают необходимость подкрепления художественной деятельности проигрыванием. Ведущей  деятельностью  становится ролевая игра. Ребята с удовольствием делают  атрибуты к сюжетно - ролевым  играм: «Магазин», «Семья».

        Я думаю, что работа с пластилином способствовала развитию не только мелкой моторики рук, но и фантазии детей. Делая пластилиновые жгутики, скручивая их в круг и овал,  у ребят получались вишенки, снеговики, цветочки, цыплята, гусеницы.

В средней  группе мы стали делать аппликации из чайной заварки. На первых этапах использовали крупные формы изображаемого предмета, далее – брали формы по - мельче. Также начали пробовать складывать из бумаги (оригами), детям эта работа даётся с трудом. Зато сколько искренней радости, восторга  приносят детям поделки, сделанные своими руками! Я сделала вывод, что при создании любой поделки у детей формируются нравственно-волевые качества: усидчивость, терпение, аккуратность, ответственность, активность, целеустремленность, самостоятельность.  

       Атмосферу детского творчества поддерживают и родители. Все чаще у детей появляется желание заниматься любимым делом в детском саду и дома. Они подолгу, увлеченно могут «творить». Для родителей  я провела ряд консультаций по вопросам организации этой деятельности. Работы своих детей  родители могли видеть на выставках. Стенды регулярно обновлялись к праздникам. Дети и  взрослые видели плоды своей деятельности.         

   Наша задача - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Я предлагаю  игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

1. «Отгадай на ощупь». Цель игры: развивать тактильные ощущения, учиться отгадывать наполнитель на ощупь. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

 2. Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке. Цель: развивать тактильные ощущения.

 3.  Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами. Цель: укрепление пальцев и всей кисти руки, тактильные ощущения.

 4.  "Резиночка". Для этого упражнения я использую резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку  сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.

 5. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой. Задача: учиться выполнять специальные движения пальцами.

 6. Игра "Разноцветные снежинки" направлена не только на развитие мелкой моторики рук, но и на формирование аккуратности.

Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.

Я показываю, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, я говорю, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Тогда я прошу  детей раскрасить снежинки.

 Так как снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.

7. "Повтори движение". Цель: развитие мышц пальцев рук, мышление, память.

Я, садясь напротив ребенка, делаю пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь я сижу  напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

8. Игры с рисованием. Цель: развитие творческих способностей ребёнка. Например, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для меня, а я - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). У нас в группе есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.

 9. Игры с предметами домашнего обихода. Цель: развитие речи, фантазии, воображения.

В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

Я беру яркий поднос, затем тонким равномерным слоем рассыпаю по подносу любую мелкую крупу. Провожу пальчиком ребенка по крупе. Получается яркая контрастная линия. Разрешаю малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем пробуем вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны и т.д.).

    Подбираю пуговицы разного цвета и размера. Сначала выкладываю рисунок сама, затем прошу малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без моей помощи, предлагаю ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

   Насыпаю в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

    Насыпаю горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

    Две пробки от пластиковых бутылок кладу на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

 Мы любим забавы холодной зимы".

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

   Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

10. Игры – шнуровки. Цель:  пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу»", «справа", "слева», формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант), способствуют развитию речи и развивают творческие способности.

В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

   Познают мир "руками" не только крохотные малыши - игрушки, которые требуют работы кисти пальцев, полезны и детям постарше.

    Следует помнить, что от развития тонкой координации движений и ручной умелости зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

   Чем можно объяснить тот факт, что сейчас появилось так много игрушек-шнуровок? Ведь у теперешних родителей в детстве таких игрушек не было, тем не менее, выросли они нормальными людьми. Возникает недоумение, зачем это все надо?

 Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. С большой долей вероятности можно сделать вывод, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.

  Проводимые мною наблюдения показали, что наиболее простые приёмы для развития мелкой моторики пальцев рук оказываются наиболее эффективными.

  1. Катать шарики из пластилина. Пока ребёнок не будет до конца выполнять это упражнение, к следующему не переходить.
  2. Рвать на мелкие куски газету, бумагу (чем мельче, тем лучше).
  3. Перебирать крупные деревянные бусы.
  4. Собирать, складывать пирамидки.
  5. Работать со шнуровками.
  6. Застёгивать пуговицы.
  7. Завязывать, развязывать узлы.
  8. Пальчиковые игры типа “Здравствуй, пальчик”, “Кто приехал?” и др.

    Таким образом, знакомя детей с разными видами художественного труда, развиваются мелкая моторика мышц пальцев рук детей, интерес к деятельности, формируются учебные  навыки, познавательный интерес к окружающему, самостоятельность к познанию нового.  Вырастает творческая личность, способная создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. Тема: «Развитие мелкой моторики руки в процессе занятия ручным трудом».

Опыт работы воспитателяСтрогоновой Людмилы Борисовны.Тема: «Развитие мелкой моторики руки в процессе занятия ручным трудом»....

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей-логопатов с ФФН

Представлен опыт работы по развитию мелкой моторики у детей-логопатов с ФФН с приложением перспективного плана....

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Развитие мелкой моторики рук через художественный труд с бумагой у детей среднего дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики рук через художественный труд с бумагой у детей среднего дошкольного возраста. Цель – развитие мелкой моторики рук через художественный труд с бумагой у детей средн...

Из опыта работы. Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способност...