Формируем навыки самообслуживания у дошкольников, Власова Г.Н., Курганинск, 2021
методическая разработка по коррекционной педагогике

Власова Галина Николаевна

В работе описывается содержание навыков самообслуживания в дошкольном возрасте и пути их формирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formiruem_navyki_samoobsluzhivaniya_u_doshkolnikov.docx299.93 КБ

Предварительный просмотр:

Формируем навыки самообслуживания у дошкольников.

 Что включает в себя самообслуживание детей дошкольного возраста (3-7 лет)?

В этом возрасте должны быть сформированы определенные навыки самообслуживания, самоорганизации и личной гигиены:
1. Прием пищи: умение правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом, убирать посуду после еды; приобрести начальные навыки культуры поведения за столом.
2. Овладение навыками раздевания и одевания: снимать и одевать обувь, завязывать и развязывать шнурки на обуви, аккуратно застегивать «молнию», одевать и снимать одежду (колготки, шорты, брюки, куртку, пальто, шапку, варежки);
3. Гигиена тела: мыть руки и лицо, вытирать их насухо полотенцем, правильно пользоваться мылом, зубной щеткой, расческой перед зеркалом, ухаживать за ногтями с помощью щетки, пользоваться носовым платком по мере необходимости.
4. Навыки опрятности: умение пользоваться горшком, туалетом;
5. Гигиена быта: умение наводить и поддерживать порядок в своей комнате, приводить в порядок свои вещи (складывать одежду, вешать её на вешалку), соблюдать порядок в своём шкафу, полках, содержать обувь в чистоте; держать в порядке игрушки, книги.

       Как формировать навыки самообслуживания у дошкольников?

      Обучение конкретным навыкам самообслуживания следует начинать с показа на любимых игрушках ребенка, постепенно переходя к прямому обучению ребенка.

  1.  Чтобы ребенок мог принять участие в этих процессах, он должен усвоить определенные действия и их последовательность.
     Например:
    Каждое утро (а так же после прогулки и вечером) ребенок должен умываться (мыть лицо, руки, шею, уши). Сначала нужно хорошо вымыть руки с мылом под струей воды из-под крана. Руки следует намыливать один-два раза с обеих сторон и между пальцами, хорошо смыть мыльную пену, проверить чистоту ногтей. Затем уже чистыми руками мыть лицо, шею, уши. После умывания следует вытереться насухо чистым полотенцем. У ребенка должно быть свое полотенце.
  2.  В процессе прямого обучения скажите ребенку кратко и четко, что вы от него хотите. Указание произносите, когда ребенок смотрит на вас.
  3.  При необходимости покажите ребенку это действие сами. Показ должен быть неторопливым, четким и последовательным.  
  4. После объяснения и показа, возьмите своими руками руки ребенка и проделайте вместе с ним нужное действие.

5.  Во время самостоятельного выполнения действия ребенком, поправляйте его корректно, поддерживайте его, спокойно говорите о том, что необходимо сделать   именно сейчас («Давай есть медленно», «Говори, пожалуйста, тише»)            
6. Помните, что скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребенка, типа нервной системы, от скорости запоминания, семейного отношения к чистоте и опрятности.

7. В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия (удобная одежда, обувь, оборудование).
Например: в шкафах необходимо выделять для ребенка нижние полки для удобства, отдавать предпочтение одежде без лишних застежек и легких в одевании, это касается и обуви.
8.
 Важно при формировании любого навыка, обучать детей определенным действиям, при этом делать эти действия, неоднократно повторяя.
Например, одевание штанишек может выглядеть так:
- сядь на стульчик;
- возьми штанишки обеими руками за поясок;
- подними ножку и вдень ее в одну штанину;
- поставь ножку на пол;
- подними вторую ножку и вдень ее в другую штанину;
- встань и подтяни штанишки обеими руками.

9
.  Не забывайте давать положительную оценку действиям ребенка – они дают ребенку чувство радости и подкрепляют его уверенность в том, что он может, и умет сам что-то делать. Но важно и не перехваливать ребенка. Хвалите ребенка за правильно выполненное дело. Используйте различные способы сказать ребенку, что у него все получается: «Очень хорошо», «Молодец!» и т.п.
Воспитание навыков самообслуживания у детей – это длительный процесс, требующий от взрослых, в первую очередь, терпения.  

                                                                           Социальный педагог Власова Г.Н


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Формируем навыки самообслуживания"

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались...

Формируем навыки самообслуживания

В три  года  у ребенка  должны  быть  сформированы  культурно-гигиенические  навыки (самостоятельно есть ложкой, проситься в туалет и пользоваться горшком, умываться...

Формируем навыки самообслуживания у детей 2 – 3 лет

В три года у ребенка должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания (самостоятельно есть ложкой, проситься в туалет и пользоваться горшком, умываться и мыть руки, по...

консультация для родителей "Развивая мелкую моторику у детей, мы формируем навыки самообслуживания"

рекомендация для родителей,как с помощью мелкой моторики можно сформировать у детей навыки самообслуживания....

Формируем навыки самообслуживания

Консультация для родителей "Формируем навыки самообслуживания"...

Консультация для родителей "Формируем навыки самообслуживания у ребенка".

Формируем навыки самообслуживания у детей 2 – 3 лет  В три  года  у ребенка  должны  быть  сформированы  культурно-гигиеничесие  навыки (самостоятель...