Комплекс дидактических, подвижных коррекционно-развивающих игр и упражнений для ребенка с ОВЗ с учетом вида нарушения.
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Сластенина Галина Владимировна

Детское мышление еще не способно оперировать абстрактными категориями.
Обучение дошколят и первоклассников даже таким простым мыслительным операциям, как сравнение или обобщение, требует особых форм занятий.


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_igr_i_uprazhneniy.docx32.41 КБ

Предварительный просмотр:

Задание №3

Сластенина Галина Владимировна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №18» г. о. Самара

Комплекс дидактических, подвижных коррекционно-развивающих игр и упражнений для ребенка с ОВЗ с учетом вида нарушения.

  • Игры на развитие эмоциональной сферы ребёнка

Игра «Джунгли»

Цель:
Развитие наблюдательности, выразительности движений,  сплоченности.

Описание игры.

1-й вариант. Дети изображают стадо животных, которые живут в джунглях, выполняя различные действия. Животные гуляют по джунглям, едят, отдыхают, ухаживают за детенышами, ходят на водопой и т.п.

2-й вариант. Дети выбирают любое животное, которое живет в джунглях, и изображают его, гуляя по воображаемым джунглям. Затем дети рассказывают, какие животные им встретились и как они догадались, что это именно те животные,  которых они назвали.

Игра «Оживи камешки!»

Цель: развитие наблюдательности, выразительности движений.

Описание игры.
На берегу воображаемой реки лежат "камешки" (силуэты животных). Их можно оживить, если дети точно покажут выразительными движениями, кого символизирует выбранный ими "камешек", а остальные дети отгадают это животное.

Игра «Хоровод»

Цель: развитие чувства общности, выразительности движений, снятие  напряжения.

Описание игры.
Дети встают в круг и по команде воспитателя показывают, двигаясь друг за другом, печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, задумчивую сову, виноватую лису,  счастливую ласточку.

Игра «Облака»

Цель:  развитие  воображения,  выразительности движений.

Описание игры.   
Воспитатель читает стихотворение,  а дети изображают облака в соответствии с текстом.

По небу плыли облака, А я на них смотрел. И два похожих облачка Найти я захотел. Я долго всматривался  ввысь И даже щурил глаз, А что увидел я, то вам Все расскажу сейчас.

Вот облачко  веселое смеется  надо  мной:
—  Зачем ты щуришь глазки так? Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
—  Мне весело с тобой! И долго-долго облачку махал я вслед рукой.

А вот другое облачко
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И  каплями-дождинками
Расплакалось оно...
И  стало  грустно-грустно так,
А вовсе не смешно.

И  вдруг по небу грозное страшилище летит, и  кулаком громадным сердито мне грозит. Ох, испугался я, друзья, Но ветер мне помог: Так дунул,  что страшилище пустилось наутек.

А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот:
— Ой, кто там в глади озера
Пушистенький такой,
Такой мохнатый,  мягонький?
Летим, летим со мной!
Так очень долго я играл,
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка не смог я отыскать.

Игра «Наседка и цыплята»

Цель: развитие выразительности движений и речи, раскованности, воображения, произвольности, групповой сплоченности.

Описание игры. 
Дети присаживаются на корточки лицом в круг, наклонив голову и прижав руки, согнутые в локтях, к телу. В центре сидит воспитатель, изображая  наседку.

Воспитатель говорит:

— Долго сидела наседка на яйцах. И вот пришла пора появиться цыплятам на свет.
Первый цыпленок (к нему прикасается воспитатель) появился на свет и удивился: "Как просторно вокруг, а в скорлупке было так тесно!".
(Ребенок поднимается и изображает этого цыпленка.)
Второй цыпленок рассердился, нахмурив свои желтенькие брови: он так хотел родиться первым, но его опередили.
(Ребенок, на которого указывает воспитатель, передает состояние этого цыпленка.)
Третий цыпленок появился на свет и сразу расплакался: ему так хорошо и уютно было в яичной скорлупе,  а тут так много места и всюду опасности.
(Этот ребенок и следующие, выбранные дети изображают то настроение цыплят, которое описывает воспитатель.)
Четвертый цыпленок очень обрадовался своему появлению на свет и воскликнул: "Какой чудесный, какой яркий мир вокруг!"
Пятому цыпленку, как только он родился, все было интересно, и он сразу же стал рассматривать своих братьев и сестер, заглядывать им в глаза, дотрагиваться до них.
Шестой цыпленок открыл глаза и увидел, что все уже вылупились и ждут его. Ему стало стыдно, что он всех задерживал.

Далее воспитатель -"наседка" предлагает деткам поискать червячка.

Игра «Маски»

Цель: развитие воображения, наблюдательности, сообразительности,  выразительности движений.

Описание игры. 
На одного ребенка, который стоит перед остальными детьми, надевают маску животного, но он не знает какого. Чтобы догадаться, чья эта маска, ребенок предлагает кому-либо из детей изобразить это животное. Если животное будет угадано, водящим становится тот ребенок, который его изображал.

Игра «Зоопарк»

Цель: развитие воображения, выразительности движений, сообразительности.

Описание игры.
Дети делятся на две группы:
первая группа — дети, изображающие животных в зоопарке;
вторая группа — дети, гуляющие по зоопарку и отгадывающие,  какое животное перед ними.

После того, как все животные будут угаданы, дети меняются ролями.

  • Упражнения на регуляцию мышечного тонуса.

Цель:
Регуляция мышечного тонуса, соотнесение большей или меньшей силы мышечного напряжения с более громким или более тихим звучанием музыки.

 Упражнение 1.

В положении стоя дети выполняют под тихую музыку легкие движения флажками, опустив руки вниз перед собой; под громкую музыку дети выполняют сильные взмахи флажками над головой.

Музыкальное  сопровождение - «Польская народная мелодия».

Упражнение 2.

Двигаясь шагом по кругу, дети под громкую музыку выполняют определенные движения руками, например чередуют положения рук: на пояс, в стороны, вверх, вниз, под тихую - останавливаются и прячут руки за спину.  

Музыкальное сопровождение - Т. Ломова, «Этюд».

Упражнение 3.

Под громкую музыку дети двигаются по кругу подскоками, под тихую — идут, выполняя взмахи руками вверх и вниз.  

Музыкальное  сопровождение - «Чешская народная мелодия».

  • Упражнения на развитие дыхания.

Цель:
Выработка правильного фонационного, диафрагмального дыхания, достаточно продолжительного, сильного и постепенного выдоха.

Упражнение 1.

Исходное положение (и. п.) - основная стойка. На сильную долю - вдох носом, на слабую - выдох ртом.  

Музыкальное  сопровождение в размере 2/4.

Упражнение 2.
«Пожар».

И. п. - основная стойка, руки перед грудью. На сильную долю - резкий, шумный вдох носом и движения руками перед грудью, сжимающие грудную клетку; на слабую долю - непроизвольный выдох, руки возвращаются в и. п.

Музыкальное сопровождение в размере 2/4.

Упражнение 3.
«Самурай».

И. п. - сидя по-турецки, руки свободно лежат на коленях. Упражнение выполняется с проговариванием сочетаний: а-на-хат; о-хо-хам.

а - правая рука вытягивается вперед, кисть сжата в кулак, возврат в и. п.;

на — левая рука вытягивается вперед, кисть в кулаке, возврат в и. п.;

хат — руки, сжатые в кулак, идут в стороны и к полу, возврат в и. п.;

о — правая рука через середину поднимается вверх, возврат в и. п.;

хо — левая рука поднимается через середину вверх, возврат в и. п.;

хам — поднимаются и опускаются обе руки.

 

Упражнение 4.
«Подуем на плечо».

Подуем на плечо,
(Вдох, выдох с поворотом головы вправо.)
Подуем на другое.
(Вдох, выдох с поворотом головы влево.)
Нам солнце горячо
(Вдох, выдох с подъемом головы вверх.)
Пекло дневной порою.
(Вдох, выдох с подъемом головы вверх.)
Подуем мы на грудь
(Вдох, выдох с опусканием головы вниз.)
И грудь свою остудим.
(Вдох, выдох с опусканием головы вниз.)
Подуем мы на облака
(Вдох, выдох с круговым движением головы.)
И остановимся пока.
(Вдох, максимально длительный выдох.)

  • Упражнения на развитие мелкой моторики.

Цель:
Развитие движения пальцев рук, их взаимодействия, координации, развитие артикуляционной моторики.  

Упражнение 1.
«Скакалка».

Я скачу, я верчу новую скакалку.
Кисти сжаты в кулачок, большие пальцы выполняют вращательные движения.
Захочу, научу Галю и Наталку.  
Разжимание и сжимание пальцев рук.
Вот так, вот так посреди дорожки.
Хлопок - кулачки, 4 раза.
Раз вперед, раз назад и на правой ножке.
Руки в замок, в обратный замок, правый кулачок стучит по левой ладони.

Упражнение 2.
«Зайчики и белочки».

Зайчики и белочки вышли погулять,
Кисти в кулачок, поочередное разгибание и сгибание пальцев.
На полянке солнечной в салочки играть.
Круговые движения кистями, поочередное поглаживание кистей.
Выходи скорей в кружок!
3 хлопка, кисти принимают форму шара.
Здравствуй, здравствуй, мой дружок!
Пальцы правой руки поочередно встречаются с пальцами левой руки.

  • Упражнения на развитие чувства темпа.

Цель:
Развитие чувства темпа  на простых движениях: хлопки, удары в бубен, взмахи руками. Затем включаются движения ногами, ходьба и бег. Освоение   медленного и быстрого темпа движений, затем вводятся понятия «ускорение» и «замедление» темпа.

Упражнение 1.
«Шаги и хлопки».

Стоя в кругу, дети на каждую четверть такта делают шаг на месте, на каждую восьмую хлопают в ладоши, затем соединяют оба движения.

Упражнение 2.
«Лягушки и цапли».

Под медленную музыку дети передвигаются по кругу приседом, на быструю - двигаются легким бегом с движением рук вверх-вниз.

  • Упражнения с элементами танцев.

Цель:
Развитие общей моторики, координации движений, чувства темпа и ритма.  

 Упражнение 1.
«Балет».

Все стоят по кругу в парах. Движения выполняют на 4 музыкальные фразы.

1-я музыкальная фраза: стоя на месте, поднимают руку над головой и опускают плавно, следя за ее движением глазами (2 раза).
2-я фраза: одна рука на поясе, ногу отставляют в сторону (2 раза).
3-я фраза: делают 4 шага вперед, одна рука за спиной.
4-я фраза: кружатся на месте в паре с правой ноги, держась за руки.

Упражнение 2.
«Русский танец».

Все стоят по кругу в парах.

Первая: делают 4 шага вперед каблучным шагом, 4 шага назад простым шагом.
Вторая: выполняют 2 раза «ковырялочку».
Третья: делают 4 шага с притопом в сторону, 4 шага с притопом, возвращаясь на место.
Четвертая: выполняют 3 «молоточка», 1 тройной притоп.

  • Упражнения на развитие голоса.

Цель:
Развитие силы, диапазона, выразительности голоса. Развитие интонационной стороны коротких музыкально-речевых фраз.

Упражнение 1.
Дети сидят на стульях. Пропевание гласных звуков а-э-и-о-у и слогов ма-мэ-ми-мо-му по гамме с изменением силы голоса и тональности.

Упражнение 2.
И. п. - сидя на стульях. Пропевание каждой ступени лада на слоге ма. (музыкальное сопровождение ре-ми-ре-до-ми-ре) с изменением тональности.

Упражнение 3.
Пропевание каждой ступени лада на слогах да, ла, ма.
(музыкальное сопровождение ре-ми-ре-до-ре-ми).

  • Упражнения на развитие артикуляции и дикции.

Цель:
Формирование навыка четкого произнесения звуков, развитие артикуляционной моторики.  

Упражнение 1.
«Нарисуй круг».
И. п. - стоя в кругу, руки опущены. Вытянутые руки поднимают через стороны вверх, произнося звук о.

Упражнение 2.
«Раздвинь стены».
И. п. - стоя в кругу, руки согнуты в локтях. Руки выпрямляют, проговаривая звук и.

Упражнение 3.
«Пловцы».
И. п. - стоя в кругу, руки перед грудью, ладони повернуты вперед. Руки идут вперед, в стороны, вниз, одновременно произносится звук э.

Упражнение 4.
«Баскетбол». 
И. п. - сидя по-турецки на полу, кисть ведущей руки у плеча, другая на поясе. Руку вытягивают вперед и вверх, проговаривая слоги
ба-ба-ба, бо-бо-бо, бу-бу-бу, бэ-бэ-бэ, бы-бы-бы.

Упражнение 5.
«Бокс».
И. п. - стоя, руки согнуты в локтях, ладони сжаты в кулак. Руки поочередно выбрасывают вперед, произнося слоги да-до-ду, ба-бо-бу, на-но-ну.

  • Упражнения на развитие координации движений и речи.

Цель:
Формирование навыка согласования ритма стихотворной строки     с движениями рук, ног и туловища.  

Упражнение 1.
«Снежинки».
(И. п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе.)

Мы снежинки, мы пушинки,
(Наклон головы вправо и влево.)
Покружиться мы не прочь.
(Поворот на 360°.)
Мы снежинки-балеринки.
(Наклоны туловища вправо и влево.)
Мы танцуем день и ночь.
(Приставной шаг вправо и влево.)
Мы деревья побелили.
(Подъем на носочки с подниманием рук, возврат в и. п.)
Землю бархатом укрыли.
(Приседание с разведением рук.)
И от стужи сберегли.
(Руки в стороны, вниз и возврат в и. п.)

Упражнение 2.
«Метели».

(И. п. - основная стойка, руки опущены.)

Метели, метели летели, летели,
(Покачивание над головой прямыми руками.)
Стелили в долинах из снега постели,
(Приседание, руки внизу плавно двигаются из стороны в сторону.)
Кружились метели, звенели метели,
(Наклоны вправо и влево.)
Над лесом, над полем гудели и пели.
(Поочередное поднимание и опускание рук перед собой.)

  • Упражнения на развитие речевого внимания.

Цель:
Приучать детей вслушиваться в инструкцию, понимать ее и действовать в соответствии с ней.  

Упражнение 1.
«Птицы».
Дети свободно стоят, разбежавшись по всему залу. По сигналу «Птицы летают» они начинают двигаться, имитируя полет птиц. По сигналу «Птицы прилетели в свои гнезда» дети останавливаются, выбирая свободное место в зале. «Птицы чистят свои перышки» - дети, каждый по-своему, изображают движения птиц. «Птицы собирают зернышки» - дети двигаются по залу, наклоняются и поднимают воображаемые зерна. «Птицы пьют воду» — дети останавливаются, поднимают и опускают голову. «Птицы засыпают» - дети приседают и закрывают глаза.

Упражнение 2.
«Жуки и шмели».
Дети делятся на две группы, одни из них - жуки, другие - шмели. По команде «Жуки летают, шмели гудят» - первая группа свободно двигается по залу, размахивая руками, другая произносит звук ш. По команде «Шмели летают, жуки жужжат» — первая группа произносит звук ж, вторая свободно двигается по залу, поднимая и опуская руки. Упражнение повторяется несколько раз.

  • Упражнения с предметами.

Цель:
Развитие статической и динамической координации движений, развитие координации движений и речи, развитие точности и пластики движений.

Упражнение 1.
«Антошка».
Проводится с палками. И. п. - ноги на ширине плеч, палка в опущенных руках.
Антошка, Антошка, пойдем копать картошку!
(Поднимание и опускание рук, 2 раза.)
Антошка, Антошка, пойдем копать картошку!
(Повороты палкой перед грудью с приседанием, 2 раза.)
Тили-тили, трали-вали! Это мы не проходили, это нам не задавали.
(Повороты в стороны, палка вытягивается вперед, 4 раза.)
Парам-пам-пам, парам-пам-пам!
(Прыжки на двух ногах через палку, лежащую на полу, 4 раза.)

Упражнение 2.
«Я на солнышке лежу».
Проводится с лентами.
И. п. - ноги на ширине плеч, ленты в опущенных руках.

Я на солнышке лежу.
(Поочередное поднимание и опускание рук, 4 раза.)
Я на солнышко гляжу.
(Наклоны в стороны, руки над головой, 4 раза.)
Все лежу и лежу.
(Два наклона вниз с вытянутыми руками.)
И на солнышко гляжу.
(Подпрыгивание на месте с поворотом на 360°, руки над головой.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс коррекционно-развивающих игр и игровых упражнений От учителя-дефектолога

Комплекс коррекционно-развивающих игр и игровых упражненийОт учителя-дефектолога «Домашние животные»...

Мастер – класс на тему «Система коррекционно – развивающей работы по автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с учетом их доминантной модальности».

Мастер – класс на тему «Система коррекционно – развивающей работы по автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с учетом ихдоминантной модальности».  Анно...

Презентация к мастер-классу «Система коррекционно – развивающей работы по автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с учетом их доминантной модальности».

Существуют различные системы восприятия информации (модальности): зрительная (визуальная), слуховая (аудиальная) и двигательная (кинестетическая).Поэтому я предлагаю работу, которая поможет детям дошк...

Коррекционная-развивающая работа инструктора по физической культуре в коррекционной группе для детей с нарушением речи

  Физическая культура имеет немаловажное значение для успешной коррекции речевых нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия способствуют оздоровлению детского организм...

Семинар «Применение интерактивного комплекса «Вундеркинд» в коррекционно-развивающей работе логопеда»

ТЕМА: «Применение интерактивного комплекса «Вундеркинд»вкоррекционно-развивающей работе логопед»Цель:·        познакомить участников с...

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие по развитию речи у ребенка с сочетанными нарушениями в развитии группы сложные дефекты

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие по развитию речи ребёнка с сочетанными нарушениями в развитии группы сложные дефекты...

«Разработка коррекционно- развивающего занятия с элементами нейропсихологии для ребенка с тяжелыми нарушениями речи»

Конспект занятия с элементами нейропсихологии для ребенка с тяжелыми нарушениями речи» ...