Система работы по развитию мелкой моторики с детьми с ТМНР
статья по коррекционной педагогике

Галеева Надежда Петровна

 

Упражнения по развитию мелкой моторики с детьми с ТМНР проводятся на каждом занятии. Начинаются упражнения с элементов массажа и самомассажа кистей и пальцев рук. Задания даются от простого к более сложному. Так постепенно, шаг за шагом ребенок достигает более высокого уровня при выполнении заданий. Все проделанные действия с ребенком проговариваются педагогом: независимо от наличия или отсутствия нарушений слуха у ребенка. Речь взрослого должна быть максимально простой по содержанию.

На первых этапах обучения ребенок наблюдает за действиями педагога, а далее постепенно он привлекается к выполнению упражнений. Все действия повторяются несколько раз. Затем от выполнения совместных действий идет переход к выполнению действий по подражанию, а, как известно, подражание считается одним из условий развития ребенка. Далее дошкольник переходит от подражания к действию по образцу и по словесной инструкции. Все этапы работы проводятся достаточно длительное время, особое внимание уделяется при выполнении заданий по словесной инструкции для формирования у воспитанника с ТМНР понимания обращенной речи [4].

Для развития мелкой моторики существует множество заданий (рисование, лепка, конструирование и др.), но не все дети могут выполнять эти задания в силу своих индивидуальных особенностей развития, поэтому подбираю различные упражнения и способы выполнения заданий, доступные каждому ребенку.

Подробнее рассмотрим упражнения, которые используются на занятиях:

  • захват и удержание предмета, вложенного в руку (используются предметы различной формы, величины, материала);
  • перекладывание предмета из одной руки в другую, из одной емкости в другую;
  • бросание предмета в различные емкости;
  • сжимание и разжимание поролоновой губки, мяча;
  • разрывание бумаги на ленточки, сминание бумаги, разглаживание бумаги;
  • работа с пластилином: разминание, расплющивание, раскатывание;
  • игры с юлой, волчком, неваляшкой;
  • катание различных мячей;
  • нажатие на кнопки, клавиши;
  • собирание пирамидки, стаканчиков;
  • нанизывание бусинок разных размеров на шнурок, тесьму;
  • разжимание прищепок, прикалывание их;
  • переливание воды из одной емкости в другую, отжимание губки, тряпки;
  • откручивание и закручивание крышечек от баночек, бутылок;
  • наматывание ниток;
  • перелистывание книжек, журналов;
  • работа по застегиванию кнопок, крючков, замков разной величины;
  • игры с мозаикой;
  • сенсорные пальчиковые дорожки;
  • поднимание с поверхности различных предметов.

Требования к организации работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с ТМНР: учёт индивидуальных особенностей развития ребёнка, его потенциальные возможности; задания усложняются постепенно «от простого к сложному»; соблюдение мер безопасного использования предметов в процессе работы; использование художественного слова (потешки, стихи, прибаутки); длительность занятия; многократное повторение; поощряйте детей с ТМНР [1].

Исходя из вышесказанного, видно, что реализация работы по развитию моторики и систематических занятий с детьми с ТМНР позволяет достичь определенных успехов в развитии дошкольников. Учебная деятельность организуется через совместную и индивидуальную работу с воспитанниками, которая проводится через пальчиковые игры, игры с предметами, дидактические игры.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы по развитию мелкой моторики с детьми с ТМНР

Упражнения по развитию мелкой моторики с детьми с ТМНР проводятся на каждом занятии. Начинаются упражнения с элементов массажа и самомассажа кистей и пальцев рук. Задания даются от простого к более сложному. Так постепенно, шаг за шагом ребенок достигает более высокого уровня при выполнении заданий. Все проделанные действия с ребенком проговариваются педагогом: независимо от наличия или отсутствия нарушений слуха у ребенка. Речь взрослого должна быть максимально простой по содержанию.

На первых этапах обучения ребенок наблюдает за действиями педагога, а далее постепенно он привлекается к выполнению упражнений. Все действия повторяются несколько раз. Затем от выполнения совместных действий идет переход к выполнению действий по подражанию, а, как известно, подражание считается одним из условий развития ребенка. Далее дошкольник переходит от подражания к действию по образцу и по словесной инструкции. Все этапы работы проводятся достаточно длительное время, особое внимание уделяется при выполнении заданий по словесной инструкции для формирования у воспитанника с ТМНР понимания обращенной речи [4].

Для развития мелкой моторики существует множество заданий (рисование, лепка, конструирование и др.), но не все дети могут выполнять эти задания в силу своих индивидуальных особенностей развития, поэтому подбираю различные упражнения и способы выполнения заданий, доступные каждому ребенку.

Подробнее рассмотрим упражнения, которые используются на занятиях:

  • захват и удержание предмета, вложенного в руку (используются предметы различной формы, величины, материала);
  • перекладывание предмета из одной руки в другую, из одной емкости в другую;
  • бросание предмета в различные емкости;
  • сжимание и разжимание поролоновой губки, мяча;
  • разрывание бумаги на ленточки, сминание бумаги, разглаживание бумаги;
  • работа с пластилином: разминание, расплющивание, раскатывание;
  • игры с юлой, волчком, неваляшкой;
  • катание различных мячей;
  • нажатие на кнопки, клавиши;
  • собирание пирамидки, стаканчиков;
  • нанизывание бусинок разных размеров на шнурок, тесьму;
  • разжимание прищепок, прикалывание их;
  • переливание воды из одной емкости в другую, отжимание губки, тряпки;
  • откручивание и закручивание крышечек от баночек, бутылок;
  • наматывание ниток;
  • перелистывание книжек, журналов;
  • работа по застегиванию кнопок, крючков, замков разной величины;
  • игры с мозаикой;
  • сенсорные пальчиковые дорожки;
  • поднимание с поверхности различных предметов.

Требования к организации работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с ТМНР: учёт индивидуальных особенностей развития ребёнка, его потенциальные возможности; задания усложняются постепенно «от простого к сложному»; соблюдение мер безопасного использования предметов в процессе работы; использование художественного слова (потешки, стихи, прибаутки); длительность занятия; многократное повторение; поощряйте детей с ТМНР [1].

Исходя из вышесказанного, видно, что реализация работы по развитию моторики и систематических занятий с детьми с ТМНР позволяет достичь определенных успехов в развитии дошкольников. Учебная деятельность организуется через совместную и индивидуальную работу с воспитанниками, которая проводится через пальчиковые игры, игры с предметами, дидактические игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.(Из опыта работы).

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста(из опыта работы)...

Система работы по развитию мелкой моторики рук в раннем возрасте (по материалам формирующего эксперимента)

Формирующий эксперимент проводился в ГБДОУ № 53 Кировского района в первой младшей группе № 3. В эксперименте участвовало 10 детей группы в возрасте 2,6-3,4 лет, выбор детей обусловлен уровнем р...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ...

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА . (Из опыта работы)  Условия возникновения опытаВопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неодн...

Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. (нетрадиционные формы работы)

Система работы по развитию мелкой моторики руку детей младшего дошкольного возраста.(нетрадиционные формы работы)...