Развитие мелкой моторики с детьми с ТМНР
консультация по коррекционной педагогике

Гусева Ирина Игоревна

Консультаця

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_dlya_detey_s_tmnr.docx14.66 КБ

Предварительный просмотр:

Дети с тяжелыми интеллектуальными нарушениями испытывают значительные трудности при овладении всеми методами мелкой моторики, умения и навыки полученные детьми быстро распадаются, если не проводится работа по их закреплению. Дети быстро забывают ранее проделанные действия, выполняя новое задание им трудно соблюдать на последовательность в выполнении упражнения. Изучив методическую литературу по теме отмечен тот факт, что тренировка мелкой моторики, стимулирует развитие речи и оказывает благоприятное влияние на развитие высших психических функций ребенка с нарушениями интеллекта.

Одной из причин недоразвития моторики исследователями указывается уменьшение силы основных нервных процессов, нарушение их подвижности, иррадиация возбудительного и тормозного процессов. Нарушения основных нервных процессов обусловлены дефектами нервной ткани, а также расстройством крове- и лимфообращения. Все это затрудняет образование новых сложных условно-рефлекторных связей, обеспечивающих произвольные движения.

Таким образом, мелкая моторика пальцев и кистей рук - это тонкие движения, которые по своей сути не являются безусловным рефлексом, а требуют специального развития, что имеет большое значение. У ребёнка с задержкой психического развития отмечаются значительные трудности и недостатки в развитии мелкой моторики. Для преодоления данных недостатков требуется проведение целенаправленной коррекционно-педагогической работы.

Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно и включаться в различные виды занятий. Задания необходимо предлагать детям от простого к сложному. Для начала можно предложить ребенку понаблюдать за действиями педагога, постепенно привлекая его выполнению упражнений. Для начала упражнения выполняются совместно с педагогом, затем ребенок выполняет упражнения по подражанию. Позже ребенок сможет перейти к выполнению упражнений по образцу и по словесной инструкции.

В нашей группе проживают дети с комбинированными нарушениями: наряду с тяжелой умственной отсталостью поражен опорно-двигательный аппарат, нарушены слух, зрение. У всех наших воспитанников имеет место глубокое отставание в развитии психомоторики в целом, а также всех ее компонентов: двигательного, познавательного, эмоционального.

Мелкая моторика всех детей характеризуется рядом особенностей:

  1. скованностью движений и замедленным их темпом;
  2. неловкостью, угловатостью;
  3. отсутствием гибкости и плавности;
  4. недостаточностью мышечной силы и ритма произвольных движений;
  5. отсутствием направленности на результат;
  6. нарушением координации движений;
  7. гиперкинезией, синкинезией, тремором.

Коррекционно-развивающую работу я стараюсь выстраивать во взаимосвязи со всеми специалистами и персоналом, обслуживающими детей. Это необходимо для того, чтобы учитывать особенности здоровья каждого ребенка, подобрать каждому приемлемый уровень и темп работы, проследить динамику развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по развитию мелкой моторики с детьми дошкольного возраста.

Создание развивающей среды в группе детского сада, направленной на развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста с ОНР....

Учебно - методическое пособие:" Перспективное планирование коррекционной работы по развитию координации рук и развитию мелкой моторики с детьми подготовительной логопедической группы, с опорой на лексические темы".

Источники способностей и дарований  детей на кончиках их пальцев.В.А.СухомлинскийОдним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его р...

Коррекционная работа по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания....

Практический материал для развития мелкой моторики с детьми дошкольного возраста.

Практический материал для развития мелкой моторики с детьми дошкольного возраста....

Система работы по развитию мелкой моторики с детьми с ТМНР

Упражнения по развитию мелкой моторики с детьми с ТМНР проводятся на каждом занятии. Начинаются упражнения с элементов массажа и самомассажа кистей и пальцев рук. Задания даются от простого к бо...

Игры для развития мелкой моторики для детей с ТМНР

Занятие 1.  Баночка с косточками.Цели.1. Формировать умения брать косточки «щепотью» и вкладывать в сосуд. Вырабатывать кинестетические ощущения в кистях рук.2. Коррекция мелкой...