Учебно-методическое пособие: "Перспективное планирование коррекционной работы по развитию координации рук и развитию мелкой моторики с детьми младшей логопедической группы, с опорой на лексические темы"
учебно-методическое пособие по логопедии (младшая группа) на тему

Панфил Юлия Викторовна

“Рука – это вышедший наружу мозг человека”

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Н.Кант

   Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в овладении речи.

 Начинать работу по развитию мелкой моторики необходимо с самого раннего возрасть.Поэтому мной было разработанно перспективное планироание коррекционной работы по развитию координации рук и мелкой моторики с детьми младшей логопедической группы, с опорой на лексические темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-методическое пособие: "Перспективное планирование коррекционной работы по развитию координации рук и развитию мелкой моторики с детьми младшей логопедической группы, с опорой на лексические темы"

Лексическая тема

Занятия по изо деятельности

Пальчиковые игры и гимнастика, изображение руками и пальцами  фигурок.

Совместная и индивидуальная деятельность детей и педагога

Совместная деятельность детей и родителей

1 квартал

Октябрь

1 неделя

«Семья»

Рисование

«Коврик для собачки»

Аппликация

Пальчиковая гимнастика

«Семья»

Массаж – «бассейн» с горохом

Складывание матрёшек, вкладыши «Семья», игры с пуговицами и бусинками

Выставка фотографий

«Моя семья»

2 неделя

3 неделя

«Игрушки»

Рисование

«Краски осени»

Лепка

«Мой весёлый звонкий мяч»

Пальчиковая гимнастика

«Игрушки»

Сортировка маленьких игрушек.

Массаж – «бассейн» с жёлудями

Складывание пирамидок, вкладыши, пристёжки, шнуровки. Сортировка мелких игрушек.

Сбор природного материала.

4 неделя

«Части тела и лица»

Рисование

«Вот как пальчики шагают»

Аппликация

«Наши настроения»

Пальчиковая гимнастика

«Это я»

Массаж – «бассейн» для рук с тёплой и прохладной водой.

Складывание матрёшек, разрезных картинок.

Вкладыши «Наши настроения», шнуровки.

Рисование

«Солнышко из ладошек».

Ноябрь

1 неделя

«Туалетные принадлежности»

Рисование

«Моя расчёска»

Лепка

«Мыло душистое»

Упражнение «Вымой руки».

Пальчиковая гимнастика «Умывалочка».

Складывание стаканчиков, разрезных картинок. Шнуровки, пристёжки. Выкладывание фигур из палочек.

Рисование

«Украсим полотенце»

2 неделя

3 неделя

«Одежда»

Рисование

«Платье для Маши»

Аппликация

«Украсим рубашечку»

Упражнение «Соберём куклу Машу на прогулку»

Массаж – «бассейн» с каштанами

Складывание матрёшек, разрезных картинок.

Вкладыши «Одежда».

Игры с пуговицами.

Аппликация

«Украсим рукавичку».

4 неделя

«Обувь»

Рисование

«Следы невиданных зверей»

Лепка по картону

«Украсим сапожки».

Пальчиковая гимнастика

«Ножки по дорожке».

Массаж – «бассейн» с пуговицами.

Вкладыши «Обувь», шнуровки, пристёжки. Игры с прищепками.

Аппликация

«Обувная лавка»

2 квартал

Декабрь

1 неделя

«Обувь»

Рисование

«Следочки»

Аппликация

«Валенки для Домовёнка»

Пальчиковая гимнастика

«Ножки по дорожке»

Массаж – «бассейн» с крупами.

Складывание стаканчиков, вкладыши, шнуровки.

Игры – «Печатки».

Лепка «Красивые тапочки»

2 неделя

3 неделя

«Мебель»

Рисование

«Кровати для трёх медведей»

Конструирование из спичечных коробков

«Комната для кукол»

Пальчиковая гимнастика «Постучи пальчиками».

Массаж – катание массажных мячиков между ладонями.

Складывание разрезных картинок, пазлов.

Выкладывание фигур из палочек, фасоли, жёлудей.

Ручной труд из бросового материала «Мебель для дома»

4 неделя

«Новый год. Ёлка»

Рисование

«Ёлочка»

Аппликация

«Нарядим ёлочку».

Упражнение «Ёлочка».

Массаж – «бассейн» к камушками.

Изготовление новогодних украшений, игры с мишурой, ватой.

Ручной труд

«Украшение на ёлочку».

Январь

3 неделя

«Продукты питания»

Рисование

«Фрукты»

Аппликация

«Компот из ягод»

Упражнение «Помоги накрыть на стол»

Массаж – «бассейн» с песком

Изготовление атрибутов из солёного теста для сюжетно-ролевых игр.

Лепка из солёного теста

«Баранки».

4 неделя

«Посуда»

Рисование

«Украсим чашку»

Аппликация

«Чайный сервиз»

Упражнение «Тарелка».

Массаж – «бассейн» с крупами.

Складывание разрезных картинок. Выкладывание готовых форм по цвету, размеру, форме. Сортировка посуды по видам.

Рисование

«Украсим тарелочку»

Февраль

1 неделя

«Посуда».

Рисование

«Украсим тарелочку»

Лепка

«Тарелка для зайчика»

Бассейн для рук с тёплой и прохладной водой.

Лепка и украшение посуды. Сортировка посуды по видам.

2 неделя

3 неделя

«Домашние птицы»

Рисование

«Цыплёнок»

Аппликация

«Птичий двор» (коллаж)

Пальчиковая гимнастика «Птички клюют».

Упражнения «Покажи курочку, гуся».

Складывание разрезных картинок.

Игры с природным материалом.

Трафареты, обводки, штриховки.

Аппликация из ватных дисков

«Цыплята».

4 неделя

«Домашние животные»

Рисование

«Котёнок  Гав» (тычком)

Лепка

«Клубочки для котят»

Пальчиковая игра «Вот пятеро котят».

Упражнения «Покажи кошечку, собачку и т.д.»

Рисование на крупе, лепка животных.

Вкладыши «Ферма».

Разрезные картинки.

Лепка из теста

«Косточка для Шарика»

3 квартал

Март

1 неделя

«Мамин праздник»

Рисование

«Букет мимозы» (пальчиками)

Аппликация

«Мимоза»      

(вата)

Пальчиковая игра «Подарок маме»

Упражнение «Узор для мамы»

Лепка из солёного теста.

Выкладывание цветов из мозаики, фасоли, макаронных изделий.

Игры с пуговицами.

Лепка

«Я пеку, пеку, пеку».

2 неделя

«Домашние животные»

Рисование

«Щенок по имени Шарик» (тычком)

Лепка

«Миска для щенка»

Пальчиковая игра «Вот пятеро котят».

Массаж – «бассейн» с фасолью.

Выкладывание фигур из палочек.

Вкладыши «Ферма».

Игры с мелкими фигурками животных.

Фотоколлаж

«Братья наши меньшие».

3 неделя

«Дикие птицы»

Рисование

«Ворона» (кулачком)

Аппликация

«Воробей» (из геом.фигур)

Пальчиковая игра «Воробей по лужицам»

Игра с мячом «Кто что делает?»

Складывание разрезных картинок.

Лепка с использованием природного материала. Выкладывание узоров из мозаики, фасоли, пуговиц.

Аппликация из ватных дисков

«Воробей»

Апрель

1 неделя

2 неделя

«Дикие животные»

Рисование

«Смешарики»

Лепка

«Зайчик»

Игра «Зайка серенький сидит».

Игра с мячом «Кто что делает?»

Массаж – «Бассейн» с мелкими игрушками.

Разрезные картинки.

Сортировка мелких игрушек.

Вкладыши «Дикие животные»

Коллаж

«Кто живёт в лесу?»

3 неделя

4 неделя

Транспорт

Рисование

«Пешеходный переход»

Аппликация

«Грузовик» (из геом.фигур)

Упражнение «Что у кого внутри».

Массаж рук мячиками.

Разрезные картинки.

Выкладывание фигур из палочек.

Работа со строительным материалом, обыгрывание построек.

Штриховки, обводки, раскраски.

Рисование

«Мы едем, едем, едем, в далёкие края»,

Май

2 неделя

«Лето. Цветы».

Рисование

«Носит одуванчик, жёлтый сарафанчик».

Лепка на пластине

«Ромашка»

Игра «Разноцветные букеты».

Массаж – «бассейн» с макаронными изделиями.

Лепка на пластине.

Разрезные картинки, пазлы.

Выкладывание узоров из природного материала.

Коллаж

«Цветочная поляна».

3 неделя

«Лето. Насекомые.

Рисование

«Бабочка». (кулачком)

Аппликация

«Бабочка красавица» (с использ.круп)

Упражнение «Бабочка».

Массаж – «бассеин»

с камушками.

Складывание разрезных картинок.

Игры с пуговицами.

Выкладывание по размеру, цвету, форме из готовых фигур.

Аппликация

«Бабочки»

4 неделя

«Лето. Игры с водой».

Рисование

«Дождик, дождик, кап-кап-кап».

(пальчиками)

Аппликация

«Зонтик»

Пальчиковая игра «Паучина»

Упражнение «Дождик».

Игры с водой и песком.

Рисование на песке.

Разрезные картинки, пазлы.

Фотоколлаж

«Семья на природе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическое пособие:" Перспективное планирование коррекционной работы по развитию координации рук и развитию мелкой моторики с детьми подготовительной логопедической группы, с опорой на лексические темы".

Источники способностей и дарований  детей на кончиках их пальцев.В.А.СухомлинскийОдним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его р...

Использование игровых технологий для развития мелкой моторики рук в коррекционных логопедических группах детского сада.

в статье описана совместная работа воспитателя и логопеда в логопедической группе...

Использование игровых технологий для развития мелкой моторики рук в коррекционных логопедических группах детского сада

В работе описыываются игры и игровые приёмы для развития мелкой моторики рук. Анализируется использование игровых технологий в образовательном процессе для детей с нарушением речи....

Программа кружка «Ловкие пальчики» по развитию мелкой моторики с детьми второй младшей группы

laquo;Рука – это инструмент всех инструментов»Аристотель"Рука – это своего рода внешний мозг"Кант.«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»В. А. Сухомлинс...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ РУК С ДЕТЬМИ 5 – 7 ЛЕТ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ С ОПОРОЙ НА ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ

Перспективное планирование содержит упражнения по развитию мелкой моторики и координации движения рук. Основой перспективного планирования коррекционной работы по развитию мелкой моторики и коорд...

Планирование кружковой работы в первой младшей группе по развитию мелкой моторики рук

Даёт возможность воспитателям правильно распределить на весь год развитие мелкой моторики рук с детьми самой младшей группы детского сада Так же это планирование может помоч родителям заниматься с дет...

Консультация учителя-дефектолога. «Игры и упражнения в коррекционной работе с детьми с ОВЗ по развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности, осязания»

Почему  так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? В головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы акт...