Использование игровых технологий для развития мелкой моторики рук в коррекционных логопедических группах детского сада.
статья по коррекционной педагогике на тему

в статье описана совместная работа воспитателя и логопеда в логопедической группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulikova_tatyana_nikolaevna.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Куликова Татьяна Николаевна, воспитатель
Кузеванова Александра Юрьевна, учитель-логопед

АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС № 201 «Волшебница»
г.Тольятти, Самарская обл.

Использование игровых технологий для развития мелкой моторики рук в коррекционных логопедических группах детского сада.

Аннотация: в работе описываются игры и игровые приемы на развитие мелкой моторики рук и использование игровых технологий в образовательном процессе ля детей с речевыми нарушениями.

Ключевые слова: мелкая моторика рук, нарушение речи, игровые технологии, нетрадиционные формы, ниткопись, оригами .

Согласно новому Закону «Об образовании в Российской Федерации» [1] дошкольное образование является уровнем общего образования, которое направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств дошкольника. Федеральные государственные образовательные стандарты ориентируют педагогов на создание условий для получения качественного дошкольного образования каждым ребенком[2]. Поэтому на современном этапе реформирования и модернизации системы дошкольного образования воспитатель ДОО не может обойтись без современных технологий, которые формируют предпосылки учебной деятельности.

Одним из наиболее эффективных методов обучения является игровая технология.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Опытом работы логопедической группы в системе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи детского сада № 201 «Волшебница» г.Тольятти, является система игр, игровых упражнений, которые повышают умственную активность, совершенствует речевые навыки, способствующие развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность детей, формируют навыки развития мелкой моторики рук.

Дети, приходящие в логопедические группы, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы. И это закономерно. Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

В группах детского сада, в свободном доступе, находится множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики.

      Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам, выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятии, в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свое творчество, а так же закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.

Кроме традиционных застежек, шнуровок, конструкторов, мозаик детям предлагаются нетрадиционные игры:

- пробки от пластиковых бутылочек (красные, синие и зеленые для звукового анализа; всех цветов – для игр на запоминание названий цветов; просверленные посередине – для нанизывания бус;

- веревки – для завязывания узлов и с уже завязанными узлами – для перебирания узлов пальцами;

- прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;

- клавиатура старого компьютера, кнопочные телефоны и т.п. – для развития дифференцированных движений пальцев рук;

- игрушки типа копилок для попадания в прорези мелкими предметами;

- баночки с сыпучими веществами (горохом, рисом, фасолью и т.п.) для их перебирания и перекладывания. Крупа очень хорошо подходит для так называемого «пальчикового рисования», она создает очень интересный эффект.

       Детям очень нравится ниткопись – выкладывание ниток по контуру какого-либо изображения.

Особое внимание уделяют педагоги упражнениям, развивающим графические навыки (обводка, орнаменты на бумаге в клетку, рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги, копирование изображений по клеточкам, продолжение узоров с соблюдением величины и направления штрихов, штриховка изображений в заданных направлениях, графические диктанты и т.д.)

    Увлекает детей техника оригами. Доступный и достаточно дешевый материал в оригами – любая бумага, но не слишком толстая и жесткая. Специалисты-медики считают, что занятия оригами позволяют полнее использовать ресурсы психики, гармонично развивая оба полушария головного мозга.

Таким образом, игровая технология получила широкое применение в логопедических группах детского сада для формирования мелкой моторики рук. Именно игровые формы положительно влияют как на развитие моторики рук, так и на мозговую деятельность и соответственно на развитие речи детей.

Используемая литература:

  1. «Технология культурных практик формирования у старших дошкольников направленности на мир семьи» . учебно – методическое пособие/ Под ре. О.В.Дыбиной.- М.: Центр педагогического образования, 2014.- 144с.
  2. «Игровая технология формирования у старших дошкольников направленности на мир семьи» . учебно – методическое пособие/ Под ре. О.В.Дыбиной.- М.: Центр педагогического образования, 2014.- 80с.

[1] Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

[2] Приказ Министерства образования и науки РФ №1155 от 14.11.2013г. «Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного образования».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическое пособие:" Перспективное планирование коррекционной работы по развитию координации рук и развитию мелкой моторики с детьми подготовительной логопедической группы, с опорой на лексические темы".

Источники способностей и дарований  детей на кончиках их пальцев.В.А.СухомлинскийОдним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его р...

Использование игровых технологий для развития мелкой моторики рук в коррекционных логопедических группах детского сада

В работе описыываются игры и игровые приёмы для развития мелкой моторики рук. Анализируется использование игровых технологий в образовательном процессе для детей с нарушением речи....

Использование игрового оборудования по развитию мелкой моторики рук и тактильных ощущений в детском саду

Игровое оборудование по развитию мелкой моторики рук и тактильных ощущений в детском саду...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (из опыта работы)

Пальчиковые игры и упражнения — это уникальный способ развития детей, наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Они представляют собой своеобразный массаж и ги...

«Использование игровой технологии для развития мелкой моторики рук как одного из условий речевого развития дошкольников»

В материале уделяется большое внимание применению игровой технологии для развития мелкой моторики рук, направленное на обеспечение речевого развития детей дошкольного возраста....