Использование игрового оборудования по развитию мелкой моторики рук и тактильных ощущений в детском саду
консультация на тему

Лепехина Марина Анатольевна

Игровое оборудование по развитию мелкой моторики рук и тактильных ощущений в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_igrovoe_oborudovanie.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование игрового оборудования по развитию мелкой моторики рук и тактильных ощущений в детском саду»

Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. (пункт 1.6. ФГОС ДО).

Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Отличительной особенностью современного детского сада является создание условий для обеспечения комфортного самочувствия ребенка в образовательном учреждении.

Окружающая ребенка развивающая предметно-пространственная среда должна способствовать установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, давать ему возможность испытать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности и творчества.

При создании среды необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников и не позволять себе увлекаться различными «школьными» технологиями, фронтальными формами работы, вербальными методами обучения. Развитие ребенка в дошкольных организациях осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности. ФГОС ДО нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства.

Среда, отвечающая определению развивающей, должна своим содержанием обеспечивать не только реализацию детской деятельности на том уровне, который актуален в данный момент, но и содержать потенциальную возможность дальнейшего развития, способствуя обогащению ее содержания, обеспечивая через механизм «зоны ближайшего развития» (Л.С.Выготский) его дальнейшую перспективу.

Одной из значимых составляющих развивающей предметной среды детства являются высококачественные игрушки и игровые пособия и оборудование.

Для реализации проекта по развитию мелкой моторики и тактильных ощущений мы приобрели игровое оборудование, которое помогает решать

многие задачи  развития детей, использование которого способствует решению ряда разнообразных задач развития:

-создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка;

-служат целям актуального физического и психического развития;

- развивать мелкую моторику пальцев,  развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность, тактильные ощущения;

- совершенствовать  умение действовать по словесным инструкциям, соизмеряя индивидуальный темп выполнения,   умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль  за собственными действиями;

- повышение компетентности родителей в области развития у ребенка мелкой моторики через такие формы взаимодействия с семьей:

  • образование родителей: проведение мастер – классов, семинаров, родительских собраний;
  • информирование родителей: индивидуальные и групповые консультации, создание памяток, оформление информационных стендов;
  • совместную деятельность: посещение различных мероприятий в ДОУ.

Свою работу строим в соответствии с принципами:

  1. Принцип интегративности - взаимосвязь с различными видами деятельности.
  2. Принцип сотрудничества- взаимосвязь ребенка и педагога.
  3. Принцип индивидуального подхода к детям – развитие мелкой моторики и тактильных ощущений осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребенка, исходя из знаний особенностей его развития.
  4. Принцип систематичности и последовательности - такой порядок изучения материала, где новые знания опираются на ранее полученные.
  5. Принцип доступности - обучение тогда результативно, когда оно посильно и доступно детям.
  6. Принцип проблемного обучения - дети в процессе игр, организованной деятельности сами добывают новые знания, в результате чего происходит более прочное усвоение знаний, закрепление навыков.
  7. Принцип компетентности педагога - воспитатель должен владеть четкими знаниями по данному вопросу, чтобы передать их детям.
  8. Принцип игровой подачи материала - в своей работе мы опираемся на ведущий вид деятельности - игру.

Что, в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Игровые пособия мы используем в индивидуальной   и подгрупповой работе. Совместная деятельность формирует у детей необходимые социальные качества, умение взаимодействовать с партнером.

Далее представлены игры, которые мы используем в нашем детском саду.

Впервые знакомя детей с игрой  или предметом, мы подробно рассказываем о нем.

Очень нравятся нашим детям разнообразные задания с использованием игрового средства «Такти Лото». Фигурки лото выполнены очень качественно, даже малышам легко определять их на ощупь и узнавать.

Развивающая игра "Тастаро: найди место фигурке" – это игра на сопоставление фигурок, которая помогает в развитии визуального и тактильного восприятия форм и памяти.
Различные варианты игры и уровни сложности позволяют использовать Тастаро для разных возрастных групп и повышать уровень знаний ребенка в игре.

 «Тактильные доски» это  набор из 10 фибровых тактильных досок (25×25 см) с различными рельефными рисунками позволяет развивать у детей тактильное восприятие, мелкую моторику и зрительно-моторную координацию, умение концентрировать внимание, распознавать
основные геометрические фигуры.

Тактильная игра «Подбери пару» состоит из шести разных наборов тактильных элементов размером 6×4 см, по шесть пар в каждом, хранятся в ящике из лакированной буковой древесины. Игра позволяет развивать у детей тактильное восприятие, а также представления о геометрической форме и количестве предметов. Способствует расширению словарного запаса ребенка.

Для развития у детей тонко координированных движений рук мы, в основном, использовали рисование, лепку, аппликацию, игры с мозаикой. Но начав использовать, такие игровые средства мы увидели, что данные игры представляют для детей большой интерес благодаря не только дидактической ценности, но и функциональной безопасности, так как дети могут играть в них самостоятельно, без постоянного контроля со стороны взрослого, что благоприятно сказывается на самооценке ребенка. Для гармоничного развития ребенка нужны именно такие высококачественные пособия, которые объективно через свои свойства и содержание создают условия не только совершенствования моторной координации, но и способствуют творческой активности каждого ребенка, служат целям актуального развития детей.

Настольная игра «Лабиринт» для тренировки графомоторных навыков представляет собой лабиринт, покрытый оргстеклом. Ребенок держит в руке магнитную ручку, которая ведет шарик по лабиринту. Если взять ручку неправильно, шарик падает.

Набор «Построй свою историю» является практическим средством, способствующей развитию не только навыков конструирования, но и  развитие навыков взаимодействия,  способностей воспитанников работать в коллективе, развитие навыков пересказа истории с использованием кирпичиков Лего.

 Строительные машины DUPLO - это новый набор идеально подходит для знакомства с наукой и техникой. Ребенок сможет узнать много интересного о специальной технике, её возможностях и устройстве. При этом каждую машину необходимо создать самостоятельно при помощи отвертки, а также винтов, крюков и прочих полезных деталей и инструментов.

Это способствует развитию мелкой моторики, углублению знаний и расширению словарного запаса в области специальных машин. Для наглядности в комплект входят картинки с описанием техники, которую можно создать. При желании ребенок также сможет сконструировать свою собственную машинку и придумать для неё назначение.

Огромный восторг у детей вызвала тактильная игра «Рисуем на песке», в набор которой входит белый кварцевый песок; скребки для рисования на песке; «песочный карандаш» – трубка для рисования,  магнитные жуки и еще много других интересных инструментов. В отличие от песочницы, в которой ребенок сидит или стоит на коленях, лоток с песком располагается на столе напротив ребенка. Ограничивающая рамка дает ребенку чувство надежности,

Во время работы он может ходить вокруг лотка или работать в одном положении.

С помощью специального инструмента можно быстро разровнять песок и начать игру заново, при помощи мячика ребята с удовольствием рисуют различные узоры, а также устраивают бега жуков в песочной ванне, которых   заставляют бегать по разнообразным траекториям, оставляя забавные следы на песке при помощи магнитов, перемещая их под стеклянным дном поддона. Игра «Рисуем на песке» позволяет развивать мелкую моторику рук, координацию движений,  а также мотивирует детей и побуждает их к экспериментам.

Игровой комплект «Рисуем на песке» является многофункциональным  и  может быть использован в течение всего учебного года как индивидуально, так и с подгруппой детей. 

Пособие «Прозрачный мольберт» позволяет организовать изобразительную деятельность, создавая благоприятные условия для развития зрительного восприятия у детей и имеет ряд преимуществ для работы в отличии от рисования на горизонтальной поверхности. Работа на вертикальной плоскости мольберта позволяет предупредить возникновение нарушений осанки. Ребенок может свободно двигаться, выполняя работу стоя, что является естественной потребностью в дошкольном возрасте.

Тактильно-развивающая панель «Замочки» предназначена для развития мелкой моторики, понимания ребенком причинно-следственных связей, освоения алгоритмов Работа с панелью способствует развитию самостоятельности, совершенствует зрительно-моторную координацию, развивает мелкую моторику, формирует причинно-следственные связи, нормализует эмоционально-волевую сферу ребенка.

Модуль для развития мелкой моторики (с прищепками). Предназначен для отработки навыков манипулирования мелкими предметами, в т.ч. с поворотами кисти, требующих хорошей зрительно-моторной координации, точного "пинцетного" захвата. Позволяет менять виды деятельности, упражняя разные группы мышц руки, способствует подготовке руки к письму. Модуль для развития мелкой моторики (со шнурками). Позволяет постоянно усложнять задачу, допускает совместную работу взрослого и ребенка, дает возможность освоения новых алгоритмов деятельности. При этом руки могут работать и поочередно, и синхронно, и согласованно.

 В модуле для развития мелкой моторики и координированной работы обеих рук совмещено множество тактильных предметов различных цветов, форм и размеров, изготовленных из дерева, ткани, металла, пластика. Также использованы материалы различных фактур: металлическая рифленая поверхность, ковролин с мягким ворсом, ковролин с жестким ворсом, резиновая поверхность, щетинистая поверхность, ковролин «искусственная травка». Панель развивает осязательные навыки, достигается координированная работа обеих рук под контролем зрения. Благодаря  своей многофункциональности простоте и универсальности, этот модуль позволяет совершать  бесконечное количество манипуляций с тактильными элементами  и проводить занятия  с одним или несколькими детьми.

Для активизации двигательной активности малышей мы используем «Тактильную дорожку», которая стимулирует чувствительность ступней ног и способствует профилактике плоскостопия.

Мы проанализировали применяемое нами оборудование и сделали выводы о его эффективности и целесообразности использования в работе с детьми и предлагаем всем познакомиться с ним.