Временные представления у детей дошкольного возраста
презентация по коррекционной педагогике

Поэтапное формирование временных представлений у дете дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremennye_predstavleniya.pptx2.72 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста» ГБДОУ детский сад № 121 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга Учитель-дефектолог Кашкарова Инна Юрьевна

Слайд 2

Восприятие времени - это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Усвоение временных понятий у дошкольников происходит через собственную деятельность детей, деятельность взрослых в различные части суток, через оценку объективных показателей (положение солнца, освещенность, погодные явления).

Слайд 3

Формирование представлений о времени начинается со второй младшей группы (от 3 до 4 лет). В этом возрасте формируют представление о частях суток: утро- вечер, день – ночь. В средней группе (от 4 до 5 лет) расширяются представления детей о временах суток, их последовательности. Объясняются значения слов вчера, сегодня, завтра. В возрасте от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная группы) формируются отношения: сутки, неделя (дни недели), месяц. Учат называть последовательно месяцы, времена года. Обучают измерять время с помощью календаря и песочных часов. . Содержание

Слайд 4

Для закрепления названия частей суток и их последовательности предлагается: 1) тематические картинки, на которых изображены контрастные (смежные) части суток (утро-день, вечер-ночь). По ним задается определённая группа вопросов типа: «Что нарисовано на картинке? Когда это бывает? Почему вы так думаете? Как вы узнали, что это утро (вечер)?» и др. 2) используются разнообразные игры, например: «Назовите пропущенное слово», где взрослый говорит предложение, пропуская название частей суток. Например, «Мы завтракаем утром, а обедаем…». Ребёнок называет части суток. Разнообразные подвижные игры , напр. « День и ночь»; 3) рекомендуется использовать различные стихи с употреблением частей суток (Маршак, Есенин, Барто , Фет и др.), а также сказок и других художественных произведений; 4) употребление частей суток, совершая прогулки с детьми, где обращают внимание на изменение положения солнца, цвет неба, на действия людей.

Слайд 5

Для закрепления времени суток предлагается использовать цветные знаки. К каждой картинке о времени суток прикрепляется соответствующий по цвету квадратик: утро -голубой, день -желтый, вечер -серый, для ночи -черный. Используя подобные картинки детям легче формировать знания о последовательности частей суток.

Слайд 6

Формирование представлений о календаре Знакомство с календарём поможет детям осознать последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения, являющиеся предметом изучения. Знакомство детей с календарем должно проводиться в старшей группе, потому что в этом возрасте у них уже есть необходимый запас количественных представлений, они уже знакомы с продолжительностью суток. Знание календаря облегчает детям ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определённому плану, связанному с днями недели. Наконец, знакомство с календарём необходимо в плане подготовки детей к школе, к твёрдому распорядку знаний по часам и по дням недели.

Слайд 8

- игры: « Незнайкина неделя» (ребенку предлагают помочь Незнайке назвать по порядку дни недели, начиная с понедельника); «А ну-ка угадай» (взрослый называет себя определенным днем недели, предлагая ребенку назвать следующий, или предыдущий дни); - упражнения с числовыми карточками, где количество кружков обозначает порядковый счет дня недели; - использование разнообразных загадок, задачек, считалок, стишков. Для знакомства ребенка с календарем можно использовать следующий материал:

Слайд 9

Для ознакомления детей со временами года предлагается использовать следующий материал: - сказки («Двенадцать месяцев», « Четыре художника» и др.); - стихи Маршака «Круглый год», Бунина «Листопад,» Есенина «Поет зима аукает», и мн.др . - загадки, пословицы, поговорки о временах года (напр.: Снег на полях, лед на водах , вьюга гуляет, когда это бывает? ; Не страшен мороз, когда тепло укрыт нос и др.); - разнообразные игры «Времена года», «Какая бывает осень» (дети по очереди называют осенние характеристики); - картинки с изображением того или иного времени года, иногда с допущенными ошибками художника, где ребёнок должен указать на неё и др.

Слайд 11

Развитие чувства времени Ориентация во времени, чувство времени побуждает человека быть собранным, точным, помогает рационально его использовать. У детей старшей и подготовительной групп детского сада начинают развивать чувство времени сначала на интервалах в 1, 3, 5 и 10 минут, потому что различие этих интервалов жизненно важно для детей. Минута - та первоначальная, доступная детям единица времени, из которой складываются 3, 5 и 10 минут. К тому же в быту эта мера времени наиболее часто встречаются в речи окружающих.

Слайд 12

Организация и методика формирования временных представлений следующие: - знакомство детей с длительностью 1,3,5 и 10 минут, при этом используется секундомер, песочные часы, часы контур для восприятия детьми длительности указанных интервалов; - обеспечение переживания длительности этих интервалов в разных видах деятельности; - обучение детей выполнять работу в указанный срок (1, 3, 5 минут), для чего учили измерять время и оценивать длительность деятельности, регулировать темп его выполнения.

Слайд 13

Работу по развитию чувства времени предлагает проводить по этапам. На 1-ом этапе учили определять окончание срока выполнения деятельности по песочным часам, этим обеспечивали накопление опыта у детей с использованием мерки. Воспитатель постоянно давал оценку умениям детей правильно контролировать время по песочным часам. На 2-м этапе учили оценивать по представлению длительность интервала времени в процессе деятельности. Воспитатель фиксировал внимание на точности оценки детьми его длительности. На 3-м этапе учили предварительно планировать объем деятельности на указанный отрезок времени на основе имеющегося представления о его длительности. Проверка выполнения намеченного по плану объема работы на данную длительность проводилась с помощью песочных часов. На 4-м этапе учили переносить умения оценивать длительность временных отрезков в жизнь (быт, занятия, игры).

Слайд 14

Фактор времени должен быть включен не только на занятиях, но и в других видах деятельности, например предложить после занятия в течении минуты привести в порядок свое рабочее место, или во время одевания на прогулку – сколько вещей ребенок успевал одеть за 1 минуту. По той же схеме предлагает ознакомить детей с интервалами 3, 5 минут. Интервалы большего времени рекомендуется развивать на других видах деятельности (лепка, конструирование, рисование и др.).

Слайд 16

Обучение детей умению определять время на часах и ознакомление со строением часов целесообразнее осуществлять также на занятиях. В качестве раздаточного материала используют макеты часов. Необходимо указать детям на величину стрелок, определить что они показывают, попытаться связать показатели часовой стрелки с тем, что они делают в детском саду или в другое время. На следующем занятии предлагается назвать время на стенных часах, такое же время дети должны показать на макете часов у себя, а потом переводя минутную стрелку на 5 минут, каждый раз отвечая, который час показывают часы. Далее поясняется, что минутная стрелка, двигаясь по кругу, за 1 час проходит целый круг, а если круг разделить пополам, получится 2 половины, каждую из которых стрелка проходит за полчаса. Если каждую половину круга еще разделить пополам, то получится 4 раза по четверти часа. Каждый из 4 отрезков круга минутная стрелка проходит за четверть часа –15 минут. Проводятся занятия по закреплению этого материала.

Слайд 18

Slide Title Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста.

В современном мире человеку любой профессии, любого возраста необходимо уметь чувствовать время и правильно его распределять. Для ребенка дошкольного возраста умение ориентироваться во времени благотв...

Статья "Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)"

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы рег...

Методика формирования временных представлений у детей дошкольного возраста

Методика формирования временных представлений у детей дошкольного возраста...

Коррекционный модуль к адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью"

В статье представлен коррекционный  модуль к  адаптированной основной образовательной  программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлени...