Консультация для родителей: «Развиваем мышление».
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
В консультации рассказывается об особенностях мышления ребенка-дошкольника и предлагаются игры, направленные на его развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей: «Развиваем мышление».
В чем заключаются возрастные особенности мышления дошкольника?
Во-первых, оно конкретно. Ребенку легче сосчитать, сколько птичек в двух стаях, чем просто сложить два и три.
Во-вторых, мышление ребенка ситуативно: он рассуждает здесь и сейчас, но не всегда может обобщить или сформулировать правило.
В-третьих, мыслительные действия еще необратимы: ребенок может уметь складывать, но не умеет вычитать, понимает, что количество растет, но не знает, как его уменьшить или сохранить.
В-четвертых, ребенок умеет принимать пока только свою позицию - думает, что все видят то же, что и он; что и время, и пространство отсчитываются от его положения (эту особенность называют детским эгоцентризмом). Так, для решения задачки-лабиринта ему необходимо мысленно "встать" на место персонажа, чтобы представить путь; ему трудно сказать, кто раньше родился, и т. д.
Основные упражнения и задания, приведенные ниже посвящены формированию способности к анализу и синтезу, умению устанавливать причинно-следственные связи, развитию пространственного воображения и находчивости.
Нитка и клубок
Игра для развития пространственного воображения
и обратимости умственных действий
Этот класс упражнений по имени известного швейцарского психолога носит название "задачи Пиаже".
Возьмите две нитки одинаковой длины, предложите ребенку убедиться в том, что они действительно одинаковы. Пусть он сам измерит их, подержит в руках. Затем на его глазах смотайте одну из ниток в клубок. Задайте ребенку вопрос: какая из ниток длиннее?
Обычно дошкольники указывают на ту, что размотана. В этом случае спросите ребенка: почему он так думает, что произошло с длиной нитки в клубке? Попросите ребенка размотать клубок и сравнить длину ниток. Убедился ли он в том, что, несмотря на форму, длина остается неизменной?
Предложите ему другую подобную задачку. Покажите две полоски бумаги одинаковой длины и на его глазах сложите одну из них в гармошку. Спросите ребенка: какая из полосок длиннее?
Следующая - воздушный шарик. Сожмите шарик в руках, изменив его форму. Задайте ребенку вопрос: больше в нем стало газа или меньше? Попросите объяснить ребенка свой ответ, каким бы он ни был.
Придумай предложение!
Игра для упражнения способности
к синтезу и свободы речи
Играть можно как вдвоем с ребенком, так и большой группой. Ведущий-взрослый называет слово и просит следующего игрока придумать предложение, в котором бы было это слово. Как приглашение к игре ему передается камешек. Хорошо, если ребенок может вспомнить строчку из сказки или стихотворения, но можно ограничиться и собственным творчеством.
Например, ведущий называет слово "луна" и передает камешек ребенку. Тот отвечает: "Взошла луна на небосклон", - и называет свое слово: "ночь", одновременно передавая камешек по кругу. Следующий игрок продолжает: "Ночь холодная настала" и т. д. Не обязательно следить за тем, чтобы предложения последовательно сочетались друг с другом, но можно ввести новое условие и составить всем вместе связный рассказ или сказку.
Сколько знаем разных слов, сколько одинаковых?
Игра для развития навыков свободной речи,
установления понятийных связей
Играть лучше большой группой. Ведущий - взрослый или ребенок более старшего возраста - называет слово, а все остальные вспоминают слова, обозначающие почти то же самое, но слегка отличающиеся - синонимы (поскольку совершенно одно и то же не может быть названо разными словами).
Например, ведущий называет слово: "Большой". Дети подбирают слова: "Огромный, громадный, колоссальный, крупный, гигантский".
Затем задание меняется. Ведущий просит называть не синонимы, а другие-слова, описывающие тот предмет, который он называет. Например: "Лес". Дети добавляют: "Густой, дикий, темный, шелестящий, мелколиственный и т. д.).
Победителем считается ребенок, назвавший больше слов, чем другие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Развиваем логическое мышление с помощью занимательных игр»
Работа с родителями....
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/05/picture-56145.jpg)
Консультация для родителей: "Развиваем у детей логическое мышление"
Смысл развивающих занятий в том, чтобы продвинуть вперед психическое развитие ребенка, совершенствуя его восприятие, внимание, память, мышление ,речь, двигательную сферу, произвольное поведение, то ес...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/04/picture-678315-1443942013.jpg)
Консультация для родителей "Развиваем математическое мышления детей вместе через игры В.В. Воскобовича".
Принципы методики Воскобовича:Обучение должно быть веселым и непринужденным - интересные сказки....
Консультация для родителей : «Развиваем логическое мышление с помощью занимательных игр»
Большинство родителей уверены, что гораздо важнее научить ребенка считать, писать, читать и никаких проблем с учебой не будет. Но иногда случается так, что читающий, пишущий и считающий ребенок,...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/27/picture-857592-1480242099.jpg)
Консультация для родителей "Развиваем мышление: как с пользой для ребенка провести время в дороге"
Консультация для родителей "Развиваем мышление: как с пользой для ребенка провести время в дороге"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/05/picture-1308643-1680716750.png)
Консультация для родителей "Развиваем мышление дошкольников""
Консультация для родителей "Развиваем мышление дошкольников"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/28/picture-1259928-1595933975.jpg)
Консультация для родителей Развиваем мышление дошкольников ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
Консультация для родителейРазвиваем мышление дошкольниковИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯМышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, нераз...