Консультация для родителей: «Развиваем мышление».
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

В консультации рассказывается об особенностях мышления ребенка-дошкольника и предлагаются игры, направленные на его развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myshlenie.docx15.42 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Развиваем мышление». 

       
        В чем заключаются возрастные особенности мышления дошкольника?
        Во-первых, оно конкретно. Ребенку легче сосчитать, сколько птичек в двух стаях, чем просто сложить два и три.
        Во-вторых, мышление ребенка ситуативно: он рассуждает здесь и сейчас, но не всегда может обобщить или сформулировать правило.
        В-третьих, мыслительные действия еще необратимы: ребенок может уметь складывать, но не умеет вычитать, понимает, что количество растет, но не знает, как его уменьшить или сохранить.
        В-четвертых, ребенок умеет принимать пока только свою позицию - думает, что все видят то же, что и он; что и время, и пространство отсчитываются от его положения (эту особенность называют детским эгоцентризмом). Так, для решения задачки-лабиринта ему необходимо мысленно "встать" на место персонажа, чтобы представить путь; ему трудно сказать, кто раньше родился, и т. д.


        Основные упражнения и задания, приведенные ниже посвящены формированию способности к анализу и синтезу, умению устанавливать причинно-следственные связи, развитию пространственного воображения и находчивости.

 

Нитка и клубок
Игра для развития пространственного воображения
и обратимости умственных действий
 

        Этот класс упражнений по имени известного швейцарского психолога носит название "задачи Пиаже".
        Возьмите две нитки одинаковой длины, предложите ребенку убедиться в том, что они действительно одинаковы. Пусть он сам измерит их, подержит в руках. Затем на его глазах смотайте одну из ниток в клубок. Задайте ребенку вопрос: какая из ниток длиннее?
        Обычно дошкольники указывают на ту, что размотана. В этом случае спросите ребенка: почему он так думает, что произошло с длиной нитки в клубке? Попросите ребенка размотать клубок и сравнить длину ниток. Убедился ли он в том, что, несмотря на форму, длина остается неизменной?
        Предложите ему другую подобную задачку. Покажите две полоски бумаги одинаковой длины и на его глазах сложите одну из них в гармошку. Спросите ребенка: какая из полосок длиннее?
        Следующая - воздушный шарик. Сожмите шарик в руках, изменив его форму. Задайте ребенку вопрос: больше в нем стало газа или меньше? Попросите объяснить ребенка свой ответ, каким бы он ни был.

 

Придумай предложение!
Игра для упражнения способности
к синтезу и свободы речи
 

        Играть можно как вдвоем с ребенком, так и большой группой. Ведущий-взрослый называет слово и просит следующего игрока придумать предложение, в котором бы было это слово. Как приглашение к игре ему передается камешек. Хорошо, если ребенок может вспомнить строчку из сказки или стихотворения, но можно ограничиться и собственным творчеством.
        Например, ведущий называет слово "луна" и передает камешек ребенку. Тот отвечает: "Взошла луна на небосклон", - и называет свое слово: "ночь", одновременно передавая камешек по кругу. Следующий игрок продолжает: "Ночь холодная настала" и т. д. Не обязательно следить за тем, чтобы предложения последовательно сочетались друг с другом, но можно ввести новое условие и составить всем вместе связный рассказ или сказку.

 

Сколько знаем разных слов, сколько одинаковых?
Игра для развития навыков свободной речи,
установления понятийных связей
 

        Играть лучше большой группой. Ведущий - взрослый или ребенок более старшего возраста - называет слово, а все остальные вспоминают слова, обозначающие почти то же самое, но слегка отличающиеся - синонимы (поскольку совершенно одно и то же не может быть названо разными словами).
        Например, ведущий называет слово: "Большой". Дети подбирают слова: "Огромный, громадный, колоссальный, крупный, гигантский".
       
        Затем задание меняется. Ведущий просит называть не синонимы, а другие-слова, описывающие тот предмет, который он называет. Например: "Лес". Дети добавляют: "Густой, дикий, темный, шелестящий, мелколиственный и т. д.).
       Победителем считается ребенок, назвавший больше слов, чем другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Развиваем у детей логическое мышление"

Смысл развивающих занятий в том, чтобы продвинуть вперед психическое развитие ребенка, совершенствуя его восприятие, внимание, память, мышление ,речь, двигательную сферу, произвольное поведение, то ес...

Консультация для родителей "Развиваем математическое мышления детей вместе через игры В.В. Воскобовича".

Принципы методики Воскобовича:Обучение должно быть веселым и непринужденным - интересные сказки....

Консультация для родителей : «Развиваем логическое мышление с помощью занимательных игр»

Большинство родителей уверены, что гораздо важнее  научить ребенка считать, писать, читать и никаких проблем с учебой не будет. Но иногда случается так, что читающий, пишущий и считающий ребенок,...

Консультация для родителей "Развиваем мышление: как с пользой для ребенка провести время в дороге"

Консультация для родителей "Развиваем мышление: как с пользой для ребенка провести время в дороге"...

Консультация для родителей "Развиваем мышление дошкольников""

Консультация для родителей "Развиваем мышление дошкольников"...

Консультация для родителей Развиваем мышление дошкольников ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

Консультация для родителейРазвиваем мышление дошкольниковИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯМышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, нераз...