Игры для развития психических познавательных процессов
материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Хрипунова Ирина Сергеевна

Игры для развития психических познавательных процессов. Подготовка к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игры психические процессы20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Игры

для развития психических

познавательных процессов

(Подготовка к школе)

На развитие концентрации внимания:


Дидактическая игра "Шумящие коробочки «Миньоны»"


Цель:
развитие слуховой памяти, умения различать и дифференцировать шумы, логики, тренировка концентрации внимания.
Оборудование: шумовые "миньоны" с различными наполнителями, издающие разные звуки. В качестве наполнителей использованы: гречка, рис, вермишель, бисер и т.д)
Инструкция:
Вариант 1. Найди пару по звуку
Для начала мы знакомим детей со всеми шумовыми коробочками. Вместе исследуем звучание каждой из них. Обращаем внимание детей на то, что все миньоны звучат по-разному. После того как дети познакомятся со звучанием каждой из шумовых "миньонов", можно начинать собственно развивающую игру -  позвените одной коробочкой и предложите детям найти вторую коробочку с точно таким же звуком. Среди всех шумовых "миньонов" ребенок должен постараться найти "миньонов" с одинаковым звучанием, то есть найти пары по звуку. В процессе игры ребенок учится концентрировать свое внимание на звуках (что весьма важно для развития слуха и речи). Кроме этого, чтобы найти похожую по звучанию шумовую коробочку, требуется применить и логическое мышление.
Вариант 2. Составление рядов
Нужно расставить шумовые коробочки в ряды. Прежде всего, найти самый громкий, затем самый тихий шум и определить средний, сравнивая его с первыми двумя шумами. Начинать следует с трех коробочек. Если ребенок научился классифицировать три, то можно одну за другую ввести все остальные. Каждую новую коробочку сравнивают со всеми уже расклассифицированными коробочками –миньонами и упорядочивают относительно них. Число миньонов для классификации определяется в зависимости от способностей и интереса ребенка.

Игра «Геометрические заплатки»


Цель:
развитие  восприятия величины, цвета, формы; развитие внимания, памяти, логического мышления и зрительного восприятия, а так же закрепляются знания геометрических фигур.
Оборудование: карточки прямоугольной формы с отсутствующими геометрическими фигурами, заплатки в виде геометрических фигур.
Инструкция:
1. Индивидуальная работа.
Ребенку выдаются карточки с отсутствующими геометрическими фигурами, и так же так называемые "заплатки". Ребенок должен подобрать нужную заплатку нужного цвета.
2. Коллективная игра.
Нескольким детям выдаются по 1карточки с отсутствующими частями. Педагог предлагает "починить" картинки на скорость "Кто быстрее?". Дети должны найти свои "заплатки" по цвету своей карточки и найти место на карточке для каждой "заплатки".

На развитие памяти:

Методика «10 картинок»


Цель:
активизация психических процессов: восприятие, внимания, памяти, умения ориентироваться в пространстве.
Оборудование: 10 карточек с различными изображениями
Инструкция: Педагог перед детьми раскладывает 10 картинок. Задача учащихся в течении 1 минуты запомнить как можно больше картинок. После чего дети по команде отворачиваются к картинкам спиной, а педагог в это время либо убирает какую-либо картинку, либо добавляет. Дети должны догадаться что изменилось.
Варианты: уменьшить время запоминания картинок.

«Постарайся запомнить»

Цель: активизация психических процессов: восприятие, внимания, памяти, умения ориентироваться в пространстве.
Оборудование: сюжетные картинки.
Инструкция: Педагог предлагает ребенку картинку и дает сначала задание «Посмотри внимательно на картинку и постарайся запомнить что изображено на ней». После чего картинку нужно убрать или просто перевернуть, а ребёнку задаётся ряд вопросов, в соответствии с данной картинкой. Например: «Что изображено на картинке?», «Сколько человек (животных, предметов) изображено на картинке?» и т.п.

На развитие логического мышления:

Игра «Весёлый счёт»

Цель: развивать внимание, логическое мышление, умение считать.
Оборудование: карточки с изображением аквариума с числами и карточки с изображением аквариума с разным количеством рыбок в каждом аквариуме.
Инструкция: Ребенку предлагается соотнести аквариумы с рыбками и с числами.

Методика «Сложи квадрат» (методика Никитиных)


Цель:
исследование наглядно-действенно-образного мышления, способности соотнесения частей и целого и их пространственной координации.
Оборудование: квадраты различных цветов, разрезанные на разные части.
Инструкция: ребенку предлагается из мелких частей собрать 5 квадратов разных цветов, отсортировав их сначала по цвету.

Дидактическая игра «Найди отличия»


Цель:
развивать внимание, логическое мышление, умение сравнивать предметы, устанавливать их различие и сходство.
Оборудование: карточки с отличающимися картинками
Инструкция: Ребенку предлагается картинка с изображением одного и того же объекта, отличающегося некоторыми деталями. При рассматривании картинки предлагается ребенку найти отличия. Если он затрудняется, можно задать наводящие вопросы.



На развитие воображения:

«Сложи картинку»

Цель: развитие воображения и восприятия.
Оборудование: геометрические фигуры разных цветов и размеров.
Инструкция: Детям предлагается сложить из имеющихся геометрических фигур красивые (или необычные) картины.

«Составь рассказ по картинкам»

Цель: развитие воображения, речи, логического мышления.
Оборудование: ряд сюжетных картинок.
Инструкция: Ребёнку предлагается ряд сюжетных картинок, которые сначала нужно разложить в определенной последовательности, а затем придумать рассказ (сказку) по данным картинкам.

На развитие тактильного восприятия (ощущения):


Дидактическая игра «Тактильные мешочки»


Цель:
развитие тактильного восприятия (сенсорных способностей), мелкой моторики осязания, мышления, развития речи.
Оборудование: тактильные мешочки; 3 карточки для того, чтобы угаданные мешочки раскладывать рядом с надписями наполнителей сенсорных мешочков.
Инструкция:
1 варинат. "Найди такой же".
Предлагается детям по очереди опознать предмет посредством осязания. В игре участвуют 2 ребенка, один показывает карточку, а другой игрок находит мешочек с таким наполнителем, показывает и рассказывает о нем.
2 вариант. "Кто быстрее?"
В игре также участвуют 2 ребенка. Каждый игрок берет равное количество мешочков с разным содержанием. Побеждает тот, кто найдет мешочки с одинаковым наполнителем.

 «Тактильная книга»


Цель:
развитие тактильного восприятия, мелкой моторики, осязания, логического мышления, развития речи, внимания, цветочувствительности.


В книге представлены различные увлекательные развивающие задания, такие как: соотнесение по цвету («Подари сердечко мишке»), шнуровка, развитие внимания («Найди спрятавшихся животных»), задание на последовательность цветов радуги («Радужная пирамидка») и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стимульный материал для развития психических познавательных процессов

Представленный материал можно использовать для развития мышления-обобщения (что надо дорисовать), логического мышления(задания найди четвертое, девятое), переключение внимания(корректурные пробы),разв...

Практикум для родителей детей, имеющих отклонения в развитии (с задержкой психического развития ) (коррекционно-развивающие игры на развитие психических процессов у детей)

Цель практикума: Раскрыть родителям педагогическое значение развивающих игр и руководства ими. Обратить внимание родителей на то, что ребенок воспитывается в деятельности, и поскольку игра являет...

конспект занятия с детьми средней группы по развитию психических познавательных процессов

занятие помогает стимулировать развитие мелкой моторики, стимулирует развитие тактильной чувствительности и осязания, развивает слуховое внимание....

Развитие психических познавательных процессов детей раннего возраста в дидактических играх.

Развитие психических познавательных процессов детей раннего возраста в дидактических играх....

Игры, упражнения и задания для развития психических познавательных процессов

Игры, упражнения и задания для развития психических познавательных процессов...