Развитие психических познавательных процессов детей раннего возраста в дидактических играх.
материал (младшая группа) на тему

Осипова Людмила Михайловна

Развитие психических познавательных процессов детей раннего возраста в дидактических играх.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_detey_rannego_v.odt81.12 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие психических познавательных процессов  детей раннего возраста в дидактических играх.

 

 Существует несколько  видов памяти,

виды делятся на подвиды). Но основные: зрительная, слуховая и двигательная память. Тут уже у кого какой орган чувств лучше развит, тот вид памяти и преобладает. Надо сказать, что у детей до 5 лет преобладает память механическая: т.е. запоминание идет без осмысления информации, чисто механически (вот поэтому многие развивающие методики эффективны именно до пяти-шестилетнего возраста).

Также давно доказано, что запоминание протекает гораздо эффективнее, если сопровождается зрительными образами, или подключается ассоциативный ряд

Упражнения для тренировки зрительной памяти.  

1. Для тренировки зрительной памяти можно проводить такое упражнение. Выложить перед ребенком полосу из 3-4 картинок с геометрическими фигурами. Пусть посмотрит, как следует запомнит. Затем картинки закрываются и ребенок должен вспомнить, в какой последовательности какие фигуры были выложены. .

2. Похожую игру можно проделать и с игрушками. На столе разложить несколько игрушек. Дать ребенку запомнить их расположение. Затем пусть он отвернется, а вы в это время уберете одну из них, или поменяете местами какие-нибудь две. Повернувшись, ребенок должен воспроизвести первоначальное положение, или сказать, какого предмета не хватает.

3. Также отличным тренажером для зрительной памяти является игра "Пехесо". Это набор картинок (напоминающий игральные карты), каждая из которых имеет абсолютно похожую пару. Картинки тусуются, и выкладываются верхней стороной (с которой они имеют одинаковое оформление) в несколько рядов. Затем открываются любые две, ребенок запоминает их и их расположение. Карты снова переворачиваются. Открываются другие две, и так далее. Задача ребенка: если он увидел карту и помнит, где лежит ее пара, он открывает ту карту, по предположению являющуюся парой. Если пара совпадает - она изымается из общего количества карточек. Хорошо играть в эту игру 2-3 детям, или взрослому с детьми. Выигрывает тот, кому удалось открыть большее количество одинаковых карт. (т.е вспомнить, где лежит вторая пара открытой карты). Ходы делаются попеременно.

Упражнение для тренировки ассоциативного мышления.

Выложите на столе картинки с разными фруктами, животными, насекомыми, в общем с какими-то объектами. Далее проговаривате ребенку слова, а его задача выбрать ту картинку, которая соотвествует слову. Задачу можно усложнить, называя не само слово, а то что к нему может относиться, т.е. косвенные признаки. Например, вместо слова лошадь, вы можете имитировать ее ржание, а ребенок должен будет определить, какое животное издает этот звук и найти это животное среди картинок.

Упражнение для тренировки логической памяти.

Предложите ребенку удалить из ряда картинок ту, которая не соотвествует логическому ряду. Например, среди изображений животных вы положили картинку с изображением насекомого. Ребенок должен понять, что объединяет все картинки и какая не вписывается в логический ряд - ее убрать.

Хороши для тренировки и логические задачки

Cенсорное развитие

Сенсорное развитие - это чувственное восприятие мира, другими словами, восприятие посредством органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния. Особое значение сенсорное восприятие имеет для детей до 3-х лет, поскольку они знакомятся с миром именно через органы чувств (чувства также задействованы в эстетическом развитии).

Сенсорное развитие происходит путем узнавания формы, величины, цвета, запаха предмета. Чтобы понять, что из себя представляет предмет, ребенку обязательно надо его потрогать и убедиться, шероховатый он или гладкий. В случае с фруктами или овощами - горький или сладкий. Например, если ребенок пробует несозревшую ягоду и чувствует, что она кислая, то смысл слова "не поспела" ему станет более понятен, особенно если он сравнит ее со вкусом спелой ягоды. Чтобы понять, что стекло хрупкое, как это ни странно звучит, но ребенку нужно увидеть своими глазами, как разбивается стеклянный предмет (кружка, например). Иначе крикам родителей: "Не тронь - разобьешь!" - нет смысла.

Опытный путь очень обогащает представление о мире. Причем примитивное сравнение тонкий-толстый, гладкий - шероховатый, большой - маленький и т.д. - это только фундамент. Первоначальные понятия потребуются для более детальных выводов. Например, если яблоко красное - значит спелое, или если на улице темно - значит ночь и пр. Иными словами, сенсорное восприятие помогает уточнять свойства объектов или явлений. Это помогает ребенку делать определенные выводы и действовать в соответствии с ними.

Игры для сенсорного развития связаны с определением свойств разных предметов. Для усвоения величины хороший тренажер - конусная пирамидка. Покажите ребенку как она разбирается, сделайте акцент на том, что кольца нанизываются в зависимости от их величины. Затем дайте ребенку самому проделать эти действия. И в случае ошибки, объясните, почему именно это кольцо не на своем месте.

"Разложи кубики по цветам" - тоже полезная игра. Предложите ребенку (1,5 - 2 лет) выбрать из большого количества одинаковых по размеру кубиков те, которые одного цвета, и сложить их в отдельную коробку. Игру можно усложнить, предложив ребенку разделить все кубики на кучки по цветам.

"Дразнилки" - игра на подражание. Показывайте ребенку разные гримаски: вот нахмуренные брови, вот улыбка, вот оскаленные зубки, вот округленные глазки, вот надутые щечки. Пусть повторяет.  Как правило, такая игра очень нравится детям.

"Угадай овощ". В тряпичный мешок положите разные овощи: картофель, лук, огурец, морковь, помидор (можно также добавить фрукты: яблоко, грушу, апельсин). Задача ребенка опустив руку в мешок, нащупать там один из плодов и на основании тактильных ощущений определить, что за овощ или фрукт ему попался. Можно усложнить задание добавлением описания овоща, т.е. ребенок должен перечислить особенности данного корнеплода или фрукта: гладкий (или шероховатый), круглый (или овальный), похож на что.. и т.д.

Развивающие игры для детского воображения

Воображение - это очень важная сторона в жизни ребенка. С помощью его рождаются новые образы и идеи для игр. Воображение также помогает проявить творчество в прикладном виде. Опираясь на свои фантазии, ребенок рисует или лепит нечто новое.

Через воображение дети решают для себя многие вопросы, проживают ситуации, преодолеть которые им сложно. Например, страхи часто проявляются в игре с отрицательными персонажами. Убегая от "Бабая" или "Бабы Яги", ребенок как бы "перешагивает" через барьер негативных эмоций.

Игра фантазии также помогает вообразить сюжет, когда воспитатель или мама читают сказку. Картинки лишь дают толчок для свободного течения в мыслях целой истории. Вообще творческое начало дает возможность из части дорисовать целое, причем появившийся образ не обязательно должен совпадать с образом реальным.

Значение развистости воображения имеет огромное значение для развития ребенка. Дети постарше не просто фантазируют, они создают свою мечту, а именно через мечту человек получает смысл жизни, стремление к достижению высот и становится счастливым, приходя к желаемым (а на первом этапе просто воображаемым) результатам. Не стоит забывать, что все великие достижения в самом начале были ни чем иным, как фантазией, образом в мыслях человека. Поэтому родителям следует уделить достаточно внимания для развития воображения ребенка, ведь впоследствии оно может повлиять на судьбу и счастье маленького гражданина.

Игры для развития воображения.

"Придумай фигуру". Ребенку дается набор геометрических фигур: треугольников, кругов, квадратов, из которых предлагается составить например образ животного, или человека.

"Придумай историю". Ребенку предлагается придумать историю, глядя на картинки с изображением одних и тех же персонажей, взаимодействующих между собой. Грубо говоря, по комиксам сделать рассказ.

"Раскрась шаблон ". Дайте ребенку шаблон (контур) животного, или человека, пусть пофантазирует над его раскраской.

"Заверши картинку ". Задача ребенка домыслить начатый образ. Т.е. ему дается картинка с изображением отдельных деталей, нужно довести образ до логического завершения.

"Что там спрятано ". Ведущий берет картину и закрывает основную чаcть, оставив для обзора лишь маленький фрагмент. Задача детей понять, что там за скрытой частью или дорисовать образ мысленно. Когда варианты озвучены, можно и посмотреть, что же там было на самом деле.

Развивающие игры для детского внимания

У детей первого года жизни внимание - процесс непроизвольный. Т.е. они легко отвлекаются на любые звуки, красочные предметы, одним словом, внимание провоцируется внешними раздражителями. И чем старше становится ребенок, тем он дольше может удерживать внимание на одном объекте. Например, приобретая навыки хотьбы, усовершенствуя хватательный рефлекс, ребенок уделяет привлекающему его предмету все больше времени. Но все же очень быстро переключается на отвлекающие моменты.

Не последнюю роль в формировании произвольного внимания имеют взрослые. Чем больше завлекают ребенка, тем дольше он будет внимать предложенной информации. У дошкольника 4-5 лет внимание формируется главным образом посредством игры. Именно игре дети этого возраста все чаще посвящают свое время. Они подолгу могут играть, но все же реагируют на любого входящего в комнату. Старший дошкольник уже более осознанно управляет вниманием, удерживая его одновременно на 2-3 предметах.

Важно помогать ребенку развивать эти навыки, иначе в школе новоиспеченному ученику будет трудно контролировать одновременно сосредоточенность на предмете, осанку, правильное расположение тетради и т.д.

Игры для развития внимания.

"Нос-пол-потолок". Ведущий предлагает детям поиграть, при этом не поддаваясь на провокацию. Он будет произносить слова: "нос", "пол", "потолок", а показывать либо на верный, либо на неверный объект. Например, называет нос, а показывает на потолок. Дети же должны тоже показывать пальцем, но только на тот обект, который проговаривается. Их задача - быть сосредоточенными на называемом слове и показать в верном направлении.

"Найди правильную дорогу ". Это игра по картинкам, где обычно с одной стороны нарисован, например, заяц, а с другой - белка. Помоги зайчику добежать до белочки, при этом дорога сильно путается, нужно постоянно удерживать внимание на том, куда изогнулась верная линия.

"Верно-неверно". Ведущий говорит фразу, если логически она верна, дети хлопают в ладоши, если противоречит действительности - топают. Игра на внимание. Например, ведущий говорит: "Груши растут на березе" (эта фраза неверна, поэтому дети должны топать). А на фразу: "Зимой идет снег" - должны хлопать, потому что высказывание верное.

"Повтори движение ". Ведущий оговаривает условие игры: он будет показывать движения, которые дети должны за ним повторять, кроме одного, например, поднимать руку - нельзя. Дети должны внимательно следить за тем, какое сейчас будет движение, чтобы вовремя среагировать.

"

"Кто стоял в очередь ". Поставьте в одну линию несколько игрушек. Пусть ребенок внимательно запомнит каждую игрушку и ее размещение (кто за кем). Попросите ребенка отвернуться, а в это время поменяйте 2 игрушки местами. Ребенок должен определить, что изменилось. Похожий вариант можно применить к куклам. Взять двух кукол, одетых в разную одежду, и заменить некоторые предметы одежды, скажем, поменять местами чепчики или фартуки. Что же изменилось в облике - об этом спросите у ребенка.

Развивающая игра "Закрой!".

Перед малышом необходимо поставить несколько банок с закрытыми крышками (крышки должны закручиваться). Банки должны быть разного размера, а крышки к ним разного цвета. Предложите ребенку открыть все баночки, а затем пусть малыш подберет необходимую крышку к соответствующей баночке и закрутит ее.

Игра на развитие чувства осязания.

Всем известно, что маленькие детки познают мир "на ощупь" и "на вкус". Поэтому, в для всестороннего развития ребенка ему необходимо в процессе игры предлагать различные предметы, которые различаются по своей структуре. Существует много готовых игрушек с различными наполнителями и эффектами шуршания, а вам я предлагаю сделать их самостоятельно. Для этого, нужно сшить несколько мешочков и каждый из них чем-то наполнить, например, целлофановый пакет или бумага, которые при нажатии будут издавать эффект шуршания, так же наполняем другие мешочки крупой (горох, рис) и т.д. Тщательно все мешочки зашиваем, чтобы ничего из них не выпадало и малыш случайно не взял в ротик. Играя, малыш с удовольствие теребит такой мешочек, и одновременно учится познавать, что не все в этом мире имеет одинаковую структуру.

Игра на развитие зрительного и слухового внимания.

Для этой игры необходима звонкая и яркая погремушка. Потрясите игрушкой, чтобы малыш обратил на нее внимание, а затем отведите погремушку в сторону и снова потрусите, ребенок должен повернуть голову в сторону звука  и найти ее взглядом. Так повторяйте несколько раз. Обязательно хвалите своего малыша за его маленькие успехи.

Эта игра так же способствует укреплению глазных мышц, что является профилактикой косоглазия у малышей.

Игра "Баран бух!"

Очень любимая игра у малышей. Взрослый берет ребенка на руки и произносит слова: "Баран, баран бух!". Но слове "бух" нужно своим  лбом дотронуться до лобика ребенка. Уже с 5-6 месяцев малыш сам на слово "бух" наклоняют свою головку, чтобы стукнуться лбом со взрослым, который с ним играет в эту игру.

Развивающая игра на изучение частей тела.

В эту игру можно играть в любое время, во время массажа, пеленания, просто во время бодрствования. Называйте и показывайте части тела у малыша, например, "А где ушко у Сашеньки? А вот ушко у Сашеньки!" и т.д.

Развивающая игра "Кто как говорит?"

Вы называете малышу животное и какой звук оно издает. Когда ребенок будет постарше, то вы задаете ему вопрос: "А как говорит кошечка?", а ребенок вам должен ответить сам.

кошка: мяу-мяу;

собака: ав-ав;

корова: му-у-у;

коза: ме-е-е;

овечка: бе-е-е;

гусь: га-га-га-га;

цыплёнок: пи-пи-пи-пи;

машина: би-би;

поезд: ту-ту;

самолёт: у-у-у;

курочка: ко-ко-ко-ко;

дудочка: ду-ду-ду.

Развивающая игра «Прищепки».

 Наверняка в каждом доме найдутся бельевые прищепки. Это тоже отличный тренажер для маленьких пальчиков. Сначала пусть ребенок пробует прищепливать их к чему-то плоскому, например, к картонке или широкой линейке. А со временем усложните задачу: попросите малыша закреплять прищепки на натянутой веревочке. Чтобы ребенку было интереснее, вырежьте из картона специальные заготовки силуэты елочки, ежика или солнышка. Тогда малышу будет гораздо увлекательнее цеплять елочке и ежику «иголки» из прищепок, а солнышку «лучики».

                  

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей:"Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Знач...

Тема по самообразованию: на 2015 -2016 учебный год: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры»

Предлагаю, вашему вниманию план работы по самообразованию для детей раннего возраста....

Тема по самообразованию: на 2015 -2016 учебный год: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры»

Предлагаю, вашему вниманию план работы по самообразованию для детей раннего возраста....

Семинар "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры"

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям.Развитие органов чувств у детей 2-3 лет идет очень интенс...

Отчет по самообразованию Тема: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры»

Планпо самообразованиюТема:«Сенсорное развитие детей первой младшей группы через дидактические игры»на 2018-2019 учебный год Разработала:Шишкина Ирина Сергеевна Цель: повыше...

Консультация для педагогов "Развитие речи у детей раннего возраста посредством дидактической игры".

Консультация адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста. В ней освещены вопросы формирования предпосылок развития речи детей в раннем детстве через дидактическую игру; рассматриваются ...