Дидактические игры со льдом
опыты и эксперименты по коррекционной педагогике

Голушко Евгения Александровна

игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vsyo_do_kuchi.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика показана при:

- детском церебральном параличе,

- синдроме Дауна,

- аутизме,

- задержке речевого развития на фоне стрессовых ситуаций,

- при гипоксическом поражении головного мозга,

- синдроме гиперактивности, с лёгкой формой гиперактивности,

- сильной раздражительности,

- при неврозоподобных состояниях.

- при дефиците внимания.

Криотерапия – это одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики. В ней содержится работа по использованию игр со льдом. Отмеренное по качеству и времени воздействие холода на нервные окончания пальцев влияет очень благотворно на ребенка. Весь этот эффект основан на функционировании сосудов - первостепенно происходит спазм мелких артерий, а затем происходит расширение артерий, что усиливает, очень хорошо, приток крови к тому месту, где происходит воздействие льда у ребенка. Вследствие чего происходит улучшение питания тканей. Обычно игры с ледяными фигурками очень нравятся детям. В этих играх желательно совмещать работу логопедическую по формированию управления артикуляционным аппаратом с общей моторикой ребенка. Так как, речь формируется быстрее под воздействием импульсов, которые поступают в головной мозг от пальцев рук, для стимуляции центральных отделов речедвигательного анализатора и возникновения четких речевых кинестезий, воздействие низких температур можно применять и на мышцах верхних конечностей.

Дидактические игры и упражнения с водой и льдом:

  1. «Разноцветные камушки».  Цель: Закрепить понятия «гласный- согласный», «твердый - мягкий», и их цветовые обозначения

Ход игры:  На дне аквариума (любой емкости с водой) камушки трех цветов, красного, синего, зеленого.  Логопед называет звук, ребенок дает характеристику звука и достает камушек нужного цвета.   Варианты игр: Определи сколько гласных (Твердых согласных, мягких согласных) в слове и достань столько же камней нужного цвета.

  1. «Зашифруй слово».    

Цель: Формирование фонематического анализа.  

Ход игры:  На дне аквариума (любой емкости с водой) камушки трех цветов: красного, синего, зеленого. Логопед показывает картинку (называет слово) и предлагает сделать звуковой анализ на дне аквариума из цветных камней.

  1. «Рыбка».  Цель: Развивать умение находить место заданного звука в слове

Ход игры:  На дне аквариума (любой емкости с водой) «рыбка» (дельфин, краб и т.д.)и звуковая дорожка (              ).     Логопед называет звук местоположение, которого необходимо определить в названных словах. Затем логопед произносит слово, ребенок слушает слова, определяет местоположение заданного звука в слове (начало, середина или конец слова) и ставит «рыбку» на звуковую линейку на дне аквариума

  1. «Достань игрушку». Цель: Развивать умение определять наличие, заданного звука в слове

Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) мелкие игрушки от «Киндера». Логопед называет звук и просит ребенка найти и достать игрушку, в названии которой есть заданный звук.

  1. «Сколько слогов?».  Цель: Развивать умение определять количество слогов в заданном слове.

Ход игры:  На дне емкости с водой ракушки (камешки, «жемчужины»). Логопед называет слово, предлагает определить количество слогов в заданном слове и достать столько же ракушек (камешков, «жемчужин»)

  1. «Вылови букву».  Цель: закрепление зрительного образа буквы

Ход игры:   В аквариум (любой емкости с водой) плавают пластмассовые буквы алфавита.

> Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву.

>Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву. Составляет и прочитывает слог.

>Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву. Составляет и прочитывает слово.

7. «Угадай букву».  Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической дисграфии

Ход игры:  На дне аквариума (любой емкости с водой) пластиковые буквы частично закопанные в грунт. Ребенок должен узнать и назвать букву. Если буква названа правильно, ребенок может ее достать. (усложнение- составление и чтение слогов, слов)

  1. «Составь букву, слово, слог». Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической дисграфии.   На дне аквариума (любой емкости с водой) металлические счетные палочки. Ребенку предлагается выложить и назвать букву, или выложить заданную букву (слог, слово)
  2. «Буря». Цель: выработка длительной сильной воздушной струи. Ребёнок дует через соломинку на воду, создавая пузыри.
  3. «Морская прогулка». Цель: выработка длительной сильной воздушной струи.  Воздушной струей ребенок передвигает кораблик, лодочку, легкую черепашку, рыбку по поверхности воды.

10. «Собери бусы».  Цель: развитие мелкой моторики.

Ход игры: собери в воде бусы.

11. «Выложи букву». Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической дисграфии.

Ход игры: выложи на дне емкости буквы металлическими палочками.

12. «Выложи слово».  Цель: Закрепить умение складывать слоги в слова. Профилактика оптической дисграфии. 

Оборудование: ёмкость с водой, буквы пластмассовые.

Ход игры: выложи на дне емкости слово из букв, которые находятся на дне.

13.  «Достань игрушку, скажи какая она» Цель: формирование словаря прилагательных

Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.

Ход игры: достань круглую, легкую, железную, большую, узкую и т.д. игрушку.

14.  «Угадай предмет». Цель: составление описательного рассказа о предмете

Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.

Ход игры: достань овальный, желтый, пластмассовый фрукт (лимон).

15.  «Рыбка» (ориентировка в пространстве)  

Оборудование: ёмкость с водой, стеклянные рыбки (марблс), заламинированный шаблон в клетку (на формате А4 начертаны квадраты 5Х5 в равном количестве) или пособие «Солнышко», непромокаемые фартуки.

Ход игры: просим ребенка пройти помочь рыбке найти нужный квадрат. Даем инструкцию: две клетки вверх; 1 клетку влево; 3вниз и 4 вправо и т.д.

16. «Жемчужины». Цель: упражнять в умении делить слова на слоги.

Оборудование: ёмкость с водой или со льдом, жемчужинки (камушки белые марблс), непромокаемые фартуки.

Ход игры: Сколько в слове слогов? Достань такое же количество жемчужин. Сколько в слове слогов, столько и жемчужин. 

17.  «Камешки Марблс». Цель: развивать фантазию, стабилизация эмоционально-волевой сферы. 

Оборудование: ёмкость с водой, марблс, непромокаемые фартуки.

Ход игры: выложи рисунок из камушков марблс.

18. «Рыбацкие сети» Цель: закрепление математического счета, цветовосприятия, величины,согласование числительного с существительным.

Оборудование: ёмкость с водой, марблс, сеть (обычная сетка от любой новой пластмассовой игрушки), непромокаемые фартуки.

Ход игры: Поймай в сеть побольше рыбок. Молодец. А давай теперь их посчитаем. Усложнение: А теперь давай разложим их по цветам: красные к красным, белые к белым. Сколько белых рыбок у нас. Давай их посчитаем. Каких рыбок больше, а каких меньше ты поймал?

19.  «Пальчиковые игры». Цель: развитие мелкой моторики.

Оборудование: ёмкость с водой, непромокаемые фартуки.

Ход игры: проводим пальчиковые игры в воде.

20. «Губка».  Цель: развитие  тактильных ощущений.

Оборудование: ёмкость с водой, губка, непромокаемые фартуки

Ход игры: достань и выжми губку

21.  «Непроливайки». Цель: упражнять в умении переливать жидкость из одного сосуда в другой, не разлив ее по столу и не облив ею себя, формирование жизненного навыка.

Оборудование: вода, пластиковые стаканчики, кувшин пластмассовый, непромокаемые фартуки.

Ход игры: ребенок расставит стаканчики и будет наливать в них воду из кувшина.

22. «Самомассаж рук массажными шариками». Цель: развитие мелкой моторики, закрепление звукопроизношения  в словах, предложениях.

Оборудование: ёмкость с водой, массажные мячики, непромокаемые фартуки

Ход игры: ребёнок проговаривает слова, скороговорки, чистоговорки на закрепляемый звук и массирует ладошки массажными мячиками.

23. Игровое пособие «Солнышко». Цель: закрепление звуков в словах, упражнение в делении слов на слоги. 

Оборудование: ёмкость с водой, или с кубиками льда; цветные камешки.

Ход игр: закрыть цветными камешками картинки в названии которых есть заданный звук; закрыть картинки в названии которых 1, 2, 3,4 слога;

24«Два озера».  Цель: закрепление умения дифференцировать смешиваемые звуки.

Оборудование: ёмкость с водой, игрушки на заданные звуки.

Ход игры: в одно озеро надо опустить игрушки со звуком [С], а в другой – со звуком [Ш].

25. «Водолаз».  Цель: закрепление умения дифференцировать смешиваемые звуки.  Оборудование ёмкость с водой или со льдом.

 Ход игры: Со дна таза ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы с дифференцируемыми звуками.

26. «Придумай слово».  Цель: формирование слоговой структуры слова.

Оборудование ёмкость с водой или со льдом.

Ход игры:   Ребенок бросает в воду заданное количество камешков, а затем по их количеству придумывает слово.

27. «Исправь ошибку».  Цель: формировать простые формы слогового анализа. Оборудование: ёмкость с водой, камешки Марблс.

Ход игры:  Логопед бросает в воду ошибочное количество камешков. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишний камешек.

28. «Путешествие кораблика».  Цель: упражнять в употреблении предлогов; приставочных глаголов наречий;

Оборудование: ёмкость с водой, кораблик, предметы для путешествия (каменный домик, ракушка, улитка и т.д.).

Ход игры: педагог предлагает отправиться в путешествие вместе с корабликом. Ребёнок перемещает кораблик от предмета к предмету и проговаривает где находится кораблик, если ребёнок затрудняется то педагог задаёт наводящие вопросы. От чего оплыл кораблик? Мимо чего проплывает кораблик? И т.д.

- предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;

- приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ,

- наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.

29. «Что случилось?».  Цель: развивать связную речь, уметь устанавливать причинно – следственную связь

Оборудование: ёмкость с водой, разные игрушки.

Ход игры:  в играх с водой ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Кораблик перевернулся, потому что была сильная буря»).

30. «Расскажи сказку».  Цель: развивать связную речь.

Оборудование: ёмкость с водой, игрушки персонажей знакомых сказок.

Ход игры: используя плавающие изображения героев сказок, ребенок пересказывает знакомые сказки.

31. «Придумай историю».   Цель: развивать связную речь.

Оборудование: ёмкость с водой, разные игрушки.

Ход игры: используя игрушки по выбору, ребенок рассказывает реальный случай или придумывает историю.

32. «Весёлый язычок».  Цель: развитие артикуляционной моторики.

Оборудование: ёмкость с водой, или со льдом

Ход игры: педагог предлагает ребёнку поиграть с язычком; выполнять артикуляционные движения одновременно выполняя движения рук в воде или в ёмкости со льдом.   Артикуляционные упражнения:

*«Лошадка» - Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать» по воде.

*«Индюки» - Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать по воде.

*«Качели» - Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по воде в том же направлении.

*«Часики» - Языком ритмично двигать вправо-влево, ладошками по дну бассейна в такт движениям языка в том же направлении по воде.

*«Накажи непослушный язычок» - губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по воде.

33. «Прошагай по ракушкам».  Цель:  автоматизация звуков в слове; деление слов на слоги.

Оборудование: ёмкость с водой, ракушки.

Ход игры: предлагаем ребёнку шагать по ракушкам и при этом проговаривать чистоговорку, скороговорки; делим слова на слоги; придумать слова на заданный звук.

34. «Кокофония».  Цель: развитие голосоподачи.

Оборудование: ёмкость с водой.

Ход игры:  пропевание гласных с одновременным рисованием пальчиками на воде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры со льдом и водой

Картотека предназначена для организации игр-экпериментов с детьми средней группы в целях ознакомления со свойствами воды и льда...

Картотека игр-экспериментов в средней группе (часть 2) Игры со льдом и водой

Игры со льдом и водойЖивотворное свойство водыЦель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.Ход: Наблюдение за срезанными веточками дерева, поставленными в воду, они оживают, дают корни. Н...

«Опыты и игры со льдом»

Цель:  развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования, расширять представления детей о свойствах снега и льда; учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: ...

Конспект открытого мероприятия «Игры со льдом» с детьми первой младшей группы. (криотерапия).

Конспект открытого мероприятия «Игры со льдом»с детьми первой младшей группы.(криотерапия).Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Познават...

Игры со льдом и с водой

Логопедические игры со льдом и с водой...

Игры со льдом для детей дошкольного возраста

Игры со льдом вызывают у детей радостное настроение, дают много эмоционально ярких впечатлений. У детей значительно улучшаются движения кисти руки и, как следствие, стимулируется развитие речи. Метод ...

Мастер-класс «Увлекательные игры со льдом»

Цель: ознакомление родителей с нетрадиционной методикой развития моторики ребенка.Задачи:отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы по развитию ...