Игры со льдом и с водой
картотека по логопедии

Козлова Елена Анатольевна

Логопедические игры со льдом и с водой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_so_ldom_i_s_vodoy.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры и упражнения с водой и льдом:

«Разноцветные камушки».  Цель: Закрепить понятия «гласный- согласный», «твердый- мягкий», и их цветовые обозначения. Ход игры:  На дне аквариума (любой емкости с водой) камушки трех цветов, красного, синего, зеленого.  Логопед называет звук, ребенок дает характеристику звука и достает камушек нужного цвета.   Варианты игр: Определи сколько гласных (Твердых согласных, мягких согласных) в слове и достань столько же камней нужного цвета.

«Зашифруй слово».   Цель: Формирование фонематического анализа.  Ход игры:  На дне аквариума (любой емкости с водой) камушки трех цветов: красного, синего, зеленого. Логопед показывает картинку (называет слово) и предлагает сделать звуковой анализ на дне аквариума из цветных камней.

«Рыбка».  Цель: Развивать умение находить место заданного звука в слове. Ход игры:  На дне аквариума (любой емкости с водой) «рыбка» (дельфин, краб и т.д.)и звуковая дорожка (              ).     Логопед называет звук местоположение, которого необходимо определить в названных словах. Затем логопед произносит слово, ребенок слушает слова, определяет местоположение заданного звука в слове (начало, середина или конец слова) и ставит «рыбку» на звуковую линейку на дне аквариума

«Достань игрушку». Цель: Развивать умение определять наличие, заданного звука в слове. Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) мелкие игрушки от «Киндера». Логопед называет звук и просит ребенка найти и достать игрушку, в названии которой есть заданный звук.

«Сколько слогов?».  Цель: Развивать умение определять количество слогов в заданном слове. Ход игры:  На дне емкости с водой ракушки (камешки, «жемчужины»). Логопед называет слово, предлагает определить количество слогов в заданном слове и достать столько же ракушек (камешков, «жемчужин»).

«Вылови букву».  Цель: закрепление зрительного образа буквы.    Ход игры:   В аквариум (любой емкости с водой) плавают пластмассовые буквы алфавита.

> Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву.

>Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву. Составляет и прочитывает слог.

>Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву. Составляет и прочитывает слово.

«Угадай букву».  Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической дисграфии. Ход игры:  На дне аквариума (любой емкости с водой) пластиковые буквы частично закопанные в грунт. Ребенок должен узнать и назвать букву. Если буква названа правильно, ребенок может ее достать. (усложнение- составление и чтение слогов, слов)

«Составь букву, слово, слог». Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической дисграфии.   На дне аквариума (любой емкости с водой) металлические счетные палочки. Ребенку предлагается выложить и назвать букву, или выложить заданную букву (слог, слово).

«Буря». Цель: выработка длительной сильной воздушной струи. Ребёнок дует через соломинку на воду, создавая пузыри.

«Морская прогулка». Цель: выработка длительной сильной воздушной струи.  Воздушной струей ребенок передвигает кораблик, лодочку, легкую черепашку, рыбку по поверхности воды.

Собери бусы».  Цель: развитие мелкой моторики. Ход игры: собери в воде бусы.

«Выложи букву». Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической дисграфии. Ход игры: выложи на дне емкости буквы металлическими палочками.

«Выложи слово».  Цель: Закрепить умение складывать слоги в слова. Профилактика оптической дисграфии. Оборудование: ёмкость с водой, буквы пластмассовые. Ход игры: выложи на дне емкости слово из букв, которые находятся на дне.

 «Достань игрушку, скажи какая она» Цель: формирование словаря прилагательных. Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки. Ход игры: достань круглую, легкую, железную, большую, узкую и т.д. игрушку.

 «Угадай предмет». Цель: составление описательного рассказа о предмете. Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки. Ход игры: достань овальный, желтый, пластмассовый фрукт (лимон).

«Рыбка» (ориентировка в пространстве). Оборудование: ёмкость с водой, стеклянные рыбки (марблс), заламинированный шаблон в клетку (на формате А4 начертаны квадраты 5Х5 в равном количестве) или пособие «Солнышко», непромокаемые фартуки.. Ход игры: просим ребенка пройти помочь рыбке найти нужный квадрат. Даем инструкцию: две клетки вверх; 1 клетку влево; 3 вниз и 4 вправо и т.д.

 «Жемчужины». Цель: упражнять в умении делить слова на слоги. Оборудование: ёмкость с водой или со льдом, жемчужинки (камушки белые марблс), непромокаемые фартуки. Ход игры: Сколько в слове слогов? Достань такое же количество жемчужин. Сколько в слове слогов, столько и жемчужин.

 «Камешки Марблс». Цель: развивать фантазию, стабилизация эмоционально-волевой сферы.  Оборудование: ёмкость с водой, марблс, непромокаемые фартуки. Ход игры: выложи рисунок из камушков марблс.

«Рыбацкие сети» Цель: закрепление математического счета, цветовосприятия, величины,согласование числительного с существительным. Оборудование: ёмкость с водой, марблс, сеть (обычная сетка от любой новой пластмассовой игрушки), непромокаемые фартуки. Ход игры: Поймай в сеть побольше рыбок. Молодец. А давай теперь их посчитаем. Усложнение: А теперь давай разложим их по цветам: красные к красным, белые к белым. Сколько белых рыбок у нас. Давай их посчитаем. Каких рыбок больше, а каких меньше ты поймал?

 «Пальчиковые игры». Цель: развитие мелкой моторики. Оборудование: ёмкость с водой, непромокаемые фартуки. Ход игры: проводим пальчиковые игры в воде.

«Губка».  Цель: развитие  тактильных ощущений. Оборудование: ёмкость с водой, губка, непромокаемые фартуки. Ход игры: достань и выжми губку

 «Непроливайки». Цель: упражнять в умении переливать жидкость из одного сосуда в другой, не разлив ее по столу и не облив ею себя, формирование жизненного навыка. Оборудование: вода, пластиковые стаканчики, кувшин пластмассовый, непромокаемые фартуки. Ход игры: ребенок расставит стаканчики и будет наливать в них воду из кувшина.

«Самомассаж рук массажными шариками». Цель: развитие мелкой моторики, закрепление звукопроизношения  в словах, предложениях. Оборудование: ёмкость с водой, массажные мячики, непромокаемые фартуки. Ход игры: ребёнок проговаривает слова, скороговорки, чистоговорки на закрепляемый звук и массирует ладошки массажными мячиками.

Игровое пособие «Солнышко». Цель: закрепление звуков в словах, упражнение в делении слов на слоги. Оборудование: ёмкость с водой, или с кубиками льда; цветные камешки. Ход игр: закрыть цветными камешками картинки в названии которых есть заданный звук; закрыть картинки в названии которых 1, 2, 3,4 слога.

 «Два озера».  Цель: закрепление умения дифференцировать смешиваемые звуки. Оборудование: ёмкость с водой, игрушки на заданные звуки. Ход игры: в одно озеро надо опустить игрушки со звуком [С], а в другой – со звуком [Ш].

«Водолаз».  Цель: закрепление умения дифференцировать смешиваемые звуки.  Оборудование ёмкость с водой или со льдом. Ход игры: Со дна таза ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы с дифференцируемыми звуками.

 «Придумай слово».  Цель: формирование слоговой структуры слова. Оборудование ёмкость с водой или со льдом. Ход игры:   Ребенок бросает в воду заданное количество камешков, а затем по их количеству придумывает слово.

«Исправь ошибку».  Цель: формировать простые формы слогового анализа. Оборудование: ёмкость с водой, камешки Марблс.  Ход игры:  Логопед бросает в воду ошибочное количество камешков. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишний камешек.

 «Путешествие кораблика».  Цель: упражнять в употреблении предлогов; приставочных глаголов наречий; Оборудование: ёмкость с водой, кораблик, предметы для путешествия (каменный домик, ракушка, улитка и т.д.). Ход игры: педагог предлагает отправиться в путешествие вместе с корабликом. Ребёнок перемещает кораблик от предмета к предмету и проговаривает где находится кораблик, если ребёнок затрудняется то педагог задаёт наводящие вопросы. От чего оплыл кораблик? Мимо чего проплывает кораблик?

И т.д.- предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;

- приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ,

- наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.

«Что случилось?».  Цель: развивать связную речь, уметь устанавливать причинно – следственную связь. Оборудование: ёмкость с водой, разные игрушки. Ход игры:  в играх с водой ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Кораблик перевернулся, потому что была сильная буря»).

«Расскажи сказку».  Цель: развивать связную речь. Оборудование: ёмкость с водой, игрушки персонажей знакомых сказок. Ход игры: используя плавающие изображения героев сказок, ребенок пересказывает знакомые сказки.

«Придумай историю».   Цель: развивать связную речь. Оборудование: ёмкость с водой, разные игрушки. Ход игры: используя игрушки по выбору, ребенок рассказывает реальный случай или придумывает историю.

«Весёлый язычок».  Цель: развитие артикуляционной моторики. Оборудование: ёмкость с водой, или со льдом. Ход игры: педагог предлагает ребёнку поиграть с язычком; выполнять артикуляционные движения одновременно выполняя движения рук в воде или в ёмкости со льдом.  

Артикуляционные упражнения:

*«Лошадка» - Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать» по воде.

*«Индюки» - Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать по воде.

*«Качели» - Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по воде в том же направлении.

*«Часики» - Языком ритмично двигать вправо-влево, ладошками по дну бассейна в такт движениям языка в том же направлении по воде.

*«Накажи непослушный язычок» - губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по воде.

«Прошагай по ракушкам».  Цель:  автоматизация звуков в слове; деление слов на слоги. Оборудование: ёмкость с водой, ракушки. Ход игры: предлагаем ребёнку шагать по ракушкам и при этом проговаривать чистоговорку, скороговорки; делим слова на слоги; придумать слова на заданный звук.

«Кокофония».  Цель: развитие голосоподачи. Оборудование: ёмкость с водой. Ход игры:  пропевание гласных с одновременным рисованием пальчиками на воде.

«Найди на ощупь», «Найди и пересчитай».   Цель: развитие тактильных ощущений, пересчёт предметов. Оборудование: ёмкость с водой или со льдом. Ход игры: предложить ребёнку  с закрытыми глазами узнать игрушку.

 «Графический диктант».  Цель:  учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико-пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук. Оборудование: аквариум с водой, заламинированный разлинованный лист  на клеточки. Ход игры: Педагог дает устные задания типа:Положите красный камушек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний.

В заключение можно сказать, что игры с водой и со льдом вызывают у наших воспитанников радостное настроение, поднимают жизненный тонус, дают ребятам много эмоционально ярких впечатлений, переживаний. Все знания, которые дети получают во время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще, и способствуют положительной динамики в коррекционной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры со льдом и водой

Картотека предназначена для организации игр-экпериментов с детьми средней группы в целях ознакомления со свойствами воды и льда...

Картотека игр-экспериментов в средней группе (часть 2) Игры со льдом и водой

Игры со льдом и водойЖивотворное свойство водыЦель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.Ход: Наблюдение за срезанными веточками дерева, поставленными в воду, они оживают, дают корни. Н...

«Опыты и игры со льдом»

Цель:  развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования, расширять представления детей о свойствах снега и льда; учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: ...

Конспект открытого мероприятия «Игры со льдом» с детьми первой младшей группы. (криотерапия).

Конспект открытого мероприятия «Игры со льдом»с детьми первой младшей группы.(криотерапия).Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Познават...

Игры со льдом для детей дошкольного возраста

Игры со льдом вызывают у детей радостное настроение, дают много эмоционально ярких впечатлений. У детей значительно улучшаются движения кисти руки и, как следствие, стимулируется развитие речи. Метод ...

Мастер-класс «Увлекательные игры со льдом»

Цель: ознакомление родителей с нетрадиционной методикой развития моторики ребенка.Задачи:отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы по развитию ...

Мастер-класс для родителей «Криотерапия или увлекательные игры со льдом»

Существует большое количество традиционных методов развития мелкой моторики. Эти методы развития мелкой моторики подробно изучены и широко представлены в педагогической литературе, используются на пра...