Выступление "Педагогическое взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в условиях инклюзивного образования" на семинаре образовательного комплекса
консультация по коррекционной педагогике

Берсекова Лариса Борисовна

В данном выступлении учителя-логопеды делятся с коллегами своими практическими наработками в такой важной для эффективной коррекционной работы сфере, как взаимодействие педагогов, участвующих в сопровождении ребёнка с ОВЗ. Формы, методы взаимодействия и некоторые приёмы - вот, что вы узнаете, прочитав данную работу.

Материалы данного выступления впоследствии легли в основу статьи, размещённой в научном сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Подготовили учителя-логопеды ГБОУ Школа№1015 ДО№2

Берсекова Л.Б.,

Голованова Н.А.

Преодоление различных отклонений в развитии у детей с ОВЗ, успешное формирование их готовности к школьному обучению, адаптации и социализации в обществе возможно только при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех педагогов дошкольной образовательной организации на интегративной основе.

Главной целью организации совместной деятельности учителя-логопеда, учителя-дефектолога и воспитателя является повышение эффективности коррекционно-образовательной деятельности. В нашем детском саду мы практикуем такой вариант взаимодействия воспитателя, учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога, как «педагогическая цепочка». Цель данного выступления - рассказать каким образом на практике происходит взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в повседневной педагогической деятельности.

Одним из звеньев педагогической цепочки является коррекционная логопедическая деятельность. Формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и другого специалиста могут быть совершенно разными. Например:

  • Ежедневные педагогические пятиминутки
  • Семинары, практикумы, консультации, круглые столы
  • Внутренние консилиумы
  • «Скорая помощь»
  • Итоги половинки дня

Раскроем подробнее некоторые из этих форм взаимодействия.

Ежедневные педагогические пятиминутки

Это самая частая и самая насыщенная форма взаимодействия. Педагогические пятиминутки проходят в течение дня постоянно в то время, когда учитель-логопед приводит ребёнка с индивидуального коррекционного занятия.

Каждый раз логопед сообщает воспитателю об успехах или неудачах ребёнка в процессе логопедического занятия. Даёт короткие рекомендации и советы, как закрепить успех или как преодолеть неудачу. Воспитатель в свою очередь может раскрыть секрет состояния ребёнка на данный момент.

Таким образом, идёт обмен информацией, которой владеет воспитатель и учитель-логопед.

Скорая помощь

Каждый педагог знает, что в работе с детьми не всегда всё бывает гладко, и может случиться внештатная педагогическая ситуация. В этом случае мы используем такой вариант взаимодействия как «Скорая помощь».

Например, представьте себе ситуацию, воспитатель учит с ребёнком стихотворение к утреннику. Но, ребёнок заболевает и приходит в детский сад непосредственно в день утренника. Проверяя стихотворение, воспитатель выясняет, что ребёнок не может выговорить правильно слово «благоухание», причём, нарушений звукопроизношения у этого ребёнка нет. Для преодоления данной трудности воспитатель использует все известные ей приёмы и способы, которые, к сожалению, не приводят к положительному результату. А утренник уже сегодня.

Создалась внештатная ситуация. И с этой ситуацией воспитатель срочно обращается к учителю-логопеду. Логопед независимо от своего плана коррекционной работы на данный момент находит время для оказания помощи воспитателю.

В данном случае учитель-логопед показывает воспитателю маленький мастер-класс с этим ребёнком, используя приём наращивания слова по частям с конца. Слово «благоухание» начинаем произносить с конца, определив простую часть для произнесения:

- ие

- ние

- ание

- ухание

- агоухание

- благоухание

Таким образом, логопед оказал не только быструю помощь ребёнку, преодолев внештатную ситуацию, но и поделился опытом с воспитателем.

Рассмотрим ещё один пример:

В момент возвращения учителя-логопеда с ребёнком после коррекционного занятия в группу, логопед становится свидетелем внештатной ситуации. Воспитатель общается с ребёнком после проведения непосредственной образовательной деятельности, закрепляя пройденный материал, пока остальные дети играют. Проблема заключается в том, что ребёнок не может запомнить последовательность названий осенних месяцев и воспитатель, увидев учителя-логопеда, обращается с просьбой о помощи.

Учитывая, что данный ребёнок старшего дошкольного возраста и его фонематический слух не нарушен, учитель-логопед предлагает использовать ассоциативный метод, основанный на звуко-буквенном анализе. Ребёнок определяет первые буквы названий осенних месяцев и составляет из них слово в правильной последовательности. На первом месте буква С, потому что сентябрь – это первый месяц осени. На втором месте буква О и далее буква Н. Получается слово СОН. Теперь, когда ребёнку нужно будет вспомнить последовательность названий месяцев, то он, опираясь на ассоциативное слово СОН, будет безошибочно её определять.

Таким образом, на данных двух примерах вы можете уже сделать вывод о том, что «Скорая помощь» – очень эффективная форма взаимодействия для совместного поиска быстрого выхода из конкретной внештатной ситуации.

Итоги половинки дня

Послеобеденное время, когда оба воспитателя группы присутствуют на смене, мы используем для подведения итогов половинки дня. Воспитатели и учитель-логопед:

- проговаривают успехи и неудачи в педагогическом процессе,

- ещё раз вспоминают темы, затронутые на пятиминутках,

- вносят изменения в свою совместную педагогическую деятельность,

- а также осуществляют поиск путей решения возникших трудностей.

Использование разнообразных форм взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда приводит к достижению наиболее эффективных положительных результатов в педагогическом процессе.

Далее, на примерах, мы вам покажем, как совместными усилиями учителя-логопеда и воспитателя достигается положительная динамика в развитии речи детей с ОВЗ.

Первый пример. Учитель-логопед на своих индивидуальных занятиях проводит систематическую коррекционную работу по установлению причинно-следственных связей,

например, обучает рассказыванию по серии сюжетных картинок.

Одним из приёмов обучения является то, что при работе с серией сюжетных картинок первоочерёдно рассматриваем цветные картинки и составляем по ним рассказ, а затем работаем по пиктограммам. Соответственно получается, что на одном занятии ребёнок составляет рассказ минимум два раза, что является закреплением установления причинно-следственных связей на данном материале. Это помогает воспитаннику с ОВЗ справиться в дальнейшем с заданиями воспитателя, связанными с установлением серийной последовательности, на занятиях по развитию речи и знакомству с окружающим миром.

Второй пример. Учитель-логопед занимается в течение длительного времени с ребёнком с синдромом Дауна формированием фразовой речи. Работа строилась следующим образом. Первоначально учитель-логопед обогащал предметный словарь ребёнка с помощью пиктограмм. Далее добавил пиктограммы для обогащения глагольного словаря, и в тот момент появилась возможность формирования фразы по пиктограмме из двух слов. Например (папа идёт по пиктограммам)

Следующим этапом формирования фразы является знакомство и введение в речь ребёнка маленьких слов-помощников: простых предлогов и союзов. Начинаем с самого первого предлога В, затем НА и параллельно берём союз И.

Обращаем внимание, что все предлоги вынесены на отдельные карточки и от ребёнка не требуется прочтение предлога. Логопед сам показывает и называет правильную карточку. Ребёнок повторяет и запоминает и продолжает фразу.

Таким образом, на данный момент фраза ребёнка может составлять 4 слова. Очень важно, что карточка с предлогом или союзом является стимулом для этого ребёнка к продолжению фразы. Теперь данный ребёнок может проявить свои возможности на занятиях у воспитателя в разных образовательных областях.

В результате такой деятельности ребёнок с ОВЗ на фронтальном занятии с воспитателем будет чувствовать себя увереннее, сможет выполнить предложенные задания, уже ему знакомые или аналогичные (что зависит от возможностей ребёнка), наравне с другими детьми.

В образовательной деятельности, организованной таким образом, все дети будут активными участниками, а сама структура занятия сохранена.

В свою очередь специалисты могут обратиться с просьбой к воспитателю для последующего закрепления  полученных навыков в режимных моментах и свободной деятельности детей. Таким образом, образуется "цепочка" педагогического взаимодействия воспитателя, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога

Такой способ взаимодействия позволяет более эффективно и полноценно интегрировать детей с ОВЗ в общеобразовательную среду дошкольной организации. Достижение эффективности в коррекционно-образовательной деятельности возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, их комплексность и многообразие - вот залог успеха в коррекционно-образовательной деятельности.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ С СЕМЬЁЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

В соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения пол...

Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ с семьей в условиях реализации ФГОС.

Ни для кого не секрет что семья -   это первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания....

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога как условие создания единого речевого режима.

Организация предметной  коррекционно-развивающей  среды, стимулирующей развитие речи, создание единого речевого режима, развитие познавательных процессов, а также личностное развитие ребенка...

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога как условие создания единого речевого режима

Совместная работа учителя - логопеда и педагога - психолога по созданию единой речевой среды на занятиях в ДОО....

статья "Дистанционное взаимодействие учителя - логопеда и родителей в современных условиях"

В статье излагается информация из опыта работы логопеда с родителями в дистанционном формате в условиях борьбы с короновирусом...

Доклад "Педагогическое взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в условиях инклюзивного образования" на семинаре образовательного комплекса

В данном докладе учителя-логопеды делятся с коллегами своими практическими наработками в такой важной для эффективной коррекционной работы сфере, как взаимодействие педагогов, участвующих в сопровожде...

Формы взаимодействия с родителями в ДОУ в условиях инклюзивного образования

Формы  взаимодействия с родителями в ДОУ  в условиях инклюзивного образования(консультация для родителей)...