Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога как условие создания единого речевого режима
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Совместная работа учителя - логопеда и педагога - психолога по созданию единой речевой среды на занятиях в ДОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога как условие создания единого речевого режима

Одним из необходимых условий успешной социализации ребенка в обществе является умение пользоваться в общении с окружающими правильной речью, которая включает в себя все компоненты речевой системы, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам речи.

В ПМПК с каждым годом все больше и больше обращается родителей, имеющих детей с различными речевыми нарушениями. Дети третьего уровня речевого развития в настоящее время составляют основной контингент специальных дошкольных учреждений.

Заключение ПМПК

2016 г.

2017г.

2018г.

Общее недоразвитие речи

I ур. (ОНРI)

98

101

103

 Общее недоразвитие речи

II ур.(ОНРII)

317

329

336

Общее недоразвитие речи

III ур. (ОНРIII)

798

821

820

            Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы.  Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей понижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Многолетняя практика показывает, что ребенка с нарушениями речи при систематической работе с ним можно вывести из такого состояния. Поэтому поиски приемов и методик  в логопедической и психолого-педагогической практике коррекции речи не утратили своей актуальности.

Нельзя рассматривать речь как изолированное образование, оторванное от других сторон психической деятельности индивида. Этот принцип взаимосвязи был постулирован классиками российской психологии и дефектологии Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, Н.И.Жинкиным, А.Н.Леонтьевым и др., но до сих пор существуют попытки его реализации в рамках деятельности одного специалиста.

Возможность интегрированного подхода упоминается в работах И.В.Дубровиной, Р.В.Овчаровой. В современной системе образования необходимо взаимодействие разнопрофильных специалистов, и комплексный подход  может быть осуществлен на профессиональном уровне. В этом  отношении коррекция речи позволяет эффективно взаимодействовать психологам и логопедам.

Цель: организация предметной коррекционно-развивающей среды, стимулирующей  развитие речи, создание единого речевого режима, развитие познавательных процессов, а также личностное развитие ребенка через взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога.                              

Взаимодействие- процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположных сторон, что обусловливает развитие объектов и их структур.

 Мы  предположили, что взаимодействие логопеда и психолога, как процесс целенаправленного взаимного влияния, будет способствовать более успешной реализации профессиональных возможностей.                                              

Работа в команде предполагает реализацию комплексного подхода и при диагностике и при коррекции недостатков речи ребенка, поскольку позволяет увидеть личность ребенка в целом. Этот принципиальный подход, позволяет повысить эффективность коррекционно – развивающего обучения.

Логопед и психолог преследуют в своей работе разные цели, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими.

Наблюдение детей с первых дней в группе, ранняя диагностика развития, изучение медицинских карт, получение данных родителей о

предшествующем развитие ребенка, взаимное посещение занятий, изучение условий воспитания в семье, совместное обсуждение полученной информации – все это позволяет оценить важность учета индивидуальных особенностей каждого ребенка, состояние его нервно – психического здоровья.

 У детей с ОНР, посещающих диагностическую группу Центра диагностики и консультирования,   проявляются черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности, снижение устойчивости и концентрации внимания, низкая продуктивность процессов памяти, словесно-логического мышления.

           Педагогами, воспитателями, специалистами с первых дней пребывания детей с ОНР в диагностической группе отмечается их быстрая утомляемость, соматические жалобы, ослабление иммунитета, частая заболеваемость, снижение учебной мотивации, появление разнообразных трудностей в усвоении учебного материала.

           В анамнезе у 71% детей с ОНР наблюдаются факторы риска в натальном и поснатальном развитии: токсикоз в первой и второй половинах беременности, внутриутробная инфекция, угроза выкидыша, химическая стимуляция, асфиксия различной степени тяжести, повышенное внутричерепное давление. У 14% детей отмечена патология ЛОР-органов (аденоиды, гипотрофия небных миндалин 1-й степени).

          Во время диагностики и коррекции мы придаем большое значение изучению особенностей лексики детей с речевой патологией. Развитие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы играют важную роль в развитии познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение являются средством не только речи, но и мышления.

          Одной из тем по изучению лексики, представляющих интерес для взаимодействия логопеда и психолога, на наш взгляд, является тема: «Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми дошкольного возраста с ОНР».

           Вопросы изучения и формирования эмоциональной лексики у детей с речевыми нарушениями, которая в дошкольном возрасте является наиболее адекватным средством выражения личного, субъективного отношения ребенка к тому или иному  предмету высказывания, к той или иной ситуации, а также является средством выражения его личных чувств, эмоциональных переживаний являются также предметом нашего изучения.      

Принципы коррекционной работы

- дифференцированный подход,

-единство формирования речи и познавательных процессов

-одновременное коррекционно-развивающее воздействие на сенсорную, интеллектуальную, эмоционально-волевую сферу и речь.

Психолог и логопед проводят коррекционно-развивающие занятия каждый по своей программе.                                        

 В структуру своих занятий логопед обязательно включает задания, упражнения, игры на развитие всех познавательных процессов, а также                                    

задания по коррекции эмоционально – волевой сферы и формированию положительного эмоционального настроя – релаксационные, мимические упражнения, психогимнастику, упражнения по развитию межполушарных связей, обучает детей оценивать свою деятельность, давать оценку занятию, а также оценивать свое состояние во время занятия.                                            

Психолог на своих занятиях ставит не только психологические, но и логопедические задачи:                                                  

- развитие связной лексико-грамматической стороны речи с учетом программного материала логопеда;

- автоматизация звукопроизношения;

- формирование выразительности речи.

На основе такого взаимодействия логопеда и психолога была  разработана программа интегрированных занятий, в которую были включены темы программного материала дошкольных учреждений,  вызывающие у детей с ОНР Ш наибольшие затруднения.                                          

Интегрированные занятия объединены общей тематикой и сроками проведения (1 четверть – «Знакомства и правила», «Семья»; 2 четверть – «Животные»; 3 четверть «В гостях у дедушки Мороза» работа со сказками;4 четверть « Времена года» продолжение работы со сказками). Важнейшей задачей при работе со сказками является формирование связной монологической речи, т. к. дети с ОНР испытывают трудности:

- программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления;

- нарушения связности и последовательности изложения, низкий уровень употребляемой фразовой речи;

- характерна для них ситуативность и фрагментарность высказывания;

- у этих детей отсутствует внешняя эмоциональная выразительность, поэтому формирование монологической фразовой речи, положительных эмоциональных установок, мы реализуем на материале сказок (пересказ, озвучивание по ролям, инценировка).

 Занятия дополняют друг друга, расширяют, дают возможность повторения и закрепления пройденного материала. Эти занятия проводятся либо совместно логопедом и психологом либо отдельно каждым специалистом. Все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.

Подготовка к занятиям включает:

- выбор тем занятий в соответствии с возникающими в процессе обучения детей трудностями;

- совместная разработка содержания занятий и подготовка дидактического материала в соответствии с индивидуальными особенностями детей;

- прогнозирование результатов занятия;

- консультирование родителей.

 Эффективность занятий оценивается:

 - по результатам итоговой диагностики;

 - по отзывам педагогов и воспитателей;

 - по отзывам родителей;

 - по наблюдениям психолога и логопеда.

В результате взаимодействия логопеда и психолога у детей улучшается память, внимание, возрастают творческие способности, увеличивается скорость мышления, ребята лучше систематизируют, обобщают, исключают лишнее, сравнивают, применяют знания, умения, навыки в нестандартных ситуациях, отмечается улучшение речи детей по всем параметрам:

- дети быстрее вступают в речевой контакт (ребенок овладевает самостоятельным планированием речевого высказывания, умением точно выражать свои мысли в соответствии с ситуацией, овладевает диалогической, а на ее основе и монологической формами речи, учится способам взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

- быстрее начинают понимать и выполнять речевые инструкции (дети усваивают понятия, правила, алгоритм выполнения и умеют применять их в типовых ситуациях);

- продуктивнее используются в речи сформированные звуки;

- лексика, отработанная на интегрированных занятиях, остается у детей в долговременной памяти. Это относится к словам – определениям (например, из 5 определений, характеризующих зимний лес, дети, которые были на занятия психолога воспроизводят через 2-3 недели 4-5 определений, а дети, которые не были на занятиях психолога - воспроизводят 2-3 определения),  притяжательным прилагательным, наречиям, которые трудно активизируются в речи у детей с ОНР, дети более широко используют эмоциональную лексику.                                          

Значительно улучшается качество пересказа: дети передают содержание близко к тексту, последовательно, соблюдая логику высказывания, используя лексику оригинала (например, «трудные» слова из сказки «Заячья шубка» - «загоревал», «запричитал» и т. д.), более активно выражают эмоционально смысловое содержание, они также быстрее запоминают стихотворения, часто без дополнительного заучивания дома.

Интегрированные занятия и, в целом, совместная деятельность логопеда и психолога активизируют речевой опыт ребенка, дают ему возможность практики употребления в речи новых слов, сформированных звуков, грамматических форм  слов, различных синтаксических конструкций, и, конечно, развитие связной выразительной речи, значительно улучшается уровень развития познавательных процессов об этом свидетельствуют результаты итоговой диагностики, а также отзывы родителей и педагогов.

Новизна нашей работы заключается:

1. в совместной разработке логопедом и психологом системы коррекционно-развивающих  интегрированных занятий для детей 5-6 лет с ОНР III;

2. в совместном проведении психологом и логопедом фронтальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими ОНР III;

3. в отличии схема построения занятий  от общепринятой (в оргмомент занятий включаются психофизические упражнения, психогимнастика; входе занятий предусматриваются мимические, дыхательные и физические упражнения; на каждом занятии ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи и по развитию познавательных процессов).

На наш взгляд, выстроенная нами система работы, подобранные эффективные, оригинальные приемы работы по развитию познавательных процессов и речи у дошкольников с ОНР III повысят возможность дальнейшего успешного обучения в школе. Предлагаемые разработки носят                                          

 рекомендательный  характер и не привязаны к конкретному учреждению, поэтому могу найти свое применение в работе других педагогов. Мы считаем, что данную методику можно рекомендовать для практического применения в коррекционной работе других специальных дошкольных учреждениях. Такое обучение способствует, оптимизации коррекционной работы с детьми с ОНР в целом и дает положительный результат.

           Проектная часть

В ходе работы были выявлены следующие проблемы и противоречия:

-  недостаточна педагогическая компетентность родителей, имеющих детей с ОНР;

-   недостаточная ответственность некоторых родителей;

- недостаточно внимания уделяется вариативности форм взаимодействия детей, родителей и педагогов.

Главная трудность в работе заключается в том, что у нас дошкольные группы, дети уходят в школу, на их смену приходят новые малыши со своими проблемами. Поэтому тема, над которой мы работаем, имеет продолжение  на каждой новой группе детей.                                        

  

Цель: создание условий для более эффективного взаимодействия педагогов и родителей, имеющих детей с ОНР Ш.

Задачи:

1.изучить психолого-педагогическую литературу по вопросам семейного воспитания;

2.разработать блок всеобуча родителей, имеющих детей с ОНР;

3.Разработать личностно-ориентированные формы взаимодействия детей, родителей, специалистов учреждения, обусловливающие повышение уровня профессиональной компетенции специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка.

                                              Выполнили: учитель-логопед Ющенко Н.В.

                                                                   педагог-психолог Шишкина Г.А.

Задания предложенные детям при диагностике грамматического строя речи:

1) назвать предметы во множественном числе: стул, человек, крыло, цветок, собака, ручка, карандаш, мальчик, ребенок, дерево;

2) образование относительных прилагательных ( «сумка из кожи»-…; «мяч из резины»-…; «стол из дерева»-…; «платье из шерсти»-…; «хлеб из пшеницы»…; «варенье из малины»-…);

3) согласование числительных с существительным (сосчитать карандаши);

4) про что можно сказать «мой», «моя», «мое»( нос, рука, солнце, свет, панама, платье, велосипед, игрушка, небо);

5) образовать слова, обозначающие профессии людей (Кто лечит/ охраняет, защищает, продает, подстригает, играет на инструменте/?);

6) употребление предлогов к, в, на, над, под, из-за из-под, перед, возле,у, около, из, через( Назвать по картинке, куда движется шарик относительно другого предмета?);

7) назвать лишнее слово (собака, кошка, волк, коза; диван, стул, кровать, дверь, шкаф; солнце, яблоко, груша, банан; белый, красный, лестница, зеленый, желтый).

Результаты обследования детей в начале и в конце года мы представили  в таблице.

  

Виды

ошибок

2007-

2008

начало

года

конец

года

2008-

2009

начало

года

конец

года

2009-

2010

начало

года

конец

года

     в

словообразовании

  40%

   25%

   45%

   20%

   40%

   15%

в употреблении

падежей

существительных

  60%

    40%

    60%

   35%

   55%

    25%

в употреблении числа

существительных

   50%

    30%

    60%

   30%

    55%

    25%

в употреблении

предлогов

   90%

    50%

    90%

   45%

    85%

    40%

                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ

Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ....

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога как условие создания единого речевого режима.

Организация предметной  коррекционно-развивающей  среды, стимулирующей развитие речи, создание единого речевого режима, развитие познавательных процессов, а также личностное развитие ребенка...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда ДОУ и педагога-психолога с детьми, имеющими речевые нарушения.

Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы, рассматривается в статье, как необходимое условие обеспечения ...

Консультация для воспитателей «Организация взаимодействия учителя логопеда, специалистов и родителей (законных представителей) воспитанников в рамках речевого развития».

Развитие речи ребенка – дошкольника – длительный и трудоемкий процесс, требующий и заслуживающий особого внимания, как педагогов – воспитателей, так и родителей. Тенденция к увеличен...