Бусоград
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Макарова Юлия Анатольевна

Использование технологии "Бусоград" в работе с детьми с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл busograd_material.docx35.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад «Аленка»

                                                       Мастер-класс

Тема: «Использование технологии Бусоград в работе с детьми с ОВЗ»

                                               Подготовили:

                                                                       

педагог-психолог

высшей квалификационной категории

Макарова Ю.А.

                                                                                 

                               

                                          п.Тюльган 2022 г.

 

Тема: «Использование технологии «Буоград», в работе с детьми с ОВЗ».

Цель мастер класса:  познакомить педагогов с возможностями включения технологии «Бусогдад» в образовательную деятельность с детьми с ОВЗ.

 

Задачи:

  • Познакомить педагогов с возможностями игр с бусами для развития детей дошкольного влзраста с ОВЗ.
  • Формировать умение включать игры с бусами в систему работы с детьми с ОВЗ.
  • Развивать интерес к инновационным методам и приемам в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Привлечь педагогов к совместной деятельности.
  • Вызвать положительный настрой к работе с бусами.

Раздаточный материал: бусы разных цветов и размеров.

                       

План мастер-класса:        

  1. Теоретическая часть.

Просмотр презентации по теме: Бусоград или волшебные  игры Феи Бусинки.

  1. Практическая часть. Игры, творческие упражнения с бусами.
  2. Заключительная часть. Подведение итога мастер-класса.
  3. Рефлексия:  

Мастер- класс «Использование технологии «Буоград», в работе с детьми с ОВЗ»

 1 Часть-теоретическая.

     Здравствуйте, уважаемые коллеги!

     Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных организациях должно рассматриваться как важная и неотъемлемая часть образовательного процесса. Поэтому, детские сады стараются активно внедрять в свою работу инновационные технологии, которые направлены на выполнение государственных образовательных стандартов в дошкольном образовании. Главной задачей воспитателей стало выбрать эффективные методы и приёмы работы с детьми, необходимые для разностороннего развития личности ребёнка-дошкольника, а так же ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

     И нам сегодня хочется поделиться с вами методикой "Бусоград". Данную методику разработала Майя Ивановна Родина, известный педагог, музыкант, почетный работник общего образования РФ. Методическое пособие по интеллектуально-творческому развитию Родиной М. И. «Бусоград, или Волшебные игры феи Бусинки» разработано для детей 2-7 лет предлагает систему игр и творческих упражнений с бусами.

    В этой методике пять ступеней:

  • от 2 до 3 лет;
  • от 3 до 4 лет;
  • от 4 до 5 лет;
  • от 5 до 6 лет;
  • от 6 до 7 лет.

Для каждого возраста разработаны специальные упражнения и игры на закрепление.

Данная методика является незаменимым помощником не только для воспитателей, а так же для педагогов – психологов, учителей – логопедов в  работе с детьми  с ограниченными возможностями здоровья.

Данная методика «Бусоград» направлена на развитие у детей:

— пространственной ориентировки;

— пространственного восприятия;

— пространственного мышления;

— мелкой моторики;

— зрительной и слуховой памяти;

— процессов внимания;

— формирование социальной адаптации;

— самоконтроля за деятельностью;

— воображения.

    Развивая руку ребенка, применяя различные методы и приемы, мы не только тренируем мышцы, но и формируем способность к

наблюдению, сравнению, творческому воображению, воспитываем

усидчивость, терпение, аккуратность, точность, настойчивость.

    Вспомните, как в детстве  увидев у мамы, бабушки яркие, красивые бусы просили померить, проявляли интерес к украшению.

  А теперь создана целая методика, позволяющая получать определённые знания, играя с бусами – эстетически красивым и очень простым и доступным пособием.

        

  Практическая часть.

Этапы работы:

Работа по освоению данной программы ведется поэтапно.

 I этап – Подготовительный

Дети знакомятся с бусами, рассказывают о цвете. Определяют форму бусин, размер своих бус по отношению к другим.

Уважаемые коллеги!

А сейчас мы  приглашаем вас окунуться в волшебство «Бусоград». Представьте, что вы дети.

-Ребята, я  сегодня хочу с вами поиграть. Но прежде, чем мы начнем играть отгадайте загадку:

Надели шарики на нити.
     Красиво очень, посмотрите!
     Блестят на солнце краше
      Они на шее нашей. (БУСЫ)

 - А что такое бусы? ( Это женское шейное  украшение. )

-Для кого они предназначены? (Для женщин.)

-Бусы состоят из маленьких бусин, все они нанизаны на нить.

-Бусы бывают разные по размеру: одни короче, другие –длиннее. Еще они могут отличаться по форме: ровные, гладкие, с гранями. Еще отличаются по цвету.

- У нас в группе тоже есть бусы, они живут в красивой шкатулочке. Играя  с бусами, мы должны помнить, что  бусы нельзя брать в рот, бусы не должны шуметь, бережно с ними обращаться, они очень хрупкие и могут порваться, поломаться!( раздаются бусы)

-Жили - были бусы в шкатулочке (ладошки обоих рук складываются, а между ними помещаются бусы).

-Крышка шкатулки  была крепко закрыта, её можно было потрясти и услышать, как бусы звенят (потрясти, сжатыми ладошками, поднести к уху и послушать, как звучат бусы). На что похож звук бус?

Бусы, бусы покажитесь,

Красотою поделитесь.  

А теперь опять сложитесь,

И тихонько спать ложитесь.

Бусы медленно и аккуратно складываются (двумя пальцами рук обратно в ладонь, а другой ладонью прикрывается сверху).

 -А теперь поиграем с бусами.

Бусы растянули, сложи попалам, ладошку поставили.

Упражнение «Часики»

Маятник качается, часики идут,

Тик-так, тик-так, ходить не устают.

Упражнение «Карусель» (Бусы растянули, сложи попалам, ладошку поставили)

Закрутили, завертели,

Бусы словно карусели,

закрутили, завертели

 и на ладошку сели.

Упражнение «Качели» Бусы растянули

Ах, качели –карусели

 заскрипели полетели,

 раз вперед, два назад

 все летят, летят

и на ладошку опускаются.

 "Узоры" + музка

Лежали как-то бусы в шкатулочке и грустили, решили они попрыгать, потанцевать. Выпрыгнули из шкатулочки и превратились в необычное существо. Надо подойти поближе и рассмотреть с разных сторон это существо, тогда мы сможем угадать, что хотели бусы нам показать!

Все участники рассматривают мой узор, затем бросают свои бусы и проговаривают, у кого что получилось. 

   Бусы устали им пора отдохнуть. Но чтобы волшебство не заканчивалось, укладывая бусы в сундучок, произнесем волшебные слова:

Бусы, вы нам помогали,

С нами вы играли.

А теперь назад сложитесь

И тихонько спать ложитесь.

    Как вы думаете, на развитие каких способностей, направлены данные игры? (мелкая моторика, крупная моторика, концентрация внимания, координация движений, самоконтроль за деятельностью). На первых этапах, детям очень трудно выполнять эти действия, особенно детям с ограниченными возможностями здоровья.

II этап – Конструктивный

Строится на рисовании отдельных предметов, сопровождается стихами и речевыми упражнениями.

Уважаемые педагоги, давайте мы с вами попробуем нарисовать несколько отдельных предметов бусами. Главная фигура – это дорожка. И хочу отметить, что именно с нее начинается изображение практически всех предметов из бус

«Дорожка»

Бусы в кучу соберём,

И ладошками сгребём,

Пальчиками их поманим-

«Дорожку» длинную растянем.

 «Улитка»

Вот из бус дорожка.

Край прижмём ладошкой.

Крутим мы ладонь - и нитка

Превращается в «улитку».

Улитка получилась

Всем на удивленье,

Красивая такая просто загляденье.

 «Кочка, горочка, гора»

Жила-была дорожка, ровная дорожка.

Пальчик, пальчик, помогай,

В серединочку вставай.

Ты вверх бусы потяни

И на горку посмотри.

Пальчик, пальчик, не скучай,

Горку выше поднимай!

«Тучка»

Снова «дорожка»,

Лежит и молчит.

Две «ямки», две «горки»,

И «тучка» летит!

«Птичка»

Пальчик указательный

«Дорожку» оживит.

«Птичка» машет крыльями, по небу летит!

«Цветочек»

Сделай маленький кружок,

Получается цветок

И раз, и два, и три, и четыре,

Пальчиками помогай.

 «Тарелка, лодочка, квадрат»

Вновь выпрямляется дорожка,

Вниз потянем мы немножко.

Хороша тарелка наша.

Тянем, тянем – лодка здесь.

А потянем ещё дальше –

И уже квадратик здесь.»

Повторяем: «Дорожка, тарелка, лодочка, квадрат,

Получилось здорово, каждый очень рад!»

Теперь для работы нам понадоятся ещё одни бусы.

 «Домик»

Вот две «дорожки»

Квадратик потом

Над ним треугольник –

Построили дом!

-Можно говорить в прозе, можно в стихах.

«Парусник»

Бусы снова мы возьмём,

В две дорожки соберём.

Пальчики нам помогайте,

Строить лодку начинайте.

Над лодкой пальчиком одним

Мы треугольник смастерим.

Парусник плывёт вперёд,

Радость детям он несёт.

Второй вариант – верхнюю нитку кладём перпендикулярно лодке.

III этап – Творческий: 

Самостоятельное рисование картин, заполнение контуров, придумывание сказок и историй. Совместное сочинение стихов. Для создания творческой атмосферы рекомендуется: использовать спокойное, красивое музыкальное сопровождение.

На этом этапе используется подручный материал (браслеты, палочки, трубочки)

      Бусоград – это то, где можно творить добро, красоту и дарить ее окружающим. Правит этим городом фея Бусинка.

 

Музыка.

Вместо красок разноцветных в руки бусы мы возьмём.

Необычно и красиво рисовать сейчас начнём.

Мы картину нарисуем

Ничего в ней не забудем.

 (Перед участниками выстилается полотно-фон для рисования, выставляется шкатулка с бусами, дополнительный бросовый материал)

 

Жила – была на свете фея Бусинка. Правила она городом, который называется Бусоград. Фея каждый день меняла наряды, надевала яркие бусы, браслеты и затейливые украшения. А жители города Бусоград заботились о красоте и порядке в своем городе и очень любили играть. А Бусинка была рада придумывать новые и новые игры: с песенкой и загадкой, танцем и рисунком, сказкой и театром.

Однажды утром проснулась Бусинка и отправилась гулять по городу. Пошла по ровненькой «дорожке».

(показывает «дорожку» из бус – указательными пальцами обеих рук растянуть бусы в разные стороны)

Встретила улитку.

(показывает «улитку» из бус – край «дорожки» накрыть ладонью и сделать несколько вращательных движений кистью руки, прижимая ее к бусам, оставить небольшой кончик)

Поздоровалась Бусинка с улиткой и дальше пошла мимо «кочки».

(сделать «кочку» из «дорожки», потянув цепочку пальцем от себя)

Мимо «горочки».

(сделать из «кочки» «горочку»)

И большой «горы».

(сделать из «горочки» «гору»)

Дошла Бусинка до речки, а по реке плывет «лодка».

(сделать «лодку» из «дорожки»: двумя указательными пальцами, слегка потянув к себе)

Не простая «лодка», а с «парусом».

(вертикальную «дорожку» одним пальцем отвести в бок, сделать треугольник – «парус»)

На небе показались «птички».

(из «дорожки» сделать «птичек», поставив указательный палец над цепочками бус по центру, потянуть бусы к себе)

Бусинка помахала птичкам рукой и пошла по извилистой лесной дорожке.

(сделать извилистую «дорожку»)

Забрела на цветочную полянку,

(сделать «полянку» - круг из бус)

Где росли красивые волшебные «цветы».

(сделать из круга цветок: расположить указательные пальцы по обе стороны круга, затем соединить пальцы, притягивая бусы друг к другу в середине круга, также потянуть верхнюю и нижнюю часть бус к середине, получается четырехлистник, из него можно сделать восьмилистник)

Собрала Бусинка большой букет цветов и в хорошем настроении оправилась домой.

Вот такая картина у нас получилась. Можете её дополнить.

- Давайте придумаем название нашей картине.

- При рисовании бусами можно придумывать много разных игр и упражнений. Я надеюсь, технология работы с бусами вам понравилась и, что наш опыт окажется полезным в педагогической работе. И многие потом возьмут бусы и начнут создавать свои картины и творить чудеса.

Творите, фантазируйте, мечтайте!

  3.   Заключительная часть 

Технология «Бусоград», позволяет охватить все образовательные области, так как это и самомассаж, и гимнастические упражнения, и проведдение игр малой подвижности на внимание, ориентировку в пространстве, зрительную координацию, развитие  и закрепление основных цветов.

Таким образом, занятие с детьми по технике «Бусоград», несут положительный эмоциональный заряд. Благодаря этим играм дошкольники не стесняются фантазировать, проявлять свою выдумку, повышается самооценка,  учатся договариваться друг с другом.

  • У ребенка создаются красочные, яркие рисунки не  зависимо от имеющихся у него навыков.
  • Каждый раз для каждого ребенка создается «ситуация успеха»
  • Игры с бусами дают возможность расслабиться, снять напряжение

      Одна из сильных сторон данной технологии — это то, что в ней предлагается целая воспитательная система, направленная не только на формирование речевых, коммуникативных и других полезных навыков (что тоже очень важно) но и на воспитание тонких качеств личности: внимания друг к другу, терпения, сочувствия, понимания, заботы и доброжелательности.

       Мы надеемся, что технология работы с бусами вам понравилась своей доступностью, разнообразием и вариативностью её применения.

  1. Рефлексия.     А ещё у этой игровой технологии есть главное преимущество. Как говорит сама Майя Ивановна Родина: «Бусы не умеют грустить» . Из них можно сделать только улыбку.

Мы предлагаем вам, уважаемые коллеги,  собрать яркие бусы, если вам, наш мастер – класс был полезен.                                                                                            

 

Использованная литература:

1. М.И. Родина, "Бусоград" или «Волшебные игры феи Бусинки», "Музыкальная палитра", Санкт-Петербург", 2014г.

2. М.И. Родина, А.И. Буренина, "Кукляндия", "Музыкальная палитра", Санкт-Петербург", 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии «Бусограда» М.И.Родиной в коррекции речевых нарушений в совместной деятельности с детьми в музыкальной деятельности.

Всвязи  с тем, что я работаю с коррекционными группами, мне показалась иинтересной и полной нераскрытых возможностей техника "Бусоград" М.И. Родиной. Не является сектретом то, что движение, речь ...

Конструкт игровой деятельности (занятия) в старшей группе ( интеллектуально-творческая игра по инициативе взрослого) «Игротека Бусоград» Тема: «Путешествие в царство цветов или волшебные игры Феи Бусинки»

Данная работа представляет собой конструкт занятия с использованием развивающей методики "Бусоград" (автор - Родина М.И.). Данная методика актуальна своей новизной и соответствием всем требованиям ФГО...

«Использование современных образовательных технологий в театрализованной деятельности детей: «Бусоград»

Основной идеей моего педагогического опыта является развитие творческого воображения, повышение уровня творческой фантазии, улучшение своеобразия творческого мышления, необычности подхода к решаемым з...

Статья «Использование технологии «Бусоград» или волшебные игры Феи Бусинки М. И. Родиной в работе с дошкольниками.

Уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделиться с вами опытом своей работы по методике "Бусоград" или волшебные игры Феи Бусинки. Данную методику разработала Майя Ивановна Родина, известный педагог, музы...

Презентация: МАСТЕР-КЛАСС«Использование технологии«Бусоград» или волшебныеигры Феи Бусинки М. И. Родиной в работе с дошкольниками

В бусах есть что-то магическое…Да, они напоминают четки, они способны превратить обыденный наряд в праздничный.При виде бус у каждого ребенка, у каждой женщины загораются глаза – хочется их взять, пот...

Проект:" Применение технологии " Бусоград или волшебные игры феи Бусинки" в системе развития речи детей старшей группы.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность.При работе с бусами  происходит развитие пространственн...