Картотека игр по теме "Зима"
картотека по коррекционной педагогике

Картотека пальчиковых гимнастик и подвижных игр по теме "Зима" для детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры

 Зима

Раз, два, три, четыре, пять
(по очереди разгибайте пальцы, сжатые в кулак)
Собираемся гулять.
(покажите растопыренные пальцы правой руки)
Катя саночки везет 
(проведите указательным и средним пальцами
правой руки по столу)
От крылечка до ворот,
А Сережа на дорожке 
(сложив пальцы "щепоточкой", делайте бросаю-
щие движения)
Голубям бросает крошки.
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
(помашите кистями правой и левой руки)

Снежок

Раз, два, три, четыре,                                 Загибаем пальчики по одному 

Мы с тобой снежок лепили,                      «Лепим» двумя руками 

Круглый, крепкий,                                      Чертим руками круг  

Очень гладкий,                                            Одной рукой гладим другую  

И совсем, совсем не сладкий.                    Грозим пальчиком

Маленький Егорка

Маленький Егорка                                   Средним и указательным пальцами

Топает по горке,                                        правой руки шагаем по левой руке 

Взял саночки,                                            Кулачек правой руки кладем на плечо  

Вжи-и-и-ик, поехал к мамочке!             скатываемся вниз как с горки 

Мы во двор пришли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять                           Загибаем пальчики по одному 

Мы во двор пришли гулять.                        «Идём» по столу указательным и средним пальчиками 

Бабу снежную лепили,                                  «Лепим» комочек двумя ладонями 

Птичек крошками кормили,                        Крошащие движения всеми пальцами 

С горки мы потом катались,                         Кулачком  правой руки  скользим от плеча левой руки вниз к запястью  

А ещё в снегу валялись.                                 Кладём ладошки на стол то  одной стороной, то другой  

И снежками мы кидались                              Имитируем движения по тексту                                

Все в снегу домой пришли.                           Отряхиваем левой рукой правую от плеча к запястью 

Съели суп и спать легли.                               Движения воображаемой ложкой,  руки под щёки 

Снеговик

Мы слепили снежный ком                  Лепим двумя руками комок, 

Шляпу сделали на нем                        Соединяем руки в кольцо и кладем на  голову, 

Нос приделали и вмиг                         Приставляем кулачки к носу, 

Получился снеговик                            Обрисовываем двумя руками фигуру снеговика. 

Зимой

Снег пушистый лег на ветки.                Изображаем руками ветви деревьев, пальцы растопыриваем 

И гулять бегут все детки.                       Указательный и средний пальцы обеих рук  «бегут» по столу, как ножки 

Лепят бабу под окном,                            Лепим двумя руками воображаемый снежный ком 

Дружно катят снежный ком.                 Круговые движения руками 

Лыжи,                                                       Скользим по столу ладонями вперед-назад 

 Санки                                                       Кисти рук соединить вместе, большими пальцами  вниз, движение                                                                                                                                       от груди вперед 

  И коньки                                                  Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу  

  Мчатся наперегонки.

Пришла зима

Пришла зима.                                  Развести руки в стороны, показывая вокруг себя 

Стало холодно.                                 Обхватить руками себя за плечи и поежиться 

Ударили морозы.                             Стукнуть правым кулаком по левой ладони  

Реки покрылись льдом.                   Руки ладонями вниз соединить и развести в                                                                                                                                                                            разные стороны 

Пошел снег.                                      Руки поднять вверх,

Он падал белыми,                           а затем плавными,  

Пушистыми хлопьями                   зигзагообразными движениями. 

На землю                                         не спеша, опускать их вниз 

На дома,                                           Соединить руки у себя над головой , чтобы получилась «крыша» 

На деревья,                                      Поднять руки вверх, пальцы растопырить, изобразив ветви дерева 

На людей.                                        Положить руки себе на голову 

Елка

Зелененькая  елочка                                  Пальцы рук переплетены и выпрямлены. 

Колючие иголочки.                                   Руки перед собой, пошевелить пальчиками 

Ветки распушила                                       Руки опустить и потрясти ими 

Снежком припорошила                           Погладить себя обеими руками       

Медведь в берлоге

Медведь в берлоге крепко спит,              Руки сложены лодочкой под щечкой 

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,                             Загибаем поочередно пальцы 

Колючий ежик и барсук

Только заиньке не спится                       Указательным и средним  пальцами делаем заячьи ушки                                  

Убегает от лисицы.                                  Указательным и средним пальцами "убегаем" 

Мелькает он среди кустов,                     Изображаем зигзагообразные линии 

Напетлял — и был таков                        Разводим руки в стороны 

Подвижные игры

Игра «МОРОЗ КРАСНЫЙ НОС»

Цель: Развитие ловкости, быстроты реакции, воспитание выдержки, терпения.

Ход ИГРЫ.

В противоположных сторонах площадки на земле при помощи веревки обозначают два дома, в одном из которых располагаются дети, принимающие участие в игре. В середине площадки лицом к игрокам встаёт взрослый, играющий роль МОРОЗА КРАСНОГО НОСА.

МОРОЗ КРАСНЫЙ НОС обращаясь к детям говорит:

Я Мороз Красный Нос!

Вам сюрприз с собой принёс –

Крепкий вам принес мороз,

Берегите, дети, нос!

Дети хором отвечают: Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз!»

После этого они должны перебежать через площадку, чтобы попасть в другой дом, а Мороз хочет помешать им это сделать: он старается дотронуться до детей, чтобы их заморозить, «Замороженные» останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят так до тех пор, пока новый дом не заполнится новыми жильцами.

Игра «СНЕЖИНОЧКИ-ПУШИНОЧКИ»

Цель: Развитие умения действовать согласованно и внимательно слушать команды.

Ход ИГРЫ.

Воспитатель берёт на себя роль снеговика (или им может быть ребёнок изъявивший желание, а дети будут снежинками. Снеговик встаёт посреди площадки, а снежинки начинают ходить вокруг него по кругу. При этом они ещё и поворачиваются вокруг самих себя. Через некоторое время по сигналу снеговика направление движения хоровода меняется, он начинает двигаться в другую сторону. Спустя некоторое время снеговик обращается к снежинкам:

Снежиночки – пушиночки

Отправились все в путь.

Но вот они устали –

Присели отдохнуть!

Дети останавливаются и садятся на корточки. Немного отдохнув, они возобновляют игру.

Игра «ЗАЯЦ, МОРОЗ И ЁЛОЧКИ»

Цель: Тренировка различных навыков передвижения, формирование правильной осанки, развитие внимания, быстроты реакции, координации движений, укрепление мышц стоп и голеней.

Ход ИГРЫ.

При помощи считалки выбирают среди детей «зайчика» и «мороза». Остальные играющие будут «ёлочками». На площадке обозначьте круги, в которые встанут «ёлочки». По сигналу воспитателя «заяц» бежит к ближайшей «ёлочке», чтобы укрыться под ней от «мороза». А «мороз» хочет показать свою силу и «заморозить» - осалить «зайчика». Если «зайчик», убегая от «мороза», успевает прыгнуть в кружок, где стоит «ёлочка», то он становится «ёлочкой», а «ёлочка» - «зайчиком», и теперь она должна бежать от «мороза» к следующей «ёлочке». Если «мороз» осаливает «зайчика», то «зайчик» сам становится «морозом». Если «мороз» оказывается нерасторопным, то он продолжает водить. «Мороз» может осалить «зайчика» не только когда тот бежит к «ёлочке», но и если «ёлочка» замешкалась в ту минуту, как к ней прыгнул «зайчик», и в кругу остались двое.

Мишка в берлоге

Скатаем с группой детей большой снежный ком. Ходим вокруг этого кома и поем, сначала взрослый, второй раз – вместе: «Под горою снег лежит. А под снегом Мишка спит. Глубоко в берлоге греет Миша ноги. Тихо, дети, не шумите! Мишеньку не разбудите! Лезет Мишка из берлоги! Поскорей уносим ноги!» После этих слов убегаем вместе подальше от сугроба.

Гонки снежных комьев 

Строим детей в несколько колонн по одному так, чтобы в каждой колонне дети стояли друг от друга на равных расстояниях. По команде судьи последние игроки лепят ком из снега и катят его к следующему спереди игроку. Тот – к стоящему спереди его игроку и т. д. Побеждает команда, которая скатала больший ком.

Снежный тир

Дети делятся на 2 команды и встают в колонну перед мишенью. По очереди команды метают снежки в цель. Побеждает та команда, которая попадет в цель больше раз.

Воротца

На снегу чертим две черты – старт и финиш, между ними – воротца, например, из нескольких связанных сверху лыжных палок. Команды строятся в колонну к финишу лицом. По команде первые участники бегут к воротцам, пробегают через них, добегают до финиша и возвращаются назад. Затем бегут вторые участники и так далее, пока не прибегут последние участники команд.

Физминутки

«Зайка»

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз.

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

(Движения выполняются по ходу текста стихотворения)

"Снеговик пропал"

Снеговик в лесу пропал                Поднимают обе руки вверх, пальцы раскрыты, руки скрещены

Он куда-то убежал.                        Указательным и средним пальцами правой руки изображают бег.

Может, испугался волка?                 Обнимают себя руками, изображая страх.

 Может, зайка сбил с дороги?        Показывают руками ушки

И в сугробах тонут ноги?                Поочередно высоко поднимают ноги.

 Собрались мы все в кружок

Мы потопаем, мы похлопаем.

Будем весело плясать, будем руки согревать.

Мы потопаем, мы похлопаем,

Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее.

Выпал беленький снежок

Собрались мы все в кружок

Мы потопаем, мы похлопаем.

Будем весело плясать, будем руки согревать.

Мы потопаем, мы похлопаем,

Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее.

В наших тепленьких сапожках

Мы потопаем немножко.

Руки тоже мы согреем и

Похлопаем скорее.

Рукавицы мы надели,

 Не боимся мы метели.

Мы с Морозом подружились,

Как снежинки закружились.

 «Снеговик»

Лепим мы снеговика

Из пушистого снежка.

Вот какой он первый ком!

Вот какой большущий он.

Ком второй чуть-чуть поменьше,

Третий – это голова,

Шляпа будет из ведра,

Нос – морковка,

А глаза – два веселых огонька.

Вот какой веселый он;

 Он смеется до ушей,

Веселит он малышей.

«Снежная баба».

Мы бабу снежную лепили,                (Изображают в воздухе последовательно три круга.)

Чтоб краше не было ее.                (Проводят пальцами по лицу.)

Лопатами весь снег собрали,        (Имитируют движения лопатой.)

Не позабыли ничего.

Сначала ком большой скатали        (Изображают руками в воздухе максимально большой круг.)

И плотно этот ком прижали.        (Изображают перед собой руками круг, опускают его.)

Второй поменьше был размером.        (Изображают круг меньше.)

На первый он уселся смело.        (Приседают.)

А третьим – голова была                (Показывают на голову.)

И участи своей ждала.                (Подпирают голову ладонями.)

Лицо украсили морковкой,                (На уровне носа пальцами изображают морковку.)

И угольками вместо глаз.                (Показывают на глаза.)\

Прорисовали ротик ловко,                (Трогают рот.)

Смотрели в профиль и анфас.        Поворачивают голову в сторону, прямо.)

На голову ведро надели,                 (Делают движения двумя руками сверху вниз по голове.)

Украсили его пером.                (Поднимают одну руку вверх расставляют пальцы.)

Метлу воткнули для порядка        (Делают движение «подметание».)

Трудились дружно всем двором!         (Скрещивают пальцы рук в замок.)

 «Пингвин».

Дети скользят по паркету со словами:

Скользкий лед,
Скользкий лед,
А по нем пингвин идет.
Скользкий лед,
Скользкий лед,
Но пингвин не упадет!

 «Елочка»

Ждут красавицу колючую                «Рисуют» руками елочку.

В каждом доме в декабре.                Делают ладошками «дом».

На ветвях зажгут фонарики,        Показывают «фонарики».

Искры брызнут в серебре.                Руки над головой, пальцы оттопырены.

Сразу станет в доме празднично,        Берутся за руки и становятся в хоровод.

Закружится хоровод.

Дед Мороз спешит с подарками,        Идут по кругу с воображаемым
Наступает Новый год.                мешком за плечами.

«Зимние игры»

Стали дети кататься                (ладони держите горизонтально перед грудью и делайте движения вперед-назад, как бы катаясь на лыжах),

И снегу кувыркаться        (делайте синхронные круговые движения руками перед грудью: правой рукой — по часовой стрелке, а левой — против часовой стрелки).

Захотели в снежки играть        (переложите «снежок» из одной ладони в другую)

Стали лепить их и друг в друга кидать        («слепите» снежок, а затем понарошку «бросьте» его в кого-нибудь).

 Начали комья снежные катить        (сымитируйте соответствующие движения)

—бабу снежную лепить        (снизу вверх двумя руками одновременно изобразите нарисуйте три стоящих друг на друге снежных кома: большой, средний и маленький)

Весело зимой! Не хочется домой!

«Мороз»

Но вечер приближается        (разведите руки в стороны),

Вьюга начинается        (покачайте над головой руками из стороны в сторону).

 Крепчает мороз        (с усилием сожмите кулаки)

—Щиплет щеки, щиплет нос        (пальцами слегка ущипните щеки и нос)

Руки стали замерзать        (потрите ладони)

Надо их отогревать                (подышите на ладони).

Вечер приближается                (разведите руки в стороны)

Темнота сгущается.

Нам домой давно пора

—До свиданья! До утра!        (помашите рукой на прощание).


Зрительные гимнастики

«Снегопад».

Белых хлопьев белый пух    

Плавно и спокойно

Над деревьями кружит  

 И над колокольней.

Медленно опускать сверху вниз сначала правую руку, потом левую.

Каждый дом и каждый куст            Греет, одевает.

Поочерёдно вытягивает руки вправо, влево.

Снеговая шубка и

Шапка снеговая.

Вытянуть руки вперёд и  коснуться ею лба.

Белых хлопьев белый пух        

С неба валит валом,                

Укрывая белый свет

Белым одеялом.

Поднимать и опускать руку от уровня груди до пояса.

Чтобы слева, впереди,  

Позади и справа

Указательным пальцем  коснуться левого плеча, вытянуть руки вперёд, коснуться правого плеча.

Сладко спали до весны  Дерева и травы.      

Закрыть глаза ладонями.

Это сколько ж наметёт.

Снега за ночь-то!

Развести руки в стороны глаза широко открыть.

Это как же полетят

С горки саночки!

Полузакрыть глаза, мягко погладить средними пальцами веки от переносицы к вискам.

Рады снегу детвора  -  

Песня звонкая слышна!                        

 

«Снежинки».

Закружились, завертелись              «Фонарики»

Белые снежинки.                     Поднять руки вверх и посмотреть

Вверх взлетели белой стаей.     на них

Лёгкие пушинки.                             Медленно опустить руки и

Чуть затихла злая вьюга.                проследить за ними взглядом.

Улеглись повсюду.

Заблистали, словно жемчуг, -    Развести поочерёдно руки

Все дивятся чуду.                       в стороны и проследить за ними

Заискрились, засверкали            Выполнить руками

белые подружки.                          движение «ножницы»

Заспешили на прогулку              Шаг на месте.

Дети и старушки.

«Снежки».

(Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога).

В руки вы снежки возьмите,

И на них вы посмотрите.

А теперь их поднимите

Вверх, на них вы посмотрите.

Вниз снежки вы опустите,

И опять на них взгляните.

Снежок вправо,

Снежок влево.

«Нарисуйте» круг умело.

Снежок близко, вот вдали,

Ты внимательно смотри.

Вот такой у нас снежок,

Улыбнись ему, дружок.

Быстро, быстро вы моргайте,

А теперь в игру вступайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...