Нейропсихологические приемы в работе логопеда
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Кобер Юлия Владимировна

В настоящее время наблюдается значительное количество детей с различными отклонениями в развитии, в том числе и речевом. Количество детей с различными речевыми отклонениями не только не уменьшается, а постоянно растет. Именно поэтому потребность в работе узких специалистов (психолого, дефектолога, логопеда) остается высокой. Таким образом, теоретической основой совместной деятельности узких специалистов может стать нейропсихология. Основные положения отечественной нейропсихологии, в настоящее время признанной во всем мире, заложены Л. С. Выготским, А. Р. Лурия и его учениками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyropsihologicheskie_priemy_v_rabote_logopeda.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

Нейропсихологические методы в работе логопеда.

В настоящее время наблюдается значительное количество детей с различными отклонениями в развитии, в том числе и речевом. Количество детей с различными речевыми отклонениями не только не уменьшается, а постоянно растет. Именно поэтому потребность в работе узких специалистов (психолого, дефектолога, логопеда) остается высокой. Таким образом, теоретической основой совместной деятельности узких специалистов может стать нейропсихология. Основные положения отечественной нейропсихологии, в настоящее время признанной во всем мире, заложены Л. С. Выготским, А. Р. Лурия и его учениками.

Современная психология в последнее время активно занимается изучением проблем диагностической, профилактической и коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии и трудности в обучении, а исследование состояния речевых функций ребенка одна из важнейших сторон нейропсихологического обследования.

Нейропсихологическое исследование все шире входит в дошкольную и школьную практику, как для определения школьной готовности ребенка, так и для выяснения текущих трудностей воспитания и обучения. Применение нейропсихологических методик значительно расширяет информацию о ребенке, и педагогическая стратегия может быть личностно – ориентированной и , значит, более эффективной.

Именно поэтому «Нейропсихологический подход к изучению речи детей с нарушениями развития» актуален в настоящее время.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать коррекционную работу. Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них новые способы взаимодействия учителя-логопеда и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. 

Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровье сберегающем обучении является нейропсихологическая коррекция трудностей учения. Опыт отечественных учёных (А. В. Семенович, Е. А. Воробьёва) показывает, что оптимальным является «системный подход коррекции психического развития ребёнка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в комплексе с учётом их взаимодополняющего влияния».

На современном этапе в нейропсихологии возникло новое направлении, которое называется нейропсихология нормы или нейропсихология индивидуальных различий (Хомская, 1998, Ахутина, 1998). По современным научным данным динамика развития высшей нервной деятельности, показывает, что возраст 5-7 и 9-10 – критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память.

Развитие психических функций у ребенка – длительный процесс; одни функции формируются раньше, другие – позже. В том случае, когда эта неравномерность развития выражена сильно, когда ребенок не может за счет своих сильных звеньев скомпенсировать слабые, он начинает испытывать трудности в обучении, в частности, ошибки на письме зачастую происходят из-за особенностей нейропсихологического развития, характерных для современных детей. Ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может допускать ошибки из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию. Именно это чаще всего и становится причиной низкого уровня грамотности, плохого почерка, неудовлетворительного поведения на уроках (Соболева, 2002). Кроме того, уровень грамотности зависит от взаимодействия больших полушарий головного мозга. Правое полушарие преимущественно отвечает за целостный образ, скажем, какого-либо предмета или слова, а левое – за его верное называние или написание в соответствии с правилами орфографии. Бывает так, что доминирует правое полушарие, а левое недостаточно сформировано. Именно поэтому довольно часто можно встретить активных школьников с ярким воображением, но абсолютно неграмотных!

Проведенный А. Р. Лурия (1973) анализ строения высших психических функций и их мозговой локализации позволил выявить, что осуществление любой ВПФ, например чтения или письма, требует участия таких компонентов, как программирование действия, переработка информации и поддержание рабочего состояния мозга. При этом поддержание бодрствующего состояния обеспечивается глубинными и срединными отделами мозга (I функциональный блок, по Лурия), переработка информации – задними отделами коры (II блок) и программирование и контроль – передними (лобными) отделами коры (III блок).

Если недостаточно развит первый блок, отвечающий за активацию мозга, то ребенок быстро утомляется. На уроке они зевают, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться, ронять карандаши и ручки, строить рожи и мешать другим. Для повышения тонуса требуется обеспечить кислородом мозг, усилить кровоток. Достичь цели поможет дыхательная гимнастика, специальный массаж и двигательная коррекция.

При задержке развития функции переработки слуховой и кинестетической информации (второй блок) страдают чтение и письмо, возникают фонематическая или акустико-артикуляционная, оптическая дислексия и дисграфия. Ребенок путает при чтении и письме близкие по звучанию и произношению звуки, навыки чтения и письма не автоматизируются. Трудности чтения ребенок пытается компенсировать «угадывающим» чтением. В письме, кроме замен близких звуков, встречаются еще и замены близких графем. Письменные работы характеризуются следующими видами ошибок:

нахождение и соблюдение строки;

колебание наклона, размера букв, раздельное написание букв внутри слова;

трудности запоминания букв и их искажение;

устойчивая зеркальность букв;

пропуск и замена гласных;

фонетическое письмо;

трудности запоминания словарных слов.

Отставание функций программирования и контроля деятельности (третий блок) характеризуется дефицитом внимания, сокращением объёма рабочей памяти и трудностями переключения, самоорганизация – самое уязвимое место.

При недостаточном развитии третьего блока – ученик не соблюдает правила и не может себя контролировать, даже если хочет! Во-первых, не соблюдаются учебные правила: ребенок не умеет действовать по образцу в соответствии с правилами (правила знает, а пишет все равно с глупыми ошибками). Во-вторых, не соблюдает общие нормы поведения. Ребенок может встать во время урока, занятия играть или наблюдать жизнь за окном, когда все остальные усердно работают.

В письменных работах наблюдаются следующие виды ошибок:

пропуск или вставка букв, слогов, слов;

персеверация предшествующих букв, слогов, слов;

контаминация двух слов;

нарушение границ предложения;

орфографические ошибки.

То есть всё то, что мы - логопеды, относим к дисграфии обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза.

Так как все вышеуказанные проблемы учения с точки зрения нейропсихологии тесно переплетаются с проблемами современной логопедии, то использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность, более качественно вести коррекционно – развивающую работу.

За последние десятилетия наблюдается существенное повышение количества детей с различными речевыми нарушениями (фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи). Часто причины речевых нарушений кроются в наличии повреждений центральной нервной системы, которые возникают в пренатальный и перинатальный периоды и в течение первых месяцев жизни ребёнка.

Ребенок с общим недоразвитием речи имеет нарушенное звукопроизношение, несформированность фонематического слуха, бедный словарный запас, нарушение грамматического строя речи, недоразвитие просодики и речевой моторики. Общее недоразвитие речи может быть выражено в разной степени (I-IV уровни речевого развития по Р.Е. Левиной и Т.Б. Филичевой) [6].

Практика показывает, что логопед не всегда может начать продуктивную коррекционную работу раньше четырехлетнего возраста ребенка, а нескольких лет до школы часто не хватает для полной коррекции речевых нарушений. Возникает вопрос, как оказать необходимую помощь в становлении речи ребенка в рамках данного временного промежутка и подготовить его к школе. Как известно [2] уровень речевого развития ребенка является важным компонентом его психологической готовности к школьному обучению.

Для повышения результативности логопедической работы целесообразно использование достижений психологии и нейропсихологии, интеграция этих областей знаний в практике логопедической работы.

Нейропсихология – научное направление, созданное на грани нейронауки и психологии, которое занимается изучением функционирования структур головного мозга, их связи с психическими процессами и поведением человека [1]. Нейропсихология детского возраста рассматривает процессы формирования и развития психических функций [3, 4, 5].

Нейропсихология изучает развитие психики в сравнении - то есть, в норме и при патологии. Она даёт возможность раскрыть причины речевых нарушений, сформировать базовые функции, необходимые для обучения, чтения и письма.

Нейропсихологическая коррекция может содержательно дополнять основную логопедическую программу работы с детьми с общим недоразвитием речи и повышать ее результативность. Одним из широко известных методов нейропсихологической коррекции нарушений развития у детей является метод замещающего онтогенеза [4]. Практика показывает, что данный метод помогает эффективно исправлять нарушения и письменной, и устной речи у детей. Интересна программа сенсомоторной коррекции для дошкольников «Дельфины», разработанная логопедом Т.Н. Ланиной [4].

Следовательно, является актуальным исследование возможностей нейропсихологического подхода в коррекции общего недоразвития речи у дошкольников, разработка, апробация и оценка эффективности программы коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, интегрирующей нейропсихологические и логопедические занятия.

 

Список литературы

1.Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. Издательство В. Секачев, 2016.

2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2004.

3. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. СПб.: Питер, 2013.

4. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. М., 2018.

5. Цветкова Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. М.: МПСИ, 2017.

6. Филичева Т. Б., Орлова О.С., Туманова Т.В. Основы дошкольной логопедии. М.: Эксмо, 2015.

7.Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика

// М., 2001.

8. Ахутина Т.В, Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход // П., 2018.

9. Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом //П., 2018.

10. Колганова В.С, Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми.//М.,2015.

11. Екжанова Е.А., Фроликова О.А., Эффективная коррекция для первоклассников//С-П., 2019.

12. Сафонов В. Как дышать, чтобы лучше жить //М. 2018

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейропсихологический подход в работе логопеда в средней логопедической группе для детей с ОНР

Нейропсихологический подход в работе логопеда в средней группе для детей с ОНР...

Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда.

В данной статье рассматривается специфика и адапртированные методы нейропсихологической коррекции в условиях коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ.даются практические советы как и на каких эт...

Педагогическая находка «Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда»

Использование нейропсихологических приемов как  средство решения коррекционно-развивающих задач....

Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда

Данный материал можно использовать к презентации "Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда"...

Нейропсихологические приемы в работе педагога-психолога

Материал содержит информацию об использовании нейропсихологических приемах в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога....

Мастер - класс для педагогов и родителей: "«Использование нейропсихологических приемов в работе с дошкольниками»

одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование нейропсихологических технологий. ...

Использование нейропсихологических приемов в работе с детьми

Нейропсихологические упражнения для детей дошкольного возраста...