Нейропсихологический подход в работе логопеда в средней логопедической группе для детей с ОНР
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Нейропсихологический подход в работе логопеда в средней группе для детей с ОНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка .

Нейропсихологический подход в работе логопеда в средней группе для детей с ОНР.

В группу для детей с ОНР приходят дети с разным уровнем недоразвития речи и других психических процессов.  Нейропсихологический подход  в диагностике и коррекции  предполагает внимание к этиологии и причине речевого нарушения.  

Как указывает А.В.Цветков – “ в каждом возрасте наиболее страдают те звенья, которые проходят сензитивный период”.

3-4 года- становление личности, появление слова “Я”.

4-5  лет- увязка простых сенсорных признаков  ( цвет, форма, размер, запах) между собой и с мышлением.  Развитие наглядно-образного мышления.

 А.Р.Лурия выделил три блока мозга.

1 блок мозга- глубинные структуры головного мозга .Они отвечают за тонус и  работоспособность.  При недостаточной зрелости  этого блока мозга  у детей наблюдаются нейродинамические нарушения- они   утомляются очень быстро, зевают, быстро начинают отвлекаться, быстро возникает запредельное охранительное  торможение.  Это специфические нарушения,  таким детям необходимо дозировать нагрузку, менять виды деятельности, обязательное обследование у невролога, общеукрепляющие процедуры.

2 блок мозга- приём и хранение  информации .  Это модально-специфический блок мозга, связанный с работой анализаторных систем ( зрительный, слуховой, тактильно-кинестетический анализаторы ). Ощущение, представление, восприятие, внимание, память, речь, ориентировка в пространстве - вся работа логопеда в основном направлена на формирование этого блока мозга.  

Нарушения звукопроизношения можно разделить на  нарушения, связанные с несформированностью кинестического фактора, когда дети с трудом могут найти  нужное положение языка для произнесения звука, заменяют звуки по месту образования, в заданиях на праксис позы пальцев  допускают специфические ошибки.  В графической деятельности кинестетический фактор отвечает за позу тела, позу удержания карандаша в руке,  точность движений.

При несформированности кинететического ( динамического) фактора  у детей наблюдаются различные трудности- серийная организация движений, которая проявляется в нарушении  программы в зрительных, двигательных  рядах и в  нарушении слоговой структуры слов и предложений.

3 блок мозга – планирование , регуляция  собственного поведения, контроль, мотивация. В старшем дошкольном возрасте – в 6-7 лет  этот блок только начинает формироваться, окончательной зрелости достигает к 12 годам.

Для детей с  ОНР – 1 уровень речевого развития  - те для безречевых детей  необходимо сформировать  предпосылки к развитию речи- увеличивать объём оперативной памяти ,  развивать способность к имитации неречевых и речевых действий взрослого,  а так же формировать когнитивные предпосылки развития речи.

 1 этап когнитивного развития- идентификация. 2 этап- классификация. 3 этап-  символизация.  Одновременно  работа с неговорящими детьми  ведётся на  основе умения подражать.  В работе с неговорящими детьми важна правильная организованная речевая среда в группе детского сада и дома.

Среди детей с ОНР   есть дети с дизартрией и с диспраксией.  При стёртой дизартрии мы наблюдаем     искажение звуков - межзубное , боковое , губно-зубное, велярное произношение.

Диспраксия бывает кинестетическая и кинетическая.

Кинестетическая диспраксия   – трудности воспроизведения артикуляционной позы, при этом наблюдаются замены звуков по месту и способу образования-   К-т, д-г,  т-п, л-н, с-п, к-п.  С этими детьми хорошо выполнять сенсорно- интегративную артикуляционную гимнастику с различными природными материалами, так упр “Крепкий орешек “  выполняем, перекатывая виноградину или помидор черри от щеки к щеке.  Для усиления ощущений выталкиваем изо рта веточки гвоздики и др. При выполнении праксиса позы рук –наблюдаются  трудности в выполнении упр “Коза”- 2-5 пальцы, “Заяц”- 2-3 пальцы ,  синкинезии при выполнении упр говорят о незрелости подкорки .

Кинетическая диспраксия –трудности усвоения последовательности артикуляционных движений , при этом  наблюдаются различные нарушения слоговой структуры слов -замены и пропуски слогов,  персеверации, трудности переключения, сокращения слогов, антиципации- воващи- овощи, контаминации- смешения элементов двух слов . Работа по формированию  слоговой структуры основывается на выкладывании визуальных рядов из различных предметов, проговаривании слогов с одновременной стимуляцией ручной моторики.  Коррекцию диспраксии начинаем с отработки  различных моторных программ – учимся выстраивать визуальные ряды с моторной программой 1/1   , затем 1/1/1.  Эти же моторные программы отрабатываем  на уровне движений  тела, рук, ног, языка, отхлопываем ритмы, те развиваем кинетический праксис.

Дети с  первичной диспраксией не умеют довить мяч или ловят его плохо, спускаются по лестнице приставным шагом, не умеют стоять и прыгать на одной ноге,  не умеют резать ножницами, карандаш держат в кулаке.  Дети со вторичной диспраксией- не могут сосчитать предметы глобально в пределах трёх- четырёх, на вопрос- сколько? – начинают пересчитывать предметы  сначала.  

Среди детей с ОНР  есть  дети с  речеслуховой  агнозией – у них наблюдаются   ошибки , связанные с недоразвитием  фонематического слуха-  псё-всё,  замены звуков п-б-  павабан- барабан,  бадуты- продукты,  бамагити- помогите , паказан- баклажан,  д-т-  дозе- тоже,  к-г- гуда- куда, д-б- бом-дом.  На дифференцируют слова стол- стул, пчёлка- чёлка, локти- ногти, деревья- деревня.  

Среди детей с ОНР наблюдаются дети с первичным языковым недоразвитием.  С детьми в    игровой форме отрабатываем  употребление окончаний косвенных падежей.   У детей  часто встречающиеся аграмматизмы -  П.п- на чём?-на конькав, на санкав,  в кустав,   о чём ? – о платьяв, о зелёныв стульяв, о куклай,  о куклы,  о мыска, о машину, о масины,  а асину, о куклы,  итьку- о мышке,  Т.п- чем чистишь зубы- паты- пастой,   Р.п- много кого? –детяХ, медведев косолапыв, ёлков, матрёшков,  конёв,  медведях, пенёх,  на чём? – а саки, а санкав - на санках, а конькав.  Пропуски предлогов с, к,  сокращение предлога на-а.

Дети с ЗПР- часто путают предлоги- убегать из мамы- от мамы.  Непонимание вопросов косвенных падежей- чем ты чистишь зубы- зубай.  Чем закрываешь дверь? –замокай.  Ошибки в согласовании- был собака, мама говорил, мама пришёл сам, мой платье, мой мама.

В средней группе у большинства детей   не сформирован образ тела и образ предмета- дети рисуют головоногов , не могут собрать разрезные картинки.  

После обследования  составляются сравнительные  таблицы.

ГРАММАТИКА

Импрессивная речь

Экспрессивная речь

 на-под

Понимание сложных логико-грамматич. констр

чем

предлоги

Где

Р.П.

На чём

С кем

О чём

Он, она, оно

 Два, две

Мой, моя, моё/один, одна, одно

детёныши

Согласование сущ и прил

Мн число

прим

Слоговая   структура           Фонематический слух

Поймай тигра

Поймай тигра в словах

РИТМ

РИФМА

Па-ба ва-фа, ка-га

СГСГ

СГСГСГ

Нач-середина-конец

Звук в конце

Выделение гласного из начала

Согл в начале - кот

Лексика

Фигуры

Время года

Овощи, фрукты

листья

Высокий-низкий

Широкий-узкий

Длинный-короткий

Толстый-тонкий

Дом-дик жив

Обобщения

Жив- дикие-дом

Части тела

   Зрительно-предметный гнозис . Зрительно-предметная память. Слухо-речевая память.  Наглядно-образное мышление . Пространственные представления . Конструктивный праксис

Зр память

Визуальные ряды

Корректурная проба

Найди одинаковое

отличия

Повтор 3 слова

Повтор предлож

Двухступенчатая инструкция

Пространственные представления

Разрезная картинка, кубики

матрёшка

Матрёшки по росту

4-лишний сенсорный

вариант

 Психомоторика. Общая и мелкая моторика . Кинестетическая и кинетическая  организация движений.  Праксис рук

Динамический праксис КР/КРЛ

Праксис позы рук

Пробы Хеда

Символический праксис

Тест на диспраксию

Спуск по лестнице

Прыжки на одной ноге

Кинезиология Грибы

Держать карандаш

Рисование ДДЧ

Используемая литература

1 Лынская М.И.  “ Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика “ М.Парадигма 2016

2 Лынская М.И. “Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий “ М. Парадигма 2012

3 Лынская  М.И.“Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей” М. Логомаг 2015

4 Цветков А.В. “ Нейропедагогика для учителей”  М.  издательство “Спорт и культура”  2017

5  Лурия А.Р. “Высшие корковые функции” 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в средней логопедической группе для детей с ТНР

Материал представляет собой разработку планирования коррекционной работы по формированию грамматического строя и связной речи у детей с общим недоразвитием речи (2 уровень речевого развития). Пре...

Нейропсихологический подход в работе логопеда

                   Нейропсихологический подход в работе логопеда помогает определить               ...

1. Консультация на тему: «Нейропсихологический подход в работе логопеда».

Консультация на тему: «Нейропсихологический подход в работе логопеда»....

Нейропсихологический подход в работе логопеда.

Основные понятия:Нейропсихология – это самостоятельная наука, находящаяся на стыке теоретической психологии и клинической неврологии. Она охватывает как общие проблемы организации высших психиче...