Особенности создания дидактических игр для детей с ОВЗ (с нарушением зрения)
презентация по коррекционной педагогике

Востругина Наталья Юрьевна

Презентация из опыта работы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did_igra_gmo.pptx1.29 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности создания дидактических игр для детей с ОВЗ (с нарушением зрения) Выполнила: учитель дефектолог МАДОУ №21 «Росинка» Востругина Н.Ю .

Слайд 2

«В игре ребенок «живет» и «отпечатки» этой жизни остаются в нем глубже и отчетливее, чем «отпечатки» реальной жизни .» К . Д. Ушинский

Слайд 3

Проведение дидактических игр с под­ключением всех сенсорных систем : на­рушенного зрения, слуха, осязания, обо­няния, тактильных, кинестетических, температурных ощущений и других по­зволяет создать основу для компенсации у детей зрительной недостаточности и коррекции имеющихся у них вторичных отклонений в развитии. цвет форма величина строение В дидактических играх дети знако­мятся с характерными признаками предметов качествен­ные характеристики возможности осуществления соответствующих их назначению дей­ствий

Слайд 4

острота зрения цветовосприятие поле зрения тренировки мышечного аппарата глаз восстановления бинокулярности ви­дения . В целом ряде дидактических игр и упражнений решаются также задачи коррекции имеющихся у детей данной категории отклонений в развитии та­ких зрительных функций как:

Слайд 5

Трудности , возникающие у детей с нарушением зрения в процессе дидактических игр трудности зрительного выделения и узнавания детьми предметов, игрушек и изображений, используемых в игре ; трудности зрительного выделения и анализа деталей ; невозможность целостного зритель­ного восприятия игрового дидактиче­ского материала ; нарушения ориентировки в про­странстве игрового поля ; несформированность предметно-­ практических действий, обеспечиваю­щих успешность в дидактической игре ; замедленность осмысления содер­жания игры и поставленной в ней за­дачи; трудности анализа и воспроизведе­ния показанных взрослым действий с предметами, игрушками, картинками; потребность в помощи взрослого (от совместных действий до постепен­ного перехода к действиям по инструк­циям ).

Слайд 6

При выборе натуральных предме­тов для дидактических игр следует со­блюдать определенные требования : - предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного обсле­дования; - они должны иметь традиционную, легкоузнаваемую форму с четко выра­женными основными деталями . К объемным материалам предъявля­ется требование передачи характерных признаков изображаемых предметов. Важно соблюдение правильных пропор­ций и соотношения частей предмета. Требования к игровому дидактическому материалу и его адаптация для занятий с дошкольниками, имеющими нарушения зрения

Слайд 7

Дидактические игрушки для озна­комления детей с предметами быта, с транспортными средствами должны быть с четко выделенными основными деталями, характеризующими изобра­жаемый предмет . Игрушки, изображающие людей или животных , должны передавать все ча­сти тела и правильное пропорциональ­ное соотношение; игрушечное живот­ное должно также отражать реальный окрас.

Слайд 8

К иллюстративным дидактиче­ским материалам предъявляются сле­дующие требования: - цветовая насыщенность; - контрастность ; - контурированность ; - ограниченное количество деталей; - узнаваемость (т. е. соответствие изо­бражаемым предметам или явлениям ). Графические изображения также должны быть с небольшим количеством деталей и легкоузнаваемыми . Рельефные и барельефные изобра­жения должны точно передавать такие признаки предметов, как форма, строе­ние, соотношение частей.

Слайд 9

следует обращать внимание на смысловое содержание и четкость изо­бражения, так как от этого зависит успешность его восприятия и осмысле­ния детьми ; учитывать возраст детей, на ко­торых рассчитана та или иная нагляд­ность, а также имеющиеся у них пред­ставления об изображенном предмете или явлении ; передавать реальный цвет, форму и строение изображаемых предметов ; передавать пространственное рас­положение частей изображаемых пред­метов и их пропорциональное соотно­шение ; учитывать дифференцированные особенности нарушения зрения каждо­го ребенка и доступную для него зри­тельную нагрузку. При изготовлении иллюстративно­го дидактического материала:

Слайд 10

при остроте зрения 0,01-0,03 — не менее 1,5см ; при остроте зрения 0,04-0,08 — не менее 5 мм; при остроте зрения 0,09-0,2 — не менее 3 мм . При таких зрительных заболевани­ях, как косоглазие и амблиопия , вос­приятие определенных цветов (крас­ного, желтого, оранжевого) особенно важно, так как растормаживает колбоч­ковый аппарат сетчатки глаз, способ­ствуя тем самым закреплению резуль­татов лечения, направленного на повы­шение остроты зрения ( Л.И. Медведь, Л.А. Григорян ). В коррекционной работе со слабови­дящими детьми, имеющими органиче­ское поражение зрения необратимого характера, следует избегать использо­вания дидактического материала темно­синего , темно-фиолетового и темно­зеленого цветовых оттенков, так как они воспринимаются ими хуже всего (А.В. Потемкина). С учетом возможностей зри­тельного различения детьми с патологи­ей зрения минимальные размеры предъ­являемых им объектов должны быть:

Слайд 11

Развитие восприятия у ребенка : учеб, по­собие для коррекционных занятий с деть­ми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. / Л.П. Григорьева, М.Э. Вернадская, И.В. Блинникова, О.Г. Солн­цева. — М. : Школа-Пресс, 2001. Григорян, Л.А. Комплексное лечение косо­глазия и амблиопии в сочетании с медико­педагогическими мероприятиями в специа­лизированных дошкольных учреждениях / Л.А. Григорян. — М., 1994. Игры и игрушки для слепых детей до­школьного возраста / науч. ред. Е.Н. Подколзина , ред. Н.С. Плахина . — М.: ИПТК ЛОГОС, ВОС, 2007. Малева , З.П. Подготовка детей дошкольно­го возраста с нарушением зрения к плеоптоортоптическому лечению. — М. : Парадиг­ма, 2009, Кишинев : Издательство Штиинца , 1976. Плаксина , Л.И. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных учреждениях компен­сирующего вида : учебно-метод. пособие / Л.И. Плаксина, Л.С. Сековец . — М. : Элти - Кудиц , 2006. Подколзина , Е.Н. Особенности использова­ния наглядности в обучении детей с наруше­нием зрения / Е.Н. Подколзина // Дефекто­логия. — 2005. — № 6. — С. 33-40. Потемкина, А.В. Современные подходы к использованию средств изобразительной наглядности на коррекционных занятиях со слабовидящими дошкольниками / А.В. По­темкина // Актуальные проблемы социали­зации инвалидов по зрению. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. Солнцева, Л.И. Принципы адаптации ди­агностических методик, используемых при обследовании детей с нарушениями зрения разных возрастных групп / Л.И. Солнцева // Особенности психологической помощи детям с нарушениями зрения в дошкольном учреж­дении. — М., 2001. Литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание адаптивной среды для детей раннего возраста с нарушениями зрения в условиях неспециализированного дошкольного образовательного учреждения.

Доклад на краевой научно-практической конференции по "Созданию адаптивной среды для детей-инвалидов в образовательных учреждениях Краснодарского края....

«Создание развивающей среды для детей раннего возраста с нарушениями зрения в условиях неспециализированного ДОУ»

Презентация проведённой работы данной тематики в неспециализированном ДОУ из двух частей...

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей раннего возраста с нарушением зрения

В последние годы все большую актуальность приобретает проблема детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями в развитии и их влияние на психическое развитие детей раннего в...

Особенности адаптации детей раннего возраста с нарушением зрения

Семейное и общественное воспитание – две стороны процесса в интегративном взаимодействии. Модернизация системы общественного дошкольного образования, появление нового вида – детский сад для дете...

презентация_Создание условий для развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения

-Профилактика зрительных нарушений.-Активизация зрительных функций.-Тренировка сетчатки глаза.-Укрепление мышц глаза, развитие глазодвигательных, прослеживающих функций, расширение поля зрения (боково...

Методическая разработка "Цветные островки- дидактическая игра для детей с ТНР и нарушением зрения.

Задачи:развитие восприятия и дифференциации цветов и их оттенков;развитие межполушарного взаимодействия;развитие пространственной ориентировки;развитие фонетической стороны речи;расширение активного и...