Визуальное расписание для детей с ОВЗ
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Мария Александровна Никитина

Применение визуального расписания для детей с ОВЗ в работе коррекционной группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение визуального расписания для детей с ОВЗ в работе           коррекционной группы.

Для многих детей с ОВЗ визуальный канал восприятия информации является ведущим. Зрительно представленная информация обрабатывается и сохраняется человеком проще и успешнее, чем информация, полученная на слух.

Исследования показывают, что использование визуальной поддержки для людей с ОВЗ (РАС) относится к стратегиям с доказанной эффективностью.

Зрительное расписание является визуальным представлением событий, которые будут происходить в течение дня или в рамках какой-либо задачи или деятельности. Визуальными носителями могут быть фотографии, рисунки, объекты, написанные слова или списки.

Основной целью использование визуального расписания в нашей работе является формирование независимого поведения и самостоятельности.

Визуальное расписание широко применяется не только в работе с детьми с РАС, но и с детьми, имеющими другие нарушения в развитии.

  В каких случаях используются наглядное расписание?

-  если ребенок демонстрирует ярко выраженное нежелательное поведение в случаях, когда не имеет возможности получить желаемое;

- если у ребенка есть проблемы с выполнением тех или иных режимных моментов;

- если у ребенка есть нелюбимый вид деятельности, которую, тем не менее, нужно выполнять;

- если ребенок испытывает трудности при выполнении академических заданий.

Использование визуального расписания позволяет:

- развивать независимость у ребёнка с ОВЗ (РАС). С помощью расписания ребёнок может переходить к другой деятельности или следовать распорядку дня без помощи другого человека.

- избегать конфронтации с ребёнком.    Если расписание сообщает ребёнку, что делать, то он не может с ним спорить. Расписание убирает «личный» компонент и делает процесс более объективным.  

- уменьшать тревожность. Визуальное расписание играет важнейшую роль в снижении тревожности, поскольку они сообщают ребенку, какие именно виды деятельности будут происходить в течение всего дня или части дня, а также отвечать на вопрос когда произойдёт то или иное событие.

- наладить общение с ребёнком. Расписание сообщает ребенку, что должно произойти, и чего ему ожидать. И это облегчает их дальнейшую коммуникацию с окружающими.

Мы в своей группе используем следующие виды расписаний:

Ежедневные.

- составление расписания на день, например: здесь составляем расписание на весь день (все виды занятий, прогулку, обед, сон, домой.).

Индивидуальные расписания.

 Некоторых детей сильно сбивает с толку распорядок на целый день, и поэтому,  их распорядок дня ограничивается следующими 3 или 4 действиями. Индивидуальное расписание используется в общей группе и на индивидуальных занятиях.

Визуальные цепочки последовательности действий.

Визуальные алгоритмы похожи на визуальные расписания, но посвящены одному конкретному делу. Снять одежду, сходить в туалет, помыть руки. ВА вешаются на видном месте, на уровне глаз ребенка.

 Например, чтобы помыть руки нужно: (включить воду, намочить руки, выдавить мыло, намылить руки, смыть мыло, выключить воду, вытереть руки полотенцем).

Планшет «Сначала – потом» - визуальная система, которая мотивирует ребенка с ментальными нарушениями к совершению непривычной деятельности (обучение новым навыкам) либо той деятельности, которая ребенку не нравится. Используем для предотвращения негативного поведения при нежелании выполнять то или иное действие.

Альтернативные системы коммуникации (PECS)

Мы поддерживаем альтернативную коммуникацию, которой пользуется ребенок, посещающий нашу группу. Пекс – это система общения при помощи обмена карточками, используется для быстрого обучения детей с РАС целенаправленному, самостоятельному инициируемому общению.

Большинство видов негативного поведения можно предотвратить. Невербальные символические подсказки и зрительная поддержка чрезвычайно эффективна в работе с детьми с рас.    Визуальное расписание способно решать различные проблемы и компенсировать разные дефициты детей, использующих его. Одним детям оно помогает воспринимать информацию, которую они затрудняются понять на слух, другим оно помогает удерживать ее в памяти, третьим расписание помогает справиться с тревожностью, давая стабильность и понимание последующих событий.

Вывод: Если ребёнок овладеет в достаточной степени умением пользоваться и применять визуальное расписание в ДОУ, им в дальнейшем легче использовать этот метод в процессе освоения школьной программы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКРАН УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ. ВИЗУАЛЬНОЕ РАСПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольногообразованиярекомендует применять вработе методы, стимулиру.ЭКРАН УСПЕВАЕМОСТИФГОС ДО рекомендуется применять в работе методы, стимулирую...

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ С ПОМОЩЬЮ ВИЗУАЛЬНОГО РАСПИСАНИЯ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ С ПОМОЩЬЮ ВИЗУАЛЬНОГО РАСПИСАНИЯ.У подавляющего большинства детей с аутизмом, независимо от степени тяжести аффективной патологии, наблюдаются выра...

Создание визуального расписания для детей с РАС

Как сложно, порой, взаимодействовать с ребенком!!! Особенно, если он чуть-чуть другой. Но сила терпения и любви родителей может преодалеть все препятствия. Предлагаю вам ознакомиться с первичными реко...

«Визуальное расписание как средство развития мотивации познавательной деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями»

Расписание – это упорядоченная по времени информация о предстоящих событиях. Визуальное расписание - способ альтернативной коммуникации, основанный на восприятии зрительного ...

Методика визуального расписания для детей с РАС.

Что такое визуальное расписание?Это планшетка с картинками или словами, обозначающими действия. Они расположены в порядке выполнения. Глядя на визуальное расписание, ребенок понимает, ч...

«Визуальное расписание как средство развития мотивации познавательной деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями».

Расписание – это упорядоченная по времени информация о предстоящих событиях. Визуальное расписание - способ альтернативной коммуникации, основанный на восприятии зрительного ...