Решение умственных задач как одно из средств развития мышления и речи детей старшего дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Аль Рифаи Екатерина Владимировна

Знакомство с опытом работы кружка "Знай-ка". Развитие мышления и речи дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx19.26 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.9 МБ

Предварительный просмотр:

Решение умственных задач как одно из средств развития
мышления и речи детей старшего дошкольного возраста

Педагог-психолог:

МБДОУ «Детский сад ОВ № 52»

Аль Рифаи Е.В.

В настоящее время родители как можно раньше хотят начать подготовку к обучению детей  в школе.

Важно развивать те функции психики, без которых дети не смогут хорошо обучаться в школе (внимание, память, мышление, речь, воображение, и др.) .

Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. При этом важное значение имеет не только то, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.

Выявление и обеспечение условий психолого-педагогического сопровождения  детей старшего дошкольного возраста,  является основной целью для развития  ребёнка. Развитие у ребёнка, мышления и речи, как одна из важнейших составных частей  психического развития.

Достижение поставленной цели  реализую в процессе последовательного решения следующих задач:

- Повышение культуры мышления в ходе обязательных тренировок (упражнения и игры)

- Развитие логических приёмов (сравнения, анализа и синтеза, абстрагирование, обобщение и конкретизация)

- Развитие логических приёмов определяет лёгкость и быстроту установления причинно-следственных связей и развивает речевую активность ребёнка

- Развитие навыков совместной деятельности в коллективе; воспитание доброжелательного отношения друг к другу; осознание своей собственной уникальности; формирование способности выражать словом мысль; уметь согласовывать свои действия с действиями партнёра

Развитие  ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность..

Кружок

«Знай - ка» 

Развитие мышления и речи дошкольников

Н.В. Заводнова «Развитие логики и речи у детей»

-Хлопни, если услышишь…

-Похож – не похож

-Кто кем был?

-Разложи в ряд

-Подбери картинки

З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи»

-Составление фигур  из треугольников и квадратов

-Составление фигур из счетных палочек

-Переложи палочки

-Расставь

-За круглым  столом

Н. Пикулева «Слово на ладошке»

-Игра слово на ладошке

(Я найду слова везде)

-Никак не называется

-Как стать волшебником?

-Колючая игра

-Играй – городок

-Не стучите в эти двери

Е.А. Алябьева «Математические сказки»

-Как Ваня научился ориентироваться  в пространстве

-Мишин сон

-Щедрый Саша и др.

Методы и приёмы:

  • словесные – речевой образец, повторное проговаривание, преднамеренное, многократное повторение одного элемента с целью запоминания, указания, оценка детской речи, беседа, вопросы, художественное слово, образец речи, разъяснения, объяснение, заучивание наизусть, пересказ, рассказ;
  •  наглядные – показ иллюстрированного материала картины, игрушки, книжки, совместное рассматривание, показ положения органов артикуляции;
  • практические – дидактические упражнения, дидактические игры, игры драматизации, инсценировки, хороводные игры, этюды, словесные поручения.

Решая умственные задачи,  дети  не только учатся слушать друг друга  помогать друг другу. Но и учатся замечать простейшие связи и отношения между предметами, использовать их для достижения определенной цели. Эти отношения выяснялись детьми путем практических проб и ошибок, т.е. при помощи предметно – действенного мышления.

От  занятия к занятию дети стали более усидчивы, самостоятельные. Все эти качества необходимы  для того, чтобы без особых проблем перейти к школьному обучению.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Решение умственных задач как одно из средств развития мышления и речи детей старшего дошкольного возраста Педагог-психолог: МБДОУ «Детский сад ОВ № 52» Аль Рифаи Е.В.

Слайд 2

В настоящее время родители как можно раньше хотят начать подготовку к обучению детей в школе . Важно развивать те функции психики, без которых дети не смогут хорошо обучаться в школе (внимание, память, мышление, речь, воображение, и др.) . Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. При этом важное значение имеет не только то, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.

Слайд 3

Выявление и обеспечение условий психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста, является основной целью для развития ребёнка. Развитие у ребёнка, мышления и речи, как одна из важнейших составных частей психического развития.

Слайд 4

Достижение поставленной цели реализую в процессе последовательного решения следующих задач : - Повышение культуры мышления в ходе обязательных тренировок (упражнения и игры ) - Развитие логических приёмов (сравнения, анализа и синтеза, абстрагирование, обобщение и конкретизация) - Развитие логических приёмов определяет лёгкость и быстроту установления причинно-следственных связей и развивает речевую активность ребёнка - Развитие навыков совместной деятельности в коллективе; воспитание доброжелательного отношения друг к другу; осознание своей собственной уникальности; формирование способности выражать словом мысль; уметь согласовывать свои действия с действиями партнёра

Слайд 5

Развитие ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность ..

Слайд 6

Кружок «Знай - ка» Развитие мышления и речи дошкольников

Слайд 7

Н.В. Заводнова «Развитие логики и речи у детей» -Хлопни, если услышишь… -Похож – не похож -Кто кем был? -Разложи в ряд -Подбери картинки

Слайд 8

З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи» -Составление фигур из треугольников и квадратов -Составление фигур из счетных палочек -Переложи палочки -Расставь -За круглым столом

Слайд 9

Н. Пикулева «Слово на ладошке» -Игра слово на ладошке (Я найду слова везде) -Никак не называется -Как стать волшебником? -Колючая игра -Играй – городок -Не стучите в эти двери

Слайд 10

Е.А. Алябьева «Математические сказки» -Как Ваня научился ориентироваться в пространстве -Мишин сон -Щедрый Саша и др.

Слайд 11

М етоды и приёмы: словесные – речевой образец, повторное проговаривание, преднамеренное, многократное повторение одного элемента с целью запоминания, указания, оценка детской речи, беседа, вопросы, художественное слово, образец речи, разъяснения, объяснение, заучивание наизусть, пересказ, рассказ; наглядные – показ иллюстрированного материала картины, игрушки, книжки, совместное рассматривание, показ положения органов артикуляции; практические – дидактические упражнения, дидактические игры, игры драматизации, инсценировки, хороводные игры, этюды, словесные поручения.

Слайд 12

Решая умственные задачи, дети не только учатся слушать друг друга помогать друг другу. Но и учатся замечать простейшие связи и отношения между предметами, использовать их для достижения определенной цели. Эти отношения выяснялись детьми путем практических проб и ошибок, т.е. при помощи предметно – действенного мышления. От занятия к занятию дети стали более усидчивы, самостоятельные. Все эти качества необходимы для того, чтобы без особых проблем перейти к школьному обучению.

Слайд 13

Хорошего Настроения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительная деятельность как одно из средств развития ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста

В данной методической разработке представлены теоретические основы влияния изобразительной деятельности на ручную умелость у детей старшего дошкольного возраста, а также методика использования разнооб...

Презентация "Ребусы" для развития мышления и речи детей старшего дошкольного возраста

Предлагаю подборку ребусов для детей старшего дошкольного возраста...

Дидактическая игра "Отвечай быстро". Данная игра способствует развитию мышления и речи детей старшего дошкольного возраста

•Цель игры: Закреплять умение детей классифицировать предметы по цвету, форме, качеству. Активизировать словарь, воспитывать слуховое внимание, умение быстро думать.•Ход игры•Воспитатель: Если хочешь ...

«Метод моделирования сказок как средство развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР»

К числу важнейших задач коррекционной  работы с дошкольниками, имеющими ЗПР, относится формирование у них связной речи. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ЗПР...

Логические задачи и упражнения как средство развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста

Опыт работы по изучению особенностей развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования логических задач и упражнений...

Мастер – класс для педагогов Театрализованная игра как средство развития интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста по Федеративным государственным образовательным стандартам дошкольного образования

Театрализованная игра как средство развитияинтонационной выразительности речи детейстаршего дошкольного возраста по  Федеративным государственным образовательным стандартам  дошкольного обра...