"Методики коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Коньякова Дарья Александровна

Связная речь – это смысловое целое, которое включает в себя законченные отрезки, связанные между собой и объединенные единым содержанием.

Связная речь должна отражать все стороны своего предметного содержания. В методике термин «связная речь» определяется как:

- процесс говорящего,

-  продукт, результат деятельности,

- название раздела работы по речевому развитию.

Задачи речевого развития дошкольников не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в связной речи, которая включает в себя все достижения ребенка в процессе обучения родному языку: звуковой, грамматический строй, словарный запас. Именно старший дошкольный возраст является периодом формирования связной речи и развития восприятия, обсуждения, обдумывания плана высказывания, рассуждения.

На становление связности речи влияют содержательность текста и мысли, звуковая и грамматическая правильность, последовательность и логический порядок, точный выбор слов и эмоциональная выразительность.

Связность речи непосредственно связана с мыслями человека. Формирование связной речи напрямую связано с развитием познавательной действительности. В процессе познания происходит удержание в памяти образов, обобщения, внимания к содержанию высказываний.

Только в процессе взаимодействия, общения со взрослыми и сверстниками, формируется диалогическая речь. А монологическую речь рассматривал как умение применять языковые средства для определенного высказывания. Овладение этими умениями возможно в ходе целенаправленного обучения. Важным в процессе формирования связной речи, является чтение детям литературы. Знакомство с книгами, художественными произведениями дают основу для развития связной речи. Дошкольники овладевают умением сначала пересказывать, а затем, на основе этого, у них формируется умение самостоятельно составлять рассказы.

На процесс становления связного высказывания ребенка влияет ввод новых слов, словосочетаний, лексических единиц в определенных ситуациях общения, При этом, важно учитывать индивидуальность словаря дошкольника. Важно научить дошкольника употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом. Это способствует дальнейшему умению связывать их по смыслу. Ребенок, постепенно, от отдельных высказываний учится выстраивать сначала диалог, а затем и монолог.

Диалогическа речь – это форма разговорной разновидности языка. Представляет собой проявление непрерывной коммуникативной функции.

Диалогическая речь строится на основе вопроса и ответа, обмене  высказываниями.

Монологическая речь – это более развернутая форма речи, она различается произвольностью и организованностью. По мнению многих исследователей и ученых, монологическая речь требует специального речевого воспитания.

Монолог относится к более сложному виду речи и имеет одного субъекта. Представляет собой сложное синтаксическое целое, не связанное с речью собеседника.

Монолог относится к развернутой форме речи. Включает в себя литературную лексику, синтаксическое оформление, последовательность изложения, логическую завершенность.

В методике обучения детей родному языку важно учитывать взаимосвязь диалогической и монологической речи. В процессе коммуникативного общения, со взрослыми и сверстниками, дошкольники овладевают разговорным стилем речи, который характерен для диалогической речи.           Умения и навыки, которые дошкольники получают в процессе диалогической речи, создают предпосылки для овладения монологической речью в старшем дошкольном возрасте. В овладении описанием и повествованием, дошкольникам помогают приобретенные, в процессе обучения, умения отвечать на вопросы, строить сообщение последовательно, связно, логично.

Методики коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией.

Главной целью в организации работы является освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастным развитием.

Существует большое количество методик коррекции связной речи:

 1. Развивать способность детей воспроизводить по памяти подробности увиденного, конструировать предложения со словами прочитанного текста, формировать ритмико-мелодический компонент текста в процессе работы над связной речью

 2. Разделы в работе над развитием связной речи:

-обогащение словарного запаса детей;

-обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов;

-разучивание стихотворений;

-отгадывание загадок.

Такая работа должна проводиться с дошкольниками, которые уже владеют разговорной речью. Их словарь должен быть приближен к возрастной норме и включать достаточное количество слов разговорной лексики

 3.  Формирование связной речь по разделам:

- словарная работа,

- описание объекта,

- рассказывание по серии картин,

- заучивание стихотворений,

 - пересказывание художественных текстов.

Детей нужно учить воспринимать текст на основе рассматривания картинок и сопоставления их с определенной частью рассказа.

В процессе обучения рассказу и пересказу, нужно подбирать предметные картинки к определенному эпизоду и восстанавливать логическую последовательность серий картин.

4. Работу, по развитию связной речи, можно осуществлять исключительно на поздних этапах преодоления общего недоразвития речи. Связную речь, возможно формировать только у детей с высоким уровнем интеллектуального развития, тем самым отвергают возможность работы по развитию связной речи с детьми с низким уровнем.

Раскрывают пять этапов по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня:

- подготовительная работа,

- занятия по пересказу,

- обучение рассказыванию по картинам,

- обучение рассказу-описанию,

- обучение рассказыванию с элементами творчества.

Таким образом, необходим постепенный переход от простого к сложному, от высказывания с опорой на наглядность к высказываниям по собственному замыслу.

  5. Рекомендовано в работе над связной речью, использовать дополнительные средства: наглядность и моделирование плана выказывания. Все упражнения постепенно усложняются, схемы и наглядность постепенно убираются.

Главной в системе работы является то, что происходит формирование связной речи даже у тех детей, которые ранее не владели подробными смысловыми высказываниями.

6. Приемы коррекционной работы проводят в системе. Всю работу делит на три этапа, на каждом из которых проводится работа по развитию словаря, фразовой речи и связной речи.

-обучение дошкольников подробному, выборочному, а затем творческому пересказу

- перед работой над текстом проводить обязательный его анализ.

 -вся коррекционная работа должна завершиться составлением рассказа из личного опыта, что является самым сложным.

  7. Разработано новое направление в логопедии, связанное с психолингвистическим обоснованием механизмов нарушения речевой деятельности у детей с моторной алалией и поисками наиболее действенных методов их преодоления.

Методика формирования связной речи у детей с системным недоразвитием речи, принципиально отличающаяся от традиционно принятой в логопедической практике.

Методика базируется на современном представлении о том, что связная речь является сложной речемыслительной деятельностью, для овладения которой необходимо усвоить определенные правила:

- правило смысловой связи предложений в рассказе,

- правило лексико-синтаксической связи предложений в рассказе.

- формировать умения и навыки связной речи используя картинно – графический план.

Система развития связной речи состоит из четырех взаимосвязанных разделов:

1.раздел. Формирование ориентированной основы действий по узнаванию связного рассказа.

2. раздел. Формирование первоначального навыка связного говорения. Знакомство с правилами смысловой и языковой организации речи.

  3.раздел. Закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи.

4.раздел. Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации сообщения.

Главная задача данной программы дать детям представления о структурно-семантических закономерностях построения связного сообщения.

Широко применяется метод наглядного моделирования. Детям предлагаются ориентированные карточки, графические записи, таблицы, сенсорно-графический план, картинно- графические схемы.

Структуру мысли простого предложения моделируют наглядно- графические записи. Предметно-постановочные таблицы отражают смысл повествования. Используемые при формировании навыков описательной речи, графические планы и схемы, предоставляют возможность детям следить за содержанием рассказа, одновременно развивая контроль за собственной речью.

Таким образом, в речевом воспитании детей главной задачей становится обучение дошкольников связной речи, так как именно в дошкольный период времени, закладываются основы формирования связного высказывания. Именно в связной речи дошкольника формируется коммуникативная функция речи и языка.

Связная речь, определяется как единое, грамматически выстроенное высказывание, имеющее логическую последовательность и завершенность. Диалогической  речью                               дошкольники               овладевают      в    процессе коммуникатичного общения              со      взрослыми     и      сверстниками.

Монологичекая речь требует специального речевого воспитания.

Формирование связной речи является актуальной проблемой современной логопедии. Моторная алалия входит в общее недоразвитие речи. У детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

У детей с моторной алалией, с нормальным слухом и сохранным интелектом нарушены, или отстают от нормы фонетический, лексический, грамматический компонеты. Речевая несостоятельность проявляется в недостатках восприятия речи.

Имеются нарушения в связной речи. Детям старшего дошкольного возраста с моторной алалией, сложно передать последовательность событий, изложить главное, передать смысл явлений и событий.

При объединении предложений в связные высказывания, у старших дошкольников, обнаруживается не умение строить контекст даже в случаях достаточно развитой диалогической формы речи.

У дошкольников с моторной алалией низкая активность речи. Мимика и жесты компенсируют недоразвитие речи в процессе общения с окружающими.

На уровне произвольности и осознанности отмечается недоразвитие высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления. Особенно страдает вербальная память на слова, фразы, тексты.

В процессе коррекционной работы, дети старшего дошкольного возраста с моторной алалией, могут приобретать определенные умения и навыки, но они остаются детьми с недоразвитой речью.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич.
  2. М.: Просвещение, 2004. – 288 с.
  3. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. – М. : АСТ : Астрель, 2009. – 158 с.
  4. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. – Москва: Просвещение,1985. – 357 с.
  5. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. второе издание / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Москва: Просвещение, 1990. – 316 с.
  6. Коноваленко, В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – Издательство ГНОМ и Д, 2001.
  7. Левина, Р.Е. Опыт изучения не говорящих детей-алаликов / Р.Е. Левина. – Москва: Просвещение, 1951. – 234 с.
  8. Леонтьев,               А.А.   Язык,  речь,  речевая  деятельность   /   А.А. Леонтьев. – Москва: Просвещение, 1985. – 214 с.
  9. Лепская,                Н.И.   Основные   направления   онтогенеза   речи. Проблемы изучения речи дошкольника. – РАО, 1994.
  10. Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи детей 6 лет / Т.А. Ткаченко. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2003. – 144 с.
  11. Ткаченко, Т.А. Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет.
  12. / Т.А. Ткаченко. – М.: Ювента, 2008. – 24 с.

 

  1. Филичева, Т.Б. Основы логопедии: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – Просвещение, 1989.
  2. Флоренская, Ю.А. Избранные работы по логопедии / Ю.А. Флоренская. – М.: Астрель, 2006. – 233 с.
  3. Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития / Д.Б. Эльконин. – Москва: Тривола, 1994. – 324

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методики коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией. 

Связная речь – это смысловое целое, которое включает в себя законченные отрезки, связанные между собой и объединенные единым содержанием.

Связная речь должна отражать все стороны своего предметного содержания. В методике термин «связная речь» определяется как:

- процесс говорящего,

-  продукт, результат деятельности,

- название раздела работы по речевому развитию.

Задачи речевого развития дошкольников не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в связной речи, которая включает в себя все достижения ребенка в процессе обучения родному языку: звуковой, грамматический строй, словарный запас. Именно старший дошкольный возраст является периодом формирования связной речи и развития восприятия, обсуждения, обдумывания плана высказывания, рассуждения.

На становление связности речи влияют содержательность текста и мысли, звуковая и грамматическая правильность, последовательность и логический порядок, точный выбор слов и эмоциональная выразительность.

Связность речи непосредственно связана с мыслями человека. Формирование связной речи напрямую связано с развитием познавательной действительности. В процессе познания происходит удержание в памяти образов, обобщения, внимания к содержанию высказываний.

Только в процессе взаимодействия, общения со взрослыми и сверстниками, формируется диалогическая речь. А монологическую речь рассматривал как умение применять языковые средства для определенного высказывания. Овладение этими умениями возможно в ходе целенаправленного обучения. Важным в процессе формирования связной речи, является чтение детям литературы. Знакомство с книгами, художественными произведениями дают основу для развития связной речи. Дошкольники овладевают умением сначала пересказывать, а затем, на основе этого, у них формируется умение самостоятельно составлять рассказы.

На процесс становления связного высказывания ребенка влияет ввод новых слов, словосочетаний, лексических единиц в определенных ситуациях общения, При этом, важно учитывать индивидуальность словаря дошкольника. Важно научить дошкольника употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом. Это способствует дальнейшему умению связывать их по смыслу. Ребенок, постепенно, от отдельных высказываний учится выстраивать сначала диалог, а затем и монолог.

Диалогическа речь – это форма разговорной разновидности языка. Представляет собой проявление непрерывной коммуникативной функции.

Диалогическая речь строится на основе вопроса и ответа, обмене  высказываниями.

Монологическая речь – это более развернутая форма речи, она различается произвольностью и организованностью. По мнению многих исследователей и ученых, монологическая речь требует специального речевого воспитания.

Монолог относится к более сложному виду речи и имеет одного субъекта. Представляет собой сложное синтаксическое целое, не связанное с речью собеседника.

Монолог относится к развернутой форме речи. Включает в себя литературную лексику, синтаксическое оформление, последовательность изложения, логическую завершенность.

В методике обучения детей родному языку важно учитывать взаимосвязь диалогической и монологической речи. В процессе коммуникативного общения, со взрослыми и сверстниками, дошкольники овладевают разговорным стилем речи, который характерен для диалогической речи.           Умения и навыки, которые дошкольники получают в процессе диалогической речи, создают предпосылки для овладения монологической речью в старшем дошкольном возрасте. В овладении описанием и повествованием, дошкольникам помогают приобретенные, в процессе обучения, умения отвечать на вопросы, строить сообщение последовательно, связно, логично.

Методики коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией.

Главной целью в организации работы является освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастным развитием.

Существует большое количество методик коррекции связной речи:

 1. Развивать способность детей воспроизводить по памяти подробности увиденного, конструировать предложения со словами прочитанного текста, формировать ритмико-мелодический компонент текста в процессе работы над связной речью

 2. Разделы в работе над развитием связной речи:

-обогащение словарного запаса детей;

-обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов;

-разучивание стихотворений;

-отгадывание загадок.

Такая работа должна проводиться с дошкольниками, которые уже владеют разговорной речью. Их словарь должен быть приближен к возрастной норме и включать достаточное количество слов разговорной лексики

 3.  Формирование связной речь по разделам:

- словарная работа,

- описание объекта,

- рассказывание по серии картин,

- заучивание стихотворений,

 - пересказывание художественных текстов.

Детей нужно учить воспринимать текст на основе рассматривания картинок и сопоставления их с определенной частью рассказа.

В процессе обучения рассказу и пересказу, нужно подбирать предметные картинки к определенному эпизоду и восстанавливать логическую последовательность серий картин.

4. Работу, по развитию связной речи, можно осуществлять исключительно на поздних этапах преодоления общего недоразвития речи. Связную речь, возможно формировать только у детей с высоким уровнем интеллектуального развития, тем самым отвергают возможность работы по развитию связной речи с детьми с низким уровнем.

Раскрывают пять этапов по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня:

- подготовительная работа,

- занятия по пересказу,

- обучение рассказыванию по картинам,

- обучение рассказу-описанию,

- обучение рассказыванию с элементами творчества.

Таким образом, необходим постепенный переход от простого к сложному, от высказывания с опорой на наглядность к высказываниям по собственному замыслу.

  5. Рекомендовано в работе над связной речью, использовать дополнительные средства: наглядность и моделирование плана выказывания. Все упражнения постепенно усложняются, схемы и наглядность постепенно убираются.

Главной в системе работы является то, что происходит формирование связной речи даже у тех детей, которые ранее не владели подробными смысловыми высказываниями.

6. Приемы коррекционной работы проводят в системе. Всю работу делит на три этапа, на каждом из которых проводится работа по развитию словаря, фразовой речи и связной речи.

-обучение дошкольников подробному, выборочному, а затем творческому пересказу

- перед работой над текстом проводить обязательный его анализ.

 -вся коррекционная работа должна завершиться составлением рассказа из личного опыта, что является самым сложным.

  7. Разработано новое направление в логопедии, связанное с психолингвистическим обоснованием механизмов нарушения речевой деятельности у детей с моторной алалией и поисками наиболее действенных методов их преодоления.

Методика формирования связной речи у детей с системным недоразвитием речи, принципиально отличающаяся от традиционно принятой в логопедической практике.

Методика базируется на современном представлении о том, что связная речь является сложной речемыслительной деятельностью, для овладения которой необходимо усвоить определенные правила:

- правило смысловой связи предложений в рассказе,

- правило лексико-синтаксической связи предложений в рассказе.

- формировать умения и навыки связной речи используя картинно – графический план.

Система развития связной речи состоит из четырех взаимосвязанных разделов:

1.раздел. Формирование ориентированной основы действий по узнаванию связного рассказа.

2. раздел. Формирование первоначального навыка связного говорения. Знакомство с правилами смысловой и языковой организации речи.

  3.раздел. Закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи.

4.раздел. Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации сообщения.

Главная задача данной программы дать детям представления о структурно-семантических закономерностях построения связного сообщения.

Широко применяется метод наглядного моделирования. Детям предлагаются ориентированные карточки, графические записи, таблицы, сенсорно-графический план, картинно- графические схемы.

Структуру мысли простого предложения моделируют наглядно- графические записи. Предметно-постановочные таблицы отражают смысл повествования. Используемые при формировании навыков описательной речи, графические планы и схемы, предоставляют возможность детям следить за содержанием рассказа, одновременно развивая контроль за собственной речью.

Таким образом, в речевом воспитании детей главной задачей становится обучение дошкольников связной речи, так как именно в дошкольный период времени, закладываются основы формирования связного высказывания. Именно в связной речи дошкольника формируется коммуникативная функция речи и языка.

Связная речь, определяется как единое, грамматически выстроенное высказывание, имеющее логическую последовательность и завершенность. Диалогической        речью        дошкольники                овладевают                в        процессе коммуникатичного        общения        со        взрослыми        и                сверстниками.

Монологичекая речь требует специального речевого воспитания.

Формирование связной речи является актуальной проблемой современной логопедии. Моторная алалия входит в общее недоразвитие речи. У детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

У детей с моторной алалией, с нормальным слухом и сохранным интелектом нарушены, или отстают от нормы фонетический, лексический, грамматический компонеты. Речевая несостоятельность проявляется в недостатках восприятия речи.

Имеются нарушения в связной речи. Детям старшего дошкольного возраста с моторной алалией, сложно передать последовательность событий, изложить главное, передать смысл явлений и событий.

При объединении предложений в связные высказывания, у старших дошкольников, обнаруживается не умение строить контекст даже в случаях достаточно развитой диалогической формы речи. 

У дошкольников с моторной алалией низкая активность речи. Мимика и жесты компенсируют недоразвитие речи в процессе общения с окружающими.

На уровне произвольности и осознанности отмечается недоразвитие высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления. Особенно страдает вербальная память на слова, фразы, тексты.

В процессе коррекционной работы, дети старшего дошкольного возраста с моторной алалией, могут приобретать определенные умения и навыки, но они остаются детьми с недоразвитой речью.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич.
  2. М.: Просвещение, 2004. – 288 с.
  3. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. – М. : АСТ : Астрель, 2009. – 158 с.
  4. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. – Москва: Просвещение,1985. – 357 с.
  5. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. второе издание / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Москва: Просвещение, 1990. – 316 с.
  6. Коноваленко, В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – Издательство ГНОМ и Д, 2001.
  7. Левина, Р.Е. Опыт изучения не говорящих детей-алаликов / Р.Е. Левина. – Москва: Просвещение, 1951. – 234 с.
  8. Леонтьев,        А.А.        Язык,        речь,        речевая        деятельность        /        А.А. Леонтьев. – Москва: Просвещение, 1985. – 214 с.
  9. Лепская,        Н.И.        Основные        направления        онтогенеза        речи. Проблемы изучения речи дошкольника. – РАО, 1994.
  10. Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи детей 6 лет / Т.А. Ткаченко. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2003. – 144 с.
  11. Ткаченко, Т.А. Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет.
  12. / Т.А. Ткаченко. – М.: Ювента, 2008. – 24 с.

  1. Филичева, Т.Б. Основы логопедии: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – Просвещение, 1989.
  2. Флоренская, Ю.А. Избранные работы по логопедии / Ю.А. Флоренская. – М.: Астрель, 2006. – 233 с.
  3. Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития / Д.Б. Эльконин. – Москва: Тривола, 1994. – 324


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Аннотация: В настоящее время уже накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с задержкой психического развития в условиях специального детско...

Коррекционная работа по формированию связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Многие исследователи занимались вопросом развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Основные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

       Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имее...

Основные направления коррекционной работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Основные направления коррекционной работы по обучению детей с ОНР составлению рассказов и пересказов...

Игры для работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста

В данном материале представлены игры способствующие формированию связной речи. Например "Запиши рассказ", "Зеркало", "Кубы "Времена года"....

Обобщенный опыт работы "Принципы и методы работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

Предлагаю вашему вниманию опыт работы формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Здесь предложены принципы и методы работы по формированию связной речи у старших дошкольников, а ...