Методическая разработка
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

 Методическая разработка к адаптированной образовательной программе: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через нетрадиционные техники рисования»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 100 «Берегиня»

Методическая разработка к адаптированной образовательной программе:

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через нетрадиционные техники рисования»

Храмовских Алёна Владимировна, воспитатель

Кузьменко Елена Викторовна, воспитатель

Введение

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества, вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на педагога-воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания.

Дети любят рисовать и используют при этом разнообразные и обыкновенные вещи. Детей привлекает нетрадиционность материалов. И чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, способствует развитию детского творчества, активности, воображения.

Особенности изобразительной деятельности у детей с задержкой психического развития.

В работе Лебедевой Е.Н. представлена характеристика особенностей рисования детей с задержкой психического развития (ЗПР). Они испытывают затруднения при выборе предмета, который можно изобразить, затрудняются в выборе темы, не проявляют при этом активности и самостоятельности. Наблюдается подмена изображений предметов изображениями геометрических фигур, дополнительные детали в рисунках встречаются крайне редко. У детей с ЗПР не наблюдается стремление к разнообразному цветовому решению изображения, даже напоминание о том, что имеются краски, карандаши разного цвета, не побуждают детей к их использованию. Поэтому их работы примитивны. Кроме этого многие дети неадекватно используют цвет (например, снеговика могут нарисовать красным цветом).

По мнению Екжановой Е.А. даже к 6-летнему возрасту предметный рисунок схематичен, упрощен. Рисуя человека или животного, изображают только крупные детали, а мелкие могут отсутствовать. Дети часто изображают цветы, дома и деревья одинаковой величины. Стереотипность сюжетных рисунков является одной из особенностей изобразительной деятельности детей с ЗПР. Их рисунки бедны как по содержанию, так и по композиции.

У многих детей изучаемой категории даже к подготовительной группе еще недостаточно сформированы технические навыки рисования: они неправильно держат карандаш, кисть, затрудняются в прорисовке мелких деталей, плохо владеют приемами закрашивания. Несмотря на то, что рисунки выполнены на недостаточно высоком уровне, дети, как правило, оценивают их положительно. Поэтому, для детей с ЗПР характерен сниженный интерес, а для некоторых детей даже его отсутствие к изобразительной деятельности.

В связи с этим особый интерес представляет изучение нетрадиционных техник изображения и их использование в коррекционной работе с дошкольниками.

По определению Е.Н. Лебедевой термин «нетрадиционный» подразумевает «использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными в педагогической практике образовательных учреждений». Изображать можно различным материалом, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество ребенка.

Доступность нетрадиционных техник приводит детей к удивлению, ситуации успеха, что является важным принципом в работе с детьми с ЗПР. Это стимулирует их желание понять и реализовать способы рисования. А задача воспитателя научить детей разумно пользоваться этим многообразием. Лебедева Е.Н. отмечает, что благодаря высокой коррекционной значимости нетрадиционных техник у детей появляется уверенность в изобразительной деятельности. Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность. Это обуславливается тем, что работа с нетрадиционными средствами не только интересна и увлекательна, но и посильна. Тем самым ребёнок с помощью педагога или самостоятельно преодолевает робость, неуверенность, страх. Работа в нетрадиционных техниках позволяет развивать сенсорную и эмоциональную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разнообразными изобразительными материалами, и содействует лучшему овладению техническими умениями и навыками, способствует становлению личности каждого ребенка и введению его в социум.

Как правило, дети с ЗПР часто копируют образец, чего не может наблюдаться, используя нетрадиционные техники изображения, так как они знакомятся не с образцом, а со способом действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это способствует развитию воображения, творчества, самостоятельности, проявлению индивидуальности.

Использование нетрадиционных техник изображения позволяют организовать совместную деятельность детей по созданию коллективных произведений. Работая в парах или группах, дети учатся планировать и координировать свою творческую деятельность, договариваться друг с другом о содержании и ходе выполнения задания, а так же дает возможность совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений и отставаний в развитии с овладением и совершенствованием изобразительных умений и навыков.

Содержание разработки

Целью данной разработки является развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через нетрадиционные техники рисования.

Термин «нетрадиционный» (от латинского tradition- привычный) подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развираться детские художественные и творческие способности. Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, и творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Именно нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачами в изобразительной деятельности. Они помогают детям чувствовать себя свободными, раскрепоститься, ощутить незабываемые положительные эмоции, вселить уверенность в своих сила. В изобразительной деятельности с использованием нетрадиционные техники, у детей развивается исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, творчество, воображение, самостоятельность. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

Цель нетрадиционного рисования:

  • развитие художественного творчества, воображения, фантазии дошкольников; формирование индивидуальных, интеллектуальных творческих способностей через использование нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности.

Задачи:

  • продолжать знакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов;
  • формировать умение детей сочетать различные материалы и техники изображения;
  • развивать изобразительные умения, навыки, систематизировать полученные знания;
  • продолжать развивать чувство цвета, формы, композиции, пространственное воображение, художественный и эстетический вкус;
  • закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
  • воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом; воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционных техник рисования для детей с задержкой психического развития  способствует развитию и коррекции:

  • ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т.д.);
  • мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга;
  • психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления);
  • тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
  • познавательно-коммуникативных навыков (формирование представлений о цвете, форме, величине, правилах поведения, культуре общения, умение работать в паре, коллективе);
  • самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Коррекционной составляющей организации занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционного рисования стал комплексный подход при формировании определенных навыков у детей:

  • проведение дидактических игр и упражнений на узнавание, различение и называние предметов по величине, форме, цвету, на формирование представлений о пространственных признаках и отношениях, упражнения для развития движений рук.
  • максимальное использование всего диапазона анализаторов (слухового, зрительного, тактильно-двигательного, и др.), учет особенностей межанализаторных связей и психомоторики детей с ЗПР (артикуляционной, ручной, общей);
  • построение занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, подбор форм организации детей на занятии определяется мерой освоения ребёнком приёмов и способов изображения в нетрадиционной технике: от индивидуальной - к парной, подгрупповой, фронтальной;
  • проведение занятий интегрированного характера, что позволяет решать несколько разноплановых задач;
  • осуществление индивидуально - дифференцированного подхода (при единой целевой установке различные способы выполнения задания каждым ребенком; подбор нетрадиционных художественных техник для каждого ребенка индивидуален, так, в работе с расторможенными и гиперактивными детьми рекомендуется не использовать изобразительные материалы, стимулирующие проявление неадекватных действий (разбрызгивание, размазывание, способных перерасти в агрессивное поведение);
  • использование на занятии пооперационных карт выполнения нетрадиционных техник;
  • использование игровой мотивации на всех занятиях;
  • продолжительность занятий определялась состоянием детей и степенью сложностью материала.

В работе с дошкольниками используются разные техники нетрадиционного рисования:

  • «Рисование сухой жёсткой кистью»

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь.

Способ получения изображения: обмакнуть кисть в гуашь и ударить ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

  • «Рисование пеной для бритья»

Средства выразительности: фактурность окраски (объём), цвет.

Материалы: пена для бритья, клей ПВА, пищевые красители, кисти, кондитерские мешки, палочки для мороженного.

Способ получения изображения: смешать пену для бритья с клеем ПВА, добавить пищевой краситель, перемешать. Наносить краску на готовое изображение или лист бумаги можно кистью, при помощи кондитерского мешка или палочки для мороженного. Получается объёмный рисунок.

  • «Печать фруктами»

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из яблок.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

  • «Рисование ладошками»

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

  • «Рисование при помощи пластиковой вилки»

Средства выразительности: тонкие полоски, фактура, цвет.

Материалы: вилка (удобней одноразовая), бумага для рисования, гуашь, тарелочка (желательно одноразовая).

Способ получения изображения: ребёнок опускает вилку обратной стороной в краску и прижимает окрашенной стороной к листу бумаги, при необходимости можно сдвинуть вилку в сторону для получения более длинных линий.

  • «Рисование свечой и акварелью»

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

  • «Рисование цветным песком»

Средства выразительности: цвет, фактура.

Материалы: цветной песок, клей ПВА, шаблон изображения, кисти.

Способ получения изображения: ребёнок наносит на шаблон клей ПВА, а затем засыпает песком.

  • «Печать поролоновыми штампиками»

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка для краски, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролоновый штампик к краске и делает отпечаток на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

  • «Набрызг»

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, картон.

Способ получения изображения № 1: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Способ получения изображения № 2: краски нужного цвета развести в блюдечке с водой. Обмакнуть в краску старую зубную щетку. Направить щетку на лист бумаги, резко провести по ней карандашом по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.

  • «Рисование полиэтиленовым пакетом»

Средства выразительности: цвет, фактура, пятно.

Материалы: бумага, полиэтиленовый пакет, гуашь, тарелочка.

Способ получения изображения: у полиэтиленового пакета завязывается уголок, затем пакет выворачивается и надувается так, чтобы завязанный уголок был в центре. Пакет завязывается. Завязанным уголком опускаем пакет в краску, прокручиваем по кругу, набирая таким образом краску и делаем отпечаток на листе бумаги. Получаются готовые цветы, которые дополняются стеблями и листьями по желанию.

  • «Кляксография» с трубочкой

Средства выразительности: пятно, дорожка.

Материалы: бумага, жидко разведенная гуашь в мисочке, кисточка, ложечка, трубочка коктейльная.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

  • «Рисование ватными палочками»

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: ватные палочки, гуашь, листы бумаги чистые или с шаблоном изображения.

Способ получения изображения: ребёнок опускает ватную палочку в краску и оставляет отпечаток на бумаге, заполняя таким образом готовый шаблон или фантазируя. Палочка меняется по мере использования.

  • «Рисование с помощью мыльных пузырей»

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: пластиковый стакан, жидкое мыло, вода, коктейльная трубочка, краска акварельная, листы бумаги.

Способ получения изображения: в небольшую емкость - пластиковый стаканчик налить 1/5 часть жидкого мыла или шампуня. Добавить столько же воды, и слегка размешав коктейльной трубочкой подуть в трубочку, чтобы пена выступала над поверхностью стаканчика. Быстро смочив кисть в краске осторожно покрасить пену, чтобы не осела. Приготовленным листком накрыть цветную пену и снять. Полученный отпечаток цветной пены можно преобразовать в изображение, которое схоже с фактурой от полученного оттиска. Для получения многократного цветного изображения достаточно промыть кисть в воде от остатков краски и пены, вновь набрать любую другую краску и произвести те же действия, отпечатывая на свободных чистых местах листа бумаги. Изображения можно превратить в рисунки, дополнив деталями, образами, персонажами. Данная техника должна осуществляться строго под руководством взрослого, так как и в предыдущей технологии, необходимо убедиться в том, что дети не втягивают воздух, а выдыхают его через трубочку.

  • «Граттаж»

Средства выразительности: цвет, фактура, линия.

Материалы: плотный лист бумаги, восковые карандаши, восковая белая свеча, баночка, жидкое мыло или шампунь, тушь, поролон и использованный стержень от авторучки или палочка.

Способ получения изображения: восковыми карандашами произвольно покрыть лист цветными пятнами (как лоскутное пестрое одеяло); этот лист сверху натереть свечой так, чтобы был слой воска; приготовить состав из туши и чуть меньшего количества шампуня (в пену не взбивать!); обмакнуть поролон в эту смесь и равномерно покрыть поверхность - получится лист черного цвета; когда черный лист высохнет, то на этом фоне можно процарапывать графический рисунок. Поскольку фон темного цвета, то темы таких рисунков следует выбирать таинственные или темное время суток: ночной или вечерний пейзаж, космос. Перед тем как приступить к работе следует нацелить детей на то, что может получиться при изображении. Мысленно представить себе какой вид изображения хочется получить и процарапать необходимые для этого контуры. Скажем, стволы и кроны деревьев, тропинку и траву, облака и солнце. Когда снимается слой туши и воска, обнаруживаются радужные линии на черном фоне, от чего процесс работы кажется необычным.

  • «Штампование при помощи разрезанной коктейльной трубочки»

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: коктейльная трубочка, листы бумаги, гуашь.

Способ изображения: на конце коктейльной трубочки сделать надрезы и расправить (распушить). Этим концом обмокнуть в краску и сделать отпечаток на бумаге. Для более «пушистого» изображения оставлять отпечаток несколько раз, поворачивая при этом трубочку, заполняя пустые места.

  • «Рисование солью»

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: картон, клей ПВА, соль мелкая, гуашь.

Способ изображения: на картоне простым карандашом изобразить рисунок, по контурным линиям нанести клей из тюбика тонкой линией, сверху засыпать слоем соли. После высыхания клея можно оставить белым, а можно нанести жидкую гуашь, примакивая кистью с краской к соли. При попадании краски на соль краска будет растекаться по ней.

  • «Ниткография»

Средства выразительности: фактура, цвет, линии.

Материалы: нитки длиной 25-30см, краска, листы бумаги.

Способ изображения: возьмите нитки, окрасьте их в разные цвета, выложите - как захочется - на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведите наружу. Сложите половинки листа, прижмите их друг к другу, разгладьте. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдергивайте одну нитку за другой. Разверните лист. Дополните рисунок при необходимости деталями.

  • «Рисование поролоновой губкой»

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет

Материалы: Поролоновая губка, бумага, гуашь, палитра, салфетки, вода, тарелки

Способ получения изображения: гуашь раскладывается по широким и плоским тарелкам для удобного обмакивания губки. Бумага для рисования должна  быть плотной, закреплена на  поверхности стола. Держа за край губки, обмакнуть ее в наполненную краской палитру, не прижимая сильно. Поднести губку к бумажному листу, прижать  окрашенной поверхностью, сильно не надавливая. На губку можно наносить несколько колеров. Если создаваемый рисунок подразумевает наложение фигур друг на друга, то перед нанесением следующего слоя нужно дождаться высыханием предыдущего.

  • «Монотипия»

Средства выразительности: пятно, цвет.

Материалы: Бумага, краски (гуашь, акварель), кисточки.

Способ получения изображения: сложить лист пополам, затем развернуть его.  На одной половине листа нарисовать что-нибудь (половину яблока, бабочки, дерева, цветка и т.д.). Снова сложить лист пополам, плотно прижать нарисованную сторону к чистой. Развернуть лист.

  • «Рисование веревочкой»

Средства выразительности: фактура, линия

Материалы: Веревочка черного цвета нужной длины, готовый рисунок с контуром на картоне, клей ПВА, краски, кисть, вода, салфетка.

Способ получения изображения: нанести тонкой линией клей на контур рисунка, наложить веревочку на полоску клея без натяжения, аккуратно выкладывая все петельки и повороты, прижимая ее легкими движениями пальцев. Лишний кусочек веревочки отрезать, затем раскрасить, получившийся рисунок красками, не выходя за контуры.  

  • «Батик» (рисование по соленой ткани)

Средства выразительности: фактура, цвет,

Материалы: Ткань, закрепленная в пяльцах, акварельные краски, мягкая кисть, простой карандаш.

Способ получения изображения: Приготовление ткани: белая хлопчатобумажная ткань замачивается в очень соленом растворе (один стакан соли на один литр воды) на 30 минут. Просушивается и проглаживается. Соленая ткань закрепляется в пяльцах; простым карандашом делается эскиз. Затем акварельными красками создается образ. Необходимо следить за тем, чтобы дети рисовали не очень жидкой краской. После того, как рисунок высохнет, его необходимо прогладить горячим утюгом.

  • «Рисование на прозрачном мольберте»

Средства выразительности: пятно, линия, цвет, фактура

Материалы: Прозрачный мольберт из оргстекла в деревянной раме. Для рисования используются различные материалы: гуашь, маркеры, печати, штампы и др.

Способ получения изображения: в отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Во время рисования можно использовать различные нетрадиционные техники. Обязательна глазодвигательная гимнастика для снятия напряжения; рисовать рекомендуется как правой, так и левой рукой для развития и стимуляции полушарий головного мозга; рисовать рекомендуется густыми красками – гуашью, пальчиковыми красками. Скользит мягко, можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает;

Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации. На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить юного художника думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.

Предлагаемый результат:

При использовании нетрадиционных техник рисования у детей с ЗПР разовьётся познавательный интерес, воображение, творчество, самостоятельность, инициатива, обогатится и активизируется словарный запас. Так же нетрадиционные техники поспособствуют проявлению индивидуальности.

Применяя и комбинируя разные техники изображения в одном рисунке, дошкольники научатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным, а анализируя и сравнивая свои рисунки, научатся высказывать собственное мнение, что повлияет на желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, проявится фантазия.

Дети будут учится планировать процесс рисования, т.к нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий.

Работая с нетрадиционными техниками изображения у детей уйдёт страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.

Рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и другие техники рисования повысят уровень развития зрительно-моторной координации.

Рисование в несколько рук, как коллективная форма работы, сблизит детей единой целью, у них разовьются навыки культуры общения, эмоционально теплые отношения со сверстниками, произойдёт усвоение нравственных норм, правил поведения.

Содержание образовательной изобразительной деятельности представлено тематическим планированием:

В основе методической разработки лежит комплексно-тематический принцип организации коррекционно-образовательного процесса, решение задач осуществляется по лексическим темам в изобразительной деятельности.

Приложение № 1 – старший дошкольный возраст

Приложение№  2 – подготовительный к школе возраст

Заключение (практическая значимость методической разработки)

Данная методическая разработка даст возможность педагогам внедрить в свою работу нетрадиционные формы изобразительной деятельности с дошкольниками с особенностями в развитии. Эти техники позволят педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям; учитывать их возможности, желания, интерес; разнообразить образовательную деятельность.

Список литературы:

  1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.
  2. Екжанова ЕА. Формирование изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР. Методическое пособие. - М.: 2000.
  3. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 5-6 лет.- М.: «Мозаика – Синтез», 2016.
  4. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития (Методическое пособие). - М.: Классике Стиль, 2004.
  5. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: Каро, 2010.
  6. Никитина А.В. Рисование веревочкой. – СПб.: Каро, 2010.
  7. Рисование с детьми дошкольного возраста / Под ред. Р.Г.Казаковой. М.: «Творческий Центр Сфера», 2004.
  8. Черепкова Н.А. Рисование разными способами с детьми дошкольного возраста (6-7лет). – СПб.: «Детство – пресс»,2021.
  9. Шаляпина И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. М.: «Творческий Центр Сфера», 2016

Приложение 1

Тематическое планирование по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования

(старший дошкольный возраст)

Тема недели

Тема ООД

Техника рисования

Программное содержание

Сентябрь

Детский сад. игрушки

«Любимая игрушка»

Рисование песком на световом столе

-развивать мелкую моторику;

-снять эмоциональное напряжение;

-раскрыть творческий потенциал;

-прививать любовь и интерес к изобразительной деятельности;

-побуждать детей к самостоятельности и умению работать в коллективе.

Золотая осень. Деревья и кустарники.

«Осень в лесу»

Тычок полусухой жесткой кистью

-продолжать формировать технические навыки рисования (набирать необходимое количество краски на кисть и ставить её вертикально листу);

-формировать эстетический вкус и фантазию;

-развивать художественное творчество;

-развивать чувство цвета и формы;

-прививать любовь и бережное отношения к природе;

-воспитывать интерес к пейзажной живописи.

Октябрь

Лес. Грибы.

«Старичок – Боровичок»

Рисование пеной для бритья

-продолжать знакомить детей с техникой рисования пеной для брить;

-дать возможность проявить самостоятельность и творческую активность;

-развивать мелкую моторику;

-воспитывать чувства радости от полученного результата.

Сад. Фрукты. Ягоды.

«Варим, варим мы компот»

Печать фруктами

-продолжать знакомить детей с разнообразием штампиков;

-развивать художественно-творческие способности;

-развивать умение подбирать краски по цветовой гамме; -развивать мелкую моторику рук;

-воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Ноябрь

Перелетные птицы.

«Летят грачи, летят…»

Рисование ладошками

-упражнять в рисовании ладошками;

-развивать художественно-творческие способности;

-развивать фантазию;

-прививать любовь и бережное отношения к природе.

Дикие животные и их детеныши. Подготовка к зиме.

«Колючий ёж»

Рисование при помощи пластиковой вилки

-познакомить со способом рисования пластиковой вилкой;

азвивать творческое мышление и воображение;

-развивать мелкую моторику;

-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Декабрь

Зима. Сезонные изменения в природе.

«Белая береза»

Рисование акварелью и свечой

-продолжать формировать навыки нанесения изображения свечой и влажного тонирования бумаги акварелью;

-развивать воображение и творческую активность;

-воспитывать интерес к пейзажной живописи.

Зимующие птицы.

«Чудо птички – снегири»

Рисование цветным песком

-продолжать знакомить детей с техникой рисования песком;

-развивать воображение, творческие способности;

-развивать мелкую моторику;

-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Новый год в семье. Игрушки и украшения.

«Как красива наша ёлка»

Коллективное рисование ладошками

-упражнять в рисовании ладошками;

-развивать художественно-творческие способности;

-развивать фантазию;

-прививать любовь и бережное отношения к природе;

-побуждать детей к самостоятельности и умению работать в коллективе.

Январь

Зимние забавы.

«Снеговик Тоша»

Рисование песком на световом столе

-развивать мелкую моторику;

-снять эмоциональное напряжение;

-раскрыть творческий потенциал;

-прививать любовь и интерес к изобразительной деятельности.

Наш дом. Мебель.

«Дом, в котором я живу»

Печать поролоновыми штампиками

-продолжать знакомить детей с разнообразием штампиков;

-совершенствовать навыки рисования штампиками;

-развивать пространственное мышление;

ормировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности;

-воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность.

Февраль

Продукты питания.

«Кондитерская мастерская»

Рисование при помощи пены для бритья

-продолжать знакомить детей с техникой рисования пеной для бритья;

-дать возможность проявить самостоятельность творческую активность;

-развивать мелкую моторику;

-воспитывать чувства радости от полученного результата.

Папин праздник.

«Открытка для папы»

Рисование в технике «набрызг»

-познакомить с новой техникой рисования «набрызг» и последовательностью выполнения действий;

-формировать технические навыки;

-развивать творческие способности;

-развивать мелкую моторику;

-вызывать эмоциональный отклик на изготовление подарков собственными руками.

Март

Мамин праздник.

«Букет для мамы»

Рисование полиэтиленовым пакетом

-познакомить с правилами рисования полиэтиленовым пакетом и последовательностью выполнения работы;

-формировать технические навыки;

-дать возможность проявить самостоятельность и творческую активность;

-вызывать эмоциональный отклик на изготовление подарков собственными руками.

Весна. Сезонные изменения.

«Весенняя капель»

Рисование в технике «кляксография»

-продолжать знакомить детей с техникой раздувания краски при помощи коктейльной трубочки;

-развивать художественно-творческие способности;

-развивать фантазию;

-прививать любовь и бережное отношения к природе;

Комнатные растения.

«Фиалка»

Рисование ватными палочками

-продолжать знакомить детей с техникой рисования ватными палочками;

-развивать мелкую моторику рук;

-формировать эстетический вкус и фантазию;

-развивать художественное творчество;

-прививать любовь и интерес к изобразительной деятельности.

Апрель

Аквариумные рыбки.

«Золотые рыбки»

Рисование с помощью мыльных пузырей

-познакомить с правилами и последовательностью выполнения работы рисования при помощи мыльных пузырей;

-развивать координацию, внимание, мелкую моторику рук;

-вызывать интерес к творческому процессу.

День космонавтики.

«Космос»

Рисование в технике «граттаж»

-познакомить с правилами и последовательностью выполнения работы в технике «граттаж»;

-развивать воображение при составлении композиции;

-развивать мелкую моторику;

-развивать самостоятельность и творческую активность;

-вызывать интерес к творческому процессу.

Животные жарких стран.

«Львёнок Лёва»

Штампование при помощи разрезанной коктейльной трубочки

-продолжать развивать технические навыки штампования;

-развивать художественно-творческие способности;

-развивать чувство цвета и формы;

ормировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности;

-воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность.

Май

День победы.

«Салют победы»

Рисование солью

-упражнять в рисовании солью;

-развивать воображение и творческие способности;

-развивать мелкую моторику;

-формировать эстетический вкус и фантазию;

-воспитывать чувства радости от полученного результата.

Скоро лето. Цветы. Насекомые.

«Волшебное лето»

Рисование в технике «ниткография»

-познакомить с правилами и последовательностью выполнения работы в технике «ниткография»;

-формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок;

-развивать воображение и творческую активность;

-прививать любовь и интерес к изобразительной деятельности.

Приложение 2

Тематическое планирование по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования

(подготовительный к школе возраст)

Тема недели

Тема ООД

Техника рисования

Программное содержание

Сентябрь

Детский сад. игрушки

«Подари игрушку другу»

Рисование на прозрачном мольберте

-совершенствовать умение рисовать на прозрачном мольберте

-развивать мелкую моторику;

-снять эмоциональное напряжение;

-раскрыть творческий потенциал;

- развивать умение оценивать свою работу в соответствии с замыслом;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Золотая осень. Деревья и кустарники.

«Осенний лес»

Печать листьями

-совершенствовать умение рисовать в технике печать листьями (аккуратно наносить гуашь на лист и отпечатывать на бумаге);

-упражнять цветовосприятие путем подбора теплых оттенков;

-развивать чувство композиции;

-воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение осеннего леса.

Октябрь

Лес. Грибы.

«Бабушкино лукошко»

Оттиск печатками из картофеля, рисование пальчиками

-упражнять в комбинировании двух различных техник;

-развивать мелкую моторику;

-развивать чувство композиции и ритма;

-воспитывать отзывчивость и доброту.

Сад. Фрукты. Ягоды.

«Осенний натюрморт»

Оттиск пробкой, монотипия

-формировать эстетическое отношение к натюрмортам из даров осени и их изображению в рисунке;

-упражнять в комбинировании различных техник;

-развивать чувство композиции.

-воспитывать самостоятельность и активность.

Ноябрь

Перелетные птицы.

«Лебедушка»

Рисование веревочкой (по шаблону)

-познакомить с техникой рисования веревочкой по шаблону;

-формировать плавность, ритмичность и четкость движений рук;

-развивать воображение;

-воспитывать аккуратность.

Дикие животные и их детеныши. Подготовка к зиме.

«Медведица с медвежонком»

Рисование тычком полусухой жесткой кистью, скомканной бумагой

-формировать умение самостоятельно использовать различные материалы для создания выразительного сюжетного изображения;

- закреплять умение рисовать концом кисти тонкие линии;

-развивать чувство композиции;

-воспитывать гуманное отношение к миру природы.

Декабрь

Зима. Сезонные изменения в природе.

«Морозные узоры»

Рисование нитью

-продолжать знакомство с техникой - рисование нитью;

-закреплять знания о холодных оттенках;

-развивать воображение, познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зимних узоров.

Зимующие птицы.

«Вот на ветках, посмотри, в красных майках снегири»

Рисование веревочкой (по шаблону)

-продолжать знакомить детей с техникой рисования веревочкой по шаблону;

-совершенствовать зрительное восприятие;

-побуждать интерес и заботливое отношение к птицам;

-развивать творчество, чувство композиции.

Новый год в семье. Игрушки и украшения.

«»Новогодние игрушки – шарики цветные»

Отпечаток воздушными шарами, рисование ватной палочкой

-совершенствовать умение детей передавать в рисунке образ новогодней игрушки, используя способ рисования отпечатком воздушного шара, украшать ее методом рисования ватной палочкой;

-развивать цветовосприятие, творчество;

-вызвать чувство радости при создании новогодних игрушек.

Январь

Зимние забавы.

«Ах, как весело зимой»

Рисование ладошкой

- формировать умение изображать фигуру человека с помощью ладошки, добиваться выразительного образа, дорисовывая детали;

-учить проявлять самостоятельность, инициативу;

-совершенствовать умение анализировать свои работы и работы товарищей.

Наш дом. Мебель.

«Дом, который я построил»

Рисование веревочкой

-формировать умение передавать образ дома с помощью веревочек разного размера без шаблона;

-развивать зрительно-моторную координацию;

-воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность.

Февраль

Продукты питания.

«Я кондитер – кулинар»

Рисование при помощи пены для бритья

-продолжать знакомить детей с техникой рисования пеной для бритья;

-дать возможность проявить самостоятельность творческую активность;

-развивать мелкую моторику;

-воспитывать чувства радости от полученного результата.

Папин праздник.

«Звезда героя России»

Рисование ватными палочками

-формировать умение рисовать силуэт звезды карандашом по точкам, передавая форму;

-совершенствовать умение закрашивать предмет ватной палочкой так, чтобы один цвет плавно переходил в другой;

-развивать творческие способности;

-развивать мелкую моторику;

-воспитывать чувство патриотизма.

Март

Мамин праздник.

«Портрет мамочки моей»

«Рисование на прозрачном мольберте

-совершенствовать технические навыки в работе с прозрачным мольбертом;

-развивать художественное восприятие образа человека;

-закреплять знания детей о жанре изобразительного искусства – портрете.

Весна. Сезонные изменения.

«Весеннее солнце»

Рисование в технике «батик» (рисование по соленой ткани)

-познакомить детей с техникой «батик»;

-развивать художественно-творческие способности;

-развивать фантазию;

-прививать любовь и бережное отношения к природе;

Комнатные растения.

«Расцвела фиалка на окошке»

Оттиск пластилиновыми штампами

- совершенствовать умение создавать выразительный образ фиалки посредством оттиска пластилиновыми штампами;

-развивать мелкую моторику рук;

-формировать эстетический вкус и фантазию;

-прививать любовь и интерес к изобразительной деятельности.

Апрель

Аквариумные рыбки.

«Рыбки в аквариуме»

Рисование мозаичными мазками

-познакомить с правилами и последовательностью выполнения работы рисования при помощи мозаичных мазков;

-закреплять знания об обитателях подводного мира;

-развивать координацию, внимание, мелкую моторику рук;

-развивать чувство цвета, наблюдательность и воображение.

День космонавтики.

«В далеком космосе»

Рисование в технике набрызг, печать по трафарету

-упражнять в комбинировании различных техник изображения;

-развивать воображение при составлении композиции;

-развивать самостоятельность и творческую активность;

-вызывать интерес к творческому процессу.

Животные жарких стран.

«Путешествие в Африку»

Рисование ладошкой (коллективная работа)

-продолжать развивать технические навыки рисования ладошкой;

-развивать художественно-творческие способности;

-развивать чувство цвета и формы;

ормировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности;

-воспитывать желание работать в коллективе;

Май

День победы.

«Вечный огонь»

Рисование пластиковой вилкой

-совершенствовать умение изображать языки пламени с помощью пластиковой вилки, используя оттенки красного и желтого цвета;

-развивать цветовосприятие;

-развивать чувство композиции ;

-воспитывать у детей уважение к героям своей страны, любовь к Родине.

Скоро лето. Цветы. Насекомые.

«Путешествие по радуге»

Рисование поролоновой губкой

-закрепить знания о последовательности цветов в спектре радуги;

-совершенствовать умение работать в данной технике;

-развивать воображение и творческую активность;

-прививать любовь и интерес к изобразительной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...