Выступление на районном онлайн - семинаре по теме: «Организация логопедической помощи детям с РАС»
материал по коррекционной педагогике

Галина Ивановна Русова

     В последние годы в детских садах возросло количество детей с тяжёлыми нарушениями речи и другими ограниченными возможностями здоровья. Эти дети имеют свою специфику развития. У многих из них  встречаются трудности всех видов восприятия и внимания, повышенная эмоциональная истощаемость, проблемы с речью. В настоящее время возрастают роль и значение логопедических пунктов  в дошкольных образовательных учреждениях, как одного из наиболее реальных и эффективных путей обеспечения высокой речевой и социально-психологической адаптации детей с нарушениями речи к условиям школьного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное  бюджетное   дошкольное   образовательное   учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по физическому развитию воспитанников» № 6

«Почемучка» п. Новоорск Новоорского района

Оренбургской области

Тема выступления:

«Организация логопедической помощи детям с РАС» 

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1704699/pub_5e73cf67f19e82482c4d870a_5e73d3010a51c47ff2ada156/scale_1200

Новоорск 2021 г.

Тема: Организация логопедической помощи детям с РАС.

           В последние годы в детских садах возросло количество детей с тяжёлыми нарушениями речи и другими ограниченными возможностями здоровья. Эти дети имеют свою специфику развития. У многих из них  встречаются трудности всех видов восприятия и внимания, повышенная эмоциональная истощаемость, проблемы с речью. В настоящее время возрастают роль и значение логопедических пунктов  в дошкольных образовательных учреждениях, как одного из наиболее реальных и эффективных путей обеспечения высокой речевой и социально-психологической адаптации детей с нарушениями речи к условиям школьного обучения.

     На базе нашего детского сада организована логопедическая помощь воспитанникам старшего дошкольного возраста в формате логопункта. На основании заключения ТПМПК дети зачисляются с диагнозами: ОНР (разной степени сложности), ЗПР, фонетико-фонематическим нарушением, фонетическим недоразвитием речи, дислалия. Таким образом, на логопункте одновременно занимаются дети с различными нарушениями речи, в том числе и с ОВЗ.

На логопункте ДОУ на данный момент на основании заключения ТПМПК обучаются три ребенка с ОВЗ. Один ребенок-инвалид с ДЦП и двое с ЗПР (сочетающаяся у одного ребенка с умственной отсталостью, у другого с задержкой интеллектуального развития и аутистическим поведением и у обоих ОНР I уровень).

         Далее в своем выступлении хотелось бы остановиться на одном из диагнозов и поделиться полученным опытом за небольшой промежуток времени работы с ребенком с расстройством аутистического спектра.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛАЙД с  №1 - №9 

      Работа с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра длительна во времени. Глубина аутистических расстройств не позволяет учителю-логопеду сразу приступить к развитию произносительной стороны речи. До начала работы над речевой функцией необходима предварительная работа по установлению контакта с ребенком, развитию понимания обращенной речи. Как показывает опыт

работы – начальному этапу логопедической работы с детьми с РАС важно уделить особое внимание и время. И при этом сделать все, чтобы у ребенка формировался интерес – это один из важных показателей эффективности логопедической работы.

         Во время обследования девочки с данным диагнозом для составления индивидуально коррекционного маршрута выяснилось, что ребенок уже  многое умеет и знает. Т.к. мама, узнав диагноз своего ребенка поступила учиться на логопеда и по методике, которую она получила в Коррекционно-логопедическом центре Марии Черняк в городе Рязань уже  занималась с девочкой по  программе которая  называется сенсомоторная коррекция. Пройдя ее, ребенок значительно продвинулся в развитии, пришло понимание речи, ребенок хоть и невнятно, но стал говорить, появилась имитация и игра, а это самое важное!

     Также у девочки хорошо развита мелкая моторика, с удовольствием выполняет все задания связанные со строительством картинок из палочек, складыванием по цветам и формам различные игры «Сортеры», пирамидки, матрешки пазлы и т.д. Недавно познакомила её с рисованием на магнитном планшете. Девочка, увлеченно выбирая себе картинку-задание, самостоятельно с первого раза принимается её срисовывать. Знает некоторые обобщающие понятия, геометрические фигуры, цвета, счет до двадцати и алфавит (по словам мамы, они учили его целый год). Речь у ребенка быстрая и малопонятна для окружающих. Слово проговаривает целиком, за исключением отсутствующих звуков.

    На наших занятиях мама регулирует поведение девочки. Оказывает огромную помощь в установлении контакта с ребенком. Как правило, аутичный ребенок вначале никак не реагирует на инструкции, задания логопеда, предложенные игры. Но после дублирования инструкций мамой, начинает выполнять задание.

      На всех этапах работы для логопеда часто более важно сформировать у ребенка желание общаться, чем добиться усвоения учебного материала. Если игра не вызывает отторжения, мы ее включаем в занятие и используем длительное время, не оставляя попыток ввести новые игры. Разученные игры должны включаться и в домашние занятия с ребенком родителями. Часто девочка отказывается выполнять некоторые задания, капризничает или не хочет до конца его выполнять, возникает приступ агрессии. Тогда на помощь приходит мама и требовательным тоном просит

выполнить задание до конца или берет задание на дом. Чтобы быстрее добиться положительного результата.    ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛАЙД №10

    Вместе, мы добились положительного результата, ребенок понимает обращенную речь, научился читать по слогам, стал обращаться с просьбой ко взрослому и многое другое.

      При правильно построенной работе аутичные дети могут добиться неплохих результатов. Периоды прогресса могут сменяться регрессом, так же как и у здоровых детей. В работе с аутичными детьми, как ни с какими другими, важны последовательность, твердость, настойчивость и требовательность. Конечно, это очень сложная и кропотливая работа, как для родителей, так и для специалистов. Но важно помнить: добиваясь от ребенка правильного поведения, целенаправленной деятельности, мы формируем соответствующий стереотип и ему так будет легче взаимодействовать, познавать мир, учиться. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррекционная работа логопеда с аутичными детьми

Слайд 2

Аутизм определяется как общее расстройство развития, при котором отмечается максимальный дефицит эмоций и сферы общения. Собственно, название болезни и определяет ее суть и то, как проявляется болезнь: значение слова «аутизм» — означает внутри себя. Человек, болеющий этим недугом, свои жесты и речь никогда не направляет во внешний мир. В его действиях отсутствует социальный смысл. Особенно ярко это серьёзное нарушение проявляется при социальном взаимодействии с окружающими людьми, в эмоционально-волевой сфере, в развитии речи и всех психических процессов. Коррекционную работу с аутичными детьми целесообразно проводить в трёх основных направлениях : Развитие ощущений и восприятия, зрительно- моторной координации. Развитие навыков самообслуживания. Развитие речи и коммуникативных склонностей.

Слайд 4

Основные задачи логопедической работы при аутизме : установление эмоционального контакта с ребенком; активизация речевой деятельности; формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре ; развитие речи в обучающей ситуации ; дифференциация речевых нарушений, обусловленных аутизмом и сопутствующими синдромами.

Слайд 5

Этапы коррекционно-развивающей работы: 1 этап – диагностический, основная цель которого определить возможности и потребности каждого ребёнка. 2 этап – составление плана работы и индивидуальной программы коррекционного воспитания и обучения и дальнейшая их корректировка в течение учебного года. 3 этап – коррекционные занятия. 4 этап – подведение итогов воспитания и обучения в конце учебного года.

Слайд 6

Направления логопедической коррекции при аутизме. Развитие понимания речи (эмоционально-смысловой комментарий ). Эмоционально-смысловой комментарий - необходимый элемент занятий. Это единственный адекватный путь, чтобы добиться включенности ребенка в реальность, осознания происходящего вокруг, понимания им речи. Необходимо «поймать» внимание ребенка, сосредоточить его на чем-то для того, чтобы добиться осмысления происходящего, осознания сказанного.

Слайд 7

Развитие возможности активно пользоваться речью (растормаживание внешней речи ). При аутизме в большей степени, чем при любых других нарушениях, заметна разница между тем, что понимает ребенок, и тем, что он может произнести. Но причина здесь совершенно особая: это отсутствие или снижение речевой инициативы, которую мы должны восстановить и развить. Наиболее сложной, трудоемкой и наименее предсказуемой по темпу и результатам является работа с « неговорящими » детьми. Растормаживание речи у таких детей идет одновременно в трех направлениях: Провоцирование непроизвольного подражания действию, мимике, интонации взрослого. Провоцирование ребенка на непроизвольные словесные реакции. Повторение за ребенком и обыгрывание его звуковых реакций ( аутостимуляция ).

Слайд 8

При коррекционной работе необходимо учитывать уровень и характер особенностей данного ребенка, его индивидуальные возможности. С этой целью для каждого ребенка необходимо составлять индивидуальный план развития. Индивидуализация обучения — это основное условие, которое должно соблюдаться педагогами и психологами, работающими с данной группой детей. Логопедические занятия строятся с учетом возраста и индивидуальных особенностей каждого ребенка .

Слайд 10

Обучение аутичных детей требует от всех коррекционных педагогов не только профессиональных знаний и умений, но и больших затрат психической и физической энергии, большого терпения, интуиции и любви, постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методов обучения и воспитания. При правильно построенной работе аутичные дети могут добиться неплохих результатов. Периоды прогресса могут сменяться регрессом, так же как и у здоровых детей. В работе с аутичными детьми, как ни с какими другими, важны последовательность, твердость, настойчивость и требовательность. Конечно, это очень сложная и кропотливая работа, как для родителей, так и для специалистов. Но важно помнить: добиваясь от ребенка правильного поведения, целенаправленной деятельности, мы формируем соответствующий стереотип и ему так будет легче взаимодействовать, познавать мир, учиться.

Слайд 11

Спасибо За внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация логопедической помощи детям с нарушением речи, посещающим общеобразовательные группы

Проблема возросшего количества детей детского сада с речевыми нарушениями становится все более актуальной. В нашем саду  работают с такими детьми логопеды. Консультативная работа с воспитателями...

статья «Организация логопедической помощи детям с речевыми недостатками»

СтатьяЗубаревой Натальи Николаевны «Организация логопедической помощи детям с речевыми недостатками» Я, Зубарева Наталья Николаевна, работая воспитателем первой младшей группы по...

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ПОСЕЩАЮЩИМ МАССОВЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ГРУППЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Организация логопедической помощи детям, посещающим массовые общеобразовательные группы в дошкольном учреждении...

Выступление на районном онлайн - семинаре по теме «Методическое сопровождение педагогов ДОУ в работе с детьми ОВЗ»

В современной образовательной политике нашего государствареализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одно из наиболее актуальных направлений....

Выступление на районном онлайн - семинаре по теме: «Взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ: атмосфера понимания и эффективного общения»

Вы знаете самую точную примету: если встретились два педагога, то обязательно начнется педсовет.Тогда чего же ждать нам сегодня, когда собралось вместе столько педагогов!Как что, конечно же – ра...

Выступление на районном онлайн - семинаре по теме: «Использование нейропсихологических методов и приемов в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»

laquo;Использование нейропсихологических методов и приемов в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»...