Положение о взаимодействии педагогов по коррекционной работе с детьми
рабочая программа по коррекционной педагогике

Дыбко Наталья Георгиевна

Положение о взаимодействии педагогов по коррекционной работе с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozheniya.docx36.73 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО                                                                                                                         УТВЕРЖДАЮ

на заседании  педагогического совета                                                                            Главный  врач

протокол №   от «____»______ 20___г.                                          ГБУЗ «Пензенский дом ребенка»

                                                                                                                              ______________Н.Э Абушаева

                                                                                                                                          10.09.2019г.  

М.П.

ПОЛОЖЕНИЕ

о взаимодействии педагогов по коррекционной работе с детьми

г. Кузнецк

2019г.


 

1. Общие положения.

1.1. Настоящее Положение разработано для ГБУЗ «Пензенский дом ребенка» в соответствии с законом РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», письмом Министерства образования РФ от 16.01.2002 N 03-51-5 ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях», Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10. 2013 № 544н «Профессиональный стандарт Педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», Уставом ГБУЗ «Пензенский дом ребенка» от 30.08.2011 г. Приказ № 312.

1.2. Настоящее Положение регулирует коррекционно-образовательную работу специалистов дома ребенка с детьми, имеющими нарушения в развитии.

1.3.Коррекционно-образовательная работа специалистов дома ребенка ведется согласно принципам личностно-ориентированной модели:
 дистанция позиции при взаимодействии;
 активность;
 стабильность, динамичность;
 комплексирование и гибкое зонирование;
 эмоциональность среды, индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие ребенка и взрослого;
 учет половых и возрастных различий детей.  

1.4.Положение вступает в силу с момента издания приказа «Об утверждении Положения» и действует до внесения изменения.

1.5.Положение считается пролонгированным на следующий период, если не было изменений и дополнений.

2. Коррекционно-образовательный процесс.

2.1.Содержание образовательного процесса в группе определяется адаптированной основной образовательной программой дома ребенка.

2.2. Организация образовательного процесса в доме ребенка регламентируется Уставом, действующим СанПиН, планом реализации образовательной деятельности детей дошкольного возраста.


3. Участники образовательного процесса.

3.1.Участниками образовательного процесса являются дети, имеющие нарушения в развитии, педагоги (учитель-дефектолог, воспитатели, музыкальный руководитель, педагог-психолог).

3.2.В доме ребенка детям гарантируется охрана их нервно-психического и физического здоровья; обеспечение спокойной, доброжелательной атмосферы жизнедеятельности детей; содействие в естественном и своевременном развитии их речи и коррекция недостатков. 

3.3.Педагоги дома ребенка интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по диагностике и коррекции речевых нарушений у детей и консультируют их родителей / законных представителей (по запросу).

3.4. Педагоги проводят занятия строго по расписанию, утвержденному администрацией учреждения.

3.5.Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно-педагогическую работу в группе, является учитель-дефектолог. 

3.6.Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, решают совместно следующие задачи:

  • организация специальной образовательной среды для реализации особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и развития компетенции, необходимой для жизни человека в обществе;
  • организация деятельности детей с ОВЗ по развитию компетенции, необходимой для жизни человека в обществе, на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширения повседневного жизненного опыта, социальных контактов воспитанников в доступных для них пределах, в том числе с другими детьми и взрослыми;
  • владение ИКТ-компетенциями, необходимыми для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми с ОВЗ;
  • владение формами, методами, приемами и средствами организации деятельности детей с ОВЗ по освоению общеобразовательных программ, адаптированных для их образования, способствующих коррекции нарушений развития, социальной адаптации;
  • организация основных видов деятельности воспитанников с ОВЗ в процессе освоения ими образовательных программ разного уровня с учетом их возраста, своеобразия общего развития, индивидуальных особенностей;
  • формирование положительных навыков общего и речевого поведения, умение пользоваться вербальными и невербальными способами общения;
  • исправление ошибок в речи воспитанников;
  • стимулирование речевой активности, формирование навыков пользования самостоятельной речью;
  • обогащение словаря, уточнение лексических и грамматических значений слов;
  • развития восприятия речи на занятиях и в повседневной жизни;
  • развитие психических процессов (внимания, памяти, логического мышления, воображения и др.) в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.
  • развитие мелкой моторики и конструктивного праксиса;
  • развитие игровой и театрализованной деятельности;
  • развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений;
  • консультирование родителей/законных представителей (по запросу);
  • обеспечение овладения программным материалом с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей с ОВЗ.

3.7. Задачи учителя-дефектолога:

  • развитие у детей интереса к окружающему миру, формирование системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, стимулирование познавательной активности;
  • развитие познавательных процессов и функций: восприятие, внимание, память, мышление;
  • развитие элементарной наблюдательности детей, их желания и умения наблюдать за изменениями, происходящими в окружающем мире;
  • формирование умения устанавливать причинно-следственные связи;
  • развитие сенсорно-перцептивных способностей детей;
  • закрепление умений определять пространственное расположение предметов относительно себя, ориентироваться на листе бумаги;
  • формирование элементарных математических представлений;
  • развитие мелкой моторики, координации обеих рук, зрительно-двигательной координации детей;
  • повышение речевой активности детей, развитие коммуникативной функции речи на занятиях, в играх, в бытовых ситуациях, стимулирование детей к общению со взрослыми  и сверстниками;
  • формирование умений у детей владеть элементарными операциями внутреннего программирования с опорой на реальные действия на вербальном и невербальном уровнях;
  • обеспечение овладения элементарному планированию, выполняя какие-либо действия с помощью взрослого и самостоятельно;
  • развитие и совершенствование умения детей играть с предметными и образными игрушками, способности детей брать на себя роль и действовать в соответствии с ней, закреплять умение детей играть совместно с взрослым и сверстником;
  • стимулирование развития эмоциональной сферы детей;
  • развитие социальной адаптации детей с ОВЗ;
  • осуществление динамического наблюдения за детьми для определения эффективности реализации Программы;
  • осуществление взаимодействия с родителями/законными представителями (по запросу) для обучения отдельным психолого - педагогическим приемам, способствующим повышению эффективности воспитания ребенка, стимулирующим его активность и самостоятельность;
  • преодоление отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личности детей, а также развитие у детей компенсаторных механизмов;

3.8.Работа воспитателя строится с учетом темы, намеченной учителем - дефектолог, и задач коррекционной работы по развитию речи в повседневной жизни и соотносится с задачами занятия.

Задачи воспитателя:

  • закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях с ребенком;
  • развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале;
  • развитие мелкой моторики и конструктивного праксиса;
  • развитие игровой и театрализованной деятельности;
  • развитие пространственных, временных, элементарных математических представлений;
  • формирование у детей необходимых, доступных их пониманию объема знаний и умений во время наблюдений, на прогулках, экскурсиях, обеспечение разнообразия впечатлений;
  • сочетание  всех виды деятельности детей с ОВЗ с развитием речи;
  • ведение подготовительной коррекционно-развивающей работы по теме перед занятием учителя-дефектолога и закрепление  в повседневной жизни опыта, речевых навыков, полученных детьми на занятиях;
  • уточнение, активизация словаря в процессе режимных моментов, прогулок, экскурсий.

3.9. Работа музыкального руководителя строится с учетом темы, намеченной учителем-дефектологом, и задач коррекционной работы:

  •  обеспечивает развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы;
  • развивает слухо-двигательную координацию;
  • формирует музыкальный слух;
  • закрепляет речевую активность детей;
  • учитывает индивидуальные, возрастные особенности детей, а также отклонения в развитии.

3.10. Задачи педагога-психолога:

  • создает оптимальные условия, способствующие охране психического здоровья детей;
  • обеспечивает эмоциональное благополучие детей, свободное и эффективное развитие индивидуальности каждого ребенка в соответствии с его основной патологии и уровнем НПР.

4. Распределение обязанностей между педагогами дома ребенка.

4.1. Учитель-дефектолог:

  • является организатором и координатором коррекционно-развивающей работы, составляет перспективный, годовой и индивидуальный планы работы с каждым ребенком, совместно с коллегами - интегрированный календарно-тематический план взаимодействия;
  •  обеспечивает непрерывность и преемственность процессов обучения, воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации;

ведет профессиональную деятельность строго в рамках своей компетенции;

  • обследует детей, определяет структуру и степень выраженности имеющихся отклонений в их развитии, составляет заключения по результатам обследования и доводит  их в допустимом объеме до сведения педагогов (с целью их  ориентации в проблемах развития ребенка);
  • определять задачи,  формы, методы коррекционной работы;
  • организует и проводит коррекционно-диагностическую работу по определенной программе, включающей максимальную  коррекцию интеллектуальных и сенсорных нарушений, пропедевтику вторичных нарушений, обусловленных первичным интеллектуальным или  сенсорным дефектом;
  • ведет необходимую документацию;
  • проводит индивидуальные занятия (или занятия в малой группе по 2-3 человека), фронтальные и подгрупповые (по необходимости) с воспитанниками, имеющими нарушения в развитии;
  • прогнозирует, планирует и организует: мероприятия по повышению профессиональной компетентности педагогов и родителей в процессе организации коррекционной работы;
  • контролирует выполнение принятых решений в области коррекционного обучения.

4.2. Воспитатель:

  • организует и проводит педагогический мониторинг освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе;
  • разрабатывает АОП (адаптированную образовательную программу) для детей с ОВЗ совместно с другими специалистами по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;
  • создает безопасную и психологически комфортную образовательную среду через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия;
  • реализует педагогические рекомендации специалистов (учителя-дефектолога, педагога - психолога) в работе с детьми с ОВЗ;
  • закрепляет приобретенные знания, отрабатывает умения по автоматизации навыков;
  • обеспечивает всестороннее развитие всех воспитанников, развивает психические процессы, общую и мелкую моторику;
  • строит работу с учетом лексической темы и задач коррекционной работы, намеченных учителем – дефектологом;
  • планирует (совместно с другими специалистами) и организует совместную деятельность всех воспитанников группы; проводит интегрированные НОД с учителем-дефектологом, музыкальным руководителем;
  • консультирует родителей /законных представителей детей с нарушениями в развитии по вопросам воспитания ребенка;
  • проводит коррекционный час по рекомендациям учителя – дефектолога.

4.3.Музыкальный руководитель:

  • организует и проводит педагогический мониторинг освоения детьми образовательной программы;
  • разрабатывает АОП (адаптированную образовательную программу) для детей с ОВЗ совместно с другими специалистами по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;
  • создает безопасную и психологически комфортную образовательную среду через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия;
  • реализует педагогические рекомендации специалистов (учителя-дефектолога, педагога - психолога) в работе с детьми с ОВЗ;
  • строит работу с учетом лексической темы и задач коррекционной работы, намеченных учителем – дефектологом;
  • развивает основные компоненты звуковой культуры речи: интонацию, ритмико-мелодическую сторону, силу, высоту и тембр голоса;
  • формирует певческое и речевое дыхание;
  • обогащает словарь детей по лексическим темам;
  • развивает навыки слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах;
  • осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребенка музыко- терапевтических произведений, способствует созданию музыкального фона в деятельности ребенка, средствами музыки стимулирует познавательные процессы ребенка, готовит для детей праздничные утренники и организует их досуг;
  • проводит индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия со всеми воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей;
  • развивает эмоциональную сферу и творческую деятельность воспитанников;
  • взаимодействует со специалистами дома ребенка по вопросам организации совместной деятельности всех детей в НОД, праздниках, развлечениях, утренниках и т.д.;
  • проводит интегрированные НОД с воспитателями, учителем-дефектологом;
  • консультирует родителей и педагогов по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств;
  • ведет соответствующую документацию.

4.5.Педагог - психолог:

  • участвует в создание условий полноценного личностного развития детей средствами просветительской, профилактической, пропедевтической, диагностической деятельности;
  •  организует и проводит обследование детей (проводит психологическую диагностику, определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии воспитанников, выявляет нарушения социальногоразвития) и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.  
  • участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ; 
  • формирует психологическую культуру педагогических работников, а также детей и их родителей; специальные знания по психологии среди педагогов и родителей; 
  •  консультирует родителей и педагогов; 
  • ведет соответствующую документацию.

5. Ответственность.

5.1. Ответственность за выполнение обязанностей несут специалисты дома ребенка.

5.2. Контроль за выполнением обязанностей специалистов и их регулирование ведёт руководитель образовательного структурного подразделения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого - педагогическая диагностика, как инструмент педагога для коррекционной работы с детьми ОВЗ.

Консультация на тему: " Психолого - педагогическая диагностика, как инструмент педагога для коррекционной работы с детьми ОВЗ" в  помощь педагогам - психологам ДОУ....

Консультация для педагогов «Особенности коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации»

В консультации для педагогов раскрыты особенности коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации. ...

Использование нейропсихологических методов и приемов в междисциплинарном взаимодействии педагогов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

В группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи приходят дети с разным уровнем развития психических процессов.Нейропсихологический подход в работе логопеда помогает опреде...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ РМО ПЕДАГОГОВ ДОУ. "Коррекционная работа с детьми с особыми образовательными потребностями".

Особенности коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями, ограниченными  возможностями здоровья в соответствии с требованиями ФГОС ДО» (Из опыта работы)....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С ПЕДАГОГОМ - ПСИХОЛОГОМ ДОУ В РАМКАХ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ. Консультация для педагога - психолога детского сада.

консультация учителя - логопедаВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С ПЕДАГОГОМ - ПСИХОЛОГОМ ДОУ В РАМКАХ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ....

Мастер-класс для педагогов: Тема: «Коррекционная работа с детьми СДВГ»

Проблема  гиперактивности и дефицита внимания в настоящее время приобретает особую актуальность, т. к. число гиперактивных детей постоянно повышается и нужно искать новые методы и способы ко...