Мастер-класс для педагогов: Тема: «Коррекционная работа с детьми СДВГ»
консультация по коррекционной педагогике

Давыдова Кристина Эдуардовна

Проблема  гиперактивности и дефицита внимания в настоящее время приобретает особую актуальность, т. к. число гиперактивных детей постоянно повышается и нужно искать новые методы и способы коррекции данной проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sdvg_seminar.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Образовательный центр №2 г. Челябинска»

Мастер-класс для педагогов:

 Тема: «Коррекционная работа с детьми СДВГ»

Дата проведения: 19.12.2023

Выступление подготовила:

Педагог-психолог

Давыдова К.Э

Челябинск, 2023

       

Цель: повышение профессиональной компетенции педагог посредством применения простых и эффективных технологий, форм, методов и приемов работы по коррекции детей с СДВГ.

Задачи:

  1. Дать практические упражнения для коррекции детей дошкольного возраста с СДВГ.
  2. Сформировать у участников семинара – практикума мотивацию на применение игр в своей педагогической деятельности.

Формат мероприятия: очный.

Длительность мероприятия: 30 мин.

Оборудование: презентация, флипчарт с бумагой

Ход семинара-практикума:

Проблема  гиперактивности и дефицита внимания в настоящее время приобретает особую актуальность, т. к. число гиперактивных детей постоянно повышается. При несвоевременной диагностике и отсутствии коррекции данное состояние может привести к внутрисемейным проблемам, формированию асоциального поведения, что во многом определяет актуальность изучения СДВГ. Я выбрала данную тему, так как в нашем детском саду число гиперактивных детей увеличивается с каждым годом и нужно искать новые методы и способы коррекции данной проблемы.
Приветствие:

Добрый день уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас на мастер-классе.

        Каждый педагог встречал в своей практике детей, которые, вечно бегут куда то, бесцельно производят какие-то движения, роняют вещи, все ответы выкрикиваются с места, перебивают, не дослушав вопроса до конца, успевают болтать со всеми, рядом сидящими детьми одновременно, смешат, кривляются, отвлекают детей. Когда педагог делает замечание, такой ребёнок, либо не обращает внимания на педагога, либо очень бурно реагирует: обижается, хамит. Обычные воспитательные воздействия, не имеют результатов.

Предлагаю обратиться к определению «Гиперактивности» - «много активности» дословный перевод. Это состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму. Гиперактивность связана с возбуждением нервной системы. И ребенок не в состоянии контролировать процессы возбуждения и торможения.

     Причины гиперактивности могут быть разные: вы их можете увидеть на экране.

1) Генетические Наследственная предрасположенность 

2) Биологические – родовые травмы, стремительные роды, заболевания матери во время беременности

3) Социально-психологические причины. Микроклимат в семье, неправильная линия воспитания.

Выделяют три основных симптома проявления гиперактивности:

  1. дефицит внимания,
  2. импульсивность,
  3. повышенная двигательная активность.

       Не существует единого теста для диагностики гиперактивности в психологической практике. Такой диагноз имеет право ставить только детский невролог, психиатр. Но не смотря, но то, что диагноз может поставить только врач, со своей стороны как педагоги мы можем использовать:

Метод наблюдения за поведением ребенком, и его родителями.

Метод анкетирования или  опрос воспитателей и родителей, в котором будут указаны критерии гиперактивности. Для оценки гиперактивности, я использую критерии, разработанные П. Бейкером и М. Алвордом.

После диагностики необходимо организовать коррекционную работу с ребенком.

Цель коррекции является оказание помощи в адаптации к существующим условиям жизни с учетом симптомокомплекса данного нарушения, создание той психологической атмосферы, в которой ребенок будет успешно реализовывать свой потенциал и сможет в дальнейшем самостоятельно, ответственно решать жизненные задачи.

      При организации коррекционной работы с гиперактивными детьми акцент должен делаться на развитие следующих умений: они выведены на экран.

- концентрировать внимания;

- контролировать свои движения;

- снимать мышечное напряжение;

- контролировать свои эмоциональные проявления;

- правильно выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

     Работа с детьми строится традиционными способами:

- индивидуальной;

- парной;

- подгрупповой

Коррекционное воздействие на гиперактивного ребенка имеет целый ряд приемов, но так как ведущий вид деятельности у дошкольника это игра, поэтому предлагаю игры.

  1. Игры на развитие внимания и контроля двигательной активности.
  2. Игры и игровые упражнения направленные на контроль импульсивности с использованием сдерживающих моментов.
  3. Обучение самомассажу и развитие тактильного взаимодействия.
  4. Обучение приемам саморегуляции через использование релаксаций, визуализаций.

          1. Игра «Подвигай телом».

Цель: создать положительный настрой на занятие, снять напряжение и усталость, развитие координации движений и контроля двигательной активности, внимания.

Инструкция. Сейчас мы с вами разомнемся. Это разминка называется «Подвигай телом». Мы будем танцевать разными частями тела. Какими – я буду называть по ходу нашей разминки. Ваша задача – максимально использовать в танце названную часть тела.

Команды:

  • танцуем правой рукой;
  • танцуем левой рукой;
  • танцуем обеими руками;
  • танцуем отдельно головой;
  • танцуем левой ногой;
  • танцуем правой ногой;
  • танцуем обеими ногами;
  • танцуем туловищем;
  • танцуем правым плечом;
  • танцуем левым плечом;
  • танцуем обеими плечами;
  • танцуем бровями;
  • танцуем носом;
  • танцуем губами;
  • танцуем лицом;
  • добавляем к танцу голову и шею;
  • добавляем плечи;
  • добавляем к танцу руки;
  • добавляем правую ногу;
  • добавляем левую ногу;
  • танцуем всем телом;
  • исключаем из танца правую ногу;
  • исключаем из танца ноги;
  • исключаем из танца туловище;
  • исключаем из танца руки;
  • исключаем из танца плечи;
  • исключаем из танца голову;
  • исключаем и лицо;
  • танцуем губами;
  • остановились;
  • повернулись;
  • улыбнулись!

Количество движений может быть любым, в зависимости от особенностей ребенка. Но главное обращать внимание на то, чтобы ребенок мог контролировать свои движения

2. Упражнение «Интервью».

Цель: контроль импульсивности с использованием сдерживающих моментов.

Инструкция: представим, что вы космонавты оказавшиеся на другой планете и с вами на связь вышла земля
Психолог говорит: Земля на связи. Вам предстоит ответить на вопросы журналистов. Отвечайте хором, но помните, что Земля находится очень далеко, звук будет доходить не сразу, а через 3 секунды, поэтому говорить нужно только после счета «Раз, два, три». Все готовы? Начали! Космонавты здоровы? Раз, два, три! Люди на планете есть? Раз, два, три! Небо, какого цвета? Раз, два, три! Вода есть? Раз, два, три! Животные есть? Раз, два, три! Домой хотите? Раз, два, три!

3. Упражнение «Зоопарк».

Цель: обучение самомассажу и развитие тактильного взаимодействия.

Инструкция: встаньте, пожалуйста, друг за другом (паровозиком по кругу). Я буду рассказывать о зоопарке и показывать движения на спине, вы по кругу передаете движения и делаете массаж друг другу.

  1. В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, вправа налево).
  2. Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводит направо и налево)
  3. Приходят в зоопарк первые посетители (при помощи кончиков пальцев «сбегать» вниз по спине)
  4. Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест)
  5.  Рядом находится загон со львами. Сейчас им раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки)
  6. Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику)
  7. Слышатся сильные прыжки кенгуру («топать» кончиками пальцев по спине)
  8. Рядом находится вольер со слонами. Они медленно ходят по вольеру (медленно и сильно нажимать кулаками на спину)
  9. А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные)
  10. Вот крокодил открывает свою пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать руки и ноги)
  11. А вот и колибри прилетела в гнездо и устраивается там по удобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подергать их)
  12. Вот прогулка подошла к концу. Посетители зоопарка идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание партнера)

          4.«Кричалки-шепталки-молчалки» (Шевцова И.В.)

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это - сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь -«кричалку» можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь -«шепталка» - можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» - синяя ладонь - дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчанками».

          5.Релаксация-визуализация.

В работе   с гиперактивными детьми очень важно научить их расслабляться, снимать напряжения, поэтому использование релаксации – визуализации необходимо.

Примите удобную позу. Сейчас зазвучит музыка и вы закроете глаза.

Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинаем путешествие. Наше облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает лицо? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будем счастливы.

   В этом месте может произойти что-то чудесное и волшебное….

Теперь вы снова на своем облаке и оно везет всех назад. На ваше место. Слезайте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

           6.РЕФЛЕКСИЯ

Свой мастер-класс я хотела бы закончить народной мудростью:

Лучший способ сделать детей хорошими – сделать их счастливыми. Оскар Уайльд

А вас попрошу, с помощью народных мудростей выразить свое отношение к сегодняшней встречи. Возьмите на память себе то выражение, которое соответствует моей работе.

  1. Такое уменье везде найдет примененье
  2. Много поту – да мало проку!
  3. За все берется, да не все удается

Спасибо все за работу!

6 игр для концентрации внимания

Проблемы с концентрацией‌ внимания сегодня есть у многих детей‌, и это не обязательно сразу СДВГ.

1. Минута молчания

На самом деле, это вариант детской‌ медитации. Вы можете поставить перед ребе‌нком песочные или обычные часы с секундной‌ стрелкой‌ и минуту/две его задача следить за песком/стрелкой‌, ни о чем не думать. Когда время закончится - сообщить, поэтому отвлекаться нельзя!)

2. «Правда или ложь»

Вы произносите фразу: если она верная, ребе‌нок хлопает, если нет - топает. Например: «мороженое холодное» - «хлоп», колесо квадратное - «топ».

3. «Я гляжу и нахожу»

Вы загадываете предмет , который‌ есть в помещении. Говорите: “я гляжу и нахожу что-то…Красное». Задача ребе‌нка задавать вам вопросы, чтобы угадать предмет. Для того, чтобы угадать, ребе‌нку необходимо концертировать внимание на предметах в комнате и формулировать вопросы.

4. Внимательное слушание

Вы читаете отрывок, а ребе‌нок должен запомнить, сколько раз звучали слова, начинающиеся на «а» или любую другую букву

5. Хитрый‌ сче‌т

Попросите ребе‌нка посчитать до 30, пропуская числа, которые кончаются на 5/начинаются на 3 или любую другую цифру:)

6. «Че‌рный-белый не берите, да и нет не говорите»

Игра из нашего детства, по правилам которой‌ вы задае‌те любые вопросы, а ребе‌нок должен ответить на них, не используя слова «да», «нет», «че‌рный» и «белый»

Также улучшают навык концентрации внимания игры с водой‌, сыпучими предметами и лепка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование методики Зайцева в коррекционной работе с детьми ОНР»

Познакомить педагогов с методикой Н.А. Зайцева; представить собственный опыт работы с данной методикой и предложить варианты использования её в ДОУ и дома....

мастер-класса «Использование театрализованных игр в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи

Использование театрализованных игр в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи...

Мастер – класс «Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста».

Задачи:— Развитие мелкой моторики рук— Развитие мышления— Развитие внимания и памяти— Развитие сенсорных способностей (умения различать цвета; находить цвет по образцу и по  словесному обозначени...

Мастер-класс: «Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

      Марбл – это шарики или сплюснутые овальной или круглой формы. Они могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Они имеют разнообразные отте...

Мастер - класс "Использование технологии интеллект - карт в работе с детьми дошкольного возраста коррекционной группы"

Интеллект - карта это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого рзвиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.Технология "интелл...

Мастер - класс "Использование лего – технологии в коррекционной работе с детьми ТНР."

Создание благоприятных условий для развития у детей с ТНР первоначальных конструкторских умений, творческих способностей посредством внедрения в образовательный процесс LEGO– технологи...

Мастер-класс «Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»

Мастер-класс «Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»...