Дефекты смягчения и способы их коррекции.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Олеся Николаевна Муравьева

В наше время в практике всѐ чаще встречаются дети с дефектом смягчения, который проявляется в нарушении произношения согласных, имеющих твѐрдую (мягкую) пару. Дефект может быть частичным или тотальным, т.е. охватывать все согласные. Исключением будут звуки [ш], [ж], [ц], не имеющие мягких пар. И звуки [ч], [щ], [й], не имеющие твѐрдых пар.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл defekt_smyagcheniya.docx30.95 КБ

Предварительный просмотр:

Дефект смягчения

Учитель-логопед Муравьева О.Н.

В наше время в практике всѐ чаще встречаются дети с дефектом смягчения, который проявляется в нарушении произношения согласных, имеющих твѐрдую (мягкую) пару. Дефект может быть частичным или тотальным, т.е. охватывать все согласные. Исключением будут звуки [ш], [ж], [ц], не имеющие мягких пар. И звуки [ч], [щ], [й], не имеющие твѐрдых пар.

Если у ребѐнка появился дефект смягчения, то работа логопеда начинается именно с этого дефекта, предварительно отработав с гласными звуками.

Полное устранение дефекта на раннем этапе в устной речи предотвратит появление акустической дисграфии в письменной речи.

Коррекция дефекта смягчения проводится на индивидуальных занятиях. Факторы предрасполагающие к возникновению дефекта:

  • снижение физического слуха;
  • несформированность фонематических процессов;
  • нарушение в строении артикуляционного аппарата;
  • нарушение иннервации (тонуса) артикуляционной мускулатуры. Среди дефектов смягчения наблюдаются:
  1. Полное отсутствие мягких согласных звуков в речи, т.е. постоянная их замена парными твѐрдыми звуками (дядя Ваня – дада Ванна, пять – пат, мясо – масо и т.п.). Фонетико-фонематический дефект;
  2. Излишнее смягчение (Собака идёт домой – Сябякя идёть дямёй). В практике встречается чаще, ещѐ его называют дефектом твѐрдости. Фонетико-фонематический дефект;
  3. Смешение мягких и твѐрдых звуков в речи (паралалии), т.е. наряду с правильным произношением твѐрдых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в ту и в другую сторону. Фонематический дефект.

Особенности артикуляции

При произношении мягких звуков особенностью артикуляции является палатализация (от лат. смягчение) дополнительный к основной артикуляции согласных подъѐм средней части языка к твѐрдому нѐбу (или йотовая артикуляция).

Наиболее просты по артикуляционному укладу переднеязычные звуки [т]-[ть], [д]-[дь], [н]-[нь], они и похожи по артикуляции (редко бывают нарушены).

Переход твѐрдого согласного звука в мягкий зависит от напряжения и подъема средней части языка к нѐбу.

Специфика работы

Нарушения произношения твѐрдых и мягких согласных, как правило, возникают при недостатках акустической дифференциации, а также при

нарушениях иннервации артикуляционной мускулатуры. Работа по исправлению деффектов ведѐтся в двух направлениях:

  1. Коррекция фонематического слуха и фонематического восприятия;
  2. Выработка правильного артикуляционного уклада при произнесении парных согласных.

При коррекции фонематического слуха и фонематического восприятия важно достигнуть понимания ребѐнком принципа различения твѐрдых и мягких звуков. Нужно объяснить ребѐнку и показать на примерах, что от неправильного произношения звуков может меняться смысл всего слова. Для облегчения данной задачи можно пользоваться графическим материалом, тематическими картинками, сопровождать упражнения определѐнными движениями. Всѐ это делается с целью обеспечения зрительного и кинестетического контроля.

Этапы работы:

  1. Подготовительный этап
  2. Этап постановки звука
  3. Этап автоматизации звука
  4. Этап дифференциации звуков
  5. Этап выработки навыков самоконтроля

На        этапе        дифференциации        звуков        важно        проводит        работу        более тщательно и не только на слух, но и в произношении.

Подготовительный этап

На первом этапе первоначально формируем у ребѐнка понятие о мягкости и твѐрдости. Можно показать: мячики – пластмассовый и резиновый или кубики – деревянный и тряпичный. Здесь проводится весь комплекс логопедической работы – это и нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры (статика, динамика), работа над дыханием и развитием мелкой моторики и т.д.

При подборе артикуляционных упражнений учитывается структура нарушения в произношении:

Нет мягких

Излишнее смягчение

Нужно        укрепить        мышцы        языка        и выработать        подъѐм        средней        части

спинки языка

Нужно        расслабить                мышцы        языка, научить                опускать        среднюю                часть

спинки языка и выпрямлять

Научить язык двигаться вперѐд-назад:

в напряжении                в расслабленном виде Положение языка

Изогнут        Прямой

«Горка»        «Лопатка»

Артикуляционные упражнения Домик открывается Любопытный язык Улыбка – Хоботок

Оскал

Нормализация мышечного тонуса

Основная задача при дефекте смягчения – научить ребѐнка уметь перераспределять напряжение мышц артикуляционного аппарата. Здесь очень эффективно использовать изотонические упражнения с сопротивлением противодействием, т.к. они и укрепляют и расслабляют мышцы. Можно использовать ватные палочки (удержать палочку поднимая еѐ кончиком языка

, или язык в положении «Горка», а палочка под языком).

В более упорных случаях (без динамики) можно использовать элементы логопедического массажа с приѐмами классического: в первом случае, когда нет мягких – активирующий (укрепляющий), во втором – расслабляющий. Его можно выполнять только после консультации невропатолога.

Ещѐ один из видов логопедического массажа – самомассаж, его вполне можно проводить как индивидуально, так и с группой.

На последующих этапах работаем по известным методикам.

На этапе дифференциации не забываем про дифференциацию в произношении.

Чтобы отдифференцировать твѐрдые свистящие [с], [з] от мягких звуков, передняя часть спинки языка максимально приближается к резцам и язык сильнее выгибается и поднимается к нѐбу.

При произношении звуков [к], [г], [х] их мягкие пары отличаются тем, что кончик языка приближается к нижним зубам.

При переходе от [м] в [м'] – кончик языка прижимается к нижним зубам и спинка выгибается, также меняется напряжение губ.

Работая над вибрантом [р], следует обратить внимание на то, что при переходе от [р] к [р'] язык заметно перемещается вперѐд к верхним резцам. При [л] к [л'] наоборот – назад.

Рекомендации учѐных

Т.Б. Филичева рекомендует проводить коррекцию дефекта смягчения при помощи гласных [ы] и [и]. закрепить понятие твѐрдости и мягкости на

базе сохранных согласных звуков [к], [в], [п], [б] и др. (Эта методика неэффективна при работе с переднеязычными [т], [д], [н]).

М.А. Полякова рекомендует постановку мягких и твѐрдых звуков с опорой на мышечные ощущения твѐрдости-мягкости. Где отталкиваться следует от губных и губно-зубных звуков. Ставить в паре в такой последовательности [м], [б], [п] [в], [ф], [н] [д], [т].

О.В. Правдина рекомендует постановку звуков проводить с учѐтом:

  1. Уже правильно поставленных, опираясь на готовый артикуляционный уклад;
  2. На противопоставлении каких звуков более наглядно будет видна разница между парными мягкими и твѐрдыми звуками.

Согласные [т], [д], [н] удовлетворяют обоим поставленным условиям. Если положить два пальца (средний и указательный) на язык, то можно ощутить изменение напряжения языка и тактильно. Во время работы с этими звуками должно выработаться кинестетическое ощущение напряжения и расслабления языка, благодаря этому, аналогичная работа над другими звуками пройдѐт значительно легче и быстрее.

Ф.А. Рау, учитывая сложность артикуляции, рекомендует коррекцию дефекта проводить в следующей последовательности: [т]-[т'], [д]-[д'], [н]-[н'] [ф]-[ф'], [в]-[в'], [п]-[п'], [б]-[б'], [м]-[м'], [с]-[с'], [з]-[з'], [л]-[л'], [р]-[р'].

Этап постановки звуков Используем приѐмы:

  • по подражанию и показу артикуляции;
  • в слоге с помощью гласных [и]-[ы];
  • с механической помощью;
  • с использованием временного варианта (для звуков [л], [л']).

Приѐм основанный на подражании, предполагает слуховое восприятие мягких (твѐрдых) звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем. Следует пояснить ребѐнку, что при произнесении твѐрдых звуков язык имеет плоскую форму (показать), при произнесении мягких звуков язык упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твѐрдому нѐбу. В случае с губными тоже самое, только за закрытыми губами.

В слоге с помощью гласных [и]-[ы], более подробно описано в методике Т.Б. Филичевой.

Механический способ:

  • постановка заднеязычных [к], [г], [х] производится от базовых слогов: [к] от – та-тя-кя-ка, [г] от – да-дя-гя-га, [х] от – са-ся-хя-ха. В момент произнесения слога логопед постепенно отодвигает язык назад, в глубину рта, нажимая на переднюю часть спинки языка указательным пальцем пальцем ребѐнка до второй фаланги. При дефекте смягчения коррекцию следует проводить по методике Филичевой.
  • Постановку переднеязычных [т'], [д'], [н'] О.В. Правдина предлагает следующим образом: произносить многократно слоги ат или та с упором языка в нижние зубы, слегка нажать пальцем или шпатылем на

кончик языка. Это даст смягчение звука [т], т.е. слоги ать, тя. По аналогии можно получить слоги ань, ня, дя.

  • С механической помощью на начальном этапе можно получить [л'] с сильно выгнутой к твѐрдому нѐбу спинкой языка, при постановке временного нижнего варианта артикуляции этого звука. Следует удерживать кончик языка внизу при помощи шпателя. При этом заостряем внимание на том, что кончик языка упирается в нижние резцы, а передняя часть спинки образует смычку с альвеолами.
  • Твѐрдый звук [л] ставим от межзубных гласных [а] или [ы], предварительно уточнив их артикуляцию: а-л, мал, дал; ы-л, мыл. После чѐткой дифференциации твѐрдого и мягкого звука сможем перейти от нижней артикуляции [л] к более удобной верхней с сохранением необходимого подъѐмаспинки языка и значительной площадью еѐ соприкосновения с нѐбом.

Список литературы:

  1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В.М. Акименко. — Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  2. Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
  3. Крупенчук О.И., Воробьѐва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств.- СПб: Издательский Дом «Литера», 2010.
  4. Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: Практический курс. – М.: АРКТИ, 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дефект смягчения. Специфика работы.

В материале описывается дефект смягчения и как проводить его коррекцию....

Консультация для родителей. Профилактика нарушений письменной речи. Дефект смягчения согласных звуков у детей.

Дефект смягчения согласных звуков речи является одним из факторов риска, приводящих к возникновению трудностей в освоении в более старшем возрасте письменной речи, снижению успеваемости в школе....

Дефекты смягчения и их коррекция

Приходилось ли вам встречать детей, которые в разговоре смягчают согласные? Возникает такое чувство, будто им что-то мешает говорить. Они «сюсюкают», как полуторагодовалые малыши. Прислуша...

Артикуляционная гимнастика при дефекте смягчения

Артикуляционная гимнастика при дефекте смягчения...

Профилактика нарушений письменной речи. Дефект смягчения согласных звуков у детей.

В произношении согласных звуков, имеющих твердую и мягкую пары, наблюдаются дефекты смягчения, о которых необходимо знать и своевременно устранять. Это поможет в дальнейшем избежать трудностей и ошибо...

Дефекты смягчения согласных звуков у детей дошкольного возраста. Причины. Коррекция

Причины дефектов смягчения согласныз звуков у детей и их коррекция....